Дело № 12-165/2021
УИД 42RS0013-01-2021-003969-16
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Судья Междуреченского городского суда Кемеровской области Белобородова Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Междуреченске 14 сентября 2021 года дело по жалобе ФИО4 на постановление № по делу об административном правонарушении заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО5 от 18.08.2021 о привлечении ФИО4 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № по делу об административном правонарушении от 18.08.2021 года заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО5ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
В жалобе ФИО4 указал, что считает решение о привлечении к административной ответственности неправомерным и подлежащим отмене, поскольку данное постановление вынесено незаконно в связи с отсутствием события административного правонарушения, под которым подразумевается реальный факт нарушения правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, предусмотренных ст. 8.39 КоАП РФ.
16.08.2021 ФИО4 действительно с ружьем находился в лесу на территории ООО <данные изъяты>, куда прибыл по полученному в законном порядке охотничьему разрешению, для проведения любительской охоты на медведя бурого, так как планировалась коллективная охота в соответствии с Правилами охоты, утвержденными Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов» с ФИО1, ФИО1, ФИО2
О том, что территория охотхозяйства ООО <данные изъяты> граничит с ГПЗ «Кузнецкий Алатау» и часть территории охотхозяйства попадает в буферную зону заповедника они знали, охотиться в этой зоне не собирались, но чтобы попасть на место проведения охоты они должны были пересечь буферную зону.
Полагает, что находясь на территории буферной зоны 16.08.2021 им не были нарушены требования закона, в связи с чем, отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.
Просит постановление по делу об административном правонарушении №, вынесенное 18.08.2021 заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО5 в отношении ФИО4 по ст. 8.39 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В судебном заседании ФИО4 доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель ФГБУ «Государственный заповедник «Кузнецкий Алатау» ФИО6, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38), просила в удовлетворении жалобы отказать, предоставила письменные возражения, суть которых сводится к тому, что 18.08.2021 заместителем Главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО5 было вынесено постановление № в отношении ФИО4, по протоколу № от 16.08.2021, который нарушил ст. 8.39 КоАП РФ и Положение об охранной зоне заповедника «Кузнецкий Алатау», утвержденное Решением Кемеровского областного Совета народных депутатов Малым советом от 28.09.1993 № 213 «Об уточнении границ заповедника «Кузнецкий Алатау». ФИО4 нарушил пункт 11 п.п. «а», «б», «з», «и» Положения об охранной зоне заповедника «Кузнецкий Алатау», на территории охранной зоны заповедника запрещается: «а» - нахождение лиц, непосредственно не связанных с хозяйственной деятельностью; «б» - нахождение на территории охранной зоны с оружием; «з» - нахождение транспортных средств, не обусловленное производственной необходимостью; «и» - всякая человеческая деятельность, причиняющая вред животным и среде их обитания. Охранная зона заповедника «Кузнецкий Алатау» находится в ведении заповедника «Кузнецкий Алатау», который осуществляет контроль за соблюдением режима охранной зоны. Режим охранной зоны заповедника «Кузнецкий Алатау» прописан в Положении об охранной зоне заповедника «Кузнецкий Алатау», которое утверждено Решением Кемеровского областного Совета народных депутатов Малым советом от 28.09.1993 № 213 «Об уточнении границ заповедника «Кузнецкий Алатау». Охранная зона заповедника «Кузнецкий Алатау» является зоной с особыми условиями использования территории, с правовым режимом, который внесен в Единый государственный реестр недвижимости от 16.07.2021, с реестровым №, и не является общедоступными охотугодиями.
Границы охранной зоны и заповедника обозначены аншлагами и информационными цитатами согласно п. 13 Положения об охранной зоне заповедника «Кузнецкий Алатау».
Факт наличия деяния подтверждает составленный протокол № от 16.08.2021, в котором в указано, что ФИО4 незаконно находился на территории охранной зоны заповедника «Кузнецкий Алатау», имея на руках разрешение на охоту медведя №, выданное ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты>, тем самым нарушил ст. 8.39 КоАП РФ и Положение об охранной зоне заповедника «Кузнецкий Алатау» п. 11 п. «а», «б», «з», «и». (л.д. 40-41).
В судебном заседании свидетель ФИО3 пояснила, что ООО <данные изъяты> имеет долгосрочную лицензию № от ДД.ММ.ГГГГ на использование земельного участка, имеется описание границ земельного участка, договор о согласовании границ. Вместе с тем существует наложение границ охранной зоны заповедника и ООО <данные изъяты>, в связи с чем 30% от территории ООО <данные изъяты> входит в территорию заповедника. Одна лицензия была выдана в буферную зону и единственный путь перемещения охотников через реку на лодках. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ, по окончанию срока действия договора согласования от ДД.ММ.ГГГГ, а именно с ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют договорные отношения по согласованию хозяйственной деятельности ООО <данные изъяты> на территории охранной зоны заповедника «Кузнецкий Алатау».
Судья, заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО4, представителя ФГБУ «Государственный заповедник «Кузнецкий Алатау» ФИО6, опросив в качестве свидетелей ФИО5, ФИО3, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, поступившего из ФГБУ «Государственный заповедник «Кузнецкий Алатау», а также видеозапись, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации установлена административная ответственность.
В силу ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявленных причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 8.39 КоАП РФ, нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в процессе охраны окружающей среды и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях. Предметы правонарушения - окружающая среда и природные ресурсы на особо охраняемых природных территориях, то есть участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования, относящиеся к объектам общенационального достояния. Объективную сторону представляют нарушения установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными актами.
Из преамбулы к Федеральному закону от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" следует, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Они изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного пользования и для них установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" территории государственных природных заказников относятся к особо охраняемым природным территориям.
В силу ч.ч. 4,5 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.
Ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" предусмотрено, что пребывание на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники, допускается только при наличии разрешения федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники.
За посещение физическими лицами территорий государственных природных заповедников в целях познавательного туризма федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление государственными природными заповедниками, взимается плата.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ применительно к рассматриваемому делу составляет факт нарушения установленного режима на территории государственного природного заповедника, к которому в том числе относится факт пребывания на территории заповедника без соответствующего разрешения Минприроды России или администрации заповедника.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике. На территориях государственных природных заповедников запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.
Государственный заповедник «Кузнецкий Алатау» создан Постановлением от 27.12.1989 № 385 Государственного комитета РСФСР по охране природы в Кемеровской области Советом Министров РСФСР, а решением Кемеровского областного совета народных депутатов Малый Совет от 28.09.1993 № 213 уточнены границы заповедника «Кузнецкий Алатау».
Приложением № 4 к решению малого Совета областного Совета народных депутатов № 213 от 28.09.1993 утверждено Положение об охранной зоне ГУ ГПЗ «Кузнецкий Алатау».
Пунктом 11, раздела IV на территории охранной зоны заповедника запрещается: а) нахождение лиц, непосредственно не связанный с хозяйственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных п. 12 настоящего положения; б) нахождение на территории охранной зоны с оружием, орудием лова, собаками, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12г, 12ж, 16,17; в) сбор цветов, уничтожение редких и исчезающих растений, выжигание любой растительности; г) устройство неорганизованного отдыха и туризма; д) засорение территории мусором, а также отходами производственной деятельности; е) применение ядохимикатов; ж) беспривязное содержание собак в бесснежный период; з) нахождение транспортных средств, не обусловленное производственной необходимостью или во время отдыха на природе без специального разрешения, за исключением личных транспортных средств жителей населенных пунктов, находящихся в охранной зоне; и) всякая человеческая деятельность, причиняющая вред животным и среде их обитания, не предусмотренная настоящим положением.
Пунктом 12.2, раздела IV на территории охранной зоны заповедника запрещается: на территории охранной зоны заповедника опускается: в) охота и рыбная ловля в установленных местах и сроках по путевкам или иным разрешениям, выдаваемым охотпользователям данной территории, при этом шкурковая продукция сдается в организации, являющиеся охотпользователями данной территории, а биоматериал (или его данные) – в научный отдел заповедника.
Пунктом 13 Положения установлено, что внешняя граница охранной зоны должна быть обозначена в натуре межевыми знаками, аншлагами, указателями, установленными на путях вероятного проникновения на ее территорию.
Пунктом 14 Положения предусмотрена обязанность всех лиц, посещающих охранную зону, соблюдать ее режим, предусмотренный настоящим положением (л.д. 15-19).
Из материалов дела следует, что 16.08.2021 ФИО4 незаконно находился на территории охранной зоны заповедника «Кузнецкий Алатау» на реке Уса (приток Крутой), координаты №, имея при себе лицензию на отстрел медведя №, выданную ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты>, оружие <данные изъяты>, разрешение на оружие №, чем нарушил п. 11 Положения об охранной зоне заповедника «Кузнецкий Алатау», утвержденного 28.09.1993 № 213, совершил правонарушение, предусмотренное ст. 8.39 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом № об административном правонарушении в охранной зоне заповедника «Кузнецкий Алатау» от 16.08.2021, составленным уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных полномочий с соблюдением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; постановлением № от 18.08.2021; копией Решения Кемеровского областного совета народных депутатов от 28.09.1993 № 213 «Об уточнении границ заповедника «Кузнецкий Алатау»; копией карты места нахождения ФИО4; схемой места совершения правонарушения, отраженной в протоколе об административном правонарушении и согласующейся с представленной картой; фотографиями и видеозаписью с места совершения административного правонарушения; копией письма о внесении в ЕГРН охранной зоны заповедника «Кузнецкий Алатау».
Факт нахождения ФИО4 16.08.2021 на территории охранной зоны заповедника «Кузнецкий Алатау» ручей <данные изъяты> не оспаривал сам ФИО4, а также подтвердил в судебном заседании свидетель ФИО5, что согласуется с картой-схемой места совершения правонарушения.
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ суд приходит к выводу, что должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности ФИО4 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ.
Объективных данных, свидетельствующих о невозможности проезда к месту охоты, минуя особо охраняемую территорию государственного природного заповедника «Кузнецкий Алатау», а также невозможности получения для этого разрешения, материалы дела не содержат и заявителем не представлено. В ходе рассмотрения дела ФИО4 подтвержден факт его осведомленности о необходимости пересечения охранной зоны заповедника «Кузнецкий Алатау», однако мер к получению разрешения им предпринято не было.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, а также другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется. Суд признает их допустимыми доказательствами.
По факту правонарушения уполномоченным должностным лицом 18.08.2021 вынесено постановление об административном правонарушении. В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния.
Постановление должностного лица соответствует требованиям ст. ст. 29.7, 29.9 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ не установлено.
Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере. Оснований для отмены постановления не имеется.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление № по делу об административном правонарушении от 18.08.2021 года заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО5 о привлечении ФИО4 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей, - оставить без изменения, жалобу ФИО4 - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток с момента вручения или получения копии решения в Кемеровский областной суд.
Судья: подпись Е.Ю. Белобородова
Копия верна, подлинник решения находится в материалах дела № 12-165/2021 Междуреченского городского суда Кемеровской области
Копия верна
Судья: Е.Ю. Белобородова