ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1614/20 от 13.05.2020 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

16RS0046-01-2020-002139-26 Дело № 12-1614/2020

Р Е Ш Е Н И Е

13 мая 2020 года

Судья Вахитовского районного суда г. Казани Р.К. Багавова, при секретаре судебного заседания Д.О. Костомарове, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «...» Люлина ФИО15 на постановление временно исполняющего обязанности заместителя руководителя УФАС по РТ №016/04/7.32.4-2151/2019 от 04 февраля 2020 года о привлечении его к административной ответственности по ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением временно исполняющего обязанности заместителя руководителя УФАС по РТ от 04 февраля 2020 года директор ООО «...» Люлин ФИО16 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

В жалобе на постановление об административном правонарушении ФИО17 Люлин просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что в его действиях нет состава административного правонарушений, предусмотренного ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

ФИО18 Люлин на рассмотрение жалобы не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель УФАС по РТ считает жалобу заявителя необоснованной, поскольку нарушение законодательства доказано материалами дела, просит постановление оставить без изменения, жалобу заявителя без удовлетворения.

Выслушав представителя УФАС по РТ, изучив доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, суд считает, что доводы жалобы заслуживают внимания по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

В силу ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 9 настоящей статьи и статьями 7.29 - 7.32 и 7.32.3 настоящего Кодекса,

- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Из материалов дела установлено, что в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступили жалобы ФИО5 (вх. 3238/ж от 27.02.2019г.), ФИО9 (вх. ... от 12.03.2019г.), ФИО6 (вх. ... от 13.03.2019г.) на действия организаторов торгов, операторов торговой площадки при проведении торгов по реализации арестованного имущества должника на электронных торговых площадках ....

В силу части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее, чем за тридцать дней до их проведения.

Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определение лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

В соответствии с извещениями ... (жилой дом -51,6 кв.м...) о проведении продажи арестованного имущества, опубликованными ООО «...», "ООО «...» на сайте оператора ЭТП АО «...» ... установлено, что для участия в торгах необходимо направить в виде электронного документа Организатору торгов следующие документы:

- Заявку на участие в торгах по установленной форме.

-Платежный документ с отметкой банка об исполнении, подтверждающее внесение претендентом задатка, в соответствие с договором о задатке.

- Надлежащим образом оформленная доверенность на лицо, имеющее право действовать, от имени претендента, если заявка подается представителем претендента. Для физических лиц:

- Копию всех страниц паспорта или заменяющего его документа.

- Нотариально заверенное согласие супруги (супруга) на участие в торгах недвижимым имуществом.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.

Согласно части 2 имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). В соответствии со ст. 33 и 34 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.

Имущество, нажитое супругами во время брака является их совместной собственностью.

Частью 1 статьи 35 СК РФ установлено, что владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов.

В силу части 3 статьи 35 СК РФ для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, при необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.

Изменить законный режим имущества супругов с совместной собственности на раздельную (установить долевую собственность или единоличную на все совместно нажитое имущество или на определенные объекты недвижимости) супруги вправе, заключив брачный договор или составив соглашение о разделе совместно нажитого имущества. Для данных сделок Семейным кодексом установлена обязательная нотариальная форма.

Согласно статье 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе, а также предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.

Если нотариальное удостоверение сделки является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.

Согласно части 1 статьи 42 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», далее - Закон, сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Операции от 15 апреля 1993 года N 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации».

В соответствии с частью 2 статьи 54 Закона сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению.

Таким образом, в случае, если имущество приобретается супругами в общую совместную собственность, либо если недвижимое имущество приобретается одним из супругов в единоличную собственность (в том числе при наличии заключенного брачного договора), если при этом предметом договора не является доля в праве общей собственности на объект недвижимости либо отчуждаемая недвижимость не принадлежит несовершеннолетнему, недееспособному или ограниченно дееспособному лицу, такой договор может быть заключен в простой письменной форме.

Если договор заключается в простой письменной форме, сделка не подлежит государственной регистрации, не относится к сделкам по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, т.е. не относится к сделкам, предусмотренным частью 3 статьи 35 СК РФ, то в таком случае нотариально удостоверенное согласие супруга на покупку недвижимости не требуется.

Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России пришла к выводу, что требовать с участника торгов нотариально заверенное согласие супруги (супруга) на участие в торгах недвижимым имуществом является неправомерным.

Комиссией установлено, что ООО «...» и ООО «...» для проведения торгов по реализации арестованного имущества, привлекло АО «...» путем заключения соглашения на оказание услуг оператором электронной площадки ......-2 от ... и ......-1 от ..., соответственно.

АО «...» осуществляет функции оператора торговой площадки ....

Услуги со стороны АО «...» для ООО «...» и для ООО «...» оказываются бесплатно, что также следует из соглашений ......-2 от ..., ......-1 от ... из Регламента Электронной площадки «...» ..., утвержденным Генеральным директором ФИО7 (далее - Регламент).

Так, согласно разделу 10 «Стоимость услуг оператора ЭТП и порядок оплаты» Регламента Электронной площадки «...» ..., утвержденным Генеральным директором ФИО7 (далее -Регламент) установлено следующее:

- 1.0.1. Организатору торгов услуги предоставляются бесплатно;

- 10.2. Участникам торгов услуги предоставляются бесплатно;

- 10.3. В случае признания Участника победителем (единственным участником) электронной процедуры он оплачивает услуги оператора ЭТП согласно установленному тарифу (Приложение ... к настоящему регламенту).

Согласно Приложению ... Регламента победители (единственный участник) электронной процедуры оплачивают услуги оператора ЭТП по следующим тарифам: - 3% от начальной цены лота (продажи).

Согласно извещению ... (жилой дом -51,6 кв.м, ...) о проведении продажи арестованного имущества, опубликованными ООО «...» на сайте оператора ЭТП АО «...» ... депозит (вознаграждение оператора) составляет 35 568 рублей. Размер задатка составляет 59 280 рублей. Таким образом, для участия в данных торгах участникам необходимо Заплатить 94 848 рублей, то есть 8% от начальной цены реализуемого имущества (1 185 600 руб.).

Комиссией установлено, что ФИО8... перечислил АО «...» и организатору торгов денежные средства для участия в торгах по извещению ... (жилой дом -51,6 кв.м, ...), что подтверждается чеками от ....

Согласно извещению 260219/32539910/02 (квартира - 80,3 кв.м ..., 772) о проведении продажи арестованного Имущества, опубликованными ООО «...» на сайте оператора ЭТП АО «...» ... депозит (вознаграждение оператора) составляет 50 330,88 рублей. Размер задатка составляет 83 884,80 рублей. Таким образом, для участия в данных торгах участникам необходимо заплатить 134 215,7 рублей, то есть 8% от начальной цены реализуемого имущества (1 677 698 руб.)

Комиссией установлено, что ФИО9... перечислил организатору торгов - ООО «...» денежные средства в качестве задатка 83884,80 рублей для участия в торгов для участия в торгах по извещению ... (квартира - 80,3 кв.м ..., 772) что подтверждается платежным поручением от ...... и договором о задатке от 06.03.2019г.

Однако заявка на участие ЭТП АО «...» не зарегистрирована, ввиду не внесения ФИО9 депозита (вознаграждение оператора) оператора в размере 50 330,88 рублей.

В ходе заседания Комиссии представитель АО «...» пояснил, что в случае не внесения депозита (вознаграждение оператора) участник не сможет принять участие в торгах, что также следует из пункта.2 раздела 2 Регламента, согласно которому участие в процедуре закупки/продажи возможно при наличии на счете Участника, открытого для проведения операций по обеспечению оплаты услуг Оператора, взноса, достаточного для оплаты услуг Оператора. Размер взноса устанавливает Оператор Системы. Заявка на участие в процедуре закупки/продажи не может быть подана в случае отсутствия на счете Участника, подавшего заявку, открытом для обеспечения оплаты услуг Оператора, денежных средств в размере взноса, установленного тарифами.

В соответствии с пунктом 6.5 Регламента оператор ЭТП открывает частникам торгов, прошедших активацию, лицевые счета:

- для проведения операций по обеспечению участия в процедурах закупки,

- для проведения операций по обеспечению оплаты услуг Оператора.

В силу пункта 7.1 Регламента для учета проведения операции по обеспечению участия в электронных торгах на счете оператора ЭТП открываются лицевые счета участников таких торгов.

В ходе заседания Комиссии, установлено, что в 2017 -2019 году на счет оператора торгов АО «...» в качестве депозита комиссии оператора поступило денежных средств от участников торгов на сумму 741 798,6 рублей.

Таким образом, Комиссией установлен факт создания организатором торгов - ООО «...» и ООО «...» условий для взимания платы с участников торгов за участие в торгах, а не только с победителя. Более того плата взимается не в фиксированном размере, а в процентом соотношении от начальной максимальной цены имущества, верхнего предела суммы взимания не имеется. При этом, Комиссия отмечает и не отрицается представителем АО «...», что на организацию торгов по продаже имущества с ценой (взято условно) 10 000 рублей и 10 000 000 рублей различия в затратах организатора торгов не имеется, так как процедура проходит по одному и тому же алгоритму. Доказательств обратного не представлено.

Приведя аналогию работы ЭТП, на которых проводятся закупки в рамках 44-ФЗ, то там установлена верхняя граница суммы платы - вознаграждения оператора торговой площадки, которые платит победитель, а именно 1% от начальной максимальной цены контракта, но не более 5000 рублей. Плата с участников за участие в торгах не взимается (постановление Правительства РФ от 10.05.2018г. ...).

Следовательно, создание условий для взимания с участников торгов (не с победителя) со стороны организаторов торгов и установление платы за участие со стороны оператора торговой площадки в процентом соотношении - 3% от начальной максимальной цены имущества является экономический неоправданным, и не соотносится с целями реализации имущества должника - получение максимальной суммы за реализуемое имущество для погашения задолженности должника путем привлечения большого количества участников, так как лица, обладающие меньшими финансовыми ресурсами, которые могут, в силу различных обстоятельства заплатить только за имущества (и то если цена не будет слишком увеличена в ходе торгов) и задаток, который предусмотрен законом, не смогут принять участие торгах, а отсутствие возможности участия приводит к сокращению числа участников торгов.

Признание правомерным указанных действий может привести к установлению платы и в размере 100% и более % от начальной цены имущества и в этом случае желающих участвовать в торгах не будет, а это приведет к нарушению интересов, как. должника, так и кредиторов (взыскателя), так как реализации имущества и получение средств на погашение задолженности не будет осуществляться.

Кроме того, с ... (во время перерыва в рассмотрения жалобы. Комиссией Татарстанского УФАС России) оператором электронной торговой площадки АО «...» утверждены новые тариф для участников торгов, в том числе, тариф «...» (скрин-шот представлен выше), согласно которому участие в торговых процедурах по закупкам/продаже, том числе если участник торгов признан победителем закупочной процедуре электронной форме и процедуре по продаже в электронной форме (количеств участий и признаний победителем торгов не ограничено в период действия тарифа) составляет за 3 месяца - 24 900, 00 рублей, за 6 месяцев - 39000, 00 рублей, за 12 месяцев - 74 900, 00 рублей. Таким образом, для участия в торгах потенциальным участникам необходимо внести гарантийное обеспечение на счет оператора, при этом в случае абонентского обслуживания денежные средства участникам не возвращаются, даже если они не стали победителями торгов.

Также Комиссией установлено, что операторами торговых площадок и организаторами торгов не урегулированы вопросы по возврату вознаграждения оператора, если участник (победитель) по каким либо причинам не подписал договора по приобретению имущества (в результате уклонения и т.п.), так как в данном случае данный участник несет ответственность в виде потери задатка, установленного организатором торгов, что следует из пояснений ФИО10, которому оператор торговой площадки не возвращал сумму обеспечения заявки (вознаграждение оператора), так как он уклонился от подписания договора (впоследствии ... в ходе заседания Комиссии АО «...» вернул данные средства (пп от ......)).

Аналогичные условия участия в процедуре торгов установлены оператором торговой площадки «...» - ООО «...», которого ООО «...» привлекло в качестве оператора торговой площадки по оказанию услуг по организации электронных торгов в рамках договора .../р от 10.01.2019г. (стоимость услуг - 2000 рублей в месяц).

Пунктом 9.2 Регламента электронной торговой площадки «Росликвид» (далее - Регламент Росликвид) установлено, что вознаграждение, взимаемое с "Победителя, тарифицируется в зависимости от начальной (минимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении торговой процедуры тарифы(ссылка) ...

Вместе с тем, согласно пункту 9.4 Регламента Росликвид Передача денежных средств в размере стоимости услуг оператора (далее - гарантийное обеспечение) осуществляется в порядке, установленном разделом 3 Соглашения о гарантийном обеспечении на электронной площадке «Росликвид», размещенном в разделе Документы на ЭТП.

В соответствии с разделом 1 «Термины и определения» Соглашения о гарантийном обеспечении на электронной площадке «Росликвид» (далее -Соглашение) гарантийное обеспечение - денежные средства, предназначенные для обеспечения обязательства Участника торговой процедуры по оплате вознаграждения за оказание услуг в соответствии с настоящим Соглашением и Регламентом электронной площадки «...», блокирование которых Оператор производит при подаче Заявки. Размер Гарантийного обеспечения определяется суммой задатка и стоимостью услуг Оператора, установленной в соответствии с Тарифами. Пунктом 3.1 Соглашения установлено, что для целей участия в торговой процедуре, размещенной на ЭТП «...» Претендент перечисляет на Счёт Оператора Гарантийное обеспечение.

Таким образом, для участия в торгах потенциальным участникам необходимо внести гарантийное обеспечение на счет оператора.

Согласно части 3 стати 90 Закона об исполнительном производстве извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети "Интернет". Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

В соответствии с пунктом 8.7. Главы VIII «Порядок проведения торгов» Методических рекомендаций по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество утвержденных Росимуществом ... не допускается взимание с участников торгов платы за участие в торгах, в том числе расходы организатора торгов при проведении торгов.

В данном случае рынок реализации арестованного имущества в Республики Татарстан и Ульяновской области является ограниченным, и осуществляется только в рамках государственных контрактов, заключенных между МТУ Россимущество РТ и УЛ и ООО «...», ООО «...», а также ООО «...», которые в свою очередь и привлекают соответствующих операторов торговой площадки, на которых с участников (не с победителя) взимается плата за участие в торгах, то есть создают условия для взимания платы за участие в торгах (кроме суммы задатка, установленного законом).

Условия участия в торгах, созданные организаторами торгов и установленные операторами торговой площадки приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции и нарушают требования части 3 стати 90 Закона об исполнительном производстве, а также пункт 8.7. Главы VIII «Порядок проведения торгов» Методических рекомендаций по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержденных Росимуществом 11.04.2014г.

Требование о внесении денежных средств, в качестве депозита или гарантийного обеспечения для участия торгах создает преимущественные условия для участников закупки, которые имеют больший объем финансовых ресурсов для участия в таких торгах, для которых приобретение имущества с торгов должников и последующая их продажа по рыночным ценам (через сайты Авито и др) является предпринимательской деятельностью.

Таким образом, действия организаторов торгов, операторов торговой площадки, ограничивающих доступ для участников в торгах путем взимания платы с участников торгов (а не только с победителя) за участие в торгах, и установивших плату не в фиксированном размере, а, в процентом соотношении от начальной максимальной цены имущества без верхнего предела суммы взимания и при отсутствии экономического обоснования установления величины платы нарушают интересы должника, кредитора (взыскателя) и участников торгов и нарушают требования части 3 стати 90 Закона об исполнительном производстве, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ должностные лица несут ответственность за административные правонарушения, в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Должностным лицом, ответственным за указанное правонарушение является директор ООО «...» - Люлин ФИО20

Таким образомФИО19 Люлиным совершено административное правонарушение предусмотренное ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

Вина ФИО21. Люлина, как должностного лица, в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ подтверждается материалами административного дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от ..., уведомлением.

Доводы заявителя указанные в жалобе не являются основаниями для отмены постановления, вынесенноговременно исполняющим обязанности заместителя руководителя УФАС по РТ, так как опровергаются материалами дела.

Оснований для применения положения статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.

Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Наказание назначено в пределах санкции ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены постановления временно исполняющего обязанности заместителя руководителя УФАС по Республике Татарстан от 04 февраля 2020 года не имеется, жалоба заявителя подлежит отклонению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

постановление временно исполняющего обязанности заместителя руководителя УФАС по РТ №016/04/7.32.4-2151/2019 от 04 февраля 2020 года о привлечении к административной ответственности директора ООО «...» Люлина ФИО22 по ч. 10 ст. 7.32.4 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу ФИО23 Люлина – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: