ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-179/20 от 11.02.2021 Коряжемского городского суда (Архангельская область)

Дело № 12-18/2021

УИД 29RS0010-01-2020-002058-09

РЕШЕНИЕ

11 февраля 2021 года город Коряжма

Судья Коряжемского городского суда Архангельской области Цыбульникова О.Е., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Группа «Илим» Краковского К.Л. на постановление заместителя начальника Мурманской таможни ФИО1 от 26 ноября 2020 года,

установил:

постановлением заместителя начальника Мурманской таможни ФИО1 от 26 ноября 2020 года акционерное общество «Группа «Илим» (сокращенное наименование – АО «Группа «Илим») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.14 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник юридического лица Краковский К.Л. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Также указывает на малозначительность административного правонарушения.

Защитник Суворова М.А. в судебном заседании поддержала доводы жалобы и дополнения к ней. Пояснила, что Общество не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.14 КоАП РФ. Кроме того, таможенным органом не учтено время обеденного перерыва, что в свою очередь позволяло предоставить документы на таможенный пост до 15:45. Просила прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях АО «Группа «Илим» состава административного правонарушения. По ее мнению, надлежащим субъектом административного правонарушения является перевозчик.

Защитник Краковский К.Л. поддержал доводы жалобы и дополнения к ей. Просил прекратить производство по делу об административном правонарушении за отсутствием в действиях юридического лица, состава административного правонарушения.

Свидетель ФИО5 суду показал, что работает в АО «Группа «Илим» декларантом. Суду показал, что 5 июля 2020 года в адрес АО «Группа «Илим» поступило оборудование из Финляндии, о чем его уведомил сотрудник таможенного поста по телефону. Поинтересовался, как будет оформлен товар «с колес», то есть с подачи деклараций, либо помещать на СВХ. Посредством мессенджеров сотрудник таможни сообщил свидетелю, что в 18:59 завершена процедура таможенного транзита, а также уведомил, что завтра они могут направлять обращение. На следующий день 6 июля 2020 года ими оформлялся поступивший товар без помещения на СВХ. Работниками АО «Группа «Илим» было определено время проведения досмотра товара 13:30, но сотрудники таможни указали, что данное время их не устраивает, так как у них с 13:00 до 13:45 обеденный перерыв, поэтому досмотр товара проведен после обеденного перерыва. После чего ими направлено обращение о размещении товаров на СВХ. Затем таможенный пост уведомил юридическое лицо о просрочке исполнения таможенных процедур.

Проверив дело, рассмотрев доводы жалобы, выслушав защитников Суворову М.А., Краковского К.Л., свидетеля ФИО5, судья приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 5 июля 2020 года на Коряжемский таможенный пост, расположенный по адресу: Магистральное шоссе, д. 36, стр. 5, г. Коряжма, Архангельская область, поступил товар: «запасные части для оборудования», помещенный под таможенную процедуру таможенного транзита по ТД , международной товарно-транспортной накладной (далее - ТТН) от 13.06.2020 г. , инвойсу от 23.04.2020 г. № . Перевозчиком, принявшим вышеуказанный товар к перевозке, является ООО «СХТРАС-АВТО ТП» (Россия). Получатель вышеуказанного товара - АО «Группа «Илим»».

Таможенная процедура таможенного транзита по ТД была завершена должностным лицом Коряжемского таможенного поста 5 июля 2020 года в 17:49.

На электронный адрес Коряжемского таможенного поста (sztu_arh_ktp@sztu.customs.ru) в 15:30 6 июля 2020 года от получателя товара АО «Группа «Илим» поступило уведомление, содержащее реквизиты документов, представленных таможенному посту при прибытии товаров (ТТН от 13.06.2020 г. , инвойс от 23.04.2020 г. № ), что предусмотрено п. 4 приказа ФТС России от 18.03.2019 г. № 444 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров, Порядка регистрации документов, представленных для помещения товаров на временное хранение и выдачи подтверждения о регистрации документов, Порядка выдачи (отказа в выдаче) разрешения на проведение операций, указанных в пункте 2 статьи 102 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, определении Условий и Порядка выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах, Способа предоставления отчетности владельцами складов временного хранения и лицами, получившими разрешение на временное хранение в местах временного хранения товаров, форм отчетов, порядка их исполнения, а также порядка и сроков предоставления отчетности».

Указанные в уведомлении документы зарегистрированы должностным лицом Коряжемского таможенного поста 6 июля 2020 года в 15:50 за номером

Согласно п. 16 Порядка совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденного Решением Комиссии таможенного союза от 17.08.2010 г. № 438, оформление завершения таможенной процедуры таможенного транзита является отдельной таможенной операцией, которую совершают уполномоченные должностные лица таможенного органа назначения.

Согласно п. 1 ст. 142 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.

В соответствии с п. 2 ст. 98 гл. 16 ТК ЕАЭС, товары подлежат помещению на временное хранение в случаях и сроки, которые предусмотрены, ст. 152 ТК ЕАЭС, а также ст. 119 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

На основании пункта 1 статьи 151 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ЕАЭС, после регистрации таможенным органом назначения подачи документов, указанных в пункте 3 статьи 151ТК ЕАЭС, лица, указанные в подпунктах 1-3 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС, обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием: в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, - не позднее 8 часов рабочего времени таможенного органа после регистрации подачи документов таможенным органом назначения.

В соответствие с п.п. 7 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, «декларант» - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

В соответствии с подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС, декларантами товаров, помещаемых под таможенные процедуры, могут выступать:

лицо государства-члена:

являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза;

от имени и (или) по поручению которого заключена сделка, указанная в абзаце втором настоящего подпункта;

имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, - если товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки, одной из сторон которой является иностранное лицо;

являющееся стороной сделки, заключенной с иностранным лицом или с лицом государства-члена в отношении иностранных товаров, находящихся на таможенной территории Союза;

являющееся экспедитором, - при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита;

иностранное лицо:

являющееся организацией, имеющей представительство или филиал, созданные и (или) зарегистрированные на территории государства-члена в установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур только в отношении товаров, перемещаемых для собственных нужд такого представительства или филиала;

являющееся собственником товаров, если товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства-члена;

имеющее право владения и пользования товарами, если товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки между иностранным лицом и лицом государства-члена, - при заявлении таможенной процедуры таможенного склада, таможенной процедуры временного ввоза (допуска), таможенной процедуры реэкспорта, специальной таможенной процедуры;

дипломатические представительства, консульские учреждения, представительства государств при международных организациях, международные организации или их представительства, иные организации или их представительства, расположенные на таможенной территории Союза.В соответствии с п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.

Порядок исчисления сроков, устанавливаемых актами в сфере таможенного регулирования, исчисляется в соответствии со ст. 4 ТК ЕАЭС, в котором указывается, что течение срока, определенного периодом времени, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено его начало, а исчисляемого часами, - с часа, следующего за часом наступления события, которым определено его начало.

Таким образом, исчисление срока помещения товара на склад временного хранения либо его таможенного декларирования в соответствии с таможенной процедурой, с учётом времени работы Коряжемского таможенного поста и порядка исчисления сроков в соответствии со ст.4 ТК ЕАЭС начинается 05 июля 2020 года с 18 час. 00 мин. (таможенная процедура таможенного транзита завершена 5 июля 2020 года в 17:49).

Обязанность по совершению операций, связанных с помещением вышеуказанного товара на временное хранение в течение 8-ми часов с момента завершения таможенного транзита, возлагалась на декларанта АО «Группа «Илим»», то есть в срок до 15:00 6 июля 2020 года включительно.

В соответствии с положениями статьи 100 ТК ЕАЭС для помещения товаров на временное хранение перевозчик или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, представляет таможенному органу транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения, либо документ, содержащий сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа. Подача документов таможенному органу может быть осуществлена в электронном виде. Таможенный орган регистрирует документы, представленные для помещения товаров на временное хранение, не позднее 1 часа с момента подачи таких документов таможенному органу и выдает лицу, указанному в п.1 ст. 100, подтверждение о регистрации документов. Товары считаются находящимися на временном хранении после регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение, если иное не установлено настоящим Кодексом

Получателем товара АО «Группа «Илим» таможенные операции, связанные с помещением товара на временное хранение совершены 6 июля 2020 года в 15:30 (заявление № от 22.09.2020). Документы, представленные для помещения товара на временное хранение, зарегистрированы таможенным постом 6 июля 2020 года в 15:50 , т.е. с нарушением установленного таможенным законодательством срока.

Таким образом, в установленный таможенным законодательством срок, АО «Группа «Илим» не совершило таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, т.е. субъектом административной ответственности в данном случае является АО «Группа «Илим».

Статьей 16.14 КоАП России предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, в иное место временного хранения или на свободный склад, порядка их хранения либо порядка совершения с Товарами, находящимися под таможенным контролем, операций без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно.

Учитывая вышеизложенное, АО «Группа «Илим» нарушило требования таможенного законодательства ЕАЭС, а именно не совершило в установленный таможенным законодательством срок таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, тем самым нарушив порядок помещения товаров на временное хранение, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.14 КоАП РФ.

Доводы жалобы защитника о том, что таможенным органом при рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не было учтено время обеденного перерыва таможенного поста с 13:00 до 13:45 несостоятельны.

В соответствии с ч. 4 ст. 119 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ срок совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, исчисляется с момента завершения таможенного транзита, а не с момента получения информации о завершении таможенного транзита.

В соответствии с пп. 4 п. 1 приказа Архангельской таможни от 03.10.2019 г. № 434 «О времени работы таможенных постов Архангельской» время работы Коряжемского таможенного поста был установлен «с 9 часов 00 минут до 20 часов 00 минут без выходных и праздничных дней». Время обеденного перерыва данным приказом не установлено.

Таким образом при расчете срока совершения таможенных операций, предусмотренных п. 1 ст. 152 ТК ЕАЭС, п. 1 ст. 119 Федерального закона № 289-ФЗ, время обеденного перерыва, установленного для должностных лиц Коряжемского таможенного поста, не учитывается.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, должностным лицом соблюден.

Постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом РФ об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.

Представленные по делу доказательства оценены должностным лицом по правилам статьи 26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено и правовых оснований для пересмотра решения не имеется.

Доводы защитника Краковского К.Л. о малозначительности совершенного административного правонарушения, поскольку правонарушение не содержало какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило существенного вреда интересам общества и государства, несостоятельны.

Действительно, статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Совершенное Обществом административное правонарушение относится к категории правонарушений в области таможенного дела и посягает на установленный законодательством порядок, то есть предполагает нарушение охраняемых общественных отношений в данной области. В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась в пренебрежительном отношении профессионального участника таможенных отношений к выполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил таможенного законодательства, что само по себе представляло значительную угрозу охраняемым общественным отношениям.

Обстоятельств, которые бы указывали на исключительный характер допущенного правонарушения, не установлено.

Кроме того, следует учитывать, что конструкция состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.14 КоАП РФ, является формальной, следовательно, административная ответственность наступает за совершение противоправного деяния вне зависимости от наступления неблагоприятных последствий.

Руководствуясь статьей 30.6 пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление заместителя начальника Мурманской таможни ФИО1 от 26.11.2020 оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества «Группа «Илим» Краковского К.Л. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Коряжемский городской суд Архангельской области в течение 10 суток со дня вручения или его получения.

Судья О.Е. Цыбульникова