ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-175-АК/20 от 25.12.2020 Курского областного суда (Курская область)

Судья Жиленкова Н.В. Дело № 12-175-АК/2020 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДР Е Ш Е Н И Е

25 декабря 2020 года г. Курск

Судья Курского областного суда Курочкина И.А., рассмотрев жалобу директора ООО «СК МЭТБУРГ» Ольховского А.А. на постановление судьи Курского районного суда Курской области от 22 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.15 КоАП РФ в отношении ООО «СК МЭТБУРГ», юридический адрес: <адрес>, ОГРН , ИНН ,

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением судьи Курского районного суда Курской области от 22 октября 2020 года ООО «СК МЭТБУРГ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере двести тысяч рублей по факту того, что 02.10.2020 года около 11.00 по адресу: г.Курск, ул. Литовская, д. 95-в установлено, что ООО «СК МЭТБУРГ» 15.07.2020 года расторгло трудовой договор с гражданином Узбекистана Абдукамоловым Сардорбеком Фарходом Угли, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, при этом ООО «СК МЭТБУРГ» в течение трех рабочих дней не уведомило УФМС России по Курской области о расторжении трудового договора с иностранным гражданином, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы, тем самым ООО «СК МЭТБУРГ» в нарушило требования п.8 ст.13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «СК МЭТБУРГ» ФИО1 в жалобе, поступившей в Курский областной суд в порядке ст.30.7 КоАП РФ, просит изменить вышеуказанное постановление, заменив административный штраф на предупреждение.

Проверив материалы дела и доводы жалобы, выслушав директора ООО «СК МЭТБУРГ», поддержавшего доводы жалобы, нахожу постановление судьи подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Положениями пункта 8 статьи 13 Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Как следует из материалов дела, при осуществлении контрольно-надзорной деятельности по проверке законности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ 02.10.2020 года около 11.00 по адресу: <...> установлено, что ООО «СК МЭТБУРГ» 15.07.2020 года расторгло трудовой договор с гражданином Узбекистана ФИО2 Сардорбеком Фарходом Угли, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, при этом ООО «СК МЭТБУРГ» в течение трех рабочих дней не уведомило УФМС России по Курской области о расторжении трудового договора с иностранным гражданином, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы, тем самым ООО «СК МЭТБУРГ» в нарушило требования п.8 ст.13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении 46 АБ №391061 от 02.10.2020 года; объяснениями директора ООО «СК МЭТБУРГ» ФИО1, согласно которым он признал факт работы в организации иностранного гражданина ФИО2 С.Ф.У., однако пояснил, что не знал о необходимости информирования органов миграционного контроля о расторжении трудового договора с иностранным работником; объяснениями гражданина Узбекистана ФИО2 С.Ф.У. от 25.09.2020 года об условиях работы в ООО «СК МЭТБУРГ», а также иными материалами дела.

На основании анализа перечисленных доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда, установив все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, учитывая признание директором ООО «СК МЭТБУРГ» своей вины в содеянном, пришел к правомерному выводу о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наказания в виде административного штрафа в размере ниже низшего предела - в сумме 200 000 рублей.

Не оспаривая факт допущения нарушения порядка подачи уведомления о прекращении с иностранным гражданином трудового договора, директор ООО «СК МЭТБУРГ» ФИО1 в настоящей жалобе приводит доводы о чрезмерной суровости назначенного административного наказания и о необходимости изменения постановления судьи в части назначенного административного наказания на такой вид административного наказания, как предупреждение.

Указанные доводы жалобы о замене назначенного административного штрафа предупреждением, подлежат отклонению, поскольку предусмотренных законом оснований для такой замены не имеется, о чем подробно с правовой точки зрения отмечено судьей районного суда в оспариваемом постановлении.

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Исходя из изложенного, действующее законодательство предусматривает наличие обязательного условия для применения нормы части 1 ст.4.1.1 КоАП РФ об административных правонарушениях - отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.

Между тем, анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц, которая в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от совершенного правонарушения, а в пренебрежительном отношении ООО «СК МЭТБУРГ» к установленному законодательством РФ порядку привлечения иностранных граждан к осуществлению трудовой деятельности, а также в угрозе безопасности государства.

Так, правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, в частности, осуществление ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Одной из приоритетных целей указанного Федерального закона является защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.

Административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относится к административным правонарушениям в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации, что указывает на высокую степень общественной опасности правонарушения, затрагивающего интересы государства в данной сфере.

Как установлено судом, ООО «СК МЭТБУРГ» не уведомило в установленный законом трехдневный срок орган, осуществляющий миграционный контроль, о расторжении трудового договора с иностранным гражданином.

В данном случае, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в самом факте нарушения требований действующего законодательства в сфере миграции. При отсутствии совокупности всех обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не допускается.

При назначении наказания судья районного суда учел требования статей 3.1, 3.10 и 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также, принимая во внимание тот факт, что ООО «СК МЭТБУРГ» является субъектом малого предпринимательства, его имущественное и финансовое положение, отсутствие отягчающих обстоятельств, назначил наказание в виде административного штрафа в размере не менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть снизил размер административного штрафа, подлежащего взысканию, до 200 000 рублей.

Постановление о привлечении ООО «СК МЭТБУРГ» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Курского областного суда

Р Е Ш И Л А:

постановление судьи Курского районного суда Курской области от 22 октября 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.15 КоАП РФ в отношении ООО «СК МЭТБУРГ» оставить без изменения, жалобу директора ООО «СК МЭТБУРГ» ФИО1 – без удовлетворения.

Судья

Курского областного суда ФИО4