ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-13/19 от 06.02.2019 Калининского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 12-13/2019

Р Е Ш Е Н И Е

06 февраля 2019 года г. Новосибирск

Судья Калининского районного суда г. Новосибирска Аверина О.А., при секретаре Романовской С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Публичного акционерного общества «Новосибирский завод химконцентратов» на постановление заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Новосибирской области от 05 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении Публичного акционерного общества «Новосибирский завод химконцентратов» по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

ПАО «НЗХК» обратилось в суд с жалобой на постановление заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Новосибирской области от 05 декабря 2018 года о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, в которой просит постановление отменить и производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указано, что ПАО «НЗХК» привлечено к административной ответственности по ч.4 ст. 5.27 КоАП РФ за ненадлежащее оформление трудового договора. В постановлении указано, что вина в совершении вменяемого правонарушения подтверждается материалами дела: актом проверки, протоколом об административном правонарушении и иными материалами административного производства. В акте проверки от 04 декабря 2018 года указано, что в разделе 1 «Трудовой договор. Дисциплина труда» в нарушение ч.2 ст. 57 ТК РФ в трудовые договоры работников не включены обязательные условия о трудовой функции (не определена трудовая функция работников). Однако, данное утверждение противоречит содержанию трудовых договоров, заключенных ПАО «НЗХК». Определение понятию трудовая функция дано в ч.2 ст. 57 ТК РФ, а также упоминается в ст. 15 ТК РФ и п.1 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами РФ Трудового кодекса РФ». Трудовая функция – это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы. В письме Федеральной службы по труду и занятости от 21 января 2014 года также указано, что согласно ст. 57 ТК РФ наименование должности, профессии и специальности указывается в трудовом договоре в соответствии со штатным расписанием организации. В ПАО «НЗХК» во всех трудовых договорах наименование должностей, профессий, специальностей указаны в строгом соответствии с имеющимися штатными расписаниями. При проведении проверки ГИТ были предоставлены все трудовые договоры, заключенные ПАО «НЗХК» в 2018 году (на момент проведения проверки было заключено 40 трудовых договоров). В ПАО «НЗХК» все трудовые договоры оформлены в соответствии с требованиями ч.2 ст. 57 ТК РФ, трудовая функция работников определена и указана в трудовых договорах в полном соответствии со штатным расписанием. (л.д. 2-4).

В судебном заседании законный представитель ПАО «НЗХК» <данные изъяты> Е.П., действующая на основании доверенности от 26 декабря 2018 года (л.д. 38), доводы жалобы поддержала в полном объеме, представила дополнение к жалобе (л.д. 39-42) и дала соответствующие пояснения.

Должностное лицо – зам. начальника отдела Государственной инспекции труда Новосибирской обл. <данные изъяты> М.С. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 37 – почтовое уведомление).

Судья, выслушав пояснения законного представителя юридического лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что постановление заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Новосибирской области от 05 декабря 2018 года подлежит отмене по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что постановлением заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Новосибирской области от 05 декабря 2018 года ПАО «НЗХК» привлечено к административной ответственности по ч.4 ст. 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. (л.д. 5-9).

Частью 4 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения общества к административной ответственности на основании части 4 ст. 5.27 КоАП РФ послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении (л.д. 13-17) и акте проверки (л.д. 10-12) выводы о ненадлежащем оформлении трудовых договоров, а именно в нарушении ч.2 ст. 57 ТК РФ – в трудовые договоры работников не включены обязательные условия о трудовой функции (не определена трудовая функция работников).

Вместе с тем указанное постановление законным признать нельзя.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Из акта проверки от 04 декабря 2018 года, протокола об административном правонарушении от 04 декабря 2018 года и постановления о привлечении к административной ответственности от 05 декабря 2018 года не усматривается в каких конкретных трудовых договорах работодателем ПАО «НЗХК» допущены нарушения ч.2 ст. 57 ТК РФ в виде отсутствия указания трудовой функции работника.

В соответствии с приказом генерального директора ОАО «НЗХК» № 21/1232-П от 26 декабря 2014 года (л.д. 50-51), с 01 января 2015 года в ОАО «НЗХК» введена в действие форма трудового договора (Приложение № 1) (л.д. 52-56), где в п. 2.1 трудового договора предусмотрено указание профессии, должности, на которую принимается работник.

Кроме того, в п. 4.2.1 трудового договора предусмотрено, что работник обязан выполнять обязанности, предусмотренные ч.2 ст. 21 ТК РФ, действующей должностной или рабочей инструкциями.

В соответствии с приказом генерального директора ОАО «НЗХК» № 21/188-П от 13 февраля 2015 года (л.д. 57-58), с 20 февраля 2015 года в ОАО «НЗХК» введены в действие СТП 59-15 «Системы менеджмента. Порядок разработки должностных инструкций» (л.д. 59-63), в п. 6.1 которого предусмотрено, что содержание должностной инструкции должно отражать весь круг обязанностей работника и т.д.

Как следует из представленных ПАО «НЗХК» трудовых договоров, заключенных с <данные изъяты> В.Ю. 18 июня 2018 года (л.д. 22-23) и с <данные изъяты> Т.А. 10 октября 2018 года (л.д. 26-27) в п. 2.1 договора указано наименование профессии, должности, на которую принимается работник.

Также представлены разработанные и утвержденные по их должностям должностные инструкции, с которыми работники ознакомлены при заключении с ними трудового договора.

Проанализировав представленные доказательства, полагаю установленным, что ПАО «НЗХК» при заключении трудовых договоров в полной мере соблюдаются требования ч.2 ст. 57 ТК РФ и оснований для привлечения общества к административной ответственности не было.

Статьей 15 ТК РФ определены признаки трудовых отношений, возникающих между работником и работодателем. К ним, в частности, относится заранее установленная трудовая функция, выполняемая работником, то есть работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации или конкретный вид поручаемой работнику работы (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия, в частности, трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).

Из названной нормы следует, что под общим определением трудовой функции признается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы.

Фактически трудовая функция - это перечень действий, которые должен совершать работник, обладающий определенными знаниями и навыками. Должность, профессия и специальность - это понятия, служащие для объединения совокупности действий в одну организованную ячейку производственного процесса, позволяющие деперсонифицировать отдельные рабочие единицы. Для тех случаев, когда невозможно определить эту совокупность как включенную в рамки какой-либо должности, законодатель ввел понятие конкретного вида поручаемой работнику работы.

Таким образом, абзац 3 ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ, наряду с императивным предписанием о включении в трудовой договор условий о трудовой функции работника, раскрывает понятие трудовой функции работника, то есть в данной части является нормой-дефиницией и не возлагает на работодателя обязанность по включению всех элементов вышеобозначенного понятия в текст трудового договора.

Анализ изложенных правовых норм позволяет прийти к выводу, что не указание в трудовых договорах, заключенных ПАО «НЗХК», конкретного вида поручаемой работы, при указании наименования профессии, должности в соответствии со штатным расписанием, а также при указании того, что работники обязаны исполнять должностную инструкцию, с которой указанные работники ознакомлены и, в которой указаны их должностные обязанности, не противоречит действующему законодательству и не привело к нарушению трудовых прав работников.

Кроме того, судья учитывает, что статьи 8, 9, 15 Трудового кодекса РФ предоставляют сторонам трудового договора на основе достигнутых договоренностей определять, в том числе трудовую функцию (работу по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы), а работодателю - право принимать локальные нормативные акты.

Согласно ч. 1 ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу ч. 1 ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей (предусмотренных должностной инструкцией).

Таким образом, локальный нормативный акт - это внутренний документ работодателя, рассчитанный на неоднократное (многократное) применение и устанавливающий права и обязанности организации, всех или отдельных категорий ее работников в части, не урегулированной трудовым законодательством.

Особенностью же локальных ненормативных актов является то, что они содержат предписания индивидуального характера, обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу.

Таким образом, должностная инструкция относится к локальным нормативным актам и рассчитана на многократное применение, регламентирует вопросы исполнения трудовых обязанностей группой сотрудников ПАО «НЗХК», в то время как предписаний индивидуального характера указанный документ не содержит.

При таких обстоятельствах вывод должностного лица Государственной инспекции труда в Новосибирской обл. о совершении обществом административного правонарушения, обоснованным признать нельзя.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица от 05 декабря 2018 года в отношении ПАО «НЗХК» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, подлежат отмене.

Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях организации состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя начальника отдела Государственной инспекции труда в Новосибирской области от 05 декабря 2018 года о привлечении Публичного акционерного общества «Новосибирский завод химконцентратов» к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ - отменить, удовлетворив жалобу Публичного акционерного общества «Новосибирский завод химконцентратов».

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Публичного акционерного общества «Новосибирский завод химконцентратов» - прекратить.

Судья: Аверина О.А.