ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-173/20 от 21.07.2020 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

№12-173/2020

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

21 июля 2020 года г.Улан-Удэ

Советский районного суд г.Улан-Удэ в составе судьи Смирновой Ю.А., при секретаре Лубсановой С.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Рузавина Н.Ю. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица Рузавина Николая Юрьевича,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении от 7 июля 2020г., вынесенным заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия Цыбиковым Б.В., должностное лицо Рузаввин Н.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.14 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

На указанное постановление Рузавиным Н.Ю. подана жалоба, в обоснование которой указывает на его незаконность и необоснованность, считает его подлежащим отмене. Так, в частности, указывает, что в ходе проведенной УФК по РБ проверки нарушений условий, целей, обязательств по Соглашению, заключенному между Министерством финансов РФ и Правительством РБ, не выявлено, не целевого расходования средств не установлено. Также, в обосновании жалобы указывает, что решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении принимается приказом Министерства на основании рекомендаций Комиссии по рассмотрению заявлений на предоставление субсидий. Приказом не предусматривается процедура проверки решений Комиссии. Заявитель жалобы указывает, что предоставление субсидии МУП «ЖКХ Бабушкинское» не нарушает Соглашения о предоставлении дотации. Тем самым, указывает, что субсидия предоставлена МУП «ЖКХ Бабушкинское» на компенсацию расходов, связанных с ростом цен на мазут, что соответствует цели, установленной п.1.2 Соглашения о предоставлении дотации. Субсидия предоставлена МУП «ЖКХ Бабушкинское» на компенсацию расходов, связанных с ростом цен на уголь, направленного на производство тепловой энергии и учтенный в расходах (себестоимости) тепловой энергии, произведенной этим предприятием в 2018 году, что соответствует цели предоставления субсидии, установленной п.2 Порядка.

В судебное заседание Рузавин Н.Ю. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Харакшинова И.В. доводы, изложенные в жалобе, поддержала в полном объеме.

Представитель Управления Федерального казначейства по Республике Бурятия на основании доверенности Пантина И.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в письменных возражениях, просила в удовлетворении жалобы заявителю отказать.

Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), административным правонарушением признается нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП, являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования, финансовые интересы государства.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП, характеризуется совершением конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств на цели, не соответствующие условиям их получения, и завершенностью в момент осуществления операции.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ).

В соответствии с п. 2.1 ст. 266.1 БК РФ государственный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, осуществляется Счетной палатой Российской Федерации и Федеральным казначейством в отношении:

- главных администраторов (администраторов) средств федерального бюджета
(бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации);

- финансовых органов и главных администраторов (администраторов) средств
бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных
государственных внебюджетных фондов, высших исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации;

- финансовых органов и главных администраторов (администраторов) средств бюджетов муниципальных образований, местных администраций;

- юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей (с учетом положений пункта 2 настоящей статьи), которым предоставлены средства из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).

Из материалов дела следует, что по результатам проверки, проведенной в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ, Порядком осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, Положением об Управлении, утвержденным приказом Федерального казначейства от 27.12.2013 № 316, Управлением в соответствии с приказами Управления от 05.02.2020 № 48, от 14.02.2020 № 65 в отношении Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее - Минстрой РБ) эффективного использования средств дотаций и соблюдения обязательств в части компенсации расходов организациям жилищно-коммунального хозяйства, связанных с ростом цен на мазут и уголь, а также в части компенсации выпадающих доходов в связи со сверхнормативными потерями и недополученными доходами вследствие снижения полезного отпуска в сфере теплоснабжения, установлено следующее.

В 2019 году Минстроем РБ в соответствии с Порядком предоставления субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях компенсации расходов, связанных с ростом цен на мазут и уголь, утвержденным Порядком №723, Муниципальному унитарному предприятию «ЖКХ Бабушкинское» (далее - МУП «ЖКХ Бабушкинское») предоставлена субсидия с целью компенсации (возмещения) расходов, возникших в связи с ростом цен на мазут и уголь, используемых при производстве тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 2 Порядка № 723 субсидии предоставляются с целью компенсации (возмещения) расходов, возникших не ранее 1 января 2018 года в связи с ростом цен на мазут и уголь, используемых при производстве тепловой энергии.

Согласно пункту 5 Порядка № 723 для получения субсидии организации до 21 декабря текущего финансового года представляют в Минстрой РБ заявление о
предоставлении субсидии с приложением следующих документов:. :

- копии учредительных документов;

- копии отчетов по формам статистического наблюдения № 11-ТЭР
«Сведения об использовании топлива, теплоэнергии и электроэнергии на
производство отдельных видов продукции, работ (услуг)», № 1-ТЭП «Сведения о
снабжении теплоэнергией», № 46-ТЭ «Сведения о полезном отпуске (продаже)
тепловой энергии отдельным категориям потребителей» (помесячная);

- реестр договоров поставки топлива (мазут, уголь), заключенных между
организацией и поставщиком топлива (мазут, уголь) на текущий финансовый год,
с приложением их копий;

-реестр документов, подтверждающих приобретение топлива (мазут, уголь) в текущем финансовом году (копии счетов-фактур, накладных и др.), с приложением их копий;

- расчет объема запрашиваемой Субсидии.

ДД.ММ.ГГГГ для получения субсидии МУП «ЖКХ Бабушкинское» представлено в Минстрой РБ заявление о предоставлении субсидии из республиканского бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях компенсации расходов, связанных с ростом цен на мазут и уголь, за 2018 год, с приложением копий документов согласно пункту 5 Порядка № 723.

Согласно расчету объема запрашиваемой субсидии МУП «ЖКХ Бабушкинское» просит компенсировать Минстрой РБ расходы, образовавшиеся в 2018 году в размере 415 819,66 рублей, т.е. компенсировать расходы, связанные с ростом цен на приобретение угля в объеме 2 916,6 тонн стоимостью 6 041 952,80 рублей.

На основании Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ... предоставлении субсидии из республиканского бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях компенсации расходов, связанных c ростом цен на мазут и уголь, заключенного между Минстроем РБ и. МУП «ЖКХ Бабушкинское», платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ... МУШ«ЖКХ Бабушкинское» компенсированы расходы в размере 415 819,66 рублей.

Между тем, в составе компенсированных МУП «ЖКХ Бабушкинское» расходов имеются расходы по приобретению им угля ранее ДД.ММ.ГГГГ, а именно в 4 квартале 2017 года, что подтверждается документами, прилагаемыми МУП «ЖКХ Бабушкинское» к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ:

- Реестр договоров поставки топлива (уголь), автоперевозок, разгрузки вагонов, заключенных между МУП «ЖКХ Бабушкинское» с поставщиками на 2018 год;

- копия договора от ДД.ММ.ГГГГ..., заключенного между МУП «ЖКХ Бабушкинское» и Акционерным обществом «Разрез Тугнуйский» на поставку энергетического угля (уголь поставляется в объеме 1050 тонн стоимостью 1891, 18 тыс. руб. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ);

- копия договора на поставку угля от ДД.ММ.ГГГГ..., заключенного между МУП «ЖКХ Бабушкинское» и Обществом с ограниченной ответственностью «Исток» (объем топлива и его стоимость по тексту договора не указаны, договор действует до ДД.ММ.ГГГГ);

- копии договоров на разгрузку угля, заключенных между МУП «ЖКХ Бабушкинское» и гражданином Хатиным Н.И. в 4 квартале 2017 года;

- реестр документов, подтверждающих приобретение топлива (уголь) в текущем финансовом году 2018 (копии счетов-фактур, накладных), с приложением их копий;

- копии счетов-фактур, накладных, актов выполненных работ, оформленных в 4 квартале 2017 года.

Субсидия перечислена МУП «ЖКХ Бабушкинское» платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ..., сформированным на основании заявки на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ..., подписанной министром строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ Рузавиным Н.Ю.

Объективная сторона правонарушения в данном случае заключается в направлении средств республиканского бюджета, источником финансирования которых являются средства федерального бюджета в виде дотаций, путем предоставления субсидии юридическому лицу в целях, не соответствующих целям, определенным Порядком предоставления субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях компенсации расходов, связанных с ростом цен на мазут и уголь, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 19.12.2018 №723 (далее – Порядок) и Соглашением ... о предоставлении бюджету Республики Бурятия дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, заключенным ДД.ММ.ГГГГ между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия (далее- Соглашение) о предоставлении субсидии, путем совершения конкретной платежно-расчетной операции.

При этом, доводы жалобы Рузавина Н.Ю., согласно которым в ходе проверки, проведенной Управлением в Минстрое РБ, не выявлены нарушения условий, цели, обязательств по Соглашению о предоставлении дотации, заключенному между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Республики Бурятия, не могут быть приняты во внимание при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении, поскольку данное обстоятельство не исключает событие допущенного нецелевого использования средств субсидии, источником финансового обеспечения которой являлись средства федерального бюджета, предоставленные в виде межбюджетного трансферта (дотации).

Довод заявителя жалобы о том, что решение о предоставлении субсидии МУП «ЖКХ Бабушкинское» принималось приказом Минстроя РБ на основании рекомендаций комиссии, при этом приказом Минстроя РБ от ДД.ММ.ГГГГ... «О порядке принятия решения о предоставлении субсидий из республиканского бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в целях компенсации расходов, связанных с ростом цен на мазут и уголь» не предусмотрена процедура проверки таких рекомендаций, не исключает состав рассматриваемого правонарушения, в том числе его субъективную сторону.

Субсидия МУП «ЖКХ Бабушкинское» перечислена платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ..., сформированным на основании заявки на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ..., подписанной министром строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Рузавиным Н.Ю.

Согласно пункту 5.2 Положения о Министерстве строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.04.2009 № 131, министр осуществляет общее руководство деятельностью Минстроя РБ на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минстрой РБ полномочий.

Также, подлежат отклонению доводы жалобы, согласно которым субсидия предоставлена МУП «ЖКХ Бабушкинское» на компенсацию расходов, связанных с ростом цен на уголь, направленного на производство тепловой энергии и учтенный в расходах (себестоимости) тепловой энергии, произведенной этим предприятием в 2018 году, что соответствует цели предоставления субсидии, установленной п.2 Порядка.

В соответствии с пунктом 2 Порядка № 723 субсидии предоставляются с целью компенсации (возмещения) расходов, возникших не ранее 1 января 2018 года в связи с ростом цен на мазут и уголь, используемых при производстве тепловой энергии.

Из буквального толкования указанной нормы следует, что дата - «не ранее 1 января 2018 года» относится к моменту возникновения расходов, а не к моменту производства тепловой энергии.

Такой вывод следует также из толкования иных положений Порядка № 723 во взаимосвязи. Так, например, при указании в пункте 11 Порядка № 723 формулы расчета размера субсидии, приведено, что показатель «Сф» - это средневзвешенная стоимость 1 тонны топлива (мазут, уголь) без НДС, приобретенного в текущем финансовом году на производство тепловой энергии, с учетом стоимости доставки топлива (мазут, уголь) в соответствии с условиями договоров поставки топлива (мазут, уголь). Согласно же пункту 5 Порядка № 723 для получения субсидии организации до 21 декабря текущего финансового года представляют в Минстрой РБ, в том числе, реестр договоров поставки топлива (мазут, уголь), заключенных между организацией и поставщиком топлива (мазут, уголь) на текущий финансовый год, и реестр документов, подтверждающих приобретение топлива (мазут, уголь) в текущем финансовом году (копии счетов-фактур, накладных и др.).

Кроме того, следует отметить, что суть рассматриваемой субсидии заключается в компенсации расходов, возникших в связи с ростом цен на мазут и уголь. Цена товара -это существенное условие договора купли-продажи (поставки), т.е. цена приобретаемого угля устанавливается при заключении договора.

Тем самым, оценив представленные доказательства, судья приходит к выводу о наличии в действиях Рузавина Н.Ю. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, признает законным и обоснованным постановление о привлечении его к административной ответственности.

Приведенные в жалобе доводы не опровергают установленные в ходе проведенной проверки обстоятельства, ввиду чего основанием для отмены постановления не являются.

При назначении Рузавину Н.Ю. административного наказания должностным лицом требования ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ соблюдены.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем руководителя УФК по РБ в отношении должностного лица Рузавина Николая Юрьевича, о привлечении к административной ответственности по ст.15.14 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Рузавина Н.Ю. - без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 дней.

Решение в окончательной форме изготовлено 27.07.2020.

Судья Ю.А. Смирнова