Дело № 12-18/2016
РЕШЕНИЕ
ПО ЖАЛОБЕ НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Судья Талицкого районного суда Свердловской области Шихалева Е.Л, рассмотрев в судебном заседании от 08.04.2016 года жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Припышминские боры» на постановления заместителя главного госинспектора РФ в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу, заместителя начальника Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу:
№ 343 от ДД.ММ.ГГГГ г., которым ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
№ 342 от ДД.ММ.ГГГГ г., которым ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
№ 344 от ДД.ММ.ГГГГ г., которым ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного госинспектора РФ в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу, заместителя начальника Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу ФИО1 № 342 от ДД.ММ.ГГГГ <...> «Припышминские боры» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Постановлением заместителя главного госинспектора РФ в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу, заместителя начальника Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу ФИО1 № 343 от ДД.ММ.ГГГГ <...> «Припышминские боры» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.32 ч. 1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Постановлением заместителя главного госинспектора РФ в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу, заместителя начальника Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу ФИО1 № 344 от ДД.ММ.ГГГГ <...> «Припышминские боры» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.31 ч. 1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлениями, ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» обратился в суд с жалобами, в которых просит указанные постановления по делам об административном правонарушении признать незаконными и отменить.
В обосновании жалоб ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» указал, что вину в совершении административных правонарушений не признает, полагает, что постановления вынесены с нарушениями требований законодательства РФ, доводы, изложенные в постановлении ничем не подтверждены, то есть обвинения голословны, привлечение к административной ответственности не законно, поскольку ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» не нарушает природоохранное законодательство и все мероприятия проводит в соответствии с утвержденными документами, в рамках закона. Кроме того, оспариваемыми постановлениями нарушены имущественные права ФГБУ «Национального парка «Припышминские боры», т.к. наложение штрафов для бюджетного учреждения в условиях кризиса является существенным.
Определением Талицкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ дела по жалобам ФГБУ «Национального парка «Припышминские боры» на постановления № 342, 343, 344 от ДД.ММ.ГГГГ г. заместителя главного госинспектора РФ в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу, заместителя начальника Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу ФИО1 объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель ФГБУ «Национального парка «Припышминские боры» ФИО2, защитник Аксентьева М.И. на доводах, изложенных в жалобах, настаивали, дополнительно пояснив, что привлечение Учреждения по ст. 8.27 КоАП РФ расценивают как вмешательство в их хозяйственную деятельность. Очередность рубок определяет сам лесопользователь. По ст. 8.31 КоАП РФ указывают, что выявленные факты имели место, но они связаны с естественным природным процессом. По ст. 8. 32 КоАП РФ остатки остлопов и недожегов оставлены в допустимых пределах и для их уборки имелось время. При этом объем этих остатков инспектором определялся визуально без технических измерений. Данные остатки не оказывают влияние на пожарную безопасность.
Защитник указывает на процессуальные нарушения, при привлечении Учреждения к административной ответственности, а именно, поскольку нарушения выявлены в результате одной проверки, то, по ее мнению, должен составляться один протокол об административном правонарушении и одно предписание, также просит применить правила ст. 2.9 КоАП РФ прекратив дело за малозначительностью.
Изучив жалобы и материалы дела, заслушав представителя и защитника ФГБУ «Национального парка «Припышминские боры», суд приходит к следующему.
Статьей 8.27 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность за нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 34 Лесного Кодекса Российской Федерации» от 04.12.2006 №200-ФЗ уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.п. 3, 4, 9, 10, 25 Правил рубок ухода за лесами (утв. Приказом МПР России от 16.07.2007 № 185) уход за лесами осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов. Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, или органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации. Целями рубок ухода за лесом являются: улучшение породного состава лесных насаждений; повышение качества и устойчивости лесных насаждений; сохранение и усиление защитных, водоохранных, санитарно-гигиенических и других полезных свойств леса; сокращение сроков выращивания технически спелой древесины; рациональное использование ресурсов древесины. В зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода осуществляются следующие виды рубок ухода за лесами: осветления, направленные на улучшение породного и качественного состава молодняков и условий роста деревьев главной древесной породы; прочистки, направленные на регулирование густоты лесных насаждений и улучшение условий роста деревьев главной древесной породы, а также на продолжение формирования породного и качественного состава лесных насаждений; прореживания, направленные на создание благоприятных условий для правильного формирования ствола и кроны деревьев; проходные рубки, направленные на создание благоприятных условий для увеличения прироста деревьев; обновления, проводимые в приспевающих, спелых и перестойных насаждениях для создания благоприятных условий для роста молодых перспективных деревьев, имеющихся в насаждении; переформирования, проводимые в сформировавшихся средневозрастных и старшего возраста насаждениях с целью коренного изменения их состава, структуры, строения путем регулирования и создания благоприятных условий роста деревьев целевых пород, поколений, ярусов; формирования ландшафта, направленные на формирование лесопарковых ландшафтов и повышение их эстетической, оздоровительной ценности и устойчивости. Выделяется четыре группы очередности проведения рубок ухода за лесами: к первой группе относятся рубки ухода в молодняках и прореживание в смешанных лесных насаждениях; ко второй группе относятся прореживание в перегущенных чистых насаждениях, первый прием проходных рубок в смешанных насаждениях; к третьей группе относятся заключительные приемы проходных рубок в смешанных лесных насаждениях, рубки обновления, переформирования; к четвертой группе относятся проходные рубки в чистых лесных насаждениях (в т.ч. хвойных с долей мягколиственных пород в общем запасе древесины до 30 процентов).
В соответствие с ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с п. 1 ст. 52 Лесного Кодекса Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200- ФЗ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
В соответствии с п.16, пп. а, в п. 17, п. 20 Правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417) при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В случаях, когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляется весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время, завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона. Места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены противопожарными минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 гектаров.
Частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил санитарной безопасности в лесах и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с п. 3 ст. 55 Лесного Кодекса Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200- ФЗ Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.41, п. 42 Правил санитарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414) При выборочных рубках и уходе за лесами в первую очередь вырубаются погибшие и поврежденные деревья. В очагах вредных организмов, повреждающих (поражающих) древесину, порубочные остатки подлежат обязательному сжиганию с соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных в установленном лесным законодательством порядке.
Согласно п. 28, п. 38, п. 44, п. 50 Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий (утв. Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 15.05.2015 № 159) В обязательном порядке в СОМ назначаются деревья 5-6-й категорий состояния насаждений согласно Шкале категорий состояния насаждений, приведенной в Приложении № 3 к настоящему Руководству. Лесные насаждения, поврежденные ветровалом, буреломом и снеголомом, приравниваются к 5-6-ой категориям состояния насаждений. После повреждения лесных насаждений огнем к выборочной санитарной рубке следует приступать в возможно короткие сроки и заканчивать на весенних гарях до 1 июля, раннелетних - до 1 августа, позднелетних и осенних - до 1 мая следующего года. В первую очередь очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия производится в особо защитных участках леса, рекреационных зонах, лесопарках, лесах, выполняющих санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, защитных полосах вдоль дорог, в мемориальных насаждениях и других особо ценных участках леса. На землях другого целевого назначения и иных категорий защитных лесов уборка захламленности производится в случае, если угроза возникновения лесных пожаров или очагов вредных организмов. В очагах вредных организмов, повреждающих (поражающих) древесину, порубочные остатки подлежат обязательному сжиганию с соблюдением правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно п. 42, п. 53, пп. 4 п. 43, пп. 4 п. 29 Руководства по проведению санитарно- оздоровительных мероприятий (утв. Приказом Рослесхоза от 29.12.2007 № 523 и действующему на момент совершения утратил силу 15.05.2015) В обязательном порядке в санитарную рубку назначаются деревья 5-6-ой категории состояния. Ветровал и бурелом приравниваются к 5-6-ой категории состояния. После повреждения древостоев огнем к выборочной санитарной рубке следует приступать в возможно короткие сроки и заканчивать на весенних гарях до 1 июля, раннелетних - до 1 августа, позднелетних и осенних - до 1 мая следующего года, в насаждениях, пройденных пожаром, - деревья с наличием прогара корневой шейки не менее 3/4 окружности ствола (при этом обязательно наличие пробной площади с раскопкой корневой шейки не менее чем у 100 деревьев) или высушивание луба не менее 3/4 окружности ствола (наличие пробной площади также обязательно). Допускается уборка деревьев других категорий состояния насаждений в следующих случаях в насаждениях, погибших от пожаров, - деревья с наличием прогара корневой шейки не менее 3/4 окружности ствола или высушивание луба не менее 3/4 окружности ствола.
Суд, изучив представленные материалы дела, приходит к выводу, что вина юридического лица в совершении указанных правонарушениях нашла свое подтверждение в полном объеме.
Как установлено судом, согласно Устава, Федеральное государственное бюджетное учреждение«Национальный парк «Припышминские боры», является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением, имеющем целью сохранение природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначенных для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого труизма.
За учреждением зарегистрированы земельные участки для ведения лесного хозяйства, что подтверждается соответствующими свидетельствами, т.е. Учреждение является лесопользователем,
В соответствии с приказом Департамента Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу от 6 мая 2015 года № 612 была проведена плановая выездная проверка деятельности Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Припышминские боры» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ № 134 при проведении проверки выявлены нарушения лесного законодательства на территории Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Припышминские боры», а именно: нарушения правил ухода за лесами (утв. Приказом МПР России от 16.07.2007 № 185), которые были допущены в результате деятельности юридического лица ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» по использованию лесов при проведении рубок ухода за лесами на территории ФГБУ НП «Припышминские боры».
В процессе деятельности по использованию лесов в ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» не соблюдается очередность проведения рубок ухода. Не проведены рубки ухода (вид рубок ухода - прореживание) в 2012-2015 годах в назначенных лесоустройством 1997 года и указанных в проекте освоения лесов и лесохозяйственном регламенте лесничества ФГБУ НП «Припышминские боры», в смешанных и перегущенных чистых насаждениях, требующих проведения прореживания с уборкой захламления, и относящихся к первой и второй группам очередности. Ежегодный допустимый размер пользования при проведении прореживания в смешанных и перегущенных чистых насаждениях в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества ФГБУ НП «Припышминские боры», проектом освоения лесов ФГБУ НП «Припышминские боры» и материалами лесоустройства 1997 года - составляет 50 га с объемом использования 3,2 тыс. м3.
Данные противоправные действия (бездействия) юридического лица - Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Припышминские боры» были квалифицированы по ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение правил ухода за лесами.
Также в ходе проверки выявлены нарушения на территории Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Припышминские боры» правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414), которые допущены в результате деятельности юридического лица ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» по использованию лесов при проведении санитарных рубок выборочных на территории ФГБУ НП «Припышминские боры».
На территории ФГБУ НП «Припышминские боры», Талицкое участковое лесничество, квартал 5 выдел 4 площадь 4,1 га, была проведена выборочная санитарная рубка в насаждении, поврежденном в результате воздействия беглого низового пожара 2011 года и как следствие, произошло поражение деревьев стволовыми вредителями, вспышка численности которых произошла после пожара 2011 года. Выборочная санитарная рубка назначена в результате лесопатологического обследования поврежденного насаждения (акт проверки санитарного и лесопатологического состояния лесного участка в ФГБУ НП «Припышминские боры» от ДД.ММ.ГГГГ).
При проведении санитарных рубок выборочных на территории ФГБУ НП «Припышминские боры», в Талицком участковом лесничестве, квартал 5 выдел 4 площадь 4,1 га проведенных в 2014 году, зимой, очистка лесосеки от порубочных остатков проведена неудовлетворительно. Не подобраны и не сожжены: остолопы деревьев лиственных пород, приземленные во время проведения СРВ; сухостой сосны, отгоревший во время пожара 2011 года от пня и упавший на землю; недожоги, образовавшиеся после сжигания собранных куч порубочных остатков. Площадь неудовлетворительной очистки - 0,05 га. Использованный лесной участок (лесосека) с неудовлетворительной очисткой мест рубок от порубочных остатков, не собранных в кучи и оставленных на перегнивание, не опахан минерализованной полосой перед пожароопасным периодом 2015 года.
На территории ФГБУ НП «Припышминские боры», Талицкое участковое лесничество, квартал 5 выдел 1 площадь 2,8 га, санитарная рубка выборочная, которая назначена после повреждения насаждения беглым низовым пожаром 2011 года (протокол № 1 от 25.05.2011) и стволовыми, вспышка численности которых произошла после пожара. Санитарная рубка выборочная назначена после лесопатологического обследования насаждения (акт проверки санитарного и лесопатологического состояния лесного участка в ФГБУ НП «Припышминские боры» от 20.06.2013). Лесозаготовительные мероприятия полностью проведены зимой 2015 года и заготовленная древесина вывезена зимой 2015 года до наступления пожароопасного периода. Очистка мест рубок (лесосеки) от порубочных остатков неудовлетворительная. Площадь неудовлетворительной очистки мест рубок (лесосеки) - 0,5 га. Не подобраны и не сожжены остолопы деревьев лиственных пород, приземленные во время проведения СРВ, сухостой сосны, отгоревший во время пожара 2011 года от пня и упавший, недожога, образовавшиеся после сжигания собранных куч порубочных остатков и не по всей площади лесосеки подобраны порубочные остатки до наступления пожароопасного периода 2015 года.
Использованный лесной участок (лесосека) с неудовлетворительной очисткой мест рубок от порубочных остатков, не собранных в кучи и оставленных на перегнивание, не опахан минерализованной полосой перед пожароопасным периодом 2015 года.
ФГБУ НП «Припышминские боры», Ургинское участковое лесничество, квартал 53 выдела 13,18 площадь 13,0 га, рубка обновления. Назначенная интенсивность вырубки от запаса насаждения, установленного лесоустройством 1997 года, составила 15%, выбираемый объем составил 905 м3.
Лесозаготовительные мероприятия полностью проведены зимой 2015 года и заготовленная древесина вывезена зимой 2015 года до наступления пожароопасного периода 2015 года.
Очистка лесосеки от порубочных остатков неудовлетворительная. Не подобраны и не сожжены порубочные остатки; остолопы деревьев лиственных пород и сухостой сосны, приземленные во время проведения Рубок обновления; недожога, образовавшиеся после сжигания собранных куч порубочных остатков. Площадь неудовлетворительной очистки - 1 га.
Использованный лесной участок (лесосека) с неудовлетворительной очисткой мест рубок от порубочных остатков, не собранных в кучи и оставленных на перегнивание, не опахан минерализованной полосой перед пожароопасным периодом 2015 года.
Данные противоправные действия (бездействия) юридического лица - Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Припышминские боры» были квалифицированы как нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, выявлены нарушения правил санитарной безопасности в лесах, которые допущены в результате деятельности юридического лица ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» по использованию лесов при проведении санитарных рубок выборочных на территории ФГБУ НП «Припышминские боры».
Правонарушение выразилось в том, что на территории ФГБУ «НП «Припышминские боры», Талицкое участковое лесничество, квартал 5 выдел 4 площадь 4,1 га, была проведена санитарная рубка выборочная в насаждении, поврежденном в результате воздействия беглого низового пожара 2011 года (протокол о пожаре № 1 от 25.05.2011), и как следствие, поражение деревьев стволовыми вредителями, вспышка численности которых произошла после пожара 2011 года. Санитарная рубка выборочная назначена в результате лесопатологического обследования поврежденного насаждения (акт проверки санитарного и лесопатологического состояния лесного участка в ФГБУ НП «Припышминские боры» от 20.06.2013). Интенсивность вырубки поврежденных деревьев от запаса насаждения, установленного лесоустройством 1997 года, составила 21%.
В ходе проверки установлено, что при проведении санитарных рубок выборочных на территории ФГБУ НП «Припышминские боры», в Талицком участковом лесничестве, квартал 5 выдел 4 площадь 4,1 га проведенных в 2014 году, зимой - на площади используемого лесного участка допущены нарушения:
- оставлено на корню (не вырублено) сухостойное дерево сосны, с древесиной пораженной сосновым усачем, диаметром на 36 см;
- не убраны остолопы деревьев лиственных пород;
- не убраны сухостойные сосны, отгоревшие во время пожара 2011 года от пня и упавшие на землю;
- не убраны ветровальные и буреломные деревья.
При проведении санитарных рубок выборочных на территории ФГБУ Национального парка «Припышминские боры», в Талицком участковом лесничестве, квартал 5 выдел 4 площадь 4,1 га проведенных в 2014 году, зимой, очистка лесосеки от порубочных остатков проведена неудовлетворительно. Не подобраны и не сожжены: остолопы деревьев лиственных пород, приземленные во время проведения СРВ; сухостой сосны, отгоревший во время пожара 2011 года от пня и упавший на землю; недожоги, образовавшиеся после сжигания собранных куч порубочных остатков. Площадь неудовлетворительной очистки - 0,05 га. Использованный лесной участок с неудовлетворительной очисткой мест рубок от порубочных остатков, не собранных в кучи и оставленных на перегнивание, не опахан минерализованной полосой перед пожароопасным периодом 2015 года.
Нарушены сроки проведения санитарных рубок за лесом. Беглый низовой пожар, повредивший насаждения на территории ФГБУ НП «Припышминские боры», в Талицком и Ургинском участковых лесничествах, кварталах 1,5 и других на площади 303 га произошел в мае 2011 года, лесопатологическое обследование проведено в июне 2013 года, санитарная рубка выборочная проведена в 2014-2015 годах. Всего санитарных рубок проведено на площади 42,8 га. На ставшейся части площади, пройденной пожаром 2011 года, также требуется проведение лесопатологического обследования и санитарных рубок, так как засохшие деревья, поврежденные пожаром и стволовыми вредителями, выпадают, образуя завалы бурелома и ветровала. В поврежденных насаждениях на оставшейся части площади, пройденной пожаром 2011 года, идет развитие и увеличение численности стволовых вредителей, которые поражают выстоявшие при пожаре 2011 года здоровые деревья, до 5 % от общего количества деревьев.
При определении величины прогара корневой шейки ствола необходимо проводить раскопки корневых шеек при отводах деревьев в рубку при проведении санитарной рубки выборочной. На заложенных пробных площадях при лесопатологическом обследовании, а также при отводах деревьев для проведения санитарной рубки выборочной, по определению степени повреждения деревьев беглым низовым пожаром 2011 года, не производились раскопки почвы вокруг корневых шеек поврежденных деревьев. Деревья, поврежденного насаждения, назначались в рубку по состоянию их крон, а не по степени повреждения корневой шейки как то требуется по Правилам санитарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 № 414) на территории ФГБУ НП «Припышминские боры» Талицкое участковое лесничество, квартал 5 выдел 4 площадь 4,1 га, санитарная рубка выборочная, Талицкое участковое лесничество, квартал 5 выдел 1 площадь 2,8 га, санитарная рубка выборочная, Талицкое участковое лесничество, квартал 1 выдел 24 площадь 10,0 га, санитарная рубка выборочная.
Указанные нарушения были квалифицированы должностным лицом как нарушение правил санитарной безопасности в лесах, по ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ.
В результате выявленных нарушений при проведения плановой выездной проверки, государственным инспектором по ФИО3 ФИО4 в отношении ФГБУ «Национального парка «Припышминские боры» обоснованно были составлены: протокол об административном правонарушении № 342 от 13.08.2016 года по ст. 8.27 КоАП РФ; протокол об административном правонарушении № 343 от 13.08.2016 года по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ; протокол об административном правонарушении № 344 от ДД.ММ.ГГГГ года по ч. 1 ст. 8.31 КоАП РФ, т.к. бездействиями Учреждения совершено три правонарушения.
Факт совершения Учреждением вмененных правонарушений подтверждается собранными по делу об административном правонарушении доказательствами: тремя протоколами об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №№ 342,343,344, актами натурного осмотра лесного хозяйства, фототаблицей к этим актам, и иными материалами проверки, оцененными должностным лицом, вынесшим постановления об административном правонарушении в соответствии с требованиями статья 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательств отсутствия отраженных в акте проверки и зафиксированных в протоколах об административном правонарушении, нарушений Учреждением не представлено, а доводы об их отсутствии являются голословными.
При этом доводы представителя Учреждения о том, что утверждение должностного лица о нарушении очередности рубок- является вмешательством в хозяйственную деятельность юридического лица и очередность рубок определяет сам лесопользователь, является необоснованной, т.к. такая очередность прямо предусмотрена Правилами рубок ухода за лесами. Должностным лицом при проверке деятельности Учреждения установлено нарушение указанных Правил в этой части.
По пожарной безопасности, объем не убранных в лесу остолопов деревьев, сухостоев и недожогов инспектором при натурном осмотре был определен. В протоколе об административном правонарушении отражен, где также обоснованно был сделан вывод о том, что наличие таких лесных остатков прямо влияют на пожарную безопасность в лесу, что соответствует Правилам пожарной безопасности в лесах. Таким образом, доводы представителя Учреждения о том, что для доочистки указанных остатков у Учреждения имелось осеннее и зимнее время, прямо противоречит данным Правилам, предусматривающих весеннюю доочистку.
По результатам проверки в адрес Учреждения вынесены предписания об устранении выявленных нарушений.
При таких обстоятельствах вывод должностного лица о совершении Федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный парк «Припышминские боры» административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 8.32 ст. 8.27 ч. 1ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Вместе с тем, в силу ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного бездействия (действия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Из материалов дел об административных правонарушениях видно, что в результате бездействия Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Припышминские боры» допущены нарушения требований нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и природопользования, и выявленные в ходе одной проверки в отношении одного юридического лица, то есть совершены три административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст. 8.32 ст. 8.27, ч.1 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Поскольку рассмотрение дел об этих правонарушениях подведомственно одному и тому же должностному лицу, административное наказание подлежало назначению по правилам ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако должностным лицом- заместителем главного госинспектора РФ в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу, заместителя начальника Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу эти положения учтены не были, поэтому вынесенные постановления при рассмотрении жалобы подлежат изменению.
С учетом характера совершенных правонарушений, суд не находит оснований для признания их малозначительными.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
решил:
Жалобы представителя ФГБУ «Национальный парк «Припышминские боры» ФИО2 удовлетворить частично.
Постановления заместителя главного госинспектора РФ в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу, заместителя начальника Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу №№ 342, 343, 344 от ДД.ММ.ГГГГ г., изменить и назначить Федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Припышминские боры» по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 8.32, ст. 8.27, ч. 1ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по правилам ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
В остальной части принятые заместителем главного госинспектора РФ в области охраны окружающей среды по Уральскому федеральному округу, заместителя начальника Департамента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу постановления, оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Е.Л. Шихалева