ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-160/2021 от 18.03.2021 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 12-160/2021

УИД 51RS0001-01-2021-000557-90

Р Е Ш Е Н И Е

18 марта 2021 года г. Мурманск

Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Хуторцева И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда г. Мурманска, расположенного по адресу: г. Мурманск, <адрес>,

с участием защитников Маслова А.Н., Лойк Н.И., которым разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ

представителя административного органа ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда г. Мурманска, расположенного по адресу: <...>, жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области на постановление административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования г. Мурманск № 1251/07-05 от 23 декабря 2020 года о привлечении к административной ответственности по пункту 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск № 1251/07-05 от 23.12.2020 юридическое лицо – Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области (далее – Министерство, МПР Мурманской области), привлечено к административной ответственности по пункту 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» в виде предупреждения.

Считая постановление незаконным, законный представитель обратился в суд с жалобой, указывая на отсутствие субъектного состава вмененного правонарушения.

В обоснование приводит доводы, что Министерству не принадлежит на праве собственности или ином вещном праве объект осмотра – озеро «<данные изъяты>» по <адрес> в г.Мурманске в районе земельного участка с кадастровым

В соответствии с п.2.2.4.7, 2.2.4.9, 2.2.4.10, 2.2.4.17, 2.2.4.18 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 18.04.2013 № 196-ПП Министерство осуществляя полномочия собственника водных объектов, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Мурманской области в соответствии с возложенными полномочиями организует и осуществляет проведение аукционов на право пользования акваториями водных объектов, организует осуществление мер по охране водных объектов или их частей, организует осущетсвление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, участвует в организации и осуществлении государственного мониторинга поверхностных водных объектов, согласовывает проект разрешения на создание искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности и расположенном на территории Мурманской области, осуществляет надзорные полномочия в сфере охраны вод.

Полагает, что в силу действующего законодательства Министерство не является водопользователем, хозяйствующим субъектом, не осуществляет предпринимательскую деятельность по использованию водного объекта, а лишь наделено полномочиями властно-распорядительного характера.

Считает выводы административного органа об ответственности Министерства за содержание водного объекта, включая береговую линию является неправомерным.

С целью устранения выявленных скоплений отходов сотрудниками Министерства ДД.ММ.ГГГГ проведено мероприятие по очистке прибрежной акватории озера.

Отмечает, что в соответствии со ст.26 Водного кодекса РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия в том числе по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

К таким мерам относятся, в том числе мероприятия, направленные на предотвращение истощения водных объектов, ликвидацию загрязнения и засорения, включая проектные работы.

Указанные мероприятия реализуются органами власти субъектов Российской Федерации исключительно за счет средств федерального бюджета (субвенций) согласно п.3 стю26 Водного кодекса РФ.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы благоустройства территории городского округа, а также мероприятий по охране окружающей среды относятся к ведению органов местного самоуправления. Ненадлежащее выполнение таких мероприятий приводит к засорению и загрязнению водных объектов. Решение вопросов охраны водных объектов, предотвращение их засорения и загрязнения требует комплексного подхода и, в первую очередь, выполнения органами местного самоуправления мероприятий по снижению антропогенных воздействия на водные объекты, строгого соблюдения ограничений хозяйственной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах водных объектов.

В связи с изложенным выполнение работ по очистке водных объектов от производственных и коммунальных отходов не может осуществляться за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в виде субвенций бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений.

Вместе с тем, Министерством приняты исчерпывающие меры по исполнению законодательства в сфере охраны водных объектов в части очистки указанного водного объекта – проведено соответствующее мероприятие, прибрежная акватория расчищена в том числе и от отходов производства и потребления. Подобные мероприятия планируется проводить на постоянной основе. В настоящее время факт наличия отходов в акватории озера не подтвержден, в связи с наличием снежного покрова.

Вина Министерства подтверждается только актом обследования территории, что не свидетельствует о выяснении и установлении в ходе производства по делу об административном правонарушении вины в действиях Министерства.

Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

Законный представитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайство об отложении не заявлено.

Защитники в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивали по доводам, в ней изложенным. Дополнительно пояснили, что земельный участок находится в ведении спортивной школы ГАУМО «<данные изъяты>», мусор в водном объекте и на береговой линии неразрывно связан с земельным участком. Административным органом не установлены точные координаты расположения водного объекта.

Представитель административного органа в судебном заседании указал, что вина Министерства установлена и подтверждается материалами дела, постановление является законным, вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства. Факт совершения административного правонарушения юридическим лицом доказан собранными по делу об административном правонарушении доказательствами. Озеро является объектом благоустройства.

В соответствии со статьями 25.15, 30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие законного представителя Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области.

Выслушав защитников, представителя административного органа, допросив свидетеля, ознакомившись с доводами жалобы, исследовав материалы дела и административный материал, просмотрев видеозапись, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии с примечанием для целей настоящей статьи под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденным муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.

Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утверждены решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 № 40-712 (далее - Правила благоустройства).

Согласно материалам административного дела, ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 11:10 часов по 11:55 часов, комиссией из числа сотрудников управления Октябрьского административного округа администрации города Мурманска при обследовании территории <адрес> г. Мурманска выявлено, что озеро <данные изъяты>» по <адрес> в районе земельного участка с кадастровым захламлено древесными отходами, бытовым мусором, шинами, что является нарушением п. 10.1.3, 10.2.1, 10.3.1, 10.3.2 Правил благоустройства.

Результаты проверки зафиксированы в акте от ДД.ММ.ГГГГ с фото и видеоматериалом.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО5<данные изъяты> показал, что ДД.ММ.ГГГГ совместно с <данные изъяты>ФИО6 в ходе обследования территории Октябрьского административного округа г. Мурманска выявлено озеро <данные изъяты>, которое было захламлено древесными отходами, бытовым мусором, шинами. В ходе осмотра им проводилась видеофиксация на камеру, составлен акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. Видеозапись перенесена на диск и приобщена к административному материалу. В ходе осмотра ими было установлено, что в пределах водного зеркала, в том числе на дне озера с расположенной на нем растительностью, находятся доски, б/у шины, остатки бытовой техники. В связи с тем, что данные водного объекта не внесены в полном объеме в кадастровую карту, места расположение озера <данные изъяты> установлено в результате привязки к рядом расположенному земельному участку с кадастровым номером.

У судьи не имеется оснований ставить под сомнение показания свидетеля ФИО5, который предупрежден об ответственности по статье 17.9 КоАП РФ, оснований для оговора со стороны свидетеля судьей не установлено и в ходе судебного заседания участниками процесса данных об этом не сообщено.

С учетом показаний свидетеля, вопреки доводам защитников, как в акте обследования от ДД.ММ.ГГГГ, так и в протоколе и постановлении место расположения озера Окуневое указано в привязке к кадастровому номеру земельного участка, расположенного вблизи озера.

Из просмотренной видеозаписи, вопреки доводам защитников очевидно, что выявленный мусор расположен именно в пределах водного зеркала озера Окуневое.

По факту выявленных нарушений в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области 08.12.2020 должностным лицом управления Октябрьского административного округа г. Мурманска составлен протокол № 26-11-03/756 об административном правонарушении по п.1 ст.2 Закона Мурманской области «Об административных правонарушениях».

Юридическое лицо надлежащим образом извещалось о дате, времени и месте составления протокола по месту нахождения.

Протокол составлен в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ уполномоченным лицом, существенные недостатки не установлены.

При составлении протокола присутствовал, с вменяемым административным правонарушением не согласился.

Копия протокола вручена защитнику и направлена юридическому лицу по месту нахождения, что подтверждается уведомлением о вручении.

Дело об административном правонарушении в отношении юридического лица было рассмотрено административной комиссией Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск ДД.ММ.ГГГГ без участия законного представителя, но при надлежащем уведомлении юридического лица с участием защитника.

Защитник при рассмотрении дела с вменяемым правонарушением не согласился, пояснил, что Министерством постоянно проводится контроль, субботники по уборке территории, последний раз в сентябре, полагал что ответственность по обслуживанию земельного участка должно нести ГАУМО «<данные изъяты>».

Копия постановления направлена юридическому лицу почтовым сообщением и была получена ДД.ММ.ГГГГ по месту нахождения, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления.

Пунктом 1.1 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных Решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 № 40-712 определено, что Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск (далее – Правила благоустройства) устанавливают требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, перечень мероприятий по благоустройству территории города, порядок и периодичность их проведения для формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды.

Указанными Правилами благоустройства установлено:

п. 2.72. Содержание объектов и элементов благоустройства - комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на поддержание технического, санитарно-эпидемиологического, экологического и эстетического состояния территорий и размещенных на них элементов благоустройства в целях обеспечения безопасных и комфортных условий проживания граждан,

п. 10.1.3. Правообладателями, лицами, ответственными за содержание земельных участков, объектов и элементов благоустройства являются физические и (или) юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, владеющие объектами и элементами благоустройства на праве собственности, ином законном основании либо осуществляющие содержание объектов и элементов благоустройства, включая работы по их восстановлению и ремонту на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником,

п. 10.2.1 Юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и физические лица обязаны обеспечивать своевременную и качественную уборку принадлежащих им на праве собственности или на другом вещном праве земельных участков и прилегающей территории в соответствии с законодательством, настоящими Правилами и другими муниципальными правовыми актами города Мурманска, а также обеспечить уборку трупов погибших (павших) безнадзорных животных, транспортировку их трупов к месту уничтожения и уничтожение трупов безнадзорных животных силами специализированной организации, имеющей необходимые документы на осуществление данного вида деятельности, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации,

п. 10.3.1. Правообладатели обязаны осуществлять содержание объектов и элементов благоустройства,

п. 10.3.2. Объекты и элементы благоустройства должны находиться в технически исправном и надлежащем санитарном состоянии,

п.5.1. Водоохранные зоны относятся к объектам благоустройства,

п. 10.1.7. Озелененные, а также незастроенные территории, акватории и водоохранные зоны рек, ручьев, озер, иных водных объектов должны быть очищены от бытовых и промышленных отходов и содержаться в состоянии, обеспечивающем санитарно-эпидемиологическую и экологическую безопасность населения.

В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Фактические обстоятельства подтверждаются актом от ДД.ММ.ГГГГ с фото и видеоматериалом; служебной запиской, схемой с обозначенными нарушениями, выпиской из ЕГРЮЛ в отношении Министерства по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении.

Вопреки доводам жалобы при рассмотрении дела коллегиальный административный орган правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую оценку действиям Министерства и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.2 ЗМО «Об административных правонарушениях» и виновности Министерства в его совершении.

В соответствии со ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи (часть 1).

Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (часть 2).

В соответствии с п.2 ч.1 ст.26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации;

Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (часть 3).

Охрана водных объектов - система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов (п.17 ст.1 Водного кодекса РФ)

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (п.1 ст.65 Водного кодекса РФ).

Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п.18 ст. 65 Водного кодекса РФ).

Согласно п. 3 Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 N 17 установление границ осуществляется: органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации.

Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору за использованием и охраной водных объектов (п.2 Критерий отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 640, в редакции на момент совершения правонарушения)

Пунктами 2.2.2.13, 2.2.4, 2.2.4.9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Мурманской области, утвержденном Постановлением Правительства Мурманской области от 18.04.2013 N 196-ПП на Министерство возложены функции организации и проведения мероприятий экологической направленности в установленных сферах деятельности: в частности в сфере охраны и использования водных объектов и ресурсов, в том числе по переданным полномочиям Российской Федерации по организации осуществления мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Мурманской области.

Таким образом, собранными по делу доказательствами достоверно подтверждается нарушение МПР Мурманской области пунктов п. 10.1.3, 10.2.1, 10.3.1, 10.3.2 Правил благоустройства, выразившихся в ненадлежащем содержании водного объекта – озеро «Окуневой», включая береговую линию указанного объекта, правообладателем которого является.

Выполнение мер по очистке прибрежной акватории озера «Окуневое» в г.Мурманске не исключает объективную сторону вмененного состава административного правонарушения.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Таким образом, при производстве по делу установлено, что юридическим лицом – МПР Мурманской области 03.11.2020 допущены нарушения Правил благоустройства, то есть действия юридического лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях».

Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что МПР Мурманской области были предприняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения Правил благоустройства в части содержания водного объекта.

Административная комиссия пришла к обоснованному выводу, что МПР Мурманской области не приняло всех зависящих от него мер для соблюдения Правил благоустройства по надлежащему содержанию ограждения.

Действия юридического лица квалифицированы административным органом по пункту 1 статьи 2 ЗМО «Об административных правонарушениях».

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.

Устранение выявленных нарушений, послуживших основанием к привлечению к административной ответственности, не освобождает от ответственности в силу части 4 статьи 4.1 КоАП РФ.

При назначении наказания административным органом были учтены положения статей 4.1, 4.2, 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Наказание назначено в виде предупреждения в пределах санкции пункта 1 статьи 2 ЗМО «Об административных правонарушениях».

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Добровольное устранение последствий правонарушения не является обстоятельством, характеризующими правонарушение как малозначительное.

Применение в данном конкретном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, позволяющей прекратить производство по делу об административном правонарушении и освободить виновное лицо от административной ответственности, ограничившись вынесением устного замечания, нахожу невозможным.

Доводы жалобы являются несостоятельными, поскольку противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам правонарушения, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, постановление административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе и по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования г. Мурманск № 1251/07-05 от 23 декабря 2020 года о привлечении юридического лица Министерство природных ресурсов и экологии Мурманской области к административной ответственности по пункту 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» – оставить без изменения, жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Мурманской области – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения.

Судья: И.В. Хуторцева