ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-15/20 от 29.01.2020 Ленинскогого районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

К делу №12-15/2020

РЕШЕНИЕ

г.Новороссийск 29 января 2020 г.

Судья Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края ФИО1,

при секретаре Куличковой Н.В.,

с участием:

представителя юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт», действующей на основании доверенности ФИО2,

государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт», действующей на основании доверенности М.А. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 №..... от 30.12.2019 г. о привлечении юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт» к административной ответственности по части 2 статьи 8.45 КоАП РФ,

установил:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 №..... от 30.12.2019 г. юридическое лицо ПАО «Новороссийский морской торговый порт» признано виновным по части 2 статьи 8.45 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 700 000 рублей.

В жалобе, поданной в Ленинский районный суд г.Новороссийска Краснодарского края, представитель юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт», действующая на основании доверенности М.А. просит отменить постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 №..... от 30.12.2019 г. о привлечении юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт» к административной ответственности по части 2 статьи 8.45 КоАП РФ и прекратить производство по делу, в связи с отсутствием в действиях ПАО «Новороссийский морской торговый порт» состава административного правонарушения.

В обоснование жалобы указано, что в ходе проверки установлено, что при штатном режиме эксплуатации тылового сопряжения причала №9 поверхностный сток не отводится в существующую сеть ливневой канализации и не проходит очистку на очистных сооружениях, не сбрасывается после очистки через выпуск №10, при эксплуатации причала в штатном режиме не реализовано недопущение сброса неочищенных стоков в море (причал №9 и тыловое сопряжение причала №9 на Широком пирсе в пространстве между выпускными лотками по всей длине сопряжения не оборудованы отводом поверхностных стоков в ливневую канализацию (проектная документация, конструктивные и объемно-планировочные решения. Гидротехнические решения ..... том 4; раздел №6 проект организации строительства ..... Том 6 приложение №14, Схема ливневой канализации Широкого пирса №2). Указанное нарушение зафиксировано в акте проверки от 09.08.2019 №...... При применении ответственности по ч. 2 ст. 8.45 КоАП РФ указано, что ранее постановлениями от 14.08.2019 №....., от 23.08.2019 г. №..... ПАО «НМТП» уже было привлечено к ответственности за отсутствие сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления. В обжалуемом постановлении №..... от 30.12.2019 нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования зафиксированы в акте проверки №..... от 09.08.2019. При этом постановление от 14.08.2019 №..... получено Обществом 21.08.2019 (Рег. № ..... от 21.08.2019), постановление от 23.08.2019 №..... получено представителем Общества 23.08.2019. В силу ст.ст. 30.3, 31.1 КоАП РФ постановление от 14.08.2019 №....., постановление от 23.08.2019 №..... вступили в законную силу 31.08.2019 и 02.09.2019 соответственно. Таким образом, на момент выявления правонарушения 09.08.2019 ПАО «НМТП» не было ранее подвергнуто административному наказанию по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, приведенные в обоснование постановления по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ вступили в силу позднее выявления нарушения на причале №9 Широкого пирса, следовательно, не могут являться основанием для квалификации деяний Общества по ч. 2 ст. 8.45 КоАП РФ. Таким образом, на момент выявления факта административного правонарушения Общество к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ не привлекалось, следовательно, признак повторности отсутствует. Кроме того, в резолютивной части протокола от 27.12.2019 №..... указано, что за совершение указанного административного правонарушения предусмотрено привлечение нарушителя к ответственности по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ (стр. 4 абз 6 протокола). В постановлении №..... административный орган указал на допущенную ошибку и действия Общества квалифицированы по ч. 2 ст. 8.45 КоАП РФ. Однако подобное устранение недостатков протокола не отвечает требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Между тем, исправления в протокол в порядке, предусмотренном статьей 29.12.1 КоАП РФ не вносились, новый протокол также не составлялся, в связи с чем, считаем, что права Общества, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ были нарушены, что является безусловным основанием для отмены постановления.

В судебном заседании представитель юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт», действующая на основании доверенности ФИО2 подтвердила доводы, изложенные в жалобе. Просила отменить постановление и прекратить производство по делу, в связи с отсутствием в действиях ПАО «Новороссийский морской торговый порт» состава административного правонарушения.

Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 просил постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к следующему.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с приказом врио руководителя Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 16.07.2019 г. №..... в период с 18.07.2019 г. по 09.08.2019 г. была проведена внеплановая выездная проверка ПАО «Новороссийский морской торговый порт». По результатам данной проверки были выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования РФ, которые зафиксированы в акте проверки №..... от 09 августа 2019 года.

В акте установлено, что при штатном режиме эксплуатации тылового сопряжения причала № 9 поверхностный сток не отводится в существующую сеть ливневой канализации и не проходит очистку на очистных сооружениях, не сбрасывается после очистки через выпуск №10, при эксплуатации причала в штатном режиме не реализовано недопущение сброса неочищенных стоков в море (причал № 9 и тыловое сопряжение причала № 9 на Широком пирсе в пространстве между выпускными лотками по всей длине сопряжения, не оборудованы отводом поверхностных стоков в ливневую канализацию (проектная документация, конструктивные и объемно-планировочные решения. Гидротехнические решения ..... том 4; раздел №6 проект организации строительства ..... Том 6 приложение 14, Схема ливневой канализации Широкого пирса № 2).

Ранее, постановлениями от 14.08.2019 № ....., от 23.08.2019 № ..... юридическое лицо - ПАО «НМТП» уже было привлечено к административной ответственности в отсутствии сооружений, обеспечивающих охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

На основании вышеуказанных доводов, административный орган пришел к выводу о наличии в действиях ПАО «Новороссийский морской торговый порт» события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.45 КоАП РФ.

Однако суд, не может согласить с доводами административного органа, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст.8.45 КоАП РФ невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 1).

Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (часть 2).

В соответствии с п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

Согласно ст.4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Ключевым в данном случае является состояние административной наказанности на момент выявления административного правонарушения. Этот квалифицирующий признак служит обстоятельством, отягчающим ответственность и влечет применение более строгого административного наказания.

Так указано в обжалуемом постановлении №..... от 30.12.2019 нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования зафиксированы в акте проверки №..... от 09.08.2019.

При этом постановление от 14.08.2019 №..... получено ПАО «Новороссийский морской торговый порт» 21.08.2019 (Рег. № ..... от 21.08.2019), постановление от 23.08.2019 №..... получено представителем ПАО «Новороссийский морской торговый порт» 23.08.2019.

В силу ст.ст. 30.3, 31.1 КоАП РФ постановление от 14.08.2019 №....., постановление от 23.08.2019 №..... вступили в законную силу 31.08.2019 и 02.09.2019 соответственно.

Таким образом, на момент выявления правонарушения 09.08.2019 ПАО «Новороссийский морской торговый порт» не было ранее подвергнуто административному наказанию по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ, приведенные в обоснование постановления по ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ вступили в силу позднее выявления нарушения на причале №9 Широкого пирса, следовательно, не могут являться основанием для квалификации деяний «Новороссийский морской торговый порт» по ч. 2 ст. 8.45 КоАП РФ, следовательно на момент выявления факта административного правонарушения ПАО «Новороссийский морской торговый порт» к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 8.45 КоАП РФ не привлекалось, следовательно, признак повторности отсутствует.

В соответствии со ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В соответствии со ст. 24.5 ч. 1 п. 2 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 №..... от 30.12.2019 г. о привлечении юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт» к административной ответственности по части 2 статьи 8.45 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ (в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного част 2 статьи 8.45 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд,

решил:

Жалобу представителя юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт», действующей на основании доверенности М.А. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 №..... от 30.12.2019 г. о привлечении юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт» к административной ответственности по части 2 статьи 8.45 КоАП РФ – удовлетворить.

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 №..... от 30.12.2019 г. о привлечении юридического лица ПАО «Новороссийский морской торговый порт» к административной ответственности по части 2 статьи 8.45 КоАП РФ – отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Новороссийска в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья Ленинского

районного суда г.Новороссийска ФИО1