ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-158/20 от 17.07.2020 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

№ 12-158/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

17 июля 2020 года г.Улан-Удэ

Судья Советского районного суда г.Улан-Удэ Наумова А.В. при секретаре судебного заседания Иванове Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ в отношении должностного лица Норбоевой О. Д.-Д.- начальника отдела исполнения сметы Комитета финансово-правового обеспечения и организационной работы Министерства экономики Республики Бурятия, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки ... Бурятской АССР, имеющей на иждивении двоих детей, проживающей по адресу: ... по жалобе Норбоевой О. Д.-Д. на постановление по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № ... от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка №... Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо Норбоева О.Д.-Д. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде штрафа в размере 15000 руб.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, Норбоева О.Д.Д. подала жалобу, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава и события административного правонарушения. В обоснование жалобы Норбоева О.Д.-Д. указывает на то, что форма 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (далее -форма отчетности 0503169) предусматривает указание следующих сведений о дебиторской (кредиторской) задолженности: на начало года (графа 2 - ВСЕГО, графа 3 - долгосрочная, графа 4 - просроченная), на конец года (графа 9 - ВСЕГО, графа 10 -долгосрочная, графа 11 - просроченная). При заполнении форма отчетности 0503169 в рамках годовой бюджетной отчетности за 2019 год в графах 3,4,10 и 11 формы отчетности 0503169 по счету 209.45 «Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия» не были отражены следующие суммы 29 822 889,42 руб. и 29814 370,84 руб. (долгосрочной и просроченной задолженности) на начало и конец отчетного периода (соответственно), в результате технической ошибки вместо указанных сумм по счету 209.45 по КБК ... отразили сумму 0,00 руб., а по счету 206.46 по КБК ... сумму 24 556 863,93 руб. на начало и конец отчетного периода (соответственно). При этом при заполнении граф 2 и 9 (ВСЕГО на начало года и на конец года соответственно) формы 0503169 по счету 209.45 «Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия» учтены суммы 29822 889,42 руб. и 29814 370,84 руб., а по счету 206.46 по КБК ...ДД.ММ.ГГГГ6863,93 руб. учтена верно, так как относится к дебиторской задолженности. Согласно годовой бюджетной отчетности Министерства экономики Республики Бурятия за 2019 год сумма 29814 370,84 руб. отражена в общей сумме дебиторской задолженности, а также в Пояснительной записке (ф.0503160) к годовой бюджетной отчетности за 2019 год указано, что дебиторская задолженность в сумме 29814 370,84 руб. является долгосрочной. Также в годовой бюджетной отчетности Министерства экономики Республики Бурятия за 2019 год отражены суммы дебиторской задолженности по счету 206.46 по КБК ... в размере 24556 863,93 руб. по Некоммерческой организации "Фонд регионального развития Республики Бурятия". Пояснительная записка (ф.0503160) является неотъемлемой частью годовой бюджетной отчетности, в ней все показатели отражены верно.

Искажение показателей может быть как следствием нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, так и следствием нарушения порядка составления (формирования) консолидированной бюджетной отчетности (финансовой) отчетности. По мнению Министерства финансов РФ при квалификации при квалификации соответствующих действий должностных лиц необходимо исходить из нарушенных положений законодательства Российской Федерации, повлекших искажение показателей (нарушение требования к ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, либо требования к составлению (формированию) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности). В данном случае нарушение порядка формирования суммирующих строк может рассматриваться как нарушение порядка составления (формирования) бухгалтерской отчетности, при этом данные действия должностных лиц не могут рассматриваться в контексте статьи 15.15.6 КоАП. В соответствие с пунктом 17 СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности» (приказ Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 256н), в целях достоверного представления в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о финансовом положении учреждения в бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на достоверную. Существенность информации определяется в зависимости от характера и величины анализируемого показателя бухгалтерской отчетности и от степени влияния его отсутствия или искажения на решения пользователей бухгалтерской отчетности. Пунктом 3 Инструкции ...н установлено, что при ведении бухгалтерского учета учреждениям, финансовым органам, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что информация в денежном выражении о состоянии активов, обязательств, иного имущества, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах, источниках финансирования деятельности экономического субъекта), отражаемая на соответствующих счетах, в том числе на забалансовых, рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной с учетом существенности ее влияния на экономические (финансовые) решения учредителей учреждения (заинтересованных пользователей информации) и существенности затрат на ее формирование; наличие ошибок и (или) искажений по показателям (аналитическим показателям) бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета, не влияющих на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принимаемое на основании данных такой бухгалтерской (финансовой) отчетности, и не формирующих показатели, необходимые для оценки (определения) исполнения субъектом учета (субъектом отчетности) условий получения субсидий бюджетными (автономными) учреждениями, условий получения бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов, иных бюджетных ограничений, не влияет на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В соответствии с требованиями к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности в годовой бюджетной отчетности Министерства экономики Республики Бурятия за 2019 год данные о бухгалтерском учете отражены в полном объеме, а содержание граф 3,4,10 и 11 формы отчетности 0503169 по счету 209.45 «Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия» являются справочной, дополнительной информацией, и не приводит к искажению показателей результатов исполнения бюджета. Из Пояснительной записки (ф.0503160) следует, что вышеуказанная задолженность числится за ООО «Кримсон» и, что она является долгосрочной. Также в отчетность включены данные по информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате, которые соответствуют данным регистров учета и первичными документами. Заявителем указано, что в соответствии с должностной инструкцией старший аналитик отдела исполнения сметы Комитета финансово-правового обеспечения и организационной работы Банзаров В.А., ответственный за составление формы отчетности 0503169, при заполнении данной формы отчета допустил техническую ошибку, в связи с тем, что годовая бюджетная отчетность за 2019 год формировалась в авральном режиме из-за увольнения 1 специалиста отдела ДД.ММ.ГГГГ (приказ ... от ДД.ММ.ГГГГ) и перераспределения нагрузки на специалистов отдела, в том числе и на него. Кроме того, в соответствии с возложенными дополнительными обязанностями сотрудниками отдела осуществлялась текущая работа, формировались налоговая и статистическая отчетность. В период формирования годовой бюджетной отчетности были проведены две проверки Минфина Республики Бурятия. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Министерством экономики Республики Бурятия устранена недостоверность информации, содержащейся в форме отчетности 0503169, выявленной по результатам проведения внешней проверки бюджетной отчетности Министерства экономики за 2019 года. По своему характеру и степени общественной опасности допущенные технические ошибки не создали угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинили вреда интересам общества, государства и гражданам, правонарушение является малозначительным. Также заявитель просит учесть наличие у нее на иждивении двоих детей.

Помимо жалобы Норбоевой О.Д.-Д. подано ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы, в котором указано, что копия постановления по делу об административном правонарушении получена ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Норбоева О.Д.-Д. требования, изложенные в жалобе, поддержала по указанным в ней доводам.

В судебном заседании представитель Счетной палаты Республики Бурятия Галсанова И.Б. возражала против удовлетворения жалобы, указав, что было допущено искажение отчетности, учитывая большую сумму нарушения, уровень государственного органа, допустившего нарушения, нет оснований для признания нарушения малозначительным. Информация, содержащаяся в отчете, влияет на решение внешних пользователей. Личность лица, привлекаемого к административной ответственности, его имущественное положение не свидетельствуют о малозначительности правонарушения. Постановление мирового судьи является законным и обоснованным.

Выслушав участников судебного разбирательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ, в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Как следует из материалов дела и пояснений участников судебного разбирательства, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № ... оглашена резолютивная часть постановления по делу об административном правонарушении, копия резолютивной части выдана участвующим в деле лицам.

Согласно ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ день изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

Из материалов дела не представляется возможным установить, когда было вынесено мотивированное постановление. Участникам судебного разбирательства мотивированное постановление направлено ДД.ММ.ГГГГ, получено ими ДД.ММ.ГГГГ.

По смыслу ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня получения копии именно мотивированного постановления.

Поскольку жалоба в суд поступила ДД.ММ.ГГГГ, срок, предусмотренный ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ Норбоевой О.Д.-Д. соблюден, ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы рассмотрению не подлежит.

Жалоба подлежит рассмотрению по существу.

Частью 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Из материалов дела следует, что начальник отдела исполнения сметы Комитета финансово-правового обеспечения и организационной работы Министерства экономики Республики Бурятия Норбоева О.Д.-Д. является должностным лицом Министерства экономики Республики Бурятия, ответственным за ведение бухгалтерского учета и достоверность бюджетной отчетности Министерства экономики Республики Бурятия как главного администратора бюджетных средств за 2019 год, что следует из ее должностного регламента.

В силу статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетной период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Пунктом 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ...н, установлено, что при ведении бухгалтерского учета учреждениям, финансовым органам, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что информация в денежном выражении о состоянии активов, обязательств, иного имущества, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах, источниках финансирования деятельности экономического субъекта), отражаемая на соответствующих счетах, в том числе на забалансовых, рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной с учетом существенности ее влияния на экономические (финансовые) решения учредителей учреждения (заинтересованных пользователей информации) и существенности затрат на ее формирование.

В нарушение вышеуказанных норм Министерством экономики Республики Бурятия допущено искажение строки 251 формы бюджетной отчетности «Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета», а также сведений о дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503169) по счету 209.45 в части долгосрочной задолженности на сумму 29 822,889 тыс. рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и на сумму 29 814,371 тыс. рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 100 % искажения строки 251 баланса, граф 3, 4, 10, 11 сведений о дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503169) по счету 209.00 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (по данным Минэкономики РБ (ф. 0503130) по строке 251 долгосрочная задолженность отсутствует).

Также Министерством экономики Республики Бурятия допущено искажение строки 261 формы бюджетной отчетности «Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета», а также сведений о дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503169) по счету 206.46 в части долгосрочной задолженности на сумму 24 556,864 тыс. рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 100 % искажения строки 261 баланса, графы 10 сведений о дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503169) по счету 206.00 «Расчеты по выданным авансам» (по данным Минэкономики РБ (ф. 0503130) по строке 261 долгосрочная задолженность на ДД.ММ.ГГГГ составила 24 556,864 тыс. рублей).

Вышеуказанные обстоятельства повлекли недостоверность консолидированной бюджетной отчетности Республики Бурятия (ф. 0503320, ф. 0503369).

Пунктом 4 примечания к ст. 15.15.6 КоАП РФ дано понятие грубого нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

ДД.ММ.ГГГГ в 09 час. 00 мин. Норбоевой О.Д.-Д. – начальником отдела исполнения сметы Комитета финансово-правового обеспечения и организационной работы Министерства экономики Республики Бурятия, находящейся по адресу: ... представлена бюджетная отчетность за 2019 год в отдел консолидированной отчетности Министерства финансов РБ содержащая недостоверные сведения, указанные выше.

Субъективная сторона данного правонарушения состоит как в наличии умысла, так и в возможном совершении правонарушения по неосторожности, сам факт предоставления недостоверной бюджетной отчетности за 2019 год заявитель не отрицала. Подлежат отклонению как несостоятельные ссылки в жалобе об отсутствии в ее действиях состава вмененного административного правонарушения и события административного правонарушения. Содержание письма Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 02-09-07/54472 не свидетельствует об отсутствии состава или события административного правонарушения в рассматриваемом случае. В бюджетной отчетности была искажена значимая информация относительно долгосрочной просроченной задолженности.

Искажение показателей бюджетной отчетности, учитывая их размер из п. 4 примечания к ст. 15.15.6 КоАП РФ является грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету.

Не может повлиять на квалификацию действий заявителя по ч.4 ст. 15.15.6 КоАП РФ и явиться основанием для освобождения ее от административной ответственности указание в жалобе на факт исправления в представленной бюджетной отчетности допущенной ошибки, поскольку ошибка была исправлена лишь после ее выявления, по результатам проведения внешней проверки годовой бюджетной отчетности Министерства экономики Республики Бурятия за 2019 года Счетной палатой Республики Бурятия. Кроме того, не влияет на квалификацию доводы заявителя о значительном объеме работы и проведении в Министерстве финансов РБ проверок.

В соответствии с положениями ст. 2.9 КоАП РФ и разъяснениями, содержащимися в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Исходя из изложенного, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству, относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, и может иметь место только при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей, в связи с чем оснований для признания вменяемого правонарушения малозначительным и прекращении производства по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, с учетом исправления выявленной ошибки в бюджетной отчетности также не имеется.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.12, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области финансов, налогов и сборов, степени общественной опасности, имущественного положения должностного лица, соответствует конституционным принципам дифференцированности, справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.

Наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для назначения наказания в виде административного штрафа в размере, менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы, в данном случае не установлено.

Доказательств невозможности исполнения назначенного наказания заявителем не представлено, равно как не представлено и доказательств того, что наложенный на должностное лицо административный штраф является чрезмерным и может повлечь избыточное ограничение ее прав.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения постановления мирового судьи, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.

Таким образом, жалоба не подлежит удовлетворению, постановление по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности выводов судьи.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Ходатайство Норбоевой О. Д.-Д. о восстановлении срока на подачу жалобы оставить без рассмотрения.

Постановление мирового судьи судебного участка № ... от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица Норбоевой Норбоевой О. Д.-Д. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 15.15.6 КоАП РФ оставить без изменения, а поданную жалобу без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно после оглашения.

Решение может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья А.В. Наумова