Дело № 12-16/2021 УИД 14RS0013-01-2021-000268-82
Р Е Ш Е Н И Е
п. Сангар 30 сентября 2021 года
Судья Кобяйского районного суда Республики Саха (Якутия) Тимофеев А.И., единолично, с участием
представителя по доверенности ФИО1,
помощника прокурора Кобяйского района РС(Я) Конощук Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2, главы муниципального образования «<Адрес обезличен>», на постановление государственного инспектора труда ФИО3 от <Дата обезличена><Номер обезличен> о назначении административного наказания,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора труда ФИО3 от <Дата обезличена><Номер обезличен> глава муниципального образования «<Адрес обезличен>» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.5.27 КоАП РФ и подвергнут к административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо ФИО2 подал жалобу, в которой просит постановление отменить и производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что ФИО4 оказывал администрации МО «<Адрес обезличен>» услуги по обследованию, составлению дефектных ведомостей и составлению локальных сметных расчетов. В администрации МО «<Адрес обезличен>» не имеется штата сметчика. ФИО4 рабочее место не предоставлялось, учет его времени не велся, правила трудового распорядка на него не распространялось, оплата услуг производилось на основании акта выполненных работ один раз в месяц на его счет не из фонда заработной платы. Отчисления в ПФР, ФОМС и ФСС не указывают на трудовые отношения.
О времени и месте судебного заседания стороны извещены надлежаще.
Заявитель ФИО2 на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен.
Представитель ФИО1 в судебном заседании, поддержав жалобу заявителя, пояснила, что с ФИО4 договора возмездного оказания услуг заключались с апреля 2020 года, оплата производилась ежемесячно на основании акта выполненных работ, отчисления производились на основании налогового кодекса, так как услуги физических лиц также облагаются взносами.
Государственный инспектор труда ФИО3 на судебное заседание не явилась, ходатайством просит рассмотреть дело без ее участия, представила суду письменное возражение, в котором указывает, что согласно объяснению главы МО «<Адрес обезличен>» ФИО2: «В администрации не было специалиста-сметчика, поэтому взяли ФИО4 на основании гражданско-правовых договоров. Оплата по договорам производится ежемесячно». Соглашением ГПХ оформляется разовая работа или оказание услуги, а результат фиксируется актом выполненных работ, и не носит регулярный характер. Гражданско-правовые договора фактически регулирую трудовые отношения между ФИО4 и администрацией МО «<Адрес обезличен>». В действиях главы МО «<Адрес обезличен>», заключившего договора возмездного оказания с ФИО4, усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.
Выслушав представителя ФИО1, заслушав мнение помощника прокурора Конощук Е.К. о том, что трудовые отношения носили постоянный, устойчивый характер, изучив доводы жалобы заявителя ФИО2, исследовав дело об административном правонарушении, отзыв на жалобу инспекции труда, прихожу к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления.
В силу ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Объективной стороной правонарушения по настоящему делу об административном правонарушении является заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с требованиями ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
Согласно ст. 15 ТК РФ установлено, что трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
В соответствии с требованиями ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате: избрания на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты; судебного решения о заключении трудового договора; признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями.
Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно разъяснениям п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах (если трудовым законодательством или иным нормативным правовым актом, содержащим нормы трудового права, не предусмотрено составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров), каждый из которых подписывается сторонами (ч. 1, 3 ст. 67 ТК РФ). Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, содержание которого должно соответствовать условиям заключенного трудового договора (ч. 1 ст. 68 ТК РФ). Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу должен быть объявлен работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы (ч. 2 ст. 68 ТК РФ).
Между тем, в нарушении положений указанных норм, администрацией МО «<Адрес обезличен>» Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия), в лице должностного лица главы ФИО2, с работником ФИО4 заключены гражданско-правовые договора возмездного оказания услуг. Согласно условиям договоров ФИО4 на постоянной основе, с апреля 2020 г., исполняет функции и обязанности сметчика, ежемесячно получает заработную плату, работодателем производятся отчисления за работника в Пенсионный фонд РФ, Федеральный ФОМС, Фонд социального страхования РФ, Федеральную налоговую службу.
Данные обстоятельства указывают на то, что между ФИО4 и администрацией МО «<Адрес обезличен>» Кобяйского улуса заключены гражданско-правовые договора, фактически регулирующие трудовые отношения между работником и работодателем, и подтверждаются имеющимися в материалах дела следующими доказательствами: договорами возмездного оказания услуг (с физическим лицом) за 2020 г. и 2021 г.; техническими заданиями к договору оказания услуг; актами об оказании услуг; реестрами договоров для начисления заработной платы лицам, привлекаемым для выполнения работ по договорам гражданско правового характера; платежными поручениями по оплате вознаграждения специалисту по сметам; постановлением заместителя прокурора Кобяйского района о возбуждении дела об административном правонарушении.
Факт исполнения ФИО4 трудовых обязанностей специалиста-сметчика в администрации МО «Поселок Сангар» также подтверждается объяснением ФИО2 от <Дата обезличена>.
Исследованные доказательства в своей совокупности подтверждают факт нарушения положений трудового законодательства.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Объективных обстоятельств, препятствовавших выполнению должностным лицом ФИО2 обязанностей по исполнению требования трудового законодательства, не установлено.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также положения трудового законодательства, судья приходит к выводу о наличии в действиях должностного лица – главы администрации МО «<Адрес обезличен>» Кобяйского улуса Республики Саха (Якутия) ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу, что постановление государственного инспектора труда является законным, обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения.
Жалоба заявителя не содержит доводов, влекущих отмену оспариваемого постановления. Доводы жалобы направлены на переоценку выводов должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление, основаны на ошибочном толковании норм материального права и не свидетельствуют о незаконности обжалуемого постановления.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора труда ФИО3 от <Дата обезличена><Номер обезличен> о признании должностного лица – главы МО «<Адрес обезличен>» ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: п/п Тимофеев А.И.
Копия верна.
Судья: А.И. Тимофеев