ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-13/19 от 08.04.2019 Енотаевского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

08 апреля 2019 г. с. Енотаевка

Енотаевский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Судаковой Е.В.,

при секретаре Голякевич Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу М.А.С. на постановление заместителя главного государственного инспектора Енотаевского района Астраханской области по использованию и охране земель о привлечении к административной ответственности по ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Енотаевского района Астраханской области по использованию и охране земель М.А.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В жалобе, поданной в Енотаевский районный суд Астраханской области ДД.ММ.ГГГГ заявитель, ссылается на незаконность оспариваемого акта, просит последнее отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.

В судебном заседании М.А.С. полностью поддержала жалобу, просила суд её удовлетворить.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении – заместитель главного государственного инспектора Енотаевского района Астраханской области по использованию и охране земель К.О.В.. с жалобой не согласна, просила суд оставить её без удовлетворения.

Выслушав М.А.С.., заместителя главного государственного инспектора Енотаевского района Астраханской области по использованию и охране земель К.О.В.., исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частями 1,2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательством по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие отсутствия события, административного преступления, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом. Объяснением лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а так же показанием специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, заслушиваются объяснения физического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключении эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 26 Земельного кодекса РФ, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV кодекса удостоверяются документами в соответствии с Федеральным Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно ст. 7.1 КоАП РФ, административной ответственности подлежит самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наказание административный штраф, в случае если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей.

Объективная сторона данного правонарушения представляет собой действие по самовольному занятию земельного участка (фактические завладение земельным участком, в том числе, незаконном размещением на нем строений).

Порядок предоставления гражданам земельных участков регламентируется Земельным Кодексом РФ.

В соответствии со ст. 31 Гражданского Кодекса РФ опека устанавливается для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

Согласно ст. 26 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об опеке и попечительстве» опекуны и попечители несут уголовную ответственность, административную ответственность за свои действия или бездействия в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии ст. 1076 ГК РФ вред, причиненный гражданином, признанным недееспособным, возмещает его опекун или организация, обязанная осуществлять за ним порядок, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

Как следует из материалов дела, согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки в отношении М.А.С. с целью осуществления муниципального земельного контроля на основании обращения от ДД.ММ.ГГГГ № ОГ-14 установлено, что собственником земельного участка по адресу: <адрес> является М.А.С., категории земель населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства, площадь <данные изъяты> кв.м., основание – свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ.

М.А.С. является инвалидом детства I группы, недееспособная. М.А.С. назначена опекуном недееспособной, в соответствии с распоряжением ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Енотаевского района» Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ

При проверке земельного участка установлено, что участок огорожен, во дворе, расположен жилой дом и хозяйственные постройки. К задней части земельного участка со стороны реки пристроены хозяйственные постройки и сенник, который расположен в 6 м. до яра. С краю построек имеются следы (навоз) пребывания крупного рогатого скота.

При обмере земельного участка, площадь составила <данные изъяты> кв.м. Разница площади по правоустанавливающему документу и фактическому использованию составляет <данные изъяты> кв.м. На разницу площади в <данные изъяты> кв.м. правоустанавливающих документов нет. Земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. используется без имеющих предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на данную площадь.

ДД.ММ.ГГГГ Заместителем главного государственного инспектора Енотаевского района Астраханской области по использованию и охране земель К.О.В. составлен протокол об административном правонарушении в отношении М.А.С. по статье 7.1 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том ичисле использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав.

Из протокола об административном правонарушении следует, что собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. является М.А.С., <данные изъяты> кв.м. используется без правоустанавливающих документов. М.А.С. является инвалидом детства 1 группы, недееспособная. Опекуном является М.А.С., в отношении которой составлен протокол об административном правонарушении.

ДД.ММ.ГГГГ в отношении М.А.С. опекуна М.А.С. вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ постановление получено М.А.С..

Из имеющихся в материалах дела объяснительной М.А.С. следует, что она является опекуном М.А.С.. При проверке земельного участка собственником, которого является её опекаемая М.А.С., выявлена превышающая площадь в <данные изъяты> кв.м. Данный участок они использовали для личного подсобного хозяйства. На задней части двора они прибавили постройки, которые необходимы для ведения ими хозяйства.

Сведений об устранении нарушений, получении правоустанавливающих документов на земельный участок 209,67 кв.м. в суд не представлено.

Таким образом, факт совершения М.А.С. административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, в ходе рассмотрения жалобы, нашел свое подтверждение, в связи с чем, судья делает вывод о доказанности вины М.А.С. в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ по совокупности вышеприведенных доказательств.

Ссылка заявителя на то обстоятельство, что она как опекун не отвечает за деяние недееспособной М.А.С. является неубедительной, противоречит требованиям Гражданского законодательства, поскольку опекун отвечает за имущественные действия недееспособного, захват земельного участка относится к имущественным отношениям.

Свидетель Б.Т.В.. пояснила в судебном заседании, что М.А.С. является опекуном М.А.С. в соответствии с распоряжением ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Енотаевского района» Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ

Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при производстве по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица из материалов дела не усматривается.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в соответствии с требованиями ст. 29.7, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Вопреки утверждению заявителя, оснований для прекращения производства по настоящему делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в том числе и по основанию отсутствия состава правонарушения, не имеется.

По своему содержанию доводы жалобы сводятся к переоценке доказательств и обусловлены позицией заявителя по делу, не согласного с выводами должностного лица о наличии в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 КоАП РФ,

решил:

Постановление заместителя главного государственного инспектора Енотаевского района в Астраханской области по использованию и охране земель от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ в отношении М.А.С. оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Жалоба на решение по делу об административном правонарушении может быть подана в Астраханский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии, через Енотаевский районный суд Астраханской области.

Судья: подпись Судакова Е.В.