ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-162/19 от 04.06.2019 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 12-162/2019

УИД 51RS0002-01-2019-001902-44

Р Е Ш Е Н И Е

04 июня 2019 года г. Мурманск

Судья Первомайского районного суда г. Мурманска Кутушова Ю.В., рассмотрев жалобу защитника АО «Норд-Вест Ф.К.» Биргет О.А. на постановление и.о. заместителя начальника Мурманской таможни Панютина И.В. №*** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Акционерного общества «Норд Вест Флот Компани» (далее - АО «Норд-Вест Ф.К.»), юридический и фактический адрес***, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - ***, директор Фаличев О.В.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением и.о. заместителя начальника Мурманской таможни Панютина И.В. №*** от *** АО «Норд-Вест Ф.К.» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.16.14 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения.

Защитник АО «Норд-Вест Ф.К.» Биргет О.А. с решением о привлечении юридического лица к административной ответственности не согласилась, обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просила его отменить и прекратить производство по делу, в связи с наличием обстоятельств, исключающих производство по делу.

В обоснование доводов жалобы защитник указала, что таможенные операции, связанные с помещением товара (ТСМП судно ***) на временное хранение не применимы, так как вышеуказанное судно является российским товаром. Общество уведомило *** таможенный орган о произошедшем вне таможенной территории ремонте судна *** и о том, что декларация на товар будет подана *** В период времени с *** по *** судно *** находилось в состоянии междурейсового обслуживания и планово-профилактического ремонта и не покидало акваторию морского порта Мурманск. Декларация на помещение под таможенную процедуру судна *** подана ***, что является достаточным для соблюдения требований законодательства, в связи с чем основания для привлечения Общества к административной ответственности по ст.16.14 КоАП РФ отсутствуют.

В судебном заседании защитники АО «Норд-Вест Ф.К.» Биргет О.А., Жмурко И.В. поддержали жалобу в полном объеме по основаниям в ней изложенным. Пояснили, что юридическое лицо не признает вину в совершении данного административного правонарушения. В соответствии с пп. 2 п.3 ст.176 ТК ЕАЭС помещение товара под таможенную процедуру переработки является правом декларанта. По прибытии судна - судовладелец не имел возможности поместить его под процедуру «выпуска для внутреннего потребления», поскольку это связано со значительными материальными затратами, уплатой пошлин. Общество поместило судно как товар на временное хранение, защита не оспаривает, что данные порядок предусмотрен только для иностранных товаров, статус которого судно не приобретало, вместе с тем, полагает, что ситуация с *** является частным случаем, и, поскольку, Общество впоследствии надлежащим образом задекларировало товар (судно), не образует состав вменяемого правонарушения. Помещения товара – судна под процедуру «выпуска для внутреннего потребления» по истечении 12 часов после предъявления товаров таможенному посту в месте прибытия не является основания для привлечения Общества к административной ответственности по ст.16.14 КоАП РФ.

Старший уполномоченный отдела административных расследований и дознания Мурманской таможни ФИО1 и представитель Мурманской таможни Есаулов В.Н. в судебном заседании представили письменные пояснения относительно обстоятельств административного правонарушения, доводы жалобы полагали необоснованными, а постановление законным и обоснованным.

АО «Норд-Вест Ф.К.» при прибытии судна *** представило документы в соответствии со ст.89 ТК ЕАЭС, в связи с чем судно было задекларировано Обществом как транспортное средство международной перевозки, а не как товар. В связи с осуществлением ремонта судна вне таможенной территории Союза, в соответствии с п.3 ст.277 ТК ЕАЭС, оно подлежало декларированию и помещению под таможенную процедуру как товар. Судно прибыло в порт ***, однако декларация на помещение судна под таможенную процедуру «выпуска для внутреннего потребления» была подана в таможенный орган только ***, с пропуском двенадцатичасового срока после предъявления товаров таможенному посту.

В соответствии с пп.2 п.3, п.4 ст.176 ТК ЕАЭС допускается применение таможенной процедуры переработки вне таможенной территории в отношении вывезенных с таможенной территории Союза транспортных средств международной перевозки в случае, предусмотренном абз.1 п.3 ст. 277 ТК ЕАЭС. Указанные товары помещаются под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории без их ввоза на таможенную территорию Союза и приобретают статус иностранного товара при прибытии. При таких обстоятельствах, Общество имело возможность надлежащим образом выполнить требования таможенного законодательства, но АО «Норд-Вест Ф.К.» не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Заслушав защитников Биргет О.А., Жмурко И.В., старшего уполномоченного отдела административных расследований и дознания Мурманской таможни ФИО1 и представителя Мурманской таможни Есаулова В.Н., изучив материалы дела, доводы жалобы, нахожу оспариваемое постановление и решение законными и обоснованными по следующим основаниям.

Согласно ст.16.14 КоАП РФ нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, в иное место временного хранения или на свободный склад, порядка их хранения либо порядка совершения с товарами, находящимися под таможенным контролем, операций без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, *** судно *** возвратилось в порт Мурманск. На приход судна капитаном судна ФИО2, как представителем судовладельца, на таможенный пост Морской порт Мурманск были представлены документы, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 89 Таможенного кодекса ЕАЭС, необходимые для целей таможенного декларирования и таможенного контроля. В числе прочих документов была подана Генеральная (общая) декларация. В соответствии с данным документом на таможенную территорию ЕАЭС в качестве ТСМП, осуществляющего международную перевозку пассажиров и товаров, обратно ввозилось судно ***. При этом было заявлено, что судно следует своим ходом по маршруту ***

В качестве товара судно задекларировано не было, ранее *** под какую-либо таможенную процедуру не помещалось.

В период с *** по *** АО «Норд-Вест Ф.К.» проводилась камеральная таможенная проверка по вопросу соблюдения таможенного законодательства Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле при временном вывозе *** с таможенной территории ЕАЭС ТСМП *** и при обратном ввозе *** на таможенную территорию ЕАЭС данного судна после проведенных операций по ремонту.

В ходе проведения камеральной таможенной проверки у АО «Норд-Вест Ф.К.» установлено нарушение данной организацией порядка совершения таможенной операции по помещению транспортного средства международной перевозки – морского рыболовного судна *** на временное хранение.

Согласно пункту 3 статье 276 ТК ЕАЭС временно вывезенные транспортные средства международной перевозки (далее – ТСМП) ввозятся на таможенную территорию Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов при соблюдении условий нахождения и использования временно вывезенных ТСМП за пределами таможенной территории Союза.

В силу пункта 1 статьи 277 ТК ЕАЭС за пределами таможенной территории Союза с временно вывезенными ТСМП допускается совершение следующих операций:

1) операции по техническому обслуживанию и (или) ремонту (за исключением капитального ремонта, модернизации), необходимые для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза с таможенной территории Союза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств международной перевозки за пределами таможенной территории Союза;

2) операции по безвозмездному (гарантийному) ремонту;

3) операции по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемые для восстановления временно вывезенных ТСМП после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории Союза.

Пунктом 2 статьи 277 ТК ЕАЭС определено, что положения подпункта 1 пункта 1 настоящей статьи не распространяются на временно вывезенные в качестве ТСМП водные суда, зарегистрированные в международных реестрах судов государств-членов. В отношении таких судов допускается проведение операций по их техническому обслуживанию и (или) ремонту.

Согласно пункту 3 статьи 277 ТК ЕАЭС совершение операций, не предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, в отношении находящихся за пределами таможенной территории Союза временно вывезенных ТСМП, за исключением ТСМП, указанных в абзаце четвертом подпункта 2 пункта 2 статьи 272 настоящего Кодекса, допускается при условии помещения этих транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории. В случае совершения операций, не предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, без помещения временно вывезенных ТСМП под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории при ввозе на таможенную территорию Союза такие ТСМП подлежат помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 186 настоящего Кодекса. В случае непомещения временно вывезенных ТСМП под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления подлежат уплате ввозные таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины в соответствии со статьей 56 и пунктом 5 статьи 72 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 5 статьи 88 ТК ЕАЭС перевозчик или иные лица, указанные в статье 83 настоящего Кодекса, в течение 3 часов рабочего времени таможенного органа с момента уведомления о прибытии, если иной срок не установлен законодательством государств-членов о таможенном регулировании в отношении товаров, перевозимых водным, воздушным или железнодорожным транспортом, либо в отношении международных почтовых отправлений, обязаны совершить одну из таможенных операций, связанных с: 1) помещением товаров на временное хранение; 2) перевозкой (транспортировкой) товаров из мест прибытия до места временного хранения в порядке, устанавливаемом законодательством государств-членов о таможенном регулировании; 3) таможенным декларированием товаров; 4) помещением товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории портовой СЭЗ или логистической СЭЗ; 5) вывозом товаров с таможенной территории Союза.

В соответствии с п.11 ст.85 Федерального закона от *** № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случае совершения таможенных операций без выгрузки товаров таможенные операции в месте ввоза (прибытия) товаров совершаются в течение двенадцати часов рабочего времени таможенного органа с момента уведомления о прибытии товаров, прибывших водным транспортом, а в случае выгрузки (перегрузки) товаров в морском (речном) порту - в течение двенадцати часов с момента выгрузки товаров.

Декларация на помещение ТСМП судна *** под таможенную процедуру «выпуска для внутреннего потребления» (ДТ №***) была подана в таможенный орган ***.

В случае, если декларантом не совершены таможенные операции, связанные с помещением ТСМП при ввозе под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, то на АО «Норд-Вест Ф.К.», была возложена обязанность совершения таможенной операции, связанной с помещением ТСМП на временное хранение.

Порядок совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение, утвержден Приказом ФТС России от 29.12.2012 года № 2688 (с изменениями от 19.12.2016 года) «Об утверждении Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах» (зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2013 года № 28894). Согласно пункту 2 данного порядка перевозчик или иное заинтересованное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или их представители (далее - уполномоченное лицо) обязаны поместить товары на временное хранение, если с товарами не совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение 3 часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному посту в месте прибытия), (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом, - 12 часов).

В рассматриваемом случае судно *** включено в Государственный судовой реестр и потребность ремонта судна *** в связи с неисправностью брашпиля возникла в акватории Кольского залива, то есть на таможенной территории ЕАЭС.

Следовательно, пункты 1 и 2 статьи 277 ТК ЕАЭС в данном случае не применимы и в рассматриваемом случае должен применяться пункт 3 статьи 277 ТК ЕАЭС.

Положения пункта 5 статьи 88 ТК ЕАЭС применимы к случаю, указанному в абзаце 2 пункта 3 статьи 277 ТК ЕАЭС, то есть в случае совершения с временно вывезенными ТСМП операций, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 277 ТК ЕАЭС без помещения временно вывезенных ТСМП под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории. В данном случае перевозчик или иное заинтересованное лицо, обладающее полномочиями в отношении ТСМП, обязаны в течении 12 часов после предъявления ТСМП таможенному органу в месте прибытия совершить таможенные операции, связанные с помещением таких ТСМП на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, либо таможенные операции, связанные с вывозом ТСМП с таможенной территории ЕАЭС.

Таким образом, в деянии АО «Норд Вест Флот Компани» установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, выразившегося в нарушении порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения, порядка совершения с ними операций, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.14 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, виновность лица, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Таким образом, факт правонарушения подтвержден совокупностью представленных доказательств, получивших надлежащую правовую оценку.

АО «Норд-Вест Ф.К.» является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.16.14 КоАП РФ.

Проанализировав установленные по делу обстоятельства применительно к приведенным положениям закона, судья приходит к выводу о доказанности вины АО «Норд-Вест Ф.К.» в инкриминируемом ему правонарушении.

Действия (бездействие) АО «Норд-Вест Ф.К.» правильно квалифицированы по ст.16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, виновность юридического лица в совершении указанного правонарушения установлена с учетом положения части 2 статьи 2.1, статьи 2.10 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как утверждает сторона защиты, Общество избрало для себя вариант таможенного оформления судна, как помещение под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, что является правом декларанта.

Вместе с тем, процедура таможенного оформления юридическим лицом была не соблюдена, помещение товара под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления должно быть совершено в течение двенадцати часов рабочего времени таможенного органа с момента уведомления о прибытии (п.11 ст.85 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В случае, если декларант в течение 12 часов после предъявления товаров таможенному посту в месте прибытия не совершил действий определенных ст. 88 ТК ЕАЭС, то товар подлежит помещению на временное хранение. Отсутствие денежных средств у юридического лица для совершения таможенных платежей, не освобождают от надлежащего исполнения возложенных обязанностей.

Согласно ст. 98 ТК ЕАЭС под временным хранением товаров понимается хранение иностранных товаров в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом, либо до получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории Союза, если иностранные товары хранятся в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза.

Помещение на временное хранение предусмотрено для иностранных товаров.

Вместе с тем, Общество, действуя с должной степенью заботливости и осмотрительности, зная об обязанности надлежащего исполнения таможенного законодательства, и предвидя отсутствие возможности для своевременного помещения судна под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления вследствие финансовых сложностей, должно было заблаговременно принять необходимые меры и имело возможность сделать это.

В соответствии с пп.2 п.3 ст.176 ТК ЕАЭС допускается применение таможенной процедуры переработки вне таможенной территории в отношении вывезенных с таможенной территории Союза транспортных средств международной перевозки в случае, предусмотренном абз.1 п.3 ст.277 КоАП РФ.

Согласно ч.4 ст.176 ТК ЕАЭС товары, указанные в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи, помещаются под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории без их ввоза на таможенную территорию Союза

При таких обстоятельствах, юридическое лицо могло вне прибытия судна на территорию Союза поместить его под таможенную процедуру переработки, чем обеспечить его возвращение со статусом иностранного товара, и последующее надлежащее помещение на временное хранение с соблюдением действующих норм.

Довод защиты о том, что требования законодательства были соблюдены Обществом, поскольку декларация на помещение судна под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления подана ***, а соблюдение несоблюдение установленного двенадцатичасового срока не имеет юридического значения, основаны на неверном толковании норм права и не может быть признано надлежащим исполнением обязанности по таможенному оформлению товара.

АО «Норд-Вест Ф.К.» предъявляя таможенному органу в месте прибытия при ввозе на таможенную территорию Союза временно вывезенное ТСМП после ремонта вне таможенной территории, было обязано и имело возможность соблюсти таможенное законодательство, поскольку у Общества была возможность поместить ТСМП на временное хранение.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что работа по выполнению таможенных обязанностей не была организована АО «Норд-Вест Ф.К.» должным образом и данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению таможенных правил, то есть объективных обстоятельств, препятствующих выполнению Обществом таможенных обязанностей, не установлено.

Обстоятельств, исключающих вину лица, привлекаемого к административной ответственности, не установлено.

Постановление о привлечении к административной ответственности принято уполномоченным должностным лицом в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.

Административное наказание назначено с учетом характера допущенного правонарушения, наказание определено в минимальном размере, допустимом санкцией ст.16.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.

Существенных процессуальных нарушений, влекущих нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не допущено, в том числе и при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при рассмотрении жалобы защитника вышестоящим должностным лицом.

Согласно статьи 277 ТК ЕАЭС временно вывезенные ТСМП после ремонта вне таможенной территории при ввозе на таможенную территорию Союза подлежат помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Под указанную процедуру согласно п.1 ст.134 ТК ЕАЭС помещаются иностранные товары. С учетом вышеизложенного, учитывая, что АО «Норд-Вест Ф.К.» в течение 12 часов после предъявления товаров таможенному посту в месте прибытия не совершило действий определенных ст. 88 ТК ЕАЭС (декларирования в соответствии с таможенной процедурой «выпуска для внутреннего потребления» либо иных таможенных операций, связанных с вывозом ТСМП с таможенной территории Союза), то товар согласно п.п. 1 п.5 ст. 88 ТК ЕАЭС подлежал помещению на временное хранение.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Постановление. о. заместителя начальника Мурманской таможни Панютина И.В. №*** от *** о привлечении Акционерного общества «Норд Вест Флот Компани» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.14 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу защитника - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья Первомайского районного

суда города Мурманска Ю.В. Кутушова