Дело №
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
24 мая 2021 г. п. Березово
Судья Березовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Давыдов А.А., с участием помощника судьи Исмаиловой Н.Ю., рассмотрев жалобу АО «Россети Тюмень» на постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ начальника Березовского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры ФИО3 в отношении АО «Россети Тюмень» в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.27 КоАП РФ,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в Березовский районный суд ХМАО-Югры поступила жалоба АО «Россети Тюмень» на постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ начальника Березовского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры ФИО3 в отношении АО «Россети Тюмень» в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.27 КоАП РФ.
Согласно существа жалобы и дополнений к ней указано, что обжалуемое постановление вынесено незаконно и необоснованно, вина АО «Россети Тюмень» не доказана материалами дела, при проведении проверки в отношении АО «Россети Тюмень» со стороны Природнадзора Югры были нарушены нормы закона о проведении проверки в отношении юридического лица. Согласно обстоятельств дела на ране выданном земельном участке в 2011 году было построено объект «<данные изъяты> для его строительства и ввода в эксплуатацию были установлены охранные зоны, которые находятся в соответствующем реестре. Для строительства и эксплуатации объекта были заключены договора аренды лесных участков на которых была произведена вырубка леса, что произошло в 2011 году. В дальнейшем в ходе инвентаризации было установлено, что объект «<данные изъяты>» выходит за пределы земельного участка на котором был выстроен и в 2018 году был заключен еще один договор аренды лесного участка для приведения в соответствие в нормами земельного и лесного законодательства. На момент заключения данного договора лесные насаждения на земельном лесном участке уже отсутствовали. Работником организации был составлен отчет об использовании лесов, в котором было указано, что на лесном участке была осуществлена вырубка леса, хотя фактически таких обстоятельств не происходило. По настоящему делу никакого расследования не происходило, административный орган ограничился ранее направленными в Природнадзор Югры документами. Возражения оставлены без внимания. Ранее данные обстоятельства уже были предметом рассмотрения дела об административном правонарушении, по результатам которого было вынесено постановление о прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения. Заявитель просит постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ начальника Березовского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры ФИО3 в отношении АО «Россети Тюмень» признать незаконным и отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Представитель АО «Россети Тюмень» ФИО4 в судебном заседании просила жалобу удовлетворить по изложенным в ней доводам с учетом дополнений, которые были представлены в суд. Считает, что вина юридического лица не доказана, в данном случае отсутствует событие административного правонарушения.
Свидетель ФИО5 в судебном заседании показал, что он работает в АО Тюменьэнерго и занимается вопросами земельного-правового сопровождения деятельности организации. По использованию лесного участка при строительстве объекта «<данные изъяты>» может сообщить, что при строительстве данного объекта земельный участок и санитарная зона были очищены от леса в 2011 году, в дальнейшем в результате установления несоответствия расположения объекта на кадастровой карте, было заключено соглашение по аренде лесного участка уже занятом объектом. И в целях приведения в соответствие документов он составил отчет об использовании лесоучастка в котором указал, что осуществлена вырубка, что фактически в действительности не происходило, так как на данном месте уже существовал выстроенный объект.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, представил заявление об отложении судебного заседания в связи со смертью лица, вынесшего обжалуемое постановление.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении не явилось, о времени и месте судебного заседания уведомлено.
Судом принято решение о продолжении судебного заседание в отсутствие неявившихся лиц административного органа, так как не считает их явку обязательной при рассмотрении настоящего дела. Ходатайство об отложении дела не подлежит удовлетворению, так как смерть лица, вынесшего обжалуемое постановление, не является основанием для отложения рассмотрения жалобы по делу.
Согласно договора аренды лесного участка №-ДА от ДД.ММ.ГГГГ Департамент природных ресурсов Югры предоставил в аренду АО «Тюменьэнерго» лесной участок <данные изъяты>, на котором имеются лесные насаждения. Был составлен акт о приеме передаче лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ рубка леса на лесном участке <данные изъяты> не производилась.
Согласно проекта освоения лесов на лесной участок площадью 0<данные изъяты> на участке имеются эксплуатационные леса, мягколиственные, указан проектируемый объем рубок на 2018-2019 года всего 0,0094 кубометров, указано, что рубка лесных насаждений на арендуемом участке не планируется (п.4.2, 7.1.3)
Согласно договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ Департамент природных ресурсов Югры предоставил в аренду АО «Тюменьэнерго» лесной участок <данные изъяты> Куда входил лесной участок в лесном квартале 1090 (5,8) площадью 1,3892
Согласно акта приема передачи от ДД.ММ.ГГГГ комиссия по приемке рекультивированных земель установила что на предоставленном в аренду участке лесного фонда имеются характеристики лесных участков в том числе лесной участок в лесном квартале 1090 (5,8) площадью 1,3892 под вырубку.
Согласно выписки из ЕГРН объект недвижимости <данные изъяты> находится в собственности АО «Тюменьэнерго» с ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения о формировании объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и разрешения о вводе в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно договора аренды лесного участка №-ДА от ДД.ММ.ГГГГ Департамент природных ресурсов Югры предоставил в аренду АО «Тюменьэнерго» лесной участок для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов не связанных с созданием лесной инфраструктуры площадью 1,1066 га под объект «<данные изъяты>» в том числе находящийся в лесном квартале 1090 (5,8) площадью 0,4981 га с запасом древесины под вырубку.
Согласно постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что по сообщению АО «Россети Тюмень» арендовало лесной участок в Березовском участковом лесничестве, урочище Березовское <данные изъяты> на основании договора аренды №-ДА от ДД.ММ.ГГГГ общей площадью 0,0298 га. В таксационных материалах лесничества на лесном участке числились молодняк породы Березы, объемом 6 кубометров. Данный лесной участок был арендован под строительство <данные изъяты> и после окончания строительства был сдан в гослесфонд. Мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению не проводились, что является нарушением требований лесного законодательства по воспроизведению лесов и лесоразведению согласно Федерального закона от 19.07.2018 №212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной Кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» в части совершенствования воспроизводства лесов по форме №1-ИЛ за 2019 год проведена рубка лесных насаждений на площади 0,0298 га. По делу проведена административное расследование, по результатам которого должностное лицо пришел к выводу, что Проектом освоения лесов не предусмотрены мероприятия по выполнению работы по лесовосстановлению или лесоразведению, по разработке Проекта Лесоразведения на основании ст.63.1 ЛК РФ у АО «Россети Тюмень» не возникла обязанность выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта РФ на площади равной вырубленных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан. Не был установлен факт возникновения обязанности проведения мероприятий по лесовосстановлению и лесовразведению, так как проведение данных работ не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с ч.3 п.1 ст.43, ч.4 ст.45 ЛК РФ. Предоставленный в аренду лесной участок по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ не может являться местом совершения административного правонарушения пост.8.27 КоАП РФ. Производство по делу об административном правонарушении прекращено в отношении АО «Россети Тюмень» пост.8.27 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Согласно обжалуемого постановления указано, что ДД.ММ.ГГГГ в Березовский отдел Прироодназора Югры поступило сообщение о нарушении природоохранного законодательства в котором указано, что АО «Россети Тюмень» арендовало лесной участок в Березовском участковом лесничестве, урочище Березовское <данные изъяты> на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ общей площадью 0,0298 га. В таксационных материалах лесничества на лесном участке числились молодняк породы Березы, объемом 6 кубометров. Данный лесной участок был арендован под строительство <данные изъяты> и после окончания строительства был сдан в гослесфонд. Мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению не проводились, что является нарушением требований лесного законодательства по воспроизведению лесов и лесоразведению согласно Федерального закона от 19.07.2018 №212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной Кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» в части совершенствования воспроизводства лесов по форме №1-ИЛ за 2019 год проведена рубка лесных насаждений на площади 0,0298 га. Должностным лицом было установлено, что согласно лесной декларации и отчета по форме №1-ИЛ за период с января-декабрь 2019 года произведена сплошная рубка лесных насаждений на площади 0,0298 га объемом 6 кубометров. АО «Росстети Тюмень» не направлялось в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению. Должностное лицо административного органа пришло к выводу о наличии у АО «Россети Тюмень» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.27 КоАП РФ, признало его виновным и назначил наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей. В обосновании вины сослался на отчет по форме №1-ИЛ о проведенной рубке лесов за январь-декабрь 2019 года и отсутствия сведений о лесовосстановлении или лесоразведения. Сослался на то. что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении № было вынесено ДД.ММ.ГГГГ до момента окончания исполнения обязанности для выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению.
В соответствии со ст.8.27 КоАП РФ нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ст. 61 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 года №200-ФЗ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству.
В соответствии со ст. 62 Лесного кодекса Российской Федерации лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений. Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч.1 и 3 ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации (введена 19.07.2018 года, начало действия с 01.01.2019 года) лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предусмотренная частью 1 настоящей статьи обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок лесных насаждений в соответствии с частью 3.1 статьи 43, частью 4 статьи 45 настоящего Кодекса в границах созданных охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
В соответствии с п.11 «Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 года № 566 лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, и лица, обратившиеся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, обязаны в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации или с даты внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в Единый государственный реестр объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению.
Согласно отчета по форме №1-ИЛ АО «Россети Тюмень» указало об осуществлении рубки за январь-декабрь 2019 года (раздел 3). Однако, данный отчет, находящийся в материалах дела фактически не читаем, плохо различается. ФИО3 декларации от ДД.ММ.ГГГГ указано о намерении произвести сплошную рубку древесины в 2019 году породы Б объемом 6 кубометров в лесном квартале 1090 (5, 8) площадью 0,0298 на объекте <данные изъяты>
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
В соответствии п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Как установлено в судебном заседании обстоятельствами правонарушения является сообщение о нарушении природоохранного законодательства, а именно, что АО «Россети Тюмень» арендовало лесной участок <данные изъяты> на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ общей площадью 0,0298 га. В таксационных материалах лесничества на лесном участке числились молодняк породы Березы, объемом 6 кубометров. Данный лесной участок был арендован под строительство <данные изъяты> и после окончания строительства был сдан в гослесфонд. Мероприятия по воспроизводству лесов и лесоразведению не проводились, что является нарушением требований лесного законодательства по воспроизведению лесов и лесоразведению согласно Федерального закона от 19.07.2018 №212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной Кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» в части совершенствования воспроизводства лесов по форме №1-ИЛ за 2019 год проведена рубка лесных насаждений на площади 0,0298 га. Должностным лицом было установлено, что согласно лесной декларации и отчета по форме №1-ИЛ за период с января-декабрь 2019 года произведена сплошная рубка лесных насаждений на площади 0,0298 га объемом 6 кубометров, а сведений о лесовосстановлении или лесоразведении за произведенную рубку не имеется.
Судом так же установлено, что по данным обстоятельствам имеется не отмененное постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ за отсутствием события административного правонарушения, что является безусловным основанием для отмены обжалуемого постановления и прекращения производства по делу.
Отсылка в обжалуемом постановлении на вынесение постановления о прекращении дела в период до момента окончания исполнения обязанности для выполнения работ по лесовосстановлению и лесоразведению в данном случае не имеет правового значения, так дело об административном правонарушении было прекращено по иному основанию.
Не смотря на данные обстоятельства, суд считает вину АО «Россети Тюмень» в совершении указанного правонарушения не доказанной, несмотря на имеющиеся документы по отчету о проведенной рубке, фактически административным органом не установлено проводилась рубка или нет, так как в деле имеются две лесных декларации, в одной указано, что рубка будет осуществляться (от февраля 2019 года), в другой - рубка не осуществлялась (декабрь 2019 года).
Вывод о произведенной рубке был сделан только на основании имеющегося отчета, без выяснения всех обстоятельств по делу, в том числе без принятия во внимание возражений АО «Россети Тюмень» до составления протокола об административном правонарушении, о том, что рубка лесных насаждений не осуществлялась
Так как материалы дела не содержат объективных доказательств о произведенной рубке в определенном объеме на лесном участке определенной площадью, а данные обстоятельства должны были быть доказаны административным органом, следовательно, у АО «Россети Тюмень» отсутствует обязанность по воспроизводству лесов и лесоразведению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ начальника Березовского отдела Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры ФИО3 в отношении АО «Россети Тюмень» в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.27 КоАП РФ отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в порядке главы 30 КоАП РФ.
Судья А.А.Давыдов