Дело № 12-185/2021
РЕШЕНИЕ
г. Горнозаводск 23 августа 2021 г.
Чусовской городской суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г. Горнозаводске Пермского края) в составе судьи Анхимович М.В.
при секретаре судебного заседания Волгиной А.А.
рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление о назначении административного наказания № 02-07/45-21 от 28.05.2021 начальника управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ФИО2, которым ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением о назначении административного наказания № 02-07/45-21 от 28 мая 2021 г. ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере СУММА рублей.
ФИО1, не согласившись с постановлением должностного лица, подал в Чусовской городской суд Пермского края жалобу, в которой просит постановление должностного лица отменить и прекратить производство по делу за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, указывает, что в постановлении не указано в чем выразилась его вина.
Заявитель жалобы ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы и документы, представленные заявителем жалобы, суд приходит к следующему.
Часть 1 статьи 8.28 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной лесов.
Объективную сторону правонарушения по ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ составляют действия, выразившиеся в незаконной рубке, повреждении лесных насаждений или самовольном выкапывании в лесах деревьев, кустарников, лиан.
Привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ за причинение повреждений лесным насаждениям (в виде штрафа в таком же размере, что и за незаконную рубку деревьев) допустимо при наличии повреждений, причинение которых может свидетельствовать о негативном воздействии на объекты охраны окружающей среды в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (истощение, деградация, порча, уничтожение таких объектов и проч.)
В пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», даны разъяснения, что незаконной является, в том числе рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Согласно частям 1 и 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу). Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд; граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Согласно положениям статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи лесных насаждений осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В договоре купли-продажи лесных насаждений указываются местоположение лесных насаждений (лесной квартал и (или) лесотаксационный выдел) и объем подлежащей заготовке древесины. Срок действия договора купли-продажи лесных насаждений не может превышать один год.
Таким образом, заключение договора купли-продажи лесных насаждений предполагает не просто принятие товара покупателем от продавца, а осуществление специфической деятельности по природопользованию в течение определенного в договоре периода.
В силу части 1 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (ч. 1 ст. 260 Уголовного кодекса РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, административная ответственность за которую предусмотрена ч. ч. 1 и 2 ст. 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать 5 000 рублей (примечание к ст. 260 Уголовного кодекса РФ).
При разграничении преступления, предусмотренного ст. 260 Уголовного кодекса РФ, и административных правонарушений, ответственность за которые установлена ч. ч. 1 и 2 ст. 8.28 КоАП РФ, необходимо учитывать, что квалификации по указанным частям ст. 8.28 КоАП РФ подлежит допущенное лицом повреждение лесных насаждений, которое не привело к прекращению их роста, независимо от размера причиненного ущерба, либо повреждение лесных насаждений до степени прекращения их роста при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных п. п. «а» и «в» ч. 2 ст. 260 Уголовного кодекса РФ, если размер причиненного ущерба не достиг размера, определяемого в качестве значительного в соответствии с примечанием к ст. 260 Уголовного кодекса РФ (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования»).
При этом при повреждении лесных насаждений критерием отграничения преступления от административного правонарушения является степень повреждения указанных насаждений. Так, повреждения до степени прекращения роста, к которым относятся такие повреждения, как слом ствола, ошмыг кроны, обдир коры, следует квалифицировать по ст. 260 Уголовного кодекса РФ, а в иных случаях - по ст. 8.28 КоАП РФ (письмо Рослесхоза от дата N ЮД-03-54/13234 «О Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации»).
Как следует из материалов дела между ФИО3 (далее Покупатель) и Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (далее – Продавец) дата заключен договор купли-продажи лесных насаждений ...-СН-19 (далее по тексту – договор), согласно которому Продавец обязуется передать лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности в собственность Покупателю для заготовки древесины в соответствии со статьей 30 Лесного кодекса Российской Федерации: строительство жилого дома, строительство надворных построек (ст. 1 договора). Местоположение лесных насаждений: адресст. 2 договора).
Из договора следует, что покупатель обязан: соблюдать Правила заготовки древесины и особенности заготовки в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса РФ, утвержденные приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474, Правила ухода за лесами, утвержденные приказом Минприроды России от 22.11.2017 № 626, Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607, Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, утвержденные приказом Рослесхоза от 05.12.2011 № 512 (п. «в» ст. 15 договора); выполнять лесосечные работы в соответствии с технологической картой работ (п. «г» ст. 15 договора); не допускать уничтожения или повреждения граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков (п. «з» ст. 15 договора). Срок вывоза древесины – не позднее 24.12.2020 (ст. 7 договора). Из приложения № 1 к договору следует, что общий объем древесины, подлежащей заготовке, составляет 150 м3.
Названный договор был подписан за ФИО3 по доверенности ФИО1
Из доверенности, выданной ФИО3 ФИО1, следует, что ФИО3 поручает ФИО1 представлять ее интересы в любых компетентных органах, в том числе в любых лесничествах по всем вопросам, связанным с оформлением документов по выделу, рубке и вывозу лесных насаждений, в этих целях ФИО3 доверяла подавать от ее имени заявления, предъявлять и получать следуемые ей документы, восстанавливать утраченные документы, получать дубликаты, оплачивать необходимые сборы и платежи, за нее расписываться. Однако данной доверенностью не охватывается право производить рубку выделенной делянки, а также нести установленную законом ответственность за незаконную рубку деревьев.
Выдача доверенности на имя ФИО1 не освобождает ФИО3 от исполнения требований законодательства, регламентирующих правила заготовки древесины.
В соответствии с пунктом 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
В силу пункта 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Таким образом, доверенность подтверждает наличие у поверенного прав действовать от имени доверителя, определяет условия и границы реализации этих прав.
Выдача доверенности является односторонней сделкой, порождающей право поверенного выступать от имени доверителя.
Привлечение к административной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение публично-правовой обязанности, в том числе, определение субъекта этой обязанности и административной ответственности за их неисполнение (ненадлежащее исполнение), не может зависеть от содержания сделки (при отсутствии указания в законе на такой способ определения обязанного лица - субъекта административной ответственности). В том случае если такая обязанность законом возложена на одно лицо, то оно не может переложить исполнение этой обязанности на другое лицо путем заключения сделки.
Кроме того, в соответствии с п. 4 Порядка осмотра лесосеки, утвержденного Приказом Минприроды России N 367 от 27.06.2016 «Об утверждении Видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, Формы технологической карты лесосечных работ, Формы акта осмотра лесосеки и Порядка осмотра лесосеки», лицо, осуществляющее осмотр лесосек, за 10 дней до проведения осмотра лесосек обязано предупредить лицо, осуществляющее лесосечные работы, о дате и времени проведения осмотра лесосек. При неявке лица, осуществляющего лесосечные работы, или его представителя осмотр лесосек проводится без его участия.
В силу п. 9 Порядка осмотра лесосеки, лицо, осуществляющее осмотр лесосек, должно использовать измерительные приборы и инструменты, обеспечивающие проведение измерений с необходимой точностью, таблицы и иные материалы для проведения расчетов.
По результатам осмотра лесосеки составляется акт осмотра лесосеки в соответствии с формой согласно приложению 3 к настоящему Приказу (ранее составлялся акт осмотра мест рубок (мест заготовки древесины)) в двух экземплярах. Один экземпляр акта осмотра лесосеки, подписанный обеими сторонами, хранится у лица, осуществляющего лесосечные работы, второй - у лица, осуществляющего осмотр лесосеки (п. 11 Порядка осмотра лесосеки).
Однако данный акт отсутствует в материале дела об административном правонарушении, в ведомости пересчета пней не отражена степень повреждения лесных насаждений.
Из расчета ущерба следует, что незаконная вырубка леса произведена в квартале 132 выделе 34 Вижайского участкового лесничества в количестве 116,91 м3. Сумма ущерба составляет 1 468 125 рублей, то есть превышает сумму значительного размера, установленного в примечании к ст. 260 УК РФ.
Из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 15.12.2020 следует, что уголовное дело в отношении ФИО1 прекращено в части за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений об отмене указанного постановления.
Суд считает, что материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств вины ФИО1 в совершенном именно им административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ, в связи с чем постановление о назначении административного наказания № 02-07/45-21 от 28.05.2021 начальника управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края нельзя признать законным и обоснованным, поэтому постановление подлежит отмене.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год.
Поскольку датой обнаружения административного правонарушения является 22.06.2020, а на момент рассмотрения жалобы ФИО1 срок давности привлечения к административной ответственности истек, то суд считает, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 КоАП РФ суд
РЕШИЛ:
Постановление о назначении административного наказания № 02-07/45-21 от 28 мая 2021 года начальника управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ФИО2 о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.28 КоАП РФ и назначении административного штрафа в размере СУММА рублей отменить, производство по делу об административном правонарушении - прекратить.
Решение может быть опротестовано прокурором, а также обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в Пермский краевой суд.
Судья М.В.Анхимович