Дело № 12-183/2021
УИД 70RS0002-01-2021-001895-10
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
13 сентября 2021 года г. Томск
Судья Ленинского районного суда г. Томска Лысых Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске жалобу ФИО1 на постановление о наложении административного наказания № 13 от 29.04.2021 г., вынесенное старшим дознавателем отдела дознания и административной практики управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Томской области ФИО2, которым должностное лицо – старший капитан рейда – караванный капитан АО «Томская судоходная компания» ФИО1, <дата обезличена> г.р., проживающий по адресу <адрес обезличен>, привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением по делу об административном правонарушении и назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности № 13 от 29.04.2021 г., вынесенным старшим дознавателем отдела дознания и административной практики управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Томской области ФИО2, должностное лицо – старший капитан рейда – караванный капитан ФИО1, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах: в период с 29.01.2021 г. по 15.04.2021 г. при организации отстоя судов в межнавигационный период лицо, ответственное за пожарную безопасность в организации - старший капитан рейда АО «Томская судоходная компания» ФИО1, не принял комплекс мер по обеспечению пожарной безопасности на объекте, а именно помещение, в котором находятся дежурные по каравану (площадь не менее 24 м2), находящееся на территории общества (<...>) не защищено автоматической пожарной сигнализацией (АПС) и не оснащено системой оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ), тем самым нарушил требования пожарной безопасности, нарушив требования Федерального закона от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; СП 5.13130.2009. Свод правил «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»; СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»; СП 486.131 1500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности».
Не согласившись с указанным постановлением, лицо, привлекаемое к административной ответственности ФИО1, подал жалобу, в которой просит постановление о наложении административного наказания отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указано, что объект, в котором, по мнению Государственного инспектора Томской области по пожарному надзору ФИО2, не принят комплекс мер по обеспечению пожарной безопасности представляет собой отдельно стоящее, некапитальное строение, состоящее из одного помещения (вагончик), используемое для передачи смен дежурными караванной службы и хранения ключей, т.е. производственное помещение. Государственный инспектор Томской области по пожарному надзору ФИО2 обосновывает необходимость защиты указанного объекта автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, пунктом 38 Таблицы A3 Приложения А «СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденным Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 175 - Помещения иного административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные. Указанная норма находится в разделе - «Общественные помещения» указанной таблицы. Однако, данный объект не является помещением административного или общественного назначения. В упомянутой Таблице A3 содержится раздел: «Производственные помещения», но указанный объект не подходит под критерии помещений, которым требуется защита автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.
В судебное заседание ФИО1, должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, в судебное заседание не явились, не сообщив суду о причинах неявки, будучи должным образом уведомленными судом о его времени и месте.
Изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Как следует из материалов дела, 29.04.2021 г. ФИО1 получил копию обжалуемого постановления, а 07.05.2021 г. обратился с жалобой на вынесенное в отношении него постановление, передав ее в отделение почтовой связи. Таким образом, судья считает, что жалоба подана в срок, предусмотренный для обжалования постановления.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Регулирование вопросов пожарной безопасности, помимо Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон о пожарной безопасности), осуществляется принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также нормативными документами по пожарной безопасности, в частности национальными стандартами, сводами правил, содержащими требования пожарной безопасности (нормы и правила), правилами пожарной безопасности, а также стандартами, инструкциями и иными документами, содержащими требования пожарной безопасности.
В силу статьи 1 Закона о пожарной безопасности пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно частям 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173 утвержден Свод правил СП 3.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности, который является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях.
В соответствии со ст. 54 ФЗ-123 системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 83 ФЗ-123 автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Согласно ст. 91 ФЗ-123, помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с п. 38 таблицы А 3 приложения А СП 5.13130.2009, помещения иного административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные независимо от площади подлежат оснащению пожарной сигнализацией. Согласно п. 3.1 СП 3.13130.2009 СОУЭ должна проектироваться в целях обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. В соответствии с п. 13 таблицы 2, бытовые помещения с числом людей до 50 должно оснащаться СОУЭ 1-го типа (звуковое оповещение). В соответствии с п. 4.8. СП 486.1311500.2020, перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите АУП и (или) СПС, представлен в таблицах 1-4. Согласно п. 9.2. Таблицы 1 - Здания, системой пожарной сигнализации должны оборудоваться здания административно-бытового назначения с площадью менее 1200 кв.м.
Вместе с тем, в помещении дежурных по каравану, расположенном по адресу: <...> в нарушение вышеуказанных требований АПС и СОУЭ отсутствует.
Факт отсутствия в помещении дежурных по каравану, по адресу: <...>, АПС и СОУЭ, не оспаривалось и самим ФИО1
Утверждение ФИО1 о неверном применении должностным лицом ГУ МЧС России по Томской области ФИО2 пункта 38 Таблицы A3 Приложения А «СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденным Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 175, судья полагает основанным на неверном толковании норм материального права.
Помещения административного и общественного назначения, в том числе встроенные и пристроенные, независимо от площади, подлежат оснащению пожарной сигнализацией.
Доводы заявителя по существу представляют собой его субъективную оценку обстоятельств происшедшего, не содержат надлежащей правовой аргументации, опровергающей выводы, изложенные в обжалуемом постановлении, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования, а также к выражению несогласия с оценкой, данной должностным лицом, вынесшим оспариваемое постановление, фактическим обстоятельствам дела и представленным по делу доказательствам, выполненной в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем, указанные доводы не заслуживают внимания.
Иная оценка лицом, привлеченным к административной ответственности, обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов лица, вынесшего оспариваемое постановление.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, соответствует принципам соразмерности и справедливости назначения наказания.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление старшего дознавателя отдела дознания и административной практики управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Томской области ФИО2 № 13 от 29.04.2021 г., в отношении должностного лица – старшего капитана рейда – караванного капитана АО «Томская судоходная компания» ФИО1, <дата обезличена> г.р., проживающего по адресу <адрес обезличен>, за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Е.Н. Лысых