УИД: №
УСТЬ-КУЛОМСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
РЕШЕНИЕ
от ДД.ММ.ГГГГ по делу №<адрес>
Судья Усть-Куломского районного суда Республики Коми Ерчина Ю.Н., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «КомиИнвестПром» расположенного по юридическому адресу: <адрес>, ОГРН №, ИНН №, КПП №, на постановление от ДД.ММ.ГГГГ№ старшего государственного лесного инспектора Республики Коми Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми,
установил:
Постановлением начальника отдела федерального лесного контроля (надзора) и организации охраны и защиты леса, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ общество с ограниченной ответственностью «КомиИнвестПром» (далее – ООО «КомиИнвестПром», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КРФоАП), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не соглашаясь с данным постановлением ООО «КомиИнвестПром» обратилось в суд с жалобой, в которой просило снизить размер административного штрафа. В дополнительной жалобе защитник Павинский А.Н. просил обжалуемое постановление отменить, дело об административном правонарушении прекратить. В обоснование заявитель указывает, что в нарушение требований части 1 статьи 28.7 КРФоАП административное расследование по делу не проведено, определение о возбуждении дела и проведении административного расследования не вынесено, следовательно все последующие процессуальные действия, направленные на выяснение перечисленных в статье 26.1 названного кодекса обстоятельств, незаконны. Материалы дела об административном правонарушении собраны с нарушением норм КРФоАП и постановление о назначении наказания вынесено незаконно.
Защитник ООО «КомиИнвестПром» Павинский А.Н. (по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ) при надлежащем извещении на рассмотрение жалобы не явился. Представил в суд ходатайство о рассмотрении жалобы без участия заявителя и его представителя.
Должностное лицо Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми ФИО2 в рассмотрении жалобы участия не принял, просил о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя Министерства. В представленных письменных возражениях полагает, что постановление о привлечении ООО «КомиИнвестПром» к административной ответственности вынесено законно и обоснованно.
Признав возможным рассмотреть жалобу при имеющейся явке лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В силу положений статьи 1.5 КРФоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КРФоАП).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 КРФоАП, выражается в нарушении требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению.
Исходя из требований пункта 5 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 61 ЛК РФ вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству. Воспроизводство лесов включает в себя, в том числе, уход за лесами.
Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 64 ЛК РФ).
На основании статей 62, 63.1 ЛК РФ лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия.
Лесовосстановление проводится лицами, осуществляющими рубки лесных насаждений; лесовосстановление проводится в соответствии с проектом лесовосстановления; лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ, обязаны обеспечить лесовосстановление или лесоразведение на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений.
Информация о проекте лесовосстановления включает в себя сведения о местоположении, площади лесовосстановления, категории земель, виде работ (искусственное, комбинированное, естественное лесовосстановление), породный состав восстанавливаемых лесов, срок проведения работ.
Из материалов дела следует, что между Министерством промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Республики Коми (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «КомиИнвестПром» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ площадью 16306 га, имеет местоположение: <адрес>. ГЛР №. Кадастровый №, для заготовки древесины.
Согласно пункту 12 подпункту «б» Договора арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Договором.
Осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов (п.12 п.п. «н»).
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью «КомиИнвестПром» (арендатор) заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины № по которому арендатору предоставляется лесной участок площадью 11993 га, местоположение: <адрес>, кадастровый №, с целью реализации приоритетного инвестиционного проекта «Создание лесоперерабатывающего комплекса ООО «КомиИнвестПром» по производству широкой номенклатуры изделий из древесины в <адрес>».
Согласно пункту 3.4 подпункту «б» Договора арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Договором. Не позднее чем за один месяц до начала лесовосстановительных работ представлять арендодателю проекты лесовосстановления, а также информацию и документы, подтверждающие (удостоверяющие) качество посевного и посадочного материала и его происхождение (пп. «з»), осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов (пп. «н»).
Срок действия настоящего Договора устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ и составляет 49 лет (п. 6.1 Договора).
Между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и ООО «КомиИнвестПром» заключено Соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ «Об объемах мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в ДД.ММ.ГГГГ на арендуемом ООО «КомиИнвестПром» лесном участке, предоставленном согласно договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ и договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенном на территории Усть-Куломского лесничества».
В соответствии с п. 1.1 Соглашения на основании ст. 19, 53.1, 62, 63, 64 Ж РФ и проектов освоения лесов арендатор обязуется выполнить в 2021 году мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов на лесных участках, арендуемых по Договорам аренды и расположенных в ГУ «Усть-Куломское лесничество», в объемах и в сроки, установленные настоящим Соглашением.
Согласно пункту 2.1 Соглашения арендатор обязуется выполнить мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов в объеме и сроки, установленные в таблице № к настоящему Соглашению.
В Таблице 1 Соглашения комбинированное лесовосстановление на площади 28,2 га должно быть выполнено в срок до ДД.ММ.ГГГГ; содействие естественного лесовосстановления на площади 103,79 га (49,29 га и 54,5 га) должно быть выполнено в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 2.3. Соглашения места проведения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов определяются арендатором самостоятельно, согласовываются с ГУ «Усть-Куломское лесничество» и принимаются арендатором к исполнению.
На основании заявок ООО «КомиИнвестПром» были проведены проверки ДД.ММ.ГГГГ и составлены акты приемки выполненных работ комбинированного лесовосстановления в <адрес> согласно Соглашению должен произвести работы по комбинированному лесовосстановлению на площади 28,2 га. На момент приемки установлено, что фактически комбинированное восстановление выполнено на площади 24,0 га, что подтверждается Актом приемки выполненных работ; ведомостью аттестации (приемки) законченных лесохозяйственных объектов, работ и услуг.
По заявке ООО «КомиИнвестПром» от ДД.ММ.ГГГГ производилась приемка содействия естественному лесовосстановлению ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Cогласно Соглашению ООО «КомиИнвестПром» должен произвести работы по содействию естественному лесовосстановлению на площади 103,79 га. На момент приемки установлено, что фактически содействие естественному лесовосстановлению выполнено на площади 99,84 га, что подтверждается актом приемки выполненных работ; ведомостью аттестации (приемки) законченных лесохозяйственных объектов, работ и услуг.
Данный факт явился основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении ООО «КомиИнвестПром», которому вменяется правонарушение, выразившееся в невыполнении мероприятий по содействию естественному лесовосстановлению на площади 3,96 га; невыполнении мероприятий по комбинированному лесовосстановлению на площади 4,2 га, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.27 КРФоАП.
Указанные обстоятельства и вина Общества в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актами приемки выполненных работ, ведомостями аттестации (приемки) законченных лесохозяйственных объектов, работ и услуг. При этом документы устанавливающие невыполнение в полном объеме лесовосстановления в срок Обществом не оспаривается.
Правонарушение, предусмотренное статьей 8.27 КРФоАП, посягает на охрану окружающей среды и природопользования. Объектом правонарушения являются правила лесовосстановления, лесоразведения, ухода за лесами, а также правила лесного семеноводства. В целях улучшения качественного состава лесов, повышения их продуктивности необходимо осуществлять уход за лесом.
Доводы жалобы ООО «КомиИнвестПром» о незаконности вынесения постановления, поскольку отсутствует определение об административном расследовании и нет подписи члена комиссии ФИО1 в ведомости аттестации (приемки) законченных лесохозяйственных объектов, работ и услуг по ООО «КомиИнвестПром» договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ при имеющихся обстоятельствах не может служить обстоятельством устраняющее состав административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 28.7 КРФоАП в случаях совершения административного правонарушения, предусмотренного в области охраны окружающей среды и природопользования, проводится административное расследование.
Согласно указанной норме и разъяснениям, изложенным в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление (в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности).
В рассматриваемом случае обстоятельства административного правонарушения установлены без выполнения таких процессуальных действий, оснований для проведения административного расследования не имелось.
При этом любые фактические данные, полученные в иных предусмотренных законом формах, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, в соответствии со статьей 26.2 КРФоАП признаются доказательствами по делу об административном правонарушении.
Обстоятельства дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.27 КРФоАП, могут быть установлены как на основании результатов административного расследования, так и мероприятий, проведенных в иных предусмотренных законом формах.
Вопреки утверждению заявителя с учетом фактических обстоятельств дела тот факт, что в рассматриваемом случае не было проведено административное расследование, не являлось основанием для возвращения протокола об административном правонарушении составившему его должностному лицу либо признания данного протокола недопустимым доказательством по делу, а равно не повлияло на всесторонность, полноту и объективность выяснения обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
Дело об административном правонарушении возбуждено с момента, указанного в части 4 статьи 28.1 названного кодекса, при наличии к тому повода, предусмотренного пунктом 1 части 1 этой статьи.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КРФоАП).
Согласно части 3 статьи 4.1 КРФоАП при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2).
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответственность за указанное деяние, имеющее формальный состав, наступает независимо от наличия либо отсутствия общественно опасных последствий, устранения последствий правонарушения в будущем. В вину ООО «КомиИнвестПром» вменено невыполнение мероприятий по содействию естественному лесовосстановлению на площади 3,96 га, и по комбинированному лесовосстановлению на площади 4,2 га.
Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным и соответствует требованиям статьи 29.10 КРФоАП. Нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, а также оснований для переоценки выводов должностного лица, влекущих отмену постановления по делу не имеется.
Вместе с тем, с учетом характера совершенного административного правонарушения, а так же принимая во внимание, что работы по содействию естественному и комбинированному лесовосстановлению выполнены практически на большей части площади (90%) запланированной соглашением территории лесных участков, Общество не уклонялось от выполнения своих обязательств по комбинированному лесовосстановлению и содействию естественному лесовосстановлению, кроме того инициировало приемку указанных работ путем подачи заявок, ранее юридическое лицо к административной ответственности не привлекалось, прихожу к выводу о наличии исключительных оснований для назначения административного наказания с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КРФоАП в виде половины минимального размера административного штрафа.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление начальника отдела федерального лесного контроля (надзора) и организации охраны и защиты леса, старшего государственного лесного инспектора Республики Коми ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ о привлечении общества с ограниченной ответственностью «КомиИнвестПром» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей изменить, снизив размер штрафа до 100000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня его вручения или получения с подачей жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми, либо непосредственно в Верховный суд Республики Коми.
Судья - подпись.
Копия верна: судья - Ю.Н. Ерчин