ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-13/2017-7-111К от 11.07.2017 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья – Степанова Ю.Н. Дело №12-13/2017-7-111К

Р Е Ш Е Н И Е

11 июля 2017 года Великий Новгород

Судья Новгородского областного суда (Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 55, стр. 1) Сергейчик И.М., при секретаре Ивановой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке пересмотра жалобу защитника Мятиева А.А. – ФИО10. на решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области 11 января 2017 года, которым постановление № <...> главного специалиста-эксперта отдела охраны окружающей среды департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области, старшего государственного инспектора Новгородской области в области охраны окружающей среды ФИО11 от 18 октября 2016 года в отношении должностного лица – начальника <...>

Мятиева А.А., <...> года рождения, уроженца <...>, зарегистрированного по адресу: <...>

о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.45 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей,

у с т а н о в и л:

Постановлением № <...> от 18 октября 2016 года, вынесенным этим же должностным лицом, Мятиев А.А. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, Мятиев А.А. обратился с жалобой в Новгородский районный суд Новгородской области.

Решением судьи Новгородского районного суда от 11 января 2017 года, вынесенным по результатам пересмотра дела по жалобе Мятиева А.А., указанное постановление оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Новгородский областной суд, Мятиев А.А. полагает, что судьей Новгородского районного суда не рассмотрены в полной мере и не дана надлежащая оценка всем доводам заявителя, изложенным в жалобе, просит постановление должностного лица от 18 октября 2016 года и решение суда от 11 января 2017 года отменить, производство по делу об административном правонарушении – прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что на момент вступления в силу ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ), мост через реку Вишера на км 516+593 автодороги М-10 «Россия» был реконструирован (2004 год), соответствовал и соответствует действующим нормативам и ГОСТам. Межремонтный интервал для данного моста составляет 48 лет. При этом, отмечает, что ВК РФ и КоАП РФ не содержат указаний относительно порядка применения вновь введенных норм об обязанности оборудования очистными сооружениями объектов в водоохранных зонах к объектам, уже существующим на момент введения данных норм, что в свою очередь исключает вину должностного лица во вменяемом правонарушении. В жалобе Мятиев А.А. ссылается также на то, что <...>, являясь <...> и обеспечивая исполнение своих обязательств в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, принять решение и осуществить проектирование и реализацию мероприятий по установке очистных сооружений на мосту не в состоянии, поскольку финансируется <...> в пределах, установленных соответствующей сметой расходов. Каких-либо предписаний контролирующих органов по данному поводу ранее не имелось.

Изучив материалы дела, считаю, что Мятиевым А.А. срок обжалования решения судьи не пропущен.

Мятиев А.А. надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.

В судебном заседании защитник Мятиева А.А. – ФИО13 поддержала доводы, изложенные в жалобе, просила постановление должностного лица и решение судьи отменить.

Представитель Департамента ФИО14 против удовлетворения жалобы возражала.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в полном объеме, заслушав участвующих в деле лиц, прихожу к выводу, что оснований для отмены постановления должностного лица и решения судьи не имеется.

Судьей установлено и из материалов дела следует, что в связи с поступившей 06 сентября 2016 года в Департамент информации о разливах нефтепродуктов на акватории реки Вишера в районе н.п. Шарматово Новгород­ского района, должностным лицом Департамента 08 сентября 2016 года принято ре­шение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении на­чальника <...> Мятиева А.Л.

Также из материалов дела установлено, что в результате случившегося в ночь с 05.09.2016 на 06.09.2016 на мосту через реку Вишера федеральной автомобильной дороги М-10 «Россия» дорожно-транспортного происшествия, произошло загрязнение мостового полотна нефтепродуктами (топливо), которые в свою очередь по отводящим сооружениям моста в виде металлических труб протекли на подмостовую территорию (откосы моста, дорожное полотно под мостом и близлежащую террито­рию), находящуюся в границах водоохранной зоны реки Вишера.

За период с 06.09.2016 по 09.09.2016 службой Главного управления МЧС России по Новгородской области были приняты меры по ликвидации разливов нефтепродуктов с акватории реки Вишера, организована установка боновых заграж­дений в районе н.п. Губарево, сбор нефтепродуктов с поверхности воды. Обследованием акватории реки Управлением МЧС установлено, что в результате ДТП на мосту через реку Вишера произошел розлив дизельного топ­лива с последующим попаданием в реку Вишера.

Названная федеральная автомобильная дорога М-10 «Россия» от Москвы через Тверь, Великий Новгород до Санкт-Петербурга закреплена за <...> на праве оперативного управления.

Мятиев А.А. приказом <...> от 12.05.2015 № <...> назначен на должность начальника <...> с 12.05.2015 по 11.05.2020.

Согласно техническому паспорту левого моста через реку Вишера на км 516+593 автомобильной дороги М-10 «Россия» от Москвы через Тверь, Великий Новгород до Санкт-Петербурга «система водоотвода с мостового полотна» представлена водоот­водными трубками в количестве 16 штук d=0,15 м, «система водоотвода на подходах» представлена откосными лотками. Очистные сооружения на водоотводах не преду­смотрены. Грунты у основания опор моста (6 опор моста) дисперсные разнородные. Мост через реку Вишера является объектом, находящимся в границах се водоохран­ной зоны.

Отбор проб осуществлен специалистами филиала ФГБНУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» - «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Новгородской области».

Согласно представленным ЦЛАТИ по Новгородской области протоколам коли­чественного химического анализа грунта от 14.09.2016 <...> содержание нефтепродуктов в фоновой пробе составляет 0,038 г/кг, со­держание нефтепродуктов в пробе №<...> составило 0,061 г/кг, что в 1,6 раз превышает содержание нефтепродуктов по отношению к фоновой пробе, содержание нефтепро­дуктов в пробе №3 составило 1,10 г/кг, что в 29 раз превышает содержание нефтепро­дуктов по отношению к фоновой пробе.

По результатам административного расследования установлен факт эксплуатации левого моста через реку Вишера на км 516+593 автомобильной дороги М-10 «Россия», в нарушение требова­ний ст. 65 ВК РФ, при отсутствии сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов (река Вишера) от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод.

Согласно п. 19 ст. 1 ВК РФ сточные воды - это воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории.

Из частей 1 и 2 ст. 65 ВК РФ следует, что водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (ч. 16 ст. 65 ВК РФ).

Факт административного правонарушения и вина Мятиева А.А. в его совершении подтверждаются техниче­ским паспортом моста, фотоматериалами, пояснительной запиской по факту утечки нефтепродуктов на мосту через реку Вишера на км 516+593 автомо­бильной дороги М-10 «Россия» начальника <...> Мятиева А.А., протоколами количественного химического анализа грунта от 14.09.2016 №<...> информацией Главного управления МЧС России по Новгородской облас­ти, протоколом № <...> об административном правонарушении от 06 октября 2016 года представлением № <...> об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 18 октября 2016 года, и иными собранными по делу доказательствами.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, в связи с чем, судья обоснованно признал их допустимыми доказательствами, которые были положены в основу обжалуемого постановления, оценены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Пунктом 1 ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заявления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, влечет наложение административного штрафа на должно­стных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

При этом, данная норма является формальной, не предусматривает обязательное наступление негативных последствий в результате эксплуатации объектов в границах водоохранных зон с нарушением требований закона о наличии сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, а потому доводы защитника Мятиева А.А. о том, что вред причинен не в результате его действий (бездействия), а вследствие ДТП при наличии вскрытого для ремонта дорожного полотна на мосту асфальта, правового значения не имеют.

Судья районного судья и должностное лицо пришли к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) Мятиева А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, поскольку Мятиев А.А., являясь начальником <...>, осуществляет руководство деятельностью <...> и обеспечивает организацию административно-хозяйственной, финансовой и иной деятельностью <...>, несет ответственность нарушение законодатель­ства Российской Федерации.

Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено. То обстоятельство, что протокол об административном правонарушении составлен, а обжалуемое постановление вынесено одним и тем же должностным лицом, не свидетельствует об их незаконности и недопустимости, поскольку КоАП РФ такого запрета не содержит, при том, что оснований полагать наличие заинтересованности у должностного лица ФИО15 в отношении Мятиева А.А., не установлено.

По существу доводы жалобы не содержат новых аргументов, которые бы не исследовались судьей Новгородского районного суда Новгородской области при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Мятиева А.А. Эти доводы, включая довод о том, что капитальный ремонт данного моста был произведен до принятия ВК РФ и ст. 8.45 КоАП РФ, получили надлежащую правовую оценку в решении судьи, не согласиться с которой, оснований не имеется. Так, в ст. 65 ВК РФ содержится прямое указание на допущение эксплуатации только тех объектов в водоохранных зонах, которые обеспечивают охрану водных объектов от загрязнения. Отсутствие финансирования, а равно ранее выданных предписаний также не исключает вину Мятиева А.А. в несоблюдении вышеприведенных требований законодательства.

Представленные защитником Мятиева А.А. - ФИО16 в Новгородский областной суд в качестве доказательств дополнительные документы, в том числе, инженерный проект (Том 1 пояснительная записка), акт государственной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного капитальным ремонтом моста с фотоматериалами и ведомостью недоделок, технический паспорт моста, государственный контракт с техническим заданием и ведомостью работ на планово-предупредительный ремонт моста, не исключают вины Мятиева А.А. во вменяемом правонарушении, поскольку не свидетельствуют об отсутствии нарушений положений ст. 65 ВК РФ в части недопущения эксплуатации хозяйственного объекта, расположенного в границах водоохранной зоны, без оборудования его сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта (реки Вишера) от загрязнения.

Предусмотренные на данном мосту водоотводные и природоохранные устройства (водоотводные трубки, матрас <...> не соответствуют требованиям ч. 16 ст. 65 ВК РФ и фактически не обеспечили охрану водоохранной зоны реки Вишера от загрязнения в ночь с 05 на 06 сентября 2016 года.

Административное наказание назначено Мятиеву А.А. в минимальном размере в соответствии с санкцией, установленной ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств по делу и требований ст. ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ. Оснований для изменения наказания не усматриваю.

Со стороны Митяева А.А. неоправданно допущено нарушение, посягающее на интересы общества и государства в области охраны окружающей среды и природопользования.

Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении и решение по жалобе на него являются законными и обоснованными.

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

Постановление № <...> главного специалиста-эксперта отдела охраны окружающей среды департамента природных ресурсов и экологии Новгородской области, старшего государственного инспектора Новгородской области в области охраны окружающей среды ФИО17 от 18 октября 2016 года и решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 11 января 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, в отношении Мятиева А.А. оставить без изменения, жалобу защитника Мятиева А.А. – ФИО18 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента вынесения.

Судья Новгородского

областного суда И.М. Сергейчик