УИД 59RS0004-01-2021-006859-31
Дело № 12-1766/2021
Р Е Ш Е Н И Е
01 декабря 2021 года город Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Рожкова И.П., при секретаре Фоминой В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя Территориального общественного самоуправления «Средняя Курья» ФИО1 на постановление Государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Пермском крае ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Пермском крае ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ председатель ТОС «Средняя Курья» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, выразившегося в том, что в нарушение требований ст. 63 ТК РФ ТОС «Средняя курья» фактически допустило к трудовой деятельности лиц, не достигших возраста четырнадцати лет.
Председателю ТОС «Средняя Курья» ФИО1 назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указав, что работы несовершеннолетними выполнялись на добровольной основе безвозмездно, то есть фактически осуществлялась волонтерская деятельность, которая нормами трудового законодательства не регулируется.
ФИО1 в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержала.
Старший помощник прокурора Ленинского района г.Перми Петухова Д.А. в судебном заседании просила постановление оставить без изменения.
Административный орган, должностное лицо извещены.
Выслушав лиц, участвующих в деле, оценив доводы жалобы, изучив материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Часть 1 ст.5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.
Установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей являются целями трудового законодательства (ст. 1 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ)).
Согласно ст. 22 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В силу ст. 16 ТК РФ, трудовые отношение возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. Трудовые 1 отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
На основании ст. 63 ТК РФ, заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.1).
Лица, получившие общее образование и достигшие возраста пятнадцати лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. Лица, достигшие возраста пятнадцати лет и в соответствии с федеральным законом оставившие общеобразовательную организацию до получения основного общего образования или отчисленные из указанной организации и продолжающие получать общее образование в иной форме обучения, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы (ч.2).
С письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы (ч. 3).В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа (ч. 4).
Таким образом, законодателем предусмотрено, что к трудовой деятельности лица, не достигшие возраста четырнадцати лет, за исключением положений ч.4 ст. 63 ТК РФ, не допускаются
Из материалов административного дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки, проведенной прокуратурой Ленинского района г.Перми на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ№, установлена трудовая деятельность малолетних: К.В., ДД.ММ.ГГГГС.Е.ДД.ММ.ГГГГП.А.ДД.ММ.ГГГГИ.У.ДД.ММ.ГГГГМ.М.ДД.ММ.ГГГГ которые занимались благоустройством территории, а именно: покраской памятника и остановочного комплекса, о чем составлен акт выездной проверки.
В объяснениях от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, опрошенный в присутствии законного представителя, пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в трудовом лагере ТОС «Средняя курья»; трудовой договор заключен не был; работал с понедельника по пятницу с 09.00 до 12.00-13.00 часов, работал по три часа в день. За отработанное время получил заработную плату в размере 2000 рублей.
В связи с выявленным нарушением требований трудового законодательства в части допущения к трудовой деятельности лиц, не достигших возраста четырнадцати лет, заместителем прокурора Ленинского района г.Перми ДД.ММ.ГГГГ в отношении председателя ТОС «Средняя Курья» ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, решением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ№, актом выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицами, объяснениями М.С. от ДД.ММ.ГГГГ, Л.В.А. от ДД.ММ.ГГГГ, иными материалами дела.
Не доверять представленным доказательствам оснований не имеется, они согласуются между собой, взаимно дополняют друга и в своей совокупности подтверждают факт допущенного председателем ТОС «Средняя Курья» ФИО1 правонарушения.
Деяние председателя ТОС «Средняя Курья» ФИО1 правильно квалифицировано должностным лицом административного органа по ч.1 ст.5.27 КоАП РФ как нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3,4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса.
Доказательств, подтверждающих отсутствие у председателя ТОС «Средняя Курья» ФИО1 реальной возможности соблюдать требования действующего законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
Доводы заявителя о том, что работы несовершеннолетними выполнялись на добровольной основе безвозмездно, то есть фактически осуществлялась волонтерская деятельность, отклоняются судьей как голословные.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, посягает на отношения, вытекающие из трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Оснований для признания назначенного председателю ТОС «Средняя Курья» ФИО1 административного наказания несправедливым вследствие чрезмерной суровости и смягчения наказания, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Назначенное административное наказание согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
При таком положении, принимая во внимание обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, социальную значимость охраняемых общественных отношений, наличие возможности для предотвращения нарушений закона при проявлении должной заботливости и осмотрительности, основания для признания вменяемого административного правонарушения малозначительным, применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения лица от административной ответственности отсутствуют.
Постановление о привлечении председателя ТОС «Средняя Курья» ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы, отмены или изменения обжалуемого постановления, в том числе по доводам жалобы, судья не усматривает.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление Государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Пермском крае ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: И.П.Рожкова