ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-18/2022 от 20.01.2022 Пуровского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело №12-18/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тарко-Сале, ЯНАО 20 января 2022 года

Судья Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Пустовой А.В., рассмотрев жалобу ООО «РН-Пурнефтегаз» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу, главного специалиста отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №03/4-501/2022 от 23.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст.8.2 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «РН-Пурнефтегаз» (далее также ООО «РН-Пурнефтегаз», Общество),

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу, главного специалиста отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №03/4-501/2022 от 23.09.2021 ООО «РН-Пурнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 350 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник Общества ФИО1, действующий на основании доверенности от 27.01.2020, обратился в суд с жалобой, указывая об отсутствии вины общества в совершении вменяемых нарушений в области обращения с отходами производства и потребления. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

Представитель ООО «РН-Пурнефтегаз» ФИО2, действующая на основании доверенности от 01.01.2022, в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивала, приведя изложенные в ней доводы.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, в судебном заседании участия не принимало.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

В соответствии с абзацем 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом.

Из требований статьи 14 указанного Федерального закона следует, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном приказом Минприроды России от 05 декабря 2014 года N 541 "Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности".

Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов (часть 1 статьи 20 Федерального закона N 89-ФЗ).

В развитие данных положений закона приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242 утвержден Федеральный классификационный каталог отходов.

Постановлением Правительства РФ от 16 августа 2013 года N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, а также типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности.

В соответствии с указанными Правилами, паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.

Оспариваемым постановлением Общество признано виновным в следующих нарушениях в области обращения с отходами производства и потребления:

- отсутствие паспорта отхода – подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15% (код по ФККО 9 11 201 11 31 4);

- отсутствие паспорта отхода тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) (код по ФККО 4 68 112 02 51 4).

Приведённые обстоятельства, выявленные в ходе внеплановой выездной проверки и отраженные в акте проверки № 0322021-А/А от 21.07.2021, послужили основанием для привлечения ООО «РН-Пурнефтегаз» по настоящему делу к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу положений частей 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В материалах дела об административном правонарушении имеется копия паспорта отходов тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) (код по ФККО 4 68 112 02 51 4), утвержденная генеральным директором ООО «РН-Пурнефтегаз» (л.д. 219).

Указанный документ был представлен надзорному органу до рассмотрения дела об административном правонарушении, между тем, какой либо оценки в оспариваемом постановлении не получил.

При таких данных оспариваемое постановление подлежит изменению с исключением выводов о виновности ООО «РН-Пурнефтегаз» в нарушении порядка обращения с отходами производства и потребления, выразившимся в отсутствии паспорта отхода - тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) (код по ФККО 4 68 112 02 51 4).

Изучив доводы жалобы о том, что подтоварная вода не является отходами производства, поскольку вовлекается в дальнейший процесс добычи нефти, суд приходит к следующему.

В Федеральном классификационном каталоге отходов выделен отдельный вид отходов «подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15%» (код ФККО 9 11 201 11 31 4).

Согласно акту проверки № 0322021-А/А от 21.07.2021, Общество осуществляет деятельность на Тарасовском нефтегазоконденсатном месторождении, продукцией которого является дегазированная обезвоженная нефть с остаточным содержанием воды 2%. Выделенная пластовая вода с содержанием нефтепродуктов до 40 мг/дм3 используется в системе поддержания пластового давления. Указанные обстоятельства Обществом не оспариваются.

Надзорный орган пришел к правильному выводу о том, что в данном случае речь идет о подтоварной воде, являющейся смесью воды с нефтью и другими примесями, и образуемой при разделении нефтяной эмульсии. Поскольку данная подтоварная вода накапливается и через промысловые трубопроводы поступает в систему поддержания пластового давления, Управлением Росприроднадзора был правильно определен вид данного отхода, как подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15%.

Доводы жалобы о том, что подтоварная вода вовлекается в дальнейший процесс добычи нефти, обоснованно не приняты надзорным органом, поскольку такое ее вовлечение в дальнейший процесс не изменяет правовой природы данного вещества, как отхода, а свидетельствует о дальнейшем обращении с ним - утилизации, под которой в соответствии со статьей 1 Закона об отходах понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Ссылка автора жалобы на Письмо Минприроды России от 11.05.2011 N 02-11-47/7129 "О квалификации попутно добываемых пластовых вод" является необоснованной.

Указанный документ содержит разъяснения относительно применения федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786, который, действительно, не содержал сведений о таком виде отходов, как «подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15%», однако утратил силу в связи с изданием Приказа Минприроды РФ от 30.09.2011 N 792.

При таких обстоятельствах следует признать правильными выводы надзорного органа о том, что отсутствие у Общества утвержденного в установленном порядке паспорта отхода – подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15% (код по ФККО 9 11 201 11 31 4), образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что ООО «РН-Пурнефтегаз» приняты исчерпывающие меры для соблюдения действующего природоохранного законодательства, в материалы дела не представлено.

Материалы дела содержат совокупность объективных и допустимых доказательств, достаточных для установления виновности ООО «РН-Пурнефтегаз» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется.

Обжалуемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ на стадиях возбуждения производства и рассмотрения дела об административном правонарушении, влекущих отмену обжалуемого постановления, допущено не было.

Учитывая, что постановлениями по делам об административных правонарушения № 03/4-33/2021 - №03/4-42/2021 от 18.01.2021, вступившими в законную силу 29.06.2021, ООО «РН-Пурнефтегаз» привлекалось к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 6 ст. 8.2 КоАП РФ, при вынесении оспариваемого постановления обоснованно признано в качестве отягчающего административную ответственность обстоятельства, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, - повторное совершение однородного административного правонарушения.

При этом, в оспариваемом постановлении ни приведено каких-либо убедительных мотивов назначения административного штрафа в максимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.

Учитывая характер совершенного правонарушения, наличие отягчающего обстоятельства, цели и задачи административной ответственности, требования разумности и справедливости, а также уменьшение объема допущенных Обществом нарушений в области обращения с отходами производства и потребления, суд считает необходимым снизить размер назначенного ООО «РН-Пурнефтегаз» штрафа до 210 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ямало-Ненецкому автономному округу, главного специалиста отдела государственного экологического надзора в городе Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования №03/4-501/2022 от 23.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст.8.2 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «РН-Пурнефтегаз» - изменить.

Исключить из описательно-мотивировочной части оспариваемого постановления выводы об отсутствии у ООО «РН-Пурнефтегаз» паспорта отхода - тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) (код по ФККО 4 68 112 02 51 4).

Снизить размер назначенного ООО «РН-Пурнефтегаз» штрафа до 210 000 рублей.

В остальной части оставить постановление без изменения, жалобу ООО «РН-Пурнефтегаз» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.В. Пустовой