ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-174/20 от 25.01.2021 Шекснинского районного суда (Вологодская область)

КОПИЯ

№ 12-174/2020; № 12-5/2021

РЕШЕНИЕ

25 января 2021 года поселок Шексна

Судья Шекснинского районного суда Вологодской области Денисова А.В., при секретаре Орловой С.В. с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, Ромилиной С.Ж., действующей на основании доверенности, представителя Департамента лесного комплекса Вологодской области Купцова С.А., действующего на основании доверенности, рассмотрев жалобы ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице производственного отделения «Череповецкие электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Вологдаэнерго» на постановление начальника Шекснинского территориального отдела государственного лесничества Купцова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,

УСТАНОВИЛА:

постановлением начальника Шекснинского территориального отдела государственного лесничества от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице производственного отделения «Череповецкие электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Вологдаэнерго» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое выразилось в том, что ПАО «МРСК Северо-Запада», в нарушение условий договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ (п.п. «л» пункта 3.4 Договора) и Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации и лицами, обратившимися в ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 года № 566, в срок до ДД.ММ.ГГГГ не выполнило работы по компенсационному лесовосстановлению на площади <данные изъяты> Га. Проекты освоения лесов ПАО «МРСК Северо-Запада» не предоставлены, подготовка почвы на лесном участке не выполнена, лесные культуры не посажены. В соответствии с постановлением ПАО «МРСК Северо-Запада» было назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 250 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице производственного отделения «Череповецкие электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Вологдаэнерго» обратилось с жалобой, в которой просило признать незаконным и отменить постановление. Свои требования обосновало тем, что подпунктом «л» пункта 3.4 договора аренды предусмотрено, что арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов. В проекте освоения лесов, положительное заключение государственной экспертизы которого утверждено приказом Департамента лесного комплекса Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ, в частности, в пунктах 5.7, 5.8 указано, что мероприятия по лесовосстановлению на данном арендованном участке не проектируются. После окончания аренды проектом предусматривается выполнение работ по рекультивации земель. Федеральным законом от 19.07.2018 года № 212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения» Лесной кодекс Российской Федерации дополнен статьей 63.1. Согласно части 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации лица, использующие леса в соответствии со статьями 43-46, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Закон № 212 вступил в силу с 01.01.2019 года. Более того, Правила № 566, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 года, устанавливающие порядок выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, на площади равной площади вырубаемых лесных насаждений, и лицами обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, на площади, равной площади такого земельного участка, вступали в силу лишь с 21.05.2019 года. Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введение его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Исходя из пункта 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации закон, принятый после заключения договора и устанавливающий иные правила, чем те, которые действовали после заключения договора, распространяет свое действие на отношения сторон по такому договору лишь в случае, когда в законе это прямо установлено. Закон № 212-ФЗ не содержит норм о придании новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации обратной силы. На момент заключения договора ни законодательством Российской Федерации, ни проектом освоения лесов не было предусмотрено обязанности по выполнению работ по лесовосстановлению.

С учетом того обстоятельства, что на основании обжалуемого постановления в адрес ПАО «МРСК Северо-Запада» начальником Шекснинского территориального отдела государственного лесничества ДД.ММ.ГГГГ было вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в котором на ПАО «МРСК Северо-Запада» возлагалась обязанность принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, ПАО «МРСК Северо-Запада» обратилось с заявлением о признании незаконным и необоснованным данного представления и его отмене по тем же основаниям, что изложены в жалобе на постановление, дополнительно указав, что требования представления заведомо неисполнимы в указанный в нем срок (один месяц) с учетом того, что работы по компенсационному лесовосстановлению носят сезонный характер и на территории Вологодской области осуществляются в период с середины мая по середину сентября. Указанное заявление суд принял к производству и определил рассмотреть одновременно с жалобой.

Департамент лесного комплекса Вологодской области представил в суд отзыв, в котором возражал против удовлетворения жалобы на постановление и заявления о признании незаконным представления и его отмене, указав, что юридическое лицо было привлечено к административной ответственности за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов, а не за нарушение условий договора аренды. Обществом были нарушены требования статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации и «Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 года № 566. Договор аренды был заключен в целях использования лесов для строительства линейного объекта «Строительство заходов ВЛ-35кВт и ПС 35 кВ Поток», что подразумевает исполнение обязанности по производству работ по компенсационному лесовосстановлению. Рубка лесных насаждений в рамках договора аренды осуществлялась ПАО «МРСК Северо-Запада» в течение 2019 года в период действия Закона № 212-ФЗ и Правил выполнения работ по лесовосстановлению. ПАО «МРСК Северо-Запада» обратилось в Департамент с заявлением о намерении выполнить работы по лесовосстановлению, тем самым подтвердив свое согласие на выполнение данного вида работ. Наличие договора, заключенного до вступления в силу вышеуказанных норм, не освобождает лиц, использующих леса, от исполнения обязанности по осуществлению работ по лесовосстановлению, поскольку нарушенные нормы не связывают исполнение обязанности по воспроизводству лесов с наличием или отсутствием договоров, а также отражением в условиях договор данной обязанности. Административная ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение публично-правовой обязанности по статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена за нарушение требований законодательства, а не условий договора и не должна зависеть от его условий. В рассматриваемом случае договор аренды подтверждает факт вырубки лесных насаждений на определенной площади (лесная декларация, отчет об использовании лесов). Указанные данные необходимы для определения объема работа по воспроизводству лесов, которые должны быть осуществлены лицом, использующим леса. Соответственно обязанность по осуществлению работ по воспроизводству лесов предусмотрена федеральным законодательством. Рубка лесных насаждений была осуществлена в период действия Закона № 212-ФЗ. Договором аренды установлена обязанность арендатора по осуществлению мероприятий по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лесной участок для проведения указанных работ был согласован Департаментом. Доказательств невозможности осуществления работ по компенсационному лесовосстановлению ПАО «МРСК Северо-Запада» не представлено.

В отношении обоснованности сроков исполнения представления указал, что представление содержит требования о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, а не требования о выполнении работ по компенсационному лесовосстановлению. Лесничеством установлены разумные сроки для предоставления информации по требованиям, содержащимся в представлении.

В судебном заседании представитель ПАО «МРСК Северо-Запада» Ромилина С.Ж. настаивала на удовлетворении жалобы и заявления.

Представитель Департамента лесного комплекса Вологодской области Купцов С.А. возражал против удовлетворения жалобы и заявления.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела об административном правонарушении, полагает, что требования ПАО «МРСК Северо-Запада», изложенные в жалобе на постановление о назначении административного наказания и заявлении об отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что при заключении ДД.ММ.ГГГГ договора аренды лесного участка площадью <данные изъяты> Га с кадастровым номером для строительства и реконструкции, эксплуатации линейных объектов между Департаментом лесного комплекса Вологодской области и ПАО «МРСК Северо-Запада» в подпункте «л» пункта 3.4 раздела III договора была оговорена обязанность арендатора осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов, который был утвержден Департаментом лесного комплекса Вологодской области. В соответствии с пунктами 5.7, 5.8 указанного проекта мероприятия по лесовосстановлению на данном арендованном участке не проектировались и не планировались. После окончания аренды проектом предусматривалось выполнение работ по рекультивации земель. Рекультивация земель после окончания выполнения работ и аренды была произведена, работы были приняты по акту в октябре 2019 года начальником Шекснинского территориального отдела государственного лесничества Купцовым С.А.

Представителем Департамента лесного комплекса Вологодской области не представлено доказательств того, что Департамент лесного комплекса Вологодской области предпринимал действия, связанные с изменением условий договора аренды лесного участка, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ПАО «МРСК Северо-Запада», и приведением их в соответствие с требованиями обновленного в период действия и исполнения договора законодательства.

При указанных обстоятельствах суд полагает, что ПАО «МРСК Северо-Запада» вело себя добросовестно, выполняя условия договора аренды и проекта освоения лесов, утвержденного Департаментом лесного комплекса Вологодской области, на который ссылается подпункт «л» пункта 3.4 раздела III Договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы представителя Департамента лесного комплекса Вологодской области о том, что ПАО «МРСК Северо-Запада» были нарушены требования статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации и Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка , являются несостоятельными, так как Договор аренды лесного участка заключен ДД.ММ.ГГГГ, Федеральный закон № 212-ФЗ вступил в силу с 01.01.2019 года, а Правила № 566 - с 21.05.2019 года. В соответствии с пунктом 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий иные, обязательные для сторон правила, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Ни федеральный закон № 212-ФЗ от 19.07.2018 года «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения», ни Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка , утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, не содержат положений, придающих им обратную силу и распространяющих их действие на правоотношения, возникшие до вступления их в силу.

Так как невыполнение ПАО «МРСК Северо-Запада» работ по лесовосстановлению, не предусмотренных условиями договора аренды лесного участка, не является событием какого-либо правонарушения, в том числе административного, постановление от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и подлежит отмене.

Поскольку требования, которые содержатся в оспариваемом предписании от ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, связаны с констатацией факта совершения ПАО «МРСК Северо-Запада» административного правонарушения, то оно также является незаконным и подлежит отмене.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛА:

жалобы ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице производственного отделения «Череповецкие электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Вологдаэнерго» - удовлетворить.

Постановление начальника Шекснинского территориального отдела государственного лесничества Купцова С.А. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ПАО «МРСК Северо-Запада» в лице производственного отделения «Череповецкие электрические сети» филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Вологдаэнерго» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду отсутствия события административного правонарушения.

Признать незаконным и отменить представление, вынесенное начальником Шекснинского территориального отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ Купцовым С.А. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Вологодского областного суда в течение десяти дней со дня его получения.

Судья (подпись) А.В. Денисова

Копия верна.

Судья А.В. Денисова

Секретарь: