ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-17/2022 от 21.03.2022 Анадырского городского суда (Чукотский автономный округ)

Дело № 12-17/2022

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Анадырь 21 марта 2022 года

Судья Анадырского городского суда Чукотского автономного округа Кодес А.В., при секретаре судебного заседания Пананто Т.А.,

с участием прокурора Никоновой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Администрации Анадырского муниципального района на постановление мирового судьи судебного участка г. Анадыря от 06.12.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении заявителя,

установил:

обжалуемым постановлением мирового судьи Администрация Анадырского муниципального района признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.

12.11.2019 по месту своего нахождения в доме 15 по ул. Южной в г. Анадыре Чукотского автономного округа Администрация Анадырского муниципального района с нарушением требований Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ привлекла к трудовой деятельности на условиях трудового договора бывшего государственного служащего ФИО, ранее замещавшую должность, включенную в перечень, установленный нормативно-правовыми актами.

За совершение указанного административного правонарушения обжалуемым постановлением мирового судьи Администрации Анадырского муниципального района назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (л.д. 160-162, 181).

В жалобе на указанное постановление мирового судьи Администрация Анадырского муниципального района просила его отменить и прекратить производство по делу, ссылаясь на отсутствие события вмененного ему административного правонарушения (л.д. 171-174).

В судебное заседание Администрация Анадырского муниципального района явку своего законного представителя или защитника не обеспечила, о его времени и месте была уведомлена надлежащим образом, об отложении рассмотрения жалобы не ходатайствовала (л.д. 183).

Прокурор Никонова О.В. возражала против удовлетворении жалобы Администрации Анадырского муниципального района, полагая приведенные в ней доводы несостоятельными и основанными на неправильном толковании закона.

Выслушав объяснения прокурора и проверив доводы жалобы по материалам дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Как установлено мировым судьей и подтверждается материалами дела, 01.11.2019 Администрация Анадырского муниципального района заключила с ФИО трудовой договор на неопределенный срок, по условиям которого последняя принята на должность руководителя муниципального казенного учреждения Анадырского муниципального района «Межотраслевая централизованная бухгалтерия учреждений социальной сферы Анадырского муниципального района» (л.д. 14-20).

При трудоустройстве ФИО предоставила работодателю трудовую книжку, содержащую сведения о том, что до 22.10.2019 она проходила государственную гражданскую службу в УФНС России по Чукотскому автономному округу и ко дню увольнения занимала должность начальника отдела налогообложения юридических лиц и камерального контроля (л.д. 39-59).

Данное обстоятельство подтверждается также приказами УФНС России по Чукотскому автономному округу от 10.09.2007 № 134-л и 03.02.2017 № 25-л, заключенными с ФИО служебными контрактами от 10.09.2007 № 12 и от 03.02.2017 № 05 о прохождении государственной гражданской службы, приказом о расторжении служебного контракта и увольнении с государственной гражданской службы от 09.10.2019 № 222-л (л.д. 23-34).

Сведения о прохождении государственной гражданской службы в УФНС России по Чукотскому автономному округу по должности начальника отдела налогообложения юридических лиц и камерального контроля вплоть до дня ее увольнения 22.10.2019 ФИО сообщила Администрации Анадырского муниципального района и в представленной указанному лицу анкете (л.д. 35-37).

В течение 10 дней со дня принятия ФИО на работу 01.11.2019 о заключении с ней трудового договора Администрация Анадырского муниципального района не сообщила УФНС России по Чукотскому автономному округу.

Указанные фактические обстоятельства не оспаривались заявителем в жалобе и в ходе производства по настоящему делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 3 ст. 64.1 Трудового кодекса РФ работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Согласно ч. 4 приведенной нормы закона, работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 указанной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу положений ч. 5 той же нормы закона неисполнение работодателем указанной обязанности является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Такая ответственность предусмотрена ст. 19.29 КоАП РФ, согласно которой привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 28.11.2017 № 46, исходя из взаимосвязанных положений ч. 4 и 5 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, выражается в неисполнении работодателем при привлечении к трудовой деятельности на условиях трудового договора или гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) на выполнение работ (оказание услуг) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей гражданина, замещавшего должности государственной (муниципальной) службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязанности сообщать в десятидневный срок о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной (муниципальной) службы. Указанное сообщение направляется независимо от того, входили ли в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного (муниципального) служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним указанные договоры.

В п. 3 этого же постановления Пленума Верховного Суда РФ судам разъяснено, что при решении вопроса о привлечении к административной ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ необходимо принимать во внимание, что под указанными в ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» перечнями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, следует понимать как перечни, утвержденные непосредственно для целей названной нормы, так и – в случае отсутствия названных перечней – нормативные правовые акты, определяющие должности государственной службы (должности муниципальной службы), при замещении которых государственные служащие (муниципальные служащие) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, поскольку принятие последних также обусловлено предусмотренными законодательством мерами по противодействию коррупции.

В п. 10 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ разъяснено, что предусмотренный Федеральным законом «О противодействии коррупции» десятидневный срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим, исчисляемый в календарном порядке, начинает течь со дня, следующего за днем заключения договора с указанным лицом либо его фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя.

Исходя из положений п. 1 Указа Президента РФ «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» от 21.07.2010 № 925, перечень должностей государственной службы, в отношении которых работодатель должен направить уведомление о приеме на работу соответствует перечню должностей, утвержденному Указом Президента РФ «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» от 18.05.2009 № 557 и перечню должностей, утвержденному руководителем федерального органа исполнительной власти во исполнение данного Указа.

Приказом ФНС России от 25.09.2017 № ММВ-7-4/754@ утвержден Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В указанный перечень включена должность начальника отдела в управлениях Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации.

Данный перечень действовал на день трудоустройства ФИО в Администрацию Анадырского муниципального района 01.11.2019 и действует в настоящее время.

По изложенным основаниям вывод мирового судьи в обжалуемом постановлении о наличии у Администрации Анадырского муниципального района обязанности в течение 10 дней со дня заключения с ФИО трудового договора сообщить об этом УФНС России по Чукотскому автономному округу основан на законе и фактических обстоятельствах дела.

Неисполнение Администрацией Анадырского муниципального района указанной обязанности образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ.

Судья признает неубедительными доводы заявителя о том, что трудоустройство и последующая трудовая деятельность ФИО в МКУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия» не были связаны с коррупционными рисками и не могли повлечь коллизии публичных и частных интересов с прежней занимаемой должностью в УФНС России по Чукотскому автономному округу со ссылками на создание Администрацией Анадырского муниципального района указанного выше учреждения для оказания муниципальных услуг, выполнения работ и (или) исполнения муниципальных функций в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации, Чукотского автономного округа и Анадырского муниципального района полномочий органа местного самоуправления в сфере материально-технического обеспечения, бухгалтерского, налоговой учета и отчетности, финансово-экономического обеспечения деятельности образовательных организаций, учреждений культуры и спорта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 5 названного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 № 46, ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. В связи с этим обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры).

Вместе с тем, в абзаце втором этого же пункта Верховным Судом РФ разъяснено, что исходя из смысла ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязанность, предусмотренную ч. 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.

Муниципальное казенное учреждение «Межотраслевая централизованная бухгалтерия», на должность руководителя которого была принята ФИО, не является ни государственным, ни муниципальным органом. Как справедливо отмечено в самой же жалобе заявителя, данное учреждение является некоммерческой организацией.

В этой связи по факту трудоустройства ФИО в указанное учреждение ее работодатель в силу закона обязан был сообщить о заключении с ней трудового договора в УФНС России по Чукотскому автономному округу.

Аналогичная правовая позиция по схожим фактическим обстоятельствам, имевшим место по аналогичным делам об административных правоотношениях, предусмотренных ст. 12.29 КоАП РФ, высказана Верховным судом РФ в постановлениях от 08.06.2020 № 5-АД20-60, от 01.12.2020 N 29-АД20-8, от 13.07.2021 N 78-АД21-9-К3, от 10.09.2021 № 70-АД21-4-К7, от 23.09.2021 № 49-АД21-13-К6, а также в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2020), утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020.

Иное приведенное в жалобе толкование закона и указанных выше разъяснений Верховного Суда РФ является ошибочным.

Неубедительными суд признает и доводы Администрации Анадырского муниципального района о том, что она не являлась работодателем ФИО в правоотношениях, возникших по факту принятия последней на работу на должность руководителя МКУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия».

В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом РФ. В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате, в том числе, назначения на должность или утверждения в должности.

В силу положений ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работодатель – это физическое или юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Права и обязанности юридического лица, являющегося работодателем, осуществляются его органами управления или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

Статьей 22 ТК РФ именно работодатель наделен правом заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.

Как следует из материалов дела и было указано выше, трудовой договор с ФИО на замещение должности руководителя МКУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия» заключен именно Администрацией Анадырского муниципального района, которая прямо поименована в нем работодателем ФИО (л.д. 14-20).

В последующем указанный трудовой договор был расторгнут на основании распоряжения Администрации Анадырского муниципального района от 11.11.2020 № 369-ра (л.д. 21-22).

Согласно п. 4.1 Устава МКУ «Межотраслевая централизованная бухгалтерия» назначение и освобождение от должности руководителя указанного учреждения, заключение и расторжение с ним трудового договора относится к исключительной компетенции Администрации Анадырского муниципального района (л.д. 90).

При таких обстоятельствах и вопреки утверждениям в жалобе именно Администрация Анадырского муниципального района являлась работодателем ФИО по смыслу этого термина, используемого в ч. 4 ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции».

По изложенным основаниям судья приходит к выводу о том, что дело об административном правонарушении в отношении Администрации Анадырского муниципального района рассмотрено мировым судьей в полном соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

Административное наказание заявителю назначено мировым судьей в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ с учетом характера совершенного им административного правонарушения, его имущественного и финансового положения, отсутствия по делу обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 19.29 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения заявителя к административной ответственности соблюдены.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи, в том числе по доводам жалобы Администрации Анадырского муниципального района, судья не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

решил:

оставить без изменения постановление мирового судьи судебного участка г. Анадыря от 06.12.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.29 КоАП РФ, в отношении Администрации Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа.

Жалобу Администрации Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа на указанное постановление мирового судьи оставить без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья

А.В. Кодес