Дело № 12-181/2023
УИД: 34RS0001-01-2023-002144-54
РЕШЕНИЕ
г. Волгоград 1 августа 2023 года
Судья Ворошиловского районного суда г. Волгограда Новиков Ф.А., рассмотрев жалобу Комитета информационных технологий Волгоградской области на постановление №3-ТЗИ/2023-В заместителя ФСТЭК России по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам ФИО1 от 23 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 13.13 КоАП РФ,
установил:
постановлением №3-ТЗИ/2023-В заместителя ФСТЭК России по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам ФИО1 от 23 мая 2023 года Комитет информационных технологий Волгоградской области признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 13.12 КоАП РФ и ему назначено административного наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, Комитет информационных технологий Волгоградской области в лице представителя ФИО2 обратился в суд с жалобой и дополнением к ней, в которой указывает на незаконность и необоснованность принятого постановления. Указывают, что требование о наличии аттестата соответствия системы требованиям безопасности, содержащиеся в постановлении Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 №676 к Региональной системе взаимодействия не применимы. Полагают, что объективной стороной вмененного административного правонарушения является промышленная эксплуатация информационной системы, в связи с чем, Региональная система взаимодействия приказом Комитета от 11.01.2023 №2-о/д выведена из промышленной системы и введена в тестовую эксплуатацию, не требующей аттестата соответствия требования безопасности информации. Также обращают внимание, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 (ред. от 19.06.2023) "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" проведение проверки в отношении Комитета информационных технологий Волгоградской области незаконно.
Просит отменить постановление №3-ТЗИ/2023-В заместителя ФСТЭК России по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам ФИО1 от 23 мая 2023 года, производство по делу прекратить.
В судебном заседании защитники Комитета информационных технологий Волгоградской области ФИО3, ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенности, доводы, изложенные в жалобе и дополнении к ней, поддержали в полном объеме, на их удовлетворении настаивали.
Заместитель руководителя Управления ФСТЭК России по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам ФИО1 и начальник отдела инспекционного и комплексного технического контроля Управления ФСТЭК России по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам ФИО6 в судебном заседании считают постановление законным и обоснованным, в связи с чем просит Комитету информационных технологий Волгоградской области в удовлетворении жалобы отказать, по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 6 ст. 13.12 КоАП РФ нарушение требований о защите информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 1, 2 и 5 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" обладатель информации при осуществлении своих прав обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц; принимать меры по защите информации; ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.
Как следует из материалов дела, при осуществлении мероприятий контроля в период с 17 по 21 апреля 2023 г. в рамках плановой выездной проверки аппарата Губернатора Волгоградской области и органов исполнительной власти Волгоградской области, проведенной на основании приказа Управления ФСТЭК России по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам от 28 марта 2023 г. № 50дсп, в комитете информационных технологий Волгоградской области по адресу: 400012, <...>, 27 апреля 2023 г. в 10 часов 30 минут выявлено нарушение требований о защите информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), установленных частью 5 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и пунктом 15 Требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. № 676, в виде неисполнения пунктов 13, 17 Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденных приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17 (далее — Требования о защите информации).
Требования о защите информации установлены Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационным технологиях н о защите информации» (далее — Федеральный закон № 149-ФЗ).
В соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 23 мая 2011 г. № 244-п с изменениями в редакции постановления Администрации Волгоградской области от 23 мая 2022 г. № 297-п создана региональная система межведомственного электронного взаимодействия Волгоградской области (далее - региональная система взаимодействия). Оператором региональной системы взаимодействия определен комитет информационных технологий Волгоградской области на основании постановления Главы Администрации Волгоградской области от 5 октября 2010 г. №1599.
В соответствии с п. 4 Требований о защите информации оператор информационной системы должен обеспечить защиту информации, обрабатываемой в информационной системе в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях н о защите информации.
По данным, полученным в ходе проверочных мероприятий в региональной системе взаимодействия обеспечивается обработка информации при исполнении полномочий органов исполнительной власти Волгоградской области, информация, обрабатываемая в информационной системе в соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона № 149-ФЗ подлежит защите от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий. Организация системы защиты информации региональной системы взаимодействия должна соответствовать Требованиям о защите информации. При этом в соответствии с п. 15 Требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах информации и п.п. 13,17 Требований о защите информации, обязательным условием для эксплуатации информационной системы, является проведение аттестации информационной системы по требованиям безопасности информации с целью подтверждения соответствия созданной системы защиты информации информационной системы установленным требованиям.
В ходе проверки установлено, что обработка информация в региональной системе взаимодействия обрабатывалась без обеспечения организации системы защиты информации информационной системы в соответствии с Требованиями о защите информации. Аттестация региональной системы взаимодействия по требованиям безопасности информации не проведена. Невыполнение пунктов 13,17 Требований о защите информации подтверждается не представлением сведений о выданном аттестате соответствия требованиям безопасности информации региональной системы взаимодействия и отсутствием результатов аттестационных испытаний информационной системы.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Комитета информационных технологий Волгоградской области к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства правонарушения подтверждаются административным делом №3-ТЗИ/2023-В, предоставленным по запросу суда ФСТЭК России по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам.Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч.1, 2 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Между тем постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" введены ограничения на проведение в 2022-2023 годы плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, осуществляемых в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ) и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 336 от 10 марта 2022 года "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" установлено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за исключением случаев, указанных в пункте 2 Постановления.
Пунктом 11 (3) Постановления Правительства Российской Федерации N 336 от 10 марта 2022 года "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11(4) настоящего постановления, до 2030 года в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий, планы проведения плановых проверок при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки только в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.
Согласно п 11(4) указанного постановления в планы проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий до 2030 года не включаются плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, а в отношении таких учреждений может проводиться профилактический визит продолжительностью один день, не предусматривающий возможность отказа от его проведения.
В связи с тем, что деятельность комитета не относится к субъектам, указанным в п. 11 (4) данного постановления Правительства Российской Федерации, а его деятельность к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности,^ гидротехническим сооружениям II класса, проведение плановой проверки комитета незаконно.
Допущенные должностным лицом по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными, повлияли на всесторонность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу решения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление должностного лица подлежит отмене, а поскольку на момент рассмотрения настоящей жалобы истек предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по части 6 статьи 13.12 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении в отношении Комитета информационных технологий Волгоградской области подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление №З-ТЗИ/2023-В заместителя ФСТЭК России по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам ФИО1 от 23 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 13.12 КоАП РФ, в отношении Комитета информационных технологий Волгоградской области – отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Комитета информационных технологий Волгоградской области прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение 10 суток, с момента получения или вручения копии решения, через Ворошиловский районный суд г. Волгограда.
Судья Ф.А. Новиков