ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-13/2022 от 06.04.2022 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Федорова Л.П. дело № 12-13/2022

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск 7 – 306/2022 06 апреля 2022 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ушакова С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Ханты-Мансийского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора Югры, старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды (ФИО)2 на решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата), вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз»,

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника Ханты-Мансийского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора Югры, старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды (ФИО)2(номер) от (дата) юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» (далее - ООО «РН-Юганскнефтегаз», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей за то, что (дата) по адресу: (адрес) допустило нарушение природоохранного законодательства, выразившееся в неисполнении в период с (дата) по (дата) обязанности по проведению работ по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений – <данные изъяты> га, чем нарушило требования части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 07 мая 2019 года № 566 «Об утверждении Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка».

Решением судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата) указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения.

В жалобе, поступившей на рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, начальник Ханты-Мансийского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора Югры, старший государственный инспектор Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды (ФИО)2 просит решение судьи Нефтеюганского районного суда отменить, возвратить дело на новое рассмотрение.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, возражения на жалобу, заслушав (ФИО)3, действующую в интересах ООО «РН-Юганскнефтегаз», оснований для отмены судебного решения не нахожу.

Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» по статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья пришел к выводу, что Обществом приняты все зависящие от юридического лица меры и действия, которые свидетельствовали о стремлении юридического лица исполнить возложенные на него обязанности и не допустить совершение административного правонарушения.

С таким выводом судьи следует согласиться.

Так, из материалов дела усматривается, что в 2019 году ООО «РН-Юганскнефтегаз» осуществляло использование лесов в соответствии со статьей 43 Лесного кодекса Российской Федерации в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых на территории Самаровского лесничества Ханты-Мансийского района на основании договоров аренды лесных участков (номер) от (дата) и (номер) от (дата).

Согласно лесным декларациям (номер) от (дата) и (номер) от (дата) Общество заявило о проведении сплошной рубки лесных насаждений по (дата) на площади соответственно <данные изъяты> га и <данные изъяты> га.

В соответствии с отчетами об использовании лесов за (дата) ООО «РН-Юганскнефтегаз» в 2019 году фактически проведена сплошная рубка лесных насаждений площади <данные изъяты> га и <данные изъяты> га.

Таким образом, у ООО «РН-Юганскнефтегаз» возникла обязанность провести работы по лесовосстановлению и лесоразведению в границах территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений.

В целях лесовосстановительных работ ООО «РН-Юганскнефтегаз» обратилось в Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры о закреплении за ним участков для проведения компенсационных мероприятий. Участки были выбраны из размещенного на сайте Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры реестра «Фонд земель для проведения «компенсационного» лесовосстановления в рамках реализации Федерального закона от 19 июля 2018 года №212-ФЗ на территории Нефтеюганского лесничества, Юнг-Яхского участкового лесничества (том 1 л.д 52).

Указанные лесные участи были зарезервированы за ООО «РН-Юганскнефтегаз», что подтверждается ответом должностного лица Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры (номер) от (дата) (том 1 л.д. 53).

Однако, согласно ответов, полученных Обществом из Нефтеюганского территориального отдела – лесничества, Самаровского территориального отдела - лесничества, Юганского территориального отдела – лесничества, участки, пригодные для проведения лесовосстановительных работ, отсутствуют (том 1 л.д. 55, 57, 58).

Ввиду отсутствия лесных участков для проведения лесовосстановительных работ ООО «РН-Юганскнефтегаз» в Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры направлены обращения за разъяснениями дальнейших действий (от (дата) исх. (номер); от (дата) исх. (номер); от (дата) исх. (номер); (дата) исх. (номер)). Однако ответы и пояснения по поводу дальнейших действий в адрес Общества не поступили ( том 1 л.д. 60-67).

В течение 2019 – 2021 г.г. ООО «РН-Юганскнефтегаз» неоднократно обращалось в Департамент недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры, а так же территориальные отделы-лесничества с намерением провести работы по лесовосстановлению и согласовать лесные участки для их проведения. Обществом также неоднократно указывалось, что информация о земельных участках для проведения лесовосстановительных работ, размещенная в реестре на сайте Департамента, является недостоверной, обследование, предшествующее принятию Департаментом решения о включении участков в реестр, не проводилось, что препятствует реализации лесопользователями права выбора земель для проведения работ по лесовосстановлению и исполнению ими соответствующей обязанности (том 1 л.д. 68-83).

В силу закона на Общество возложена обязанность выполнить работы по лесовосстановлению и лесоразведению в границах территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры не позднее, чем через один год, после рубки лесных насаждений и в соответствии с проектом лесовосстановления. Вместе с тем, получение уведомления о согласовании или об отказе в согласовании выбранных земель является существенным обстоятельством, предопределяющим дальнейшую возможность производить работы по лесовосстановлению.

Лесовосстановление осуществляется на основании проекта лесовосстановления, который разрабатывается на конкретный участок с учетом погодных условий, особенностей почв растительности и прочего. Разработка проекта лесовосстановления возможна только после натурного и лесопатологического обследования и закрепления участка за юридическим лицом, что осуществляется Департаментом и выражается в форме уведомления, предусмотренного пунктом 12 Правил выполнения работ по лесовосстановлению.

Нельзя не согласиться с доводами представителя ООО «РН-Юганскнефтегаз», что разработка проекта лесовосстановления и тем более выполнение каких-либо работ на участке до получения соответствующего согласования от уполномоченного органа не только нецелесообразно, но и незаконно, поскольку до получения такого уведомления и закрепления участка у Общества не имеется законных оснований на нем находиться.

Материалами дела подтверждается, что ООО «РН-Юганскнефтегаз» неоднократно обращалось в Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с ходатайством о намерении провести работы по лесовосстановлению.

Неоднократность обращения ООО «РН-Юганскнефтегаз» в Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры не свидетельствует о бездействии Общества и не образует в данном случае объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Несогласие начальника Ханты-Мансийского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора Югры с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Кроме того, согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок давности привлечения к административной ответственности лица за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.27 названного Кодекса, составляет один год.

К настоящему времени годичный срок давности привлечения ООО «РН-Юганскнефтегаз» к административной ответственности истек, так как правонарушение было совершено (дата).

Решением судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата) производство по делу об административном правонарушении прекращено.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.

Исходя из системного толкования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим дальнейшее производство по делу об административном правонарушении, а также исключающим возможность обсуждения вопроса о вине лица в совершении правонарушения.

В связи с чем, в настоящее время не может рассматриваться вопрос о виновности ООО «РН-Юганскнефтегаз» в совершении административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата) подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.9, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата), вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» оставить без изменения, жалобу начальника Ханты-Мансийского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Природнадзора Югры, старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды (ФИО)2 – без удовлетворения.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры подпись С.М. Ушакова

Копия верна:

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры С.М. Ушакова