ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-16/19 от 28.01.2019 Галичского районного суда (Костромская область)

Дело №12-16/2019

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

п. Антропово «28» января 2019 года

Костромской области

Галичский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Копалыгиной В.С.

при секретаре Моревой М.А.,

с участием главы администрации Антроповского муниципального района Костромской области Урядникова Д.М., помощника прокурора Антроповского района Бричка Ю.Ю.,

рассмотрев апелляционную жалобу главы администрации Антроповского муниципального района Костромской области Урядникова Д.М. на постановление мирового судьи судебного участка №37 Галичского судебного района Костромской области от 27 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении в отношении него по части 1 ст.5.15 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Глава администрации Антроповского муниципального района Костромской области Урядников Д.М. обратился в суд с апелляционной жалобой на постановление мирового судьи судебного участка № 37 Галичского судебного района Костромской области от 27 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, которым он признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 5.15 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа размером 2000 рублей.

Доводы по жалобе на указанное постановление мирового судьи глава администрации Антроповского муниципального района Костромской области Урядников Д.М. мотивировал следующим. Он считает, что постановление вынесено незаконно и необоснованно. В период избирательной кампании по выборам главы Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области 12.11.2018г. с письменным заявлением к нему как к главе администрации Антроповского муниципального района Костромской области обратился кандидат на должность главы сельского поселения Б. и просил о предоставлении помещения администрации Антроповского муниципального района 16.11.2018г. 14 час. 30 мин. для организации и проведения публичного агитационного мероприятия – встречи с сотрудниками администрации Антроповского муниципального района Костромской области. Он не согласовал конкретное помещение, поскольку время проведения агитации согласовывает избирательная комиссия. Он 12.11.2018г. уведомил избирательную комиссию о поступившем заявлении Б., однако кого-либо ответа от избирательной комиссии не получил. Кандидат на должность главы Антроповского сельского поселения Б. в назначенное время пришёл в его служебный кабинет и он в соответствии со ст.99 Избирательного кодекса Костромской области, устанавливающей обязанность оказания содействия зарегистрированным кандидатам в организации и проведении встреч с избирателями в рамках публичных агитационных мероприятий, пригласил сотрудников администрации района в свой служебный кабинет, после чего Б. начал своё сообщение о том, в связи с чем он решил баллотироваться на должность главы Антроповского сельского поселения. В указанный момент его пригласил выйти из кабинета председатель избирательной комиссии, и после того, как он вышел, последний сообщил ему, что проведение указанного мероприятия не согласовано с избирательной комиссией и должно быть прекращено. После этого он зашёл в свой служебный кабинет и попросил покинуть его кабинет всех присутствующих. По его мнению, основная цель предоставления помещения – проведение предвыборной агитации не была достигнута. Он прервал и прекратил действия Б. по проведению предвыборной агитации, исходя из чего, по его мнению, помещение фактически не было предоставлено Б., в связи с чем у него не возникло обязанности по направлению уведомления в избирательную комиссию Антроповского сельского поселения о предоставлении помещения для проведения публичного агитационного мероприятия – встречи с избирателями. Мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении него не оценены представленные им доказательства того, что он не мог заполнить уведомление по причинам, изложенным в письменных возражениях. В связи с указанными обстоятельствами, по его мнению, отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.5.15 КоАП РФ.

Со ссылкой на требования ст.157.1 Гражданского кодекса РФ, Постановление Пленума Верховного суда РФ №25 от 23.06.2015г. «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса РФ», ст.53 Федерального закона №67-ФЗ от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» глава администрации Антроповского муниципального района Урядников Д.М. просил суд об отмене постановления мирового судьи судебного участка №37 Галичского судебного района Костромской области от 27.12.2018г. в отношении него по части 1 ст.5.15 КоАП РФ и о прекращении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Глава администрации Антроповского муниципального района Костромской области Урядников Д.М. в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал и просил суд об её удовлетворении по основаниям, в ней изложенным.

Помощник прокурора Антроповского района Бричка Ю.Ю. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы главы администрации Антроповского муниципального района Костромской области Урядникова Д.М. Указала на законность и обоснованность вынесенного мировым судьей судебного участка №37 Галичского судебного района Костромской области постановления в отношении Урядникова Д.М. по части 1 ст.5.15 КоАП РФ.

Выслушав главу администрации Антроповского муниципального района Костромской области Урядникова Д.М., помощника прокурора Антроповского района Бричка Ю.Ю., свидетеля К., исследовав апелляционную жалобу, постановление мирового судьи от 27.12.2018г., материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2.1 ч. 1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которые Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В статье 1.5 КоАП РФ указано, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в которых установлена его вина.

Согласно части 1 ст. 5.15 КоАП РФ административная ответственность должностных лиц наступает за нарушение установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления зарегистрированному кандидату для встреч с избирателями помещения, находящегося в муниципальной собственности, об условиях, на которых помещение было предоставлено, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим зарегистрированным кандидатам и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Статьей 32 Конституции РФ провозглашается, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии со ст.25 Федерального закона от 26.11.1996г. №138-ФЗ (в ред. от 04.06.2014г.) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными» граждане и общественные объединения вправе проводить агитацию за или против любого кандидата. Государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам запрещается проводить предвыборную агитацию.

Предвыборная агитация может проводиться через средства массовой информации; путем проведения публичных предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных публичных мероприятий); путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных предвыборных материалов. Избирательные комиссии, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Заявления для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими избирательными комиссиями, органами государственной власти и органами местного самоуправления в трехдневный срок и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом избирательной комиссией муниципального образования. Государственные органы, органы местного самоуправления, а также администрация предприятий, учреждений и организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять находящиеся в их собственности или распоряжении необходимые помещения для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности для предвыборной агитации всем кандидатам и избирательным объединениям.

Статьей 53 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» государственные органы, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума в организации и проведении агитационных публичных мероприятий.

По заявке зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, зарегистрировавшего список кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума помещение, пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляется собственником, владельцем помещения на время, установленное определяемой законом комиссией, зарегистрированному кандидату, его доверенным лицам, представителям избирательного объединения для встреч с избирателями, а представителям инициативной группы по проведению референдума и иной группы участников.

Если указанное помещение, а равно помещение, находящееся в собственности организации, имеющей на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума в своем уставном (складочном) капитале долю (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, превышающую (превышающий) 30 процентов, было предоставлено одному зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума), собственник, владелец помещения не вправе отказать другому зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, иной группе участников референдума (инициативной группе по проведению референдума) в предоставлении помещения на таких же условиях в иное время в течение агитационного периода. В случае предоставления помещения зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума) собственник, владелец помещения не позднее дня, следующего за днем предоставления помещения, обязаны уведомить в письменной форме определенную законом комиссию о факте предоставления помещения, об условиях, на которых оно было предоставлено, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, иным группам участников референдума (инициативной группе по проведению референдума).

Частью 4.1. указанной статьи данного Федерального закона комиссия, получившая уведомление о факте предоставления помещения зарегистрированному кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума (иной группе участников референдума), в течение двух суток с момента получения уведомления обязана разместить содержащуюся в нем информацию в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или иным способом довести ее до сведения других зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных групп участников референдума (инициативной группы по проведению референдума).

Частью 5 указанной статьи данного Федерального закона заявки на выделение помещений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, для проведения встреч зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений, зарегистрировавших списки кандидатов, с избирателями, а представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума - с участниками референдума рассматриваются собственниками, владельцами этих помещений в течение трех дней со дня подачи указанных заявок.

Те же требования следуют из ст.99 Избирательного кодекса Костромской области (утвержденного Законом Костромской области №39 от 30.12.1998г., действовавшего до 01.11.2018г.).

Статьей 16 Избирательного кодекса Костромской области (утвержденного Законом Костромской области №39 от 30.12.1998г., действовавшего до 01.11.2018г.) установлено, что граждане Российской Федерации, избирательные объединения, общественные объединения, кандидаты, зарегистрированные кандидаты и их доверенные лица вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами осуществлять деятельность, побуждающую избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них).

Пунктом 3 ст.3 Избирательного кодекса Костромской области (утвержденного Законом Костромской области №39 от 30.12.1998г., действовавшего до 01.11.2018г.) предусмотрено, что агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Постановлением мирового судьи судебного участка № 37 Галичского судебного района Костромской области от 27 декабря 2018 года глава администрации Антроповского муниципального района Костромской области Урядников Д.М. признан виновным по части 1 ст.5.15 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа размером 2000 рублей за то, что, он в период избирательной кампании по выборам на должность главы Антроповского сельского поселения 16.11.2018г. в период времени с 14 час. 25 мин. до 14 час 40 мин., предоставив зарегистрированному кандидату на должность главы Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области Б. помещение служебного кабинета главы Антроповского муниципального района Костромской области по адресу: <адрес> для проведения публичного агитационного мероприятия (встречи с избирателями) в нарушение требований ст.53 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», ст. 99 Избирательного кодекса Костромской области не направил в избирательную комиссию Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области в установленный законом суточный срок уведомление о факте представления помещения, находящегося в муниципальной собственности, зарегистрированному кандидату на должность главы Антроповского сельского поселения Б., сведения об условиях его предоставления, а также о том, когда указанное помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим зарегистрированным кандидатам на должность главы Антроповского сельского поселения. Вследствие этого избирательная комиссия Антроповского сельского поселения лишена возможности размещения соответствующей информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По мнению суда апелляционной инстанции, действиям главы администрации Антроповского муниципального района Костромской области Урядникова Д.М. мировым судьей дана правильная юридическая оценка. Он совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 ст.5.15 КоАП РФ. Обстоятельства, изложенные в постановлении прокурора Антроповского района о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.11.2018г. и постановлении мирового судьи судебного участка №37 Галичского судебного района Костромской области от 27.12.2018г. подтверждены в суде апелляционной инстанции.

При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей и судом апелляционной инстанции глава администрации Антроповского муниципального района Урядников Д.М. указал, что, не смотря на то, что письменного согласования зарегистрированному кандидату на должность главы Антроповского сельского поселения Б. на проведение агитационного мероприятия 16.11.2018г. в 14 час. 30 мин. в помещениях, являющихся муниципальной собственностью Антроповского муниципального района он не давал. Время проведения указанного мероприятия избирательной комиссией Антроповского сельского поселения не устанавливалось. В указанный день Б. явился к нему в служебный кабинет, а он собрал сотрудников администрации Антроповского муниципального района и предоставил возможность проведения агитационного мероприятия кандидату на должность главы Антроповского сельского поселения. Кандидат на должность главы Антроповского сельского поселения Б. провел агитационную работу, а именно высказывал в адрес присутствующих сотрудников администрации выражения, побуждающую к голосованию за него, а не за иного кандидата.

Таким образом, суд считает правильным вывод мирового судьи о предоставлении главой администрации Антроповского муниципального района Урядниковым Д.М. помещения для проведения публичного агитационного мероприятия – встречи с избирателями – сотрудниками администрации Антроповского муниципального района. Указанное обстоятельство подтверждено допрошенными мировым судьей свидетелями Д., К., С., С1, Б., К.

Доводы Урядникова Д.М. о том, что агитационное мероприятие кандидатом на должность главы Антроповского сельского поселения Б. не было проведено, поскольку было прервано и окончено, проходило в течение непродолжительного времени, суд не принимает, поскольку в судебном заседании мировым судьей и при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлено, что помещение ему было предоставлено, агитационное мероприятие проводилось, в связи с чем обязанность по направлению уведомления в избирательную комиссию Антроповского сельского поселения у него возникла. Однако указанная обязанность им не исполнена.

Доводы главы администрации Антроповского муниципального района Костромской области Урядникова Д.М. о том, что он уведомлял в письменном виде избирательную комиссию после поступления заявления Б. 12.11.2018г. судом апелляционной инстанции не принимаются и оцениваются критически, поскольку не влияют на оценку его действий по предоставлению помещения – своего служебного кабинета зарегистрированному кандидату на должность главы Антроповского сельского поселения Б. для проведения агитационного мероприятия – встречи с избирателями и последующему возникновению обязанности по направлению уведомления в избирательную комиссию Антроповского сельского поселения.

Его вина в совершении указанного административного правонарушения доказана постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенным прокурором Антроповского района от 23.11.2018 года, постановлением избирательной комиссии Антроповского сельского поселения №42 от 24.09.2018г. «О форме уведомления о предоставлении собственником, владельцем помещения зарегистрированному кандидату помещения для проведения агитационных публичных мероприятий (встреч) с избирателями при проведении выборов в органы местного самоуправления Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области 18 ноября 2018 года», постановлением избирательной комиссии Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области №2 от 29.08.2018г. «О назначении выборов главы вновь образованного Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области», уведомлением, направленным главой администрации Антроповского муниципального района Костромской области в адрес избирательной комиссии от 12.11.2018г., постановлением избирательной комиссии Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области №56 от 17.10.2018г. «О регистрации Б. кандидатом на должность главы Антроповского сельского поселения Антроповского муниципального района Костромской области».

Мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении главы администрации Антроповского муниципального района Костромской области Урядникова Д.М. по части 1 ст.5.15 КоАП РФ оценены все обстоятельства дела, доказательства, представленные сторонами, а также возражения Урядникова Д.М. от 17.12.2018г. и от 19.12.2018г. Выводы мирового судьи соответствуют обстоятельствам, установлены в судебном заседании и доказательствам, им исследованным.

Доводы Урядникова Д.М. о том, что в случае отказа Б. в предоставлении помещения для проведения предвыборной агитации он мог быть привлечен к административной ответственности по части 2 ст.5.15 КоАП РФ, а при подаче уведомления в избирательную комиссию по установленной форме он не смог бы его заполнить, поскольку агитационный период заканчивался и возможностей для предоставления помещения муниципальной собственности Антроповского муниципального района Костромской области другим зарегистрированным кандидатам не имелось суд апелляционной инстанции также не принимает, поскольку они не влияют на оценку его действий по предоставлению помещения для проведения агитационного мероприятия зарегистрированному кандидату на должность главы Антроповского сельского поселения Б. и невыполнения установленной законом обязанности по направлению соответствующего уведомления в избирательную комиссию Антроповского сельского поселения.

Доводы жалобы Урядникова Д.М. о применении норм ст.157.1 Гражданского кодекса РФ, Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015г. №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса РФ» суд при принятии решения по делу об административном правонарушении не учитывал, поскольку охраняемые законом общественные отношения в сфере обеспечения равного доступа граждан к реализации конституционного принципа избирать и быть избранным регулируются избирательным законодательством и на них не распространяются требования Гражданского кодекса РФ о сделках.

Административное наказание назначено Урядникову Д.М. в соответствии с санкцией части 1 ст.5.15 КоАП РФ, с учетом совершенного им правонарушения, отсутствия обстоятельств, как смягчающих его ответственность, так и отягчающих, принципов юридической ответственности – справедливости, соразмерности и индивидуализации наказания. Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ суд не видит, поскольку считает, что Урядниковым Д.М. существенно нарушены охраняемые законом отношения в сфере обеспечению равного доступа всех зарегистрированных кандидатов на должность главы Антроповского сельского поселения на проведение публичных агитационных мероприятий в помещениях, находящихся в муниципальной собственности Антроповского муниципального района Костромской области.

При таких обстоятельствах апелляционная жалоба главы администрации Антроповского муниципального района Костромской области Урядникова Д.М. на постановление мирового судьи судебного участка №37 Галичского судебного района Костромской области от 27.12.2018г. в отношении него по части 1 ст.5.15 КоАП РФ подлежит отказу в удовлетворении, постановление мирового судьи судебного участка №37 Галичского судебного района Костромской области от 27.12.2018г. должно быть оставлено без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.3, 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление мирового судьи судебного участка № 37 Галичского судебного района Костромской области от 27 декабря 2018 года в отношении главы администрации Антроповского муниципального района Костромской области Урядникова Дмитрия Михайловича, которым он признан виновным по части 1 ст.5.15 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей - оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы администрации Антроповского муниципального района Костромской области Урядникова Д.М. на указанное постановление мирового судьи - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента оглашения.

Решение подлежит обжалованию в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12.-30-14 КоАП РФ.

Судья:В.С. Копалыгина