ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-186/2022 от 22.09.2022 Пензенского областного суда (Пензенская область)

Судья Агуреева Н.Ю. дело № 12-186/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пенза 22 сентября 2022 года

Судья Пензенского областного суда Потапов Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе в здании суда жалобу директора МБУ «Пензавтодор» Спиридонова А.А. на постановление судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 18 августа 2022 г. № 5-5211/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МБУ «Пензавтодор»,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 18 августа 2022 г. № 5-5211/2022 МБУ «Пензавтодор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Пензенский областной суд, директор МБУ «Пензавтодор» Спиридонов А.А. просит отменить вышеуказанное постановление судьи районного суда как незаконное и прекратить производство по делу об административном правонарушении. В обоснование жалобы указывает, что действующим законодательством осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов. Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Полагает, что из положений действующего законодательства следует, что ответственность за состояние автомобильных дорог местного значения должны нести органы местного самоуправления, если соответствующие полномочия в сфере дорожной деятельности не делегированы ими другому лицу в установленном порядке. В данном случае МБУ «Пензавтодор» осуществляет функции исполнителя по муниципальному заданию на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования и других объектов. Указывает, что в вину учреждения вменяется неисполнение (необеспечение) того, что муниципальным заданием не предусмотрен порядок организации работ по содержанию УДС в рамках муниципального задания, не определена их очередность, с указанием точных адресов, конкретных объектов, видов, сроков выполнения и объемов работ в разрезе каждого объекта, а также источники их финансирования. Согласно Положению об Управлении жилищно-коммунального хозяйства города Пензы, утвержденному Постановлением Главы администрации г. Пензы от 17 мая 2013 г. № 497/1, указанное юридическое лицо является главным распорядителем средств бюджета города Пензы по отрасли жилищно-коммунальное хозяйство, несет ответственность за целевое и эффективное использование бюджетных средств подведомственными бюджетополучателями. Однако УЖКХ г. Пензы в данном случае устраняется от своих прямых обязанностей и возложенных на него основных целей и задач.

Ознакомившись с жалобой, изучив материалы дела, выслушав защитника МБУ «Пензавтодор» Юдина В.Н., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяются актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О Правилах дорожного движения», установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. № 1245-ст утвержден «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», которым установлены требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

Согласно пункту 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Исходя из требований таблицы 5.3 выбоины на проезжей части не должны превышать допустимые размеры (длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью 0,06 кв. м и более).

Как усматривается из материалов дела, 19 мая 2022 г. в период с 15 часов 15 минут до 16 час. 02 мин. и 20 мая 2022 г. в 11 час. 15 мин. государственным инспектором ДН ОДН ОГИБДД УМВД России по г. Пензе М,А.Е. выявлено, что МБУ «Пензавтодор», являясь юридическим лицом, ответственным за содержание дорог общего пользования местного значения в безопасном для движения состоянии, в нарушение пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, а также требований статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» не обеспечило содержание участка дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, что угрожало безопасности дорожного движения при пользовании такими участками, а именно: в нарушение пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 допустило формирование на проезжей части выбоин, предельные размеры которых превышают допустимые размеры, по следующим адресам: на ул. Пушкарский проезд напротив дома № 9, на ул. Павлика Морозова напротив строения № 28, на ул. Ташкентской напротив строения № 33, на ул.1-й Ташкентский проезд напротив строения № 7 по ул. Ташкентской, на ул. Краснодарской напротив строения №3, на ул. Арбековской напротив строения №1 +218 м в сторону ул. 65-летия Победы в г. Пензе.

Вышеуказанное деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении 58 ВР № 100134 от 19 июля 2022 г., в котором зафиксированы обстоятельства административного правонарушения; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования 58 КА № 066595 от 20 мая 2022 г.; актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), составленными государственным инспектором дорожного надзора ОДН ОГИБДД УМВД России по г. Пензе М.А.Е. 19 и 20 мая 2022 г. с фототаблицами; сообщениями МКУ «Департамент ЖКХ г. Пензы» от 17 июня 2022 г. и Управления ЖКХ г. Пензы от 15 июля 2022 г., согласно которым работы по содержанию автомобильных дорог в границах городского округа Пенза выполняет МБУ «Пензавтодор» согласно муниципальному заданию; копией муниципального задания на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденного приказом и.о. начальника Управления ЖКХ г. Пензы от 29 апреля 2022 г. № 56-оп, с приложением, согласно которому работы по содержанию автодорог общего пользования и других дорожных объектов в границах г. Пензы, в том числе по вышеуказанным адресам, осуществляет МБУ «Пензавтодор»; а также иными материалами дела.

Собранные по делу доказательства последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой, и обоснованно признаны судьей районного суда допустимыми и достоверными относительно события административного правонарушения.

Объективных данных, опровергающих установленные по делу обстоятельства, заявителем жалобы не представлено.

Принимая обжалуемое постановление судья районного суда пришла к правильному выводу о том, что МБУ «Пензавтодор» является лицом, ответственным за содержание дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, обязано принимать меры, направленные на соответствие состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам.

Доводы жалобы о том, что МБУ «Пензавтодор» не является субъектом данного административного правонарушения, являлись предметом проверки и оценки судьи районного суда, обоснованно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом постановлении, установленные обстоятельства и выводы о виновности учреждения в совершении вмененного административного правонарушения не опровергают.

Так, в соответствии с разделом 4 муниципального задания от 29 апреля 2022 г. МБУ «Пензавтодор» обязано поддерживать уровень содержания улично-дорожной сети в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля».

При этом согласно пункту 4.1 ГОСТ Р 50597-2017 выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц, владельцы железнодорожных путей и водопроводного-канализационного хозяйства.

В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов (пункт 4.2 ГОСТ Р 50597-2017).

Утверждение в жалобе о том, что в силу положений действующего законодательства ответственность за состояние автомобильных дорог местного значения должны нести органы местного самоуправления, если соответствующие полномочия в сфере дорожной деятельности не делегированы ими другому лицу в установленном порядке, является несостоятельным ввиду следующего.

Установленные обстоятельства и документы, представленные в материалы дела, свидетельствуют о том, что администрация г. Пензы в соответствии с положениями части 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обеспечила осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения путем наделения соответствующими полномочиями в указанной сфере Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы и созданные для этих целей учреждения.

В соответствии с положениями Устава МБУ «Пензавтодор» данное учреждение создано муниципальным образованием – город Пенза, которое признается учредителем и собственником имущества данного бюджетного учреждения.

Согласно пунктам 2.2 - 2.3 Устава, предметом деятельности учреждения является реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере благоустройства и дорожной деятельности автомобильных дорог местного значения в границах города Пензы; основной целью деятельности учреждения является благоустройство и озеленение территории города Пензы, строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения и элементов их обустройства в границах города Пензы.

При этом основным источникам финансирования Учреждения являются субсидии из муниципального бюджета на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания (пункт 4.4 Устава).

В свою очередь приказом начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы от 29 апреля 2022 г. № 59-оп утверждено муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на 2022 г. и на плановый период 2023 и 2024 годов МБУ «Пензавтодор»; на руководителя учреждения возложена обязанность обеспечить исполнение муниципального задания в полном объеме.

Таким образом, с учетом правового статуса учреждения «Пензавтодор», особенностей правового регулирования содержания дорог и предъявляемых требований к безопасности дорожного движения, уполномоченное на осуществление дорожной деятельности в отношении дорог местного значения МБУ «Пензавтодор» обязано в установленном порядке обеспечить содержание таких дорог.

Не могут быть приняты во внимание и доводы жалобы о том, что фактически в вину учреждения вменяется неисполнение того, что муниципальным заданием не предусмотрен порядок организации работ по содержанию улично-дорожной сети в рамках муниципального задания, не определена их очередность с указанием адресов и объектов, сроки выполнения и объемы работ в разрезе каждого из объектов, поскольку из постановления главы администрации города Пензы от 14 декабря 2015 г. № 1247 «О порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания» следует, что муниципальное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами муниципального учреждения города Пензы, с учетом предложений муниципального учреждения, касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг и результатов работ и возможностей муниципального учреждения по оказанию услуг и выполнению работ, а также показателей выполнения муниципальным учреждением муниципального задания в отчетном финансовом году. В связи с этим учреждение имеет возможность регулировать обеспечение функций и задач своей деятельности, участвуя в определении объема работ, необходимых для обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах, владельцем которых является.

Административное наказание назначено МБУ «Пензавтодор» по правилам, установленным статьями 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса, и соответствует целям административного наказания, предусмотренным статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Нарушений норм процессуального права при привлечении МБУ «Пензавтодор» к административной ответственности не допущено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления судьи не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

постановление судьи Первомайского районного суда г. Пензы от 18 августа 2022 г. № 5-5211/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МБУ «Пензавтодор» оставить без изменения, жалобу директора МБУ «Пензавтодор» Спиридонова А.А. - без удовлетворения.

Судья: Н.Н. Потапов