ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-175/2021 от 10.03.2021 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу №12-175/2021

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

10 марта 2021 года город Краснодар

Первомайский районный суд города Краснодара в составе председательствующего Игорцевой Е. Г., секретаря Семененковой В. А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя начальника Краснодарской таможни ФИО2 от 26.11.2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Ир Перлите» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с жалобой на постановление заместителя начальника Краснодарской таможни ФИО2 от 26.11.2020 года по делу об административном правонарушении, которым она привлечена к административной ответственности по ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

Считает, что сумма наложенного обжалуемым постановлением административного штрафа явно несоразмерна существу правонарушения. При назначении административного наказания не были учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность и имеющие существенное значение для рассмотрения дела об административном правонарушении: отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям; отсутствие факта нарушения прав и законных интересов граждан и государства; самостоятельное устранение выявленного нарушения. Просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить вследствие малозначительности.

Участники производства по делу об административном правонарушении не явились, были надлежащим образом извещены о дне, времени и месте судебного заседания.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, договор № IP-AP/10/2018 от 21.10.208 заключен между ООО «Ир Перлите», именуемым Покупатель, и ОАО «АРАГАЦ ПЕРЛИТ» (Армения), именуемым Продавец, на поставку товара (фракционированная перлитовая порода в биг-бегах, фракций: 0,15 – 0,6 mm). Цена на поставляемую продукцию установлена в долларах США и рассчитана на объеме 1000 тонн в месяц с даты подписания договора. В цену товара входит стоимость доставки DAP (INCOTERMS 2010) 362013, РСО-Алания, <адрес>. Расчеты за поставляемую продукцию осуществляются Покупателем путем перечисления денежных средств на счет Продавца по банковским реквизитам, указанным в договоре. Моментом оплаты считается дата списания денежных средств со счета Покупателя. Срок действия договора установлен с даты подписания договора и действует до 31.12.2019.

Позже последовательно заключался ряд дополнительных соглашений.

Так, 25.01.2019 сторонами заключено дополнительное соглашение № 1 к контракту, согласно которому расчеты между сторонами только по оплате 3000 ЕВРО может осуществляться в ЕВРО по курсу ЦБ России на день оплаты в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на расчетный счет Продавца.

20.02.2019 сторонами заключено дополнительное соглашение № 2 к контракту, в соответствии с которым в п. 2.1 контракта вносятся изменения, согласно которым цена на поставляемую продукцию устанавливается сторонами как в долларах США, так и в Российских рублях и рассчитана на объем 1 000 тонн в месяц с даты подписания дополнительного соглашения. При этом, в случае перечисления в Российских рублях, Покупатель должен сделать свои расчеты по курсам, установленным ЗАО «АРДШИННБАНК» Республики Армения. Также, указанным соглашением вносятся изменения в п. 7.2 договора в соответствии с которым счета и счета – фактуры выписываются как в долларах США, так и в Российских рублях, исходя из цены, указанной в Приложениях к договору.

15.10.2019 сторонами заключено дополнительное соглашение № 2, в соответствии с которым внесены изменения в п. 7.3 договора, в именно, в части касающейся условий платежа, оплата производится как с 100% предоплатой, так и с отсрочкой платежа, отсрочка распространяется и на поставки, совершенные до 15.10.2019.

Дополнительным соглашением № 3 от 30.12.2019 сроки действия контракта продлеваются до 31.12.2020.

В филиале №2351 ПАО Банк ВТБ в г. Краснодаре договор от 21.10.2018 года поставлен на учет.

В соответствии с п. 2 ч.2 ст.24 Федерального закона РФ от 10.12.2003г. № 173- ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее Закон №173-Ф3) установлено, что резиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных указанным законом, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Согласно ч.4 ст.5 Закона №173-Ф3 Центральный банк устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и срок их предоставления.

Пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона №173-Ф3 установлено, что порядок представления резидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций устанавливается: для представления уполномоченным банкам - Центральным Банком России.

Инструкция Центрального Банка России от 16.08.2017 N 181-И (ред. от 05.07.2018) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (зарегистрировано в Минюсте России 31.10.2017 N 48749) (далее - Инструкция ЦБ РФ № 181 -И) устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций а также порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением.

Согласно п. 1.3 Главы 1 Инструкции ЦБ РФ № 181-И справка о подтверждающих документах, порядок, случаи и сроки представления которой установлены Инструкцией, является единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов.

Главой 8 Инструкции ЦБ РФ № 181-И определены порядок и сроки представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций по договорам (контрактам), в отношении которых настоящей Инструкцией установлено требование о их постановке на учет в уполномоченном банке.

В соответствии с п. 8.1. Инструкции ЦБ РФ № 181-И при исполнении, прекращении обязательств, перемене лица в обязательстве, изменении суммы обязательств по контракту (кредитному договору), в отношении которого Инструкцией установлено требование о его постановке на учет, резидент должен представить в банк УК одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, документы, подтверждающие исполнение, прекращение обязательств, перемену лица в обязательстве, изменение суммы обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от расчетов.

Согласно п. 8.1.2. Инструкции ЦБ РФ № 181 -И при вывозе (ввозе) товара с территории (на территорию) Российской Федерации и при отсутствии требования о таможенном декларировании товаров в соответствии с законодательством о таможенном регулировании документами, указанными в п.8.1 являются товарно-транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие документы.

Согласно п. 8.2.2. Инструкции ЦБ РФ № 181-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 8.1 Инструкции, представляются резидентом в банк УК в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 8.1.2.

Федеральным законом от 20.07.2020 года №218-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены изменения в диспозиции частей 6.1-6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, а также в указанную статью введена часть 6.3-1, которой предусмотрена административная ответственность за непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока.

Таким образом, ответственность за правонарушения, ранее предусмотренные частями 6.1-6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, в настоящее время подлежат квалификации по части 6.3-1 данной статьи (при условии истечения девяноста дней с момента окончания исполнения обязанности).

При проведении Северо-Осетинской таможней проверки на основании ч.1 ст.23 Закона, в отношении ООО «Ир Перлите» на предмет соблюдения требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, в частности представление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, установлено следующее:

В рамках проверки, по запросу таможни от 05.02.2020г. №17-19/01616 на основании ч. 1ст. 23 Закона №173-Ф3, уполномоченный банк письмом от 14.02.2020г. №17147/422500 представил документы в отношении ООО «Ир Перлите», в том числе заверенную копию ведомости банковского контроля к УНК №18110005/1000/0094/2/1.

В соответствии с разделом V «Итоговые данные расчетов по контракту» представленной уполномоченным банком ВБК к УНК договора, на дату расчета 12.02.2020г. зафиксировано сальдо расчетов в положительном значении в размере 81 659,66 долларов США.

При этом согласно содержащейся в АС «Валютный контроль» ВБК к УНК №№18110005/1000/0094/2/1, на дату расчета 10.09.2020г. зафиксировано сальдо расчетов в положительном значении в размере 88 651,26 долларов США.

По запросу таможни от 10.08.2020г. №17-18/12684 на основании ч. 1ст. 23 Закона №173-Ф3, ООО «Ир Перлите» письмом от 17.08.2020г. №71/17-08/-2020

представили заверенные копии международных товарно - транспортных накладных, представленных в качестве подтверждающих документов.

Даты получения груза ООО «Ир Перлите», направленного нерезидентом ООО «Арагац перлит» указаны в графе 24 данных CMR.

О получении ООО «Ир Перлите» груза по вышеперечисленным CMR свидетельствует наличие подписи в получении и фирменной печати ООО «Ир Перлите».

Товары, переданные в собственность ООО «Ир Перлите» в соответствии с данными CMR, были ввезены на территорию РФ за период с 04 февраля 2019 по 13 февраля 2019.

В соответствии с п. 8.2.2. Инструкции ЦБ РФ № 181-И, при ввозе товара на территорию Российской Федерации и при отсутствии требования о таможенном декларировании товаров в соответствии с законодательством о таможенном регулировании, справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы - товарно-транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие документы, представляются в уполномоченный банк в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.

Таким образом, в соответствии с п. 8.2.2. Инструкции ЦБ РФ № 181-И, у ООО «Ир Перлите» существовала обязанность в срок не позднее пятнадцати рабочих дней марта месяца 2019 года - а именно не позднее 22.03.2019, представить в уполномоченный банк CMR, оформленные за период с 04 февраля 2019 года по 13 февраля 2019 года.

В соответствии с представленной уполномоченным банком письмом от 14.02.2020 №17147/422500 справкой подтверждающих документах от 24.12.2019, содержащей сведения об оформленных ООО «Ир Перлите» товарах, CMR №№3195, 8835144, 000143, 3206, 3207, 1294906, 1294931, 3211, 200600, 3213, 3219, 000134 представлены ООО «Ир Перлите» 24 декабря 2019 года.

Таким образом, ООО «Ир Перлите» нарушило требования п. 8.2.2. Инструкции ЦБ РФ № 181-И, представив справку о подтверждающих документах от 24.12.2019 на 190 рабочих дней позже установленного срока представления, тем самым совершило административное правонарушение, выразившееся в нарушении установленных сроков представлении форм учета и отчетности по валютным операциям.

Датой совершения данного административного правонарушения является 23 марта 2019 года.

06 октября 2020 года главным государственным таможенным инспектором отдела контроля таможенной стоимости Северо-Осетинской таможни ФИО5 в отношении ООО «Ир Перлите» был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Согласно 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ субъектом правонарушения являются должностные и юридические лица.

В соответствии с п. 3 статьи 2.1 КоАП РФ - «назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо».

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо, в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.

Согласно Уставу ООО «Ир Перлите», утвержденному Решением единственного участника №1 от 01 марта 2018 года, единоличным исполнительным органом общества является Генеральный директор, который избирается общим собранием участников общества сроком на пять лет, действует без доверенности от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.

На основании Решения учредителя № 2 от 28 марта 2018 года, а также на сновании Приказа №1 от 28.03.2018 к исполнению обязанностей Генерального директора ООО «Ир Перлите» с 28 марта 2018 года приступила ФИО1 Георгиевна (ДД.ММ.ГГГГ г.р., место рождения: <адрес> ГОАССР, зарегистрированная по адресу: РСО-Алания, <адрес>А, <данные изъяты>.). При этом, в соответствии с Приказом от 28.03.2018г. обязанности главного бухгалтера также возложены на ФИО1

На основании вышеизложенного, руководство и контроль над текущей деятельностью ООО «Ир Перлите» осуществляется должностным лицом ООО «Ир Перлите» - генеральным директором ФИО1

В ответ на запрос таможни уполномоченный банк письмом от 28.07.2020 № 425/772401 (вх. СОТ 04.08.2020г.) представил справку о подтверждающих документах от 17.12.2019г, содержащую в качестве подтверждающих документах MR №№3195, 8835144, 000143, 3206, 3207, 1294906, 1294931, 3211, 200600, 3213, " 219, 000134. Однако, указанная справка была представлена в уполномоченный банк 17.12.2019 с нарушением сроков на 185 рабочих дней. 20.12.2019 уполномоченный банк отказал в принятии указанной справки.

Ввиду чего, данные CMR были повторно направлены в уполномоченный банк ФИО1 от лица ООО «Ир Перлите» 24.12.2019г. в качестве 1 подтверждающих документов к справке о подтверждающих документах от 12.2019г. с нарушением установленных сроков на 190 рабочих дней.

На основании вышеизложенного должностное лицо ООО «Ир Перлите» ФИО1 Георгиевна, являющаяся в соответствии с Решением учредителя №2 от 28 марта 2018г., Приказом №1 от 28.03.2018г генеральным директором ООО Ир Перлите» с 28 марта 2018г., а также главным бухгалтером ООО «Ир Перлите» нарушила требования п.8.2.2. Инструкции ЦБ РФ № 181-И, представив справку о подтверждающих документах на 190 (сто девяносто) рабочих дней позже установленного срока представления.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 06.10.2020 отделом контроля таможенной стоимости Северо-Осетинской таможни дела об административном правонарушении № 10803000-2128/2020 в отношении должностного лица - генерального директора ООО «Ир Перлите» ФИО1 по ч.6.3-1 ст.15.25 КоАП РФ.

Согласно ч.1 ст.29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Согласно п.2 инструкции о порядке передачи дел об административных правонарушениях на рассмотрение в другой таможенный орган РФ, утвержденный приказом ФТС РФ от 24.04.2007 № 525 (далее - инструкция).

В соответствии с ч.1 ст.29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении передается в другой таможенный орган для рассмотрения в случае выявления административного правонарушения, совершенного в зоне деятельности другого таможенного органа, если административное расследование по делу не проводилось. Согласно п.7 Инструкции должностное лицо таможенного органа, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях в случае поступления для рассмотрения в соответствии с главой № 29 КоАП РФ протокола об административном правонарушении с материалами дела при наличии данных о совершении административного правонарушения в зоне деятельности другого таможенного органа выносит на основании п.5 ч. 1 ст.29.4 КоАП РФ либо п.ч.2 ст.29.9 КоАП РФ определение о передачи дела на рассмотрение по подведомственности.

08.10.2020 в соответствии с ч. 1 ст. 29.5 КоАП России и с учётом того, что административное правонарушение совершено в зоне деятельности Краснодарской таможни, протокол об АП с материалами дела направлен по месту совершения административного правонарушения в Краснодарскую таможню.

Отношения в области валютного законодательства являются объектом правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объектом правонарушения являются правовые нормы, регулирующие сроки представления форм учета по валютным операциям, установленные п. 8.2 Инструкции ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181 -И, и обязывающие резидента обеспечить представление в уполномоченный банк в установленные сроки формы учета по валютным операциям - Справки о подтверждающих документах.

Объективной стороной указанного правонарушения является нарушение срока представления формы учета по валютным операциям, заключающегося в том, что должностное лицо юридического лица, генеральный директор - ФИО1 Георгиевна, не обеспечила исполнение обязанности по представлению формы учета то валютным операциям в банк в срок, установленный требованиями Инструкции ЦБ РФ -И.

Субъектом ответственности за данное правонарушение является должностное лицо ООО «Ир Перлите» - генеральный директор ФИО1 Георгиевна.

Согласно ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за совершение которого КоАП РФ установлена административная ответственность.

Согласно части 3 статьи 2.1 КоАП России назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с примечанием к ст.2.4 КоАП РФ под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах честного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских эормированиях Российской Федерации.

Вина должностного лица - генерального директора ООО "Ир Перлите" ФИО1 выражается в форме неосторожности, поскольку она не предвидела возможности наступления вредных последствий своего бездействия, хотя должна была и могла их предвидеть, следовательно, она, как лицо, выполняющее организационно - распорядительные и административно-хозяйственные функции не надлежащим образом исполнила свои служебные обязанности.

Доказательств невозможности соблюдения должностным лицом генеральный директором ООО "Ир Перлите" ФИО1 требований валютного законодательства, наличия объективных причин, препятствующих своевременному представлению в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах, представлено не было.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.2 КоАП РФ, нет.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, нет.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Таким образом, в действиях ФИО1 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

Административное наказание назначено в пределах санкции статьи ч. 6.3-1 ст. 15.25КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

При таких обстоятельствах состоявшийся по делу акт сомнений в своей законности не вызывает, является правильными и оснований для его отмены или изменения не усматривается.

Допущенное генеральным директором ООО «Ир Перлите» ФИО1 административное правонарушение посягает на правила валютных операций РФ с государствами-членами Евразийского экономического союза в отношении товаров, ввозимых в РФ с территорий государств-членов ЕАЭС или вывозимых из РФ на территории государств-членов ЕАЭС.

Ввиду чего данное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Вывод основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана по правилам, предусмотренным действующим доказательством.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение, в том числе и об оставлении постановления без изменения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.4, 30.7-30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление заместителя начальника Краснодарской таможни ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6.3-1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Ир Перлите» ФИО1 Георгиевны оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Жалоба на решение может быть подана в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Игорцева Е. Г.