ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-193/2021 от 29.12.2021 Усти-кутския городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

г.Усть-Кут 29 декабря 2021 года

Судья Усть-Кутского городского суда Иркутской области Шмидт С.П.,

рассмотрев жалобу исполняющего обязанности генерального директора АО ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Иркутской области ФИО2 от 09 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица АО

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Иркутской области ФИО2 от 09 июля 2021 года юридическое лицо АО было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель юридического лица – и.о. генерального директора Т, не оспаривая вины в совершенном правонарушении, обжаловал его в Усть-Кутский городской суд Иркутской области, указав в жалобе, что АО является единственным предприятием в Усть-Кутском районе Иркутской области, выполняющим услуги по осуществлению воздушных перевозок пассажиров и грузов в отдаленные северные районы Иркутской области. Деятельность АО является социально-экономически значимой для Иркутской области, осуществляется по регулируемым тарифам государства, так как общество включено в реестр естественных монополий РФ. Финансовое положение АО является сложным в виду распространения короновирусной инфекции и введении режима самоизоляции в 2020 году, что повлекло уменьшение объема оказываемых услуг и получение выручки для производства своевременных расчетов с другими хозяйствующими субъектами, резко сократился пассажиропоток, убыток составил 14 468 000 рублей. Однако при сложном финансовом положении АО приняло меры у устранению нарушений до проведения проверки, приобрело смывающие, обезвреживающие средства, что не было отражено в обжалуемом постановлении. Просит изменить обжалуемое постановление, снизить размер административного штрафа до половины нижнего предела, предусмотренного санкцией статьи, в соответствие с п. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 4 ст.5.27.1 КоАП РФ необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в период с 29 марта 2021 года по 23 апреля 2021 года на основании мотивированного представления должностного лица – Государственного инспектора труда ФИО2 и распоряжения заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Иркутской области ФИО4 была проведена внеплановая документарная проверка по результатам расследования несчастного случая, произошедшего 22 октября 2020 года с водителем автобуса ФИО5 и выявления в ходе расследования нарушений требований трудового законодательства по факту невыдачи средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, а так же не проведение идентификации опасностей и уровней риска на рабочих местах в АО.

В результате проверки установлено, что в нарушение требований ст. 212, 221 Трудового кодекса РФ, Приказа Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», работодатель не обеспечил выдачу смывающих и (или) обезвреживающих средств: грузчику ФИО6 - средства гидрофобного действия, (отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) - 100 мл; грузчику ФИО7 - средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) - 100 мл; машинисту насосных установок ФИО8 - средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) - 100 мл; машинисту насосных установок ФИО9 - средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) - 100 мл; электрогазосварщику ФИО10 - средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) - 100 мл, средства для защиты кожи при негативном влиянии окружающей среды (от раздражения и повреждения кожи) - 100 мл; пожарному спасателю ФИО11 - средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, средства для защиты от бактериологических вредных факторов дезинфицирующие) - 100 мл; электромонтеру ФИО12 - средства гидрофобного действия отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) - 100 мл; электромонтеру ФИО13 - средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) - 100 мл; электромеханику ФИО14 - средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, средства -ля защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) - 100 мл; уборщику производственных помещений ФИО15 - средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, средства для защиты от бактериологических вредных факторов дезинфицирующие) - 100 мл; уборщику производственных помещений ФИО16 - средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) - 100 мл; водителю автобуса ФИО17 - средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 л. средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) - 100 мл; водителю автобуса ФИО18 - средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) - 100 мл; водителю автобуса ФИО19 - средства гидрофобного действия отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) - 100 мл; водителю автобуса ФИО20 - средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) - 100 мл; водителю автобуса ФИО27 - средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, средства защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) - 100 мл; водителю автобуса ФИО21 - средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) 20 мл, средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) - 100 водителю автобуса ФИО22 - средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, средства для защиты от бактериологических вредных факторов дезинфицирующие) - 100 мл; водителю автобуса ФИО23 - средства гидрофобного действия отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) - 100 мл; водителю легкового автомобиля ФИО24 - средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) - 100 мл; водителю-слесарю ФИО25 - средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) - 100 мл, средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) - 100 мл; водителю-слесарю ФИО26 – средства гидрофобного действия (отталкивающие и сушащие кожу) – 100 мл, средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) – 100 мл, средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) – 100 мл.

Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить: приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

В соответствии со ст. 221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Согласно п. 2 приложения № 1 Приказа Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н (ред. от 23.11.2017) "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" при выполнении работы с водными растворами, водой (предусмотренные технологией), СОЖ на водной основе, дезинфицирующими средствами, растворами цемента, извести, кислот, щелочей, солей, щелочемасляными эмульсиями и другими водорастворимыми материалами и веществами; работы, выполняемые в резиновых перчатках или перчатках из полимерных материалов (без натуральной подкладки), закрытой спецобуви подлежат бесплатной выдаче средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу) в количестве 100 мл.

Из п. 5 приложения № 1 Приказа Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н (ред. от 23.11.2017) "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" следует, что при выполнении работы с бактериальноопасными средами; при нахождении рабочего места удаленно от стационарных санитарно-бытовых узлов; работы, выполняемые в закрытой специальной обуви; при повышенных требованиях к стерильности рук на производстве подлежат бесплатной выдаче средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) в количестве 100 мл.

В соответствии с п. 4 приложения № 1 Приказа Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н (ред. от 23.11.2017) "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" при выполнении наружных, сварочных и других работ, связанных с воздействием ультрафиолетового излучения диапазонов A, B, C или воздействием пониженных температур, ветра подлежат бесплатной выдаче средства для защиты кожи при негативном влиянии окружающей среды (от раздражения и повреждения кожи) в количестве 100 мл.

Однако в нарушении указанных требований, АО не обеспечил указанных работников средствами индивидуальной защиты.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении АО

Внеплановая документарная проверка была проведена в установленные сроки, указанные в распоряжении о проведении внеплановой документарной проверки.

Правонарушение выявлено 23 апреля 2021 года, то есть во время проведения внеплановой документарной проверки.

Такие действия (бездействие) юридического лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Кроме акта проверки от 23 апреля 2021 года по результатам внеплановой документарной проверки, обстоятельства совершения АО административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и его виновность подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:

протоколом об административном правонарушении от 06 июля 2021 года, согласно которого в ходе проверки установлено нарушение требований трудового законодательства РФ;

перечнем норм выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, утвержденным генеральным директором АО 4 апреля 2019 года, содержащим наименование должностей, виды и нормы смывающих и обезвреживающих средств;

личными карточками учета выдачи СИЗ, согласно которым перечисленным в постановлении работникам не были выданы средства гидрофобного действия (отталкивающие влагу, сушащие кожу), средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие).

Все доказательства являются допустимыми и достоверными, а их совокупность являлась достаточной для принятия законного и обоснованного решения по делу о назначении административного наказания в соответствии с требованиями статьями 2.10, 4.1, 26.11, 29.10 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.

При рассмотрении данного дела на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Таким образом, вывод должностного лица о наличии в действиях (бездействии) АО состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Представленные материалы дела не содержат убедительных доказательств того, что совершение правонарушения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами либо непреодолимыми препятствиями.

Постановление о привлечении АО к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, вынесено должностным лицом законно и обоснованно, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Существенных нарушений, повлиявших на исход дела, в частности нарушений принципов объективности, полноты и всесторонности рассмотрения дела, допущено не было.

Доводы заявителя о выдаче СИЗ перечисленным в постановлении работникам в период проверки не соответствуют представленным самим же заявителем должностном лицу, вынесшему обжалуемое постановление, личными карточками данных работников, в которых отсутствуют какие-либо сведения о выдаче СИЗ работникам.

Вместе с тем, постановление старшего государственного инспектора Государственной инспекции труда в Иркутской области ФИО2 от 9 июля 2021 года подлежит изменению по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Как требуют общие правила назначения административного наказания, указанные в статье 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При этом при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При вынесении обжалуемого постановления должностным лицом решение о назначении наказания в виде административного штрафа в максимальном размере, предусмотренном ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, не мотивировано.

В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, следует учесть совершение административного правонарушения впервые, поскольку сведений о привлечении юридического лица ранее к административной ответственности не имеется.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, указанных в ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Из представленной бухгалтерской (финансовой) отчетности АО за 2020 год, следует, что убыток до налогообложения составил 14 468 000 рублей.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Исходя из общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, конституционных принципов справедливости и соразмерности наказания, разумного баланса публичного и частного интересов, с учетом сложившейся в настоящее время обстановки, неудовлетворительного финансового положения юридического лица, с учетом характера совершенного правонарушения, отсутствия каких-либо последствий в результате совершения указанного административного правонарушения, наличия обстоятельства, смягчающего административную ответственность, отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судья полагает возможным применить положения ч. 3.2, ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

Поскольку применение наказания в виде административного штрафа в меньшем размере улучшает положение АО необходимо изменить обжалуемое постановление, указать, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, указать на факт совершения данного административного правонарушения впервые, как на смягчающее административную ответственность обстоятельство, предусмотренное ч.2 ст.4.2 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л

Постановление старшего государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Иркутской области ФИО2 от 09 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица АО изменить, жалобу ФИО1 удовлетворить.

Считать АО подвергнутым административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80 000 (восьмидесяти тысяч) рублей.

Указать, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, исключив указание на отсутствие смягчающих административную ответственность обстоятельств.

В качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств согласно ч.2 ст.4.2 КоАП РФ указать на совершение АО административного правонарушения впервые.

Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные ст.ст. 30.2-30.3 КоАП РФ, путем подачи жалобы непосредственно в Иркутский областной суд в течение 10 суток, которые исчисляются со следующего дня после получения или вручения копии решения.

Судья: С.П.Шмидт