ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-13/2021 от 28.12.2021 Саянского районного суда (Красноярский край)

Административной материал

УИД 24RS0-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 декабря 2021 года <адрес>

Судья Саянского районного суда <адрес>ФИО4,

С участием лица привлеченного к административной ответственности ФИО2

рассмотрев в судебном заседании административное дело по жалобе ФИО2 на постановление заместителя начальника Управления Россельхознадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО2 к административной ответственности по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ

Постановлением заместителя начальника Управления Россельхознадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО2 привлечена к административной ответственности по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ. Административное наказание определено в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, лицо, привлеченное к административной ответственности, ФИО2 обжаловала данное постановление, считает его незаконным и необоснованным, просит суд отменить обжалуемое постановление, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы ссылается на то, что ею представлены доказательства факта очи тки земельного участка от зарастания в 2020 году. Размер штрафа несоизмерим размером получаемой ею пенсии, с ее материальным положением одиноко проживающей пенсионерки, ветерана труда <адрес>.

В судебном заседании ФИО2 поддержала жалобу, просила наказание в виде штрафа отменить.

Суд, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения жалобы.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации (подп. 2, 3 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

На основании ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Как следует из материалов дела Управления Россельхознадзора по <адрес> от государственным инспектором отдела государственного земельного надзора ФИО1 проведена внеплановая документарная проверка в отношении гражданки ФИО2 с целью проверки информации, указанной в мотивированном представлении от ДД.ММ.ГГГГ должностного лица Управления по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с правообладателем земельного участка, о возникновении угрозы причинения вреда на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 24:33:3700008:304.

Согласно имеющимся документам (акт планового (рейдового) осмотра, обследования от ДД.ММ.ГГГГ с приложением: фототаблица, карта - схема, выписка из ЕГРН), актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами дела установлено следующее.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости от 27.04.2021 № КУВИ-0Э2/2021-46950673 установлено, что земельный участок с кадастровым номером 24:33:3700008:304, расположенный по адресу: <адрес>, в 2500 м по направлению на северо-запад от <адрес>. обшей площадью 111900 кв.м, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. вид разрешенного использования -для сельскохозяйственного производства, находится в собственности у ФИО2, дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

Осмотром земельного участка с кадастровым номером 24:33:3700008:304 общей площадью 11.2 га ДД.ММ.ГГГГ с 12 ч. 20 мин. до 13 ч. 20 мин. (акт планового (рейдового) осмотра, обследования от ДД.ММ.ГГГГ) зафиксировано, что на всей площади 11,2 га земельного участка в вегетационный период 2020 года ФИО3 не проводились мероприятия: по воспроизводству плодородия земель, направленных на сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения; по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями, сорными растениями, в результате чего весь земельный участок на площади 11,2 га зарастает сорной растительностью следующего видового состава: полынь обыкновенная, тысячелистник обыкновенный, кипрей, пастернак, подорожник, льнянка, а также древесной растительностью - лиственница, береза, ива. Почвенный покров земельного участка представлен дерниной, густо заросший травянистой растительностью. Сорные растения до 1 м высотой находятся в засохшем (увядшем) состоянии, которые имеют фрагменты семян. исходя из чего можно сделать вывод о том, что за вегетационный период 2020 года сорные растения не уничтожались и прошли все фазы роста и развития растений от вехе доз до образования семян. На участке отсутствуют признаки сенокошения и возделывания сельскохозяйственных культур. Процент залесенности составляет 4,5% площади участка. На участке имеется закочкаренность. Весь земельный участок с кадастровым номером 24:33:3700008:304 на площади 11,2 га в вегетационный период 2020 года не использовался в целях сельскохозяйственного производства собственником в целях охраны земель не проводились обязательные мероприятия по защите земель от зарастания деревьями, сорной растительностью, что привело к его зарастанию деревьями, сорными растениями.

На земельном участке с кадастровым номером 24:33:3700008:304 на площади 11,2 га согласно второму абзацу пункта 1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ имеются признаки неиспользования по целевому назначению, а именно наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания сорными растениями по перечню согласно, приложения. Процент зарастания сорными растениями составляет 100% площади участка.

Длительное неиспользование сельскохозяйственных земель для сельскохозяйственного производства приводит к снижению качественных показателей состояния сельхозугодий и их сельскохозяйственной ценности, а в дальнейшем приводит к истощению почв и деградации земель, а также к выводу их из сельскохозяйственного оборота. В результате неиспользования земельного участка с кадастровым номером 24:33:3700008:304 в соответствии с категорией и разрешенным видом использования происходит ухудшение мелиоративного состояния угодья, деградация технологической поверхности - задернение и закочкаривание почвенного покрова.

Зарастание сорной растительностью негативно сказывается на фитосанитарном состоянии земельного участка и приводит к разносу семян сорных растений на прилегающие участки.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе и место совершения административного правонарушения.

На дату окончания внеплановой документарной проверки ДД.ММ.ГГГГФИО2 не представлены пояснения по факту не проведения мероприятий по борьбе с сорной и древесной растительностью на земельном участке с кадастровым номером 24:33:3700008:304 на площади 11,2 га в вегетационный период 2020 года.

В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного установлены ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны обеспечивать проведение мероприятий до воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий.

Из совокупности вышеуказанных норм вытекает обязанность ФИО2 соблюдать требования земельного законодательства РФ.

Таким образом, ФИО2 на земельном участке с кадастровым номером 24:33:3700008:304 площадью 11,2 га в вегетационный период 2020 года не проводились мероприятия по воспроизводству плодородия земель (мелиоративные и иные), по защите сельскохозяйственных земель от зарастания деревьями, сорной растительностью, что привело к зарастанию древесной, сорной растительностью указанного земельного участка на площади 11.2 га, тем самым не выполняются установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель и охране почв от процессов негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель сельскохозяйственного назначения.

Бездействие ФИО2 по проведению мероприятий по защите земель от зарастания деревьями, сорной растительностью (по проведению предупредительных, истребительных, иных мер борьбы с сорняками, направленных на ликвидацию источников и устранение путей распространения сорняков), по воспроизводству плодородия земель на земельном участке с кадастровым номером 24:33:3700008:304 привело к нарушению вышеуказанных требований законодательства.

Фактические обстоятельства невыполнения ФИО2 установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которые получены в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ при вынесении постановления должностного лица.

Оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств не имеется. Собранные доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, в своей совокупности достаточны для установления вины ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Право названного лица на защиту при производстве по делу не нарушено.

Административное наказание назначено согласно санкции части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере, законных оснований к снижению размера административного штрафа не имеется.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу допущено не было, нормы материального права применены правильно. Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения, о том, что работа по уничтожению сорных растений на указанном земельном участке велась в 2020 году, опровергнуты материалами административного производства, согласно которым на время проверки зарастание составляло 100% площади земельного участка..

Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа, достоверно установив факт нарушения требований по надлежащему использованию земельного участка с кадастровым номером, что выразилось в наличии естественной многолетней растительности, отсутствии признаков проведения сельскохозяйственных мероприятий, пришли к обоснованным выводам о том, что ФИО2, являясь собственником данного земельного участка, нарушила вышеприведенные требования закона, в связи с чем она обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом, вынесшим постановление, норм КоАП РФ и положений законодательства, подлежащих применению к указанным правоотношениям, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса. Противоречий между представленными в дело доказательствами не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в отсутствие ФИО2, заблаговременно надлежащим образом извещенной о дне и месте рассмотрения дела, в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела. Права, предусмотренные ст. 51 Конституции Российской Федерации и ст. 25.1 КоАП РФ, разъяснены, копия протокола вручена в установленном законом порядке.

О рассмотрении дела должностным лицом ФИО2 была уведомлена надлежащим образом, однако на рассмотрение дела не явилась, ходатайств об отложении не представила, распорядившись своими процессуальными правами по своему собственному усмотрению.

В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, исследованные в ходе рассмотрения дела доказательства. Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении ФИО2 вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, является законным и обоснованным. Административное наказание ФИО2 назначено в соответствии с санкцией ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, является справедливым.

Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

Руководствуясь ст.30.6-30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ

В удовлетворении жалобы ФИО2 на постановление заместителя начальника Управления Россельхознадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО2 к административной ответственности по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Саянский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья: ФИО4