дело № 12-158/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
г.Кемерово «25» марта 2011 года
Центральный районный суд г. Кемерово
В составе председательствующего судьи Вялова А.А.,
С участием представителя заявителя ФИО1
Государственного инспектора труда в Кемеровской области ФИО2
рассмотрев жалобу Открытого акционерного общества «Теплоэнерго» на постановление №05/15/44/15 от 22.02.2011г. Государственного инспектора труда в Кемеровской области ФИО2 по делу об административном правонарушении, суд
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением №05/15/44/15 от 22.02.2011г. Государственного инспектора труда в Кемеровской области ФИО2 по делу об административном правонарушении ОАО «Теплоэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.27 ч.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
С указанны постановлением ОАО «Теплоэнерго» не согласно, в связи с чем, обратились в суд с жалобой, в которой указывают, что при составлении протокола об административном правонарушении от 11 февраля 2011 года законному представителю юридического лица, в отношение которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении. В нарушение пункта 3 статьи 28.2 КоАП РФ законному представителю ОАО «Теплоэнерго» права, предусмотренные частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, разъяснены не в полном объеме: не разъяснено право представлять доказательства, заявлять отводы участникам производства. В нарушение указанного требования протокол от 11 февраля 2011 года не содержит достаточных данных о событии административного правонарушения, за которое ОАО «Теплоэнерго» привлечено к административной ответственности, поскольку ничем не доказано ни наличие сверхурочных работ, ни количество сверхурочных часов, не оплаченных ОАО «Теплоэнерго» своим работникам. Как указывает Главный государственный инспектор труда в Акте проверки от 11 февраля 2011 года (л.3 Акта), «официально утвержденного порядка подсчета сверхурочного времени по итогам учетного периода нормативными актами не предусмотрено». Не указано, каким образом Главный государственный инспектор труда произвел расчет количества сверхурочных часов отработанных каждым из указанных в протоколе работников. Не указаны конкретные нарушения, допущенные ОАО «Теплоэнерго» в порядке подсчета, отсутствуют ссылки на нормативные акты, которые нарушены ОАО «Теплоэнерго» при подсчете сверхурочных часов при суммированном учете рабочего времени с учетным периодом, установленным Правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором ОАО «Теплоэнерго». Просит постановление отменить.
В соответствии со ст. 30.6 ч.3 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Представитель заявителя ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании жалобы поддержала в полном объеме. Просила постановление отменить.
Государственный инспектор труда в Кемеровской области ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании, возражала против доводов жалобы, предоставила письменное возражение на жалобу, которое было приобщено к материалам дела. Просил оставить жалобу ОАО «Теплоэнерго» без удовлетворения.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что №05/15/44/15 от 22.02.2011г. Государственного инспектора труда в Кемеровской области ФИО2 по делу об административном правонарушении ОАО «Теплоэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.5.27 ч.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Доводы заявителя ОАО «Теплоэнерго» о том, что законному представителю ОАО «Теплоэнерго» права, предусмотренные частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, разъяснены не в полном объеме: не разъяснено право представлять доказательства, заявлять отводы участникам производства, суд расценивает несостоятельными, поскольку как следует из протокола №05/15/44/15 от 11.02.2011г. об административном правонарушении представителю ОАО «Теплоэнерго» - генеральному директору ФИО3 были под роспись разъяснены права предусмотренные ст. 25.1 ч.1 КоАП РФ. Указанный протокол составлен с соблюдением требований закона, противоречий не содержит, замечаний, дополнений и ходатайств в момент составления протокола генеральный директор ОАО «Теплоэнерго» ФИО3 не заявлено, что она так же подтвердила своей подписью.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 28.1, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен содержать достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения и необходимые для полного и всестороннего рассмотрении дела об административном правонарушении.
В судебном заседании установлено, а нарушение указанного требования протокол от 11 февраля 2011 года не содержит достаточных данных о событии административного правонарушения, за которое ОАО «Теплоэнерго» привлечено к административной ответственности.Понятие события административного правонарушения вытекает из части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, которая определяет, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Противоправное действие, квалифицируемое по статье 5.27 КоАП РФ, предполагает нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (статья 5 Трудового кодекса РФ). Противоправным действием, повлекшим привлечение ОАО «Теплоэнерго» к административной ответственности, согласно протоколу от 11 февраля 2011 года и постановлению от 22 февраля 2011 года, является нарушение статьи 152 Трудового кодекса РФ — оплата сверхурочной работы. При этом ничем не доказано ни наличие сверхурочных работ, ни количество сверхурочных часов, не оплаченных ОАО «Теплоэнерго» своим работникам. Как указывает Главный государственный инспектор труда в Акте проверки от 11 февраля 2011 года (л.3 Акта), «официально утвержденного порядка подсчета сверхурочного времени по итогам учетного периода нормативными актами не предусмотрено». Таким образом, ОАО «Теплоэнерго», ведя подсчет сверхурочных часов в порядке, установленном Правилами внутреннего трудового распорядка, никаких нормативных актов не нарушало и в принципе нарушить не могло в связи с их отсутствием. Ни в протоколе от 11 февраля 2011 года, ни в постановлении от 22 февраля 2011 года не указано, каким образом Главный государственный инспектор труда произвел расчет количества сверхурочных часов отработанных каждым из указанных в протоколе работников. Не указаны конкретные нарушения, допущенные ОАО «Теплоэнерго» в порядке подсчета, отсутствуют ссылки на нормативные акты, которые нарушены ОАО «Теплоэнерго» при подсчете сверхурочных часов при суммированном учете рабочего времени с учетным периодом, установленным Правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором ОАО «Теплоэнерго».
В соответствии со статьей 104 Трудового кодекса РФ организация вправе установить дляработников, занятых на непрерывных работах со скользящим графиком суммированный учетрабочего времени, при этом продолжительность учетного периода не может превышать одногогода. Порядок введения суммированного учета рабочего времени установлен пунктом 5.4.Правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных приказом генерального директора ОАО«Теплоэнерго» от 04.02.2009 № 26. Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка ОАО«Теплоэнерго» в подразделениях, связанных с непрерывным циклом работы, к которым, вЧастности, относится персонал котельных, продолжительность рабочего времени составляет 12часов в сутки.
Для указанных категорий работников установлена рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику и введен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом продолжительностью один год. Работы при суммированном учете рабочего времени при учетном периоде один год, исчисляются за год фактической работы работника по профессии, для которой установлен суммированный учет, без учета времени работы по другим профессиям (специальностям).
ОАО «Теплоэнерго» при исчислении количества отработанных часов для каждого конкретного работника руководствуется трудовым законодательством РФ и локальными нормативными актами и учитывает фактически отработанное работником время в течение одного года, исходя при определении понятия «год» из норм статьи 14 Трудового кодекса РФ.
Согласно части 1 статьи 14 Трудового кодекса РФ течение сроков, с которыми Трудовой кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей.
Трудовые права и обязанности в полном объеме (трудовые отношения) возникают между работником и работодателем согласно статье 15 и статье 16 Трудового кодекса РФ на основании трудового договора, то есть, с момента заключения трудового договора, следовательно, согласно расти 1 статьи 14 Трудового кодекса РФ, учетный период рабочего времени исчисляется с даты возникновения прав и обязанностей у сторон трудового договора. Согласно части 3 статьи 14Трудового кодекса РФ сроки, исчисляемые годами, истекают в соответствующее число года срока,а не 31 декабря соответствующего года.
Способ подсчета сверхурочных часов, указанный в Акте проверки от 11 февраля 2011 года, противоречит статье 104 Трудового кодекса РФ и разъяснению Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2009 N 22-2-3363 «Об оплате сверхурочной работы при суммированном учете рабочего времени», согласно которым подсчет часов переработки ведется после окончания учетного периода,а не по окончании календарного года. Кроме того, примененный Главным государственным инспектором труда способ определения учетного периода (на дату окончания календарного года) фактически влечет суммированный учет рабочего времени по учетному периоду, не утвержденному локальным нормативным актом ОАО «Теплоэнерго». При подсчете сверхурочных часов работникам котельной № 57 Главный государственный инспектор труда не учитывает специфику работы котельной: работа только в отопительный сезон и использование по возможности машинистов котельных в летнее время на других работах. При подсчете фактически отработанного в течение года времени Главный государственный инспектор труда суммирует часы работы как по трудовому договору, так и по производственным нарядам в межотопительный период (функции разнорабочего, сторожа и т.д.). Исключая из нормы рабочего времени оплачиваемые отпуска работников, Главный государственный инспектор не приводит никаких обоснований причины, по которой из подсчета нормы не исключены отпуска без сохранения заработной платы, предоставленные работникам в летний период на основании их личных заявлений.
Отсутствие в протоколе об административном правонарушении от 11 февраля 2011 года и в постановлении от 22 февраля 2011 года указаний на то, какие именно нормы нарушены ОАО «Теплоэнерго» при определении учетного периода и подсчете сверхурочных часов, является нарушением ч. 2 статьи 28.2 КоАП РФ и п. 4 ч. 1 статьи 29.10 КоАП РФ, в соответствии с которыми в протоколе и постановлении об административном правонарушении должны быть указаны все обстоятельства, установленные при производстве по делу об административном правонарушении, и делает невозможным установление признаков правонарушения.
Согласно ст.30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 1) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 настоящего кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно ст. 24.5 ч.1 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при следующих обстоятельствах: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения.
Таким образом, при указанных обстоятельствах, суд считает, что постановление №05/15/44/15 от 22.02.2011г. Государственного инспектора труда в Кемеровской области ФИО2 по делу об административном правонарушении подлежат отмене в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного и ст.30.6-30.8, КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу Открытого акционерного общества «Теплоэнерго» удовлетворить.
Постановление №05/15/44/15 от 22.02.2011г. Государственного инспектора труда в Кемеровской области ФИО2 по делу об административном правонарушении - отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Судья: Вялов А.А.
Копия верна