Дело № 12-194/2022
УИД 51RS0001-01-2022-001827-79
Р Е Ш Е Н И Е
21 апреля 2022 года г. Мурманск
Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Хуторцева И.В.,
с участием защитника Миронова А.Ю., которому разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ,
представителя административного органа Федорова С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда г. Мурманска, расположенного по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 54, жалобу законного представителя ТСЖ «Стратегия» председателя правления Каспарова В.А. на постановление административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования г. Мурманск № 58/07-05 от 16 февраля 2022 года о привлечении к административной ответственности по пункту 3 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования город Мурманск № 58/07-05 от 16.02.2022 юридическое лицо – ТСЖ «Стратегия» привлечено к административной ответственности по пункту 3 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Считая постановление незаконным, законный представитель ТСЖ «Стратегия» обратился в суд с жалобой, в обоснование указал, что административным органом неверно установлены обстоятельства дела. Работы по очистке кровли МКД № по <адрес> производились в рабочее время, снежно-ледяные образования сброшены на территорию пешеходной зоны МКД, в связи с чем, в первую очередь возникла необходимость по обеспечению беспрепятственного и безопасного прохода граждан и передвижения автомобильного транспорта, поэтому снежные образования были временно складированы по краям тротуара и, как только появилась возможность, незамедлительно удалены с указанных мест. Кроме того, период проверки с момента обнаружения (11:57 час) до 13:43 час явно недостаточен для вывоза и утилизации снежно-ледяных образований в связи с их значительным объемом по причине выпадения большого количества осадков, нехваткой дополнительных людских и технических ресурсов.
При этом Правилами благоустройства установлена обязанность осуществлять уборку снега в порядке и в сроки, установленные Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, в п.3.2.60 которых допускается складировать снег на газонах и на свободных территориях при обеспечении сохранения зеленых насаждений.
Полагает, что вина ТСЖ «Стратегия» не доказана во вмененном административном правонарушении. Просит постановление отменить, за недоказанностью обстоятельств либо применить ст.2.9 КоАП РФ.
Законный представитель юридического лица извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении не заявлено.
Защитник в судебном заседании на удовлетворении жалобы настаивал по доводам, в ней изложенным.
Представитель административного в судебном заседании органа полагал вину юридического лица доказанной, собранными по делу доказательствами. Пояснил, что планирую работы по очистке кровли от снежно-ледяных образований, следовало заблаговременно решить вопрос по расчистке территории от сброшенного снега и наледи. Просил постановление оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьями 25.15, 30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена в отсутствие законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Выслушав защитника, представителя административного органа, ознакомившись с доводами жалобы, исследовав материалы дела, изучив представленный суду административный материал, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» установлена ответственность за нарушение правил благоустройства территории поселения (муниципального округа, городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации и не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1),
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктами 1 или 2 настоящей статьи, в течение года со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания, предусмотренного пунктами 1 или 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати пяти тысяч до трехсот тысяч рублей (п.3).
В соответствии с примечанием к данной норме для целей настоящей статьи под нарушением правил благоустройства территории поселения (муниципального округа, городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, как должностные лица.
Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утверждены решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 № 40-712 (далее - Правила благоустройства).
Согласно материалам административного дела, ДД.ММ.ГГГГ в 11:57 при обследовании территории округа выявлено, что в ходе проведения работ по очистке кровли многоквартирного <адрес> в г.Мурманске снежно-ледяные образования сброшены на территорию пешеходной зоны указанного МКД, меры по незамедлительной расчистке территории от сброшенного снега и наледи не приняты;
- ДД.ММ.ГГГГ в 13:43 выявлено, что при уборке территории пешеходной зоны у МКД № по <адрес> от сброшенной наледи, сколы льда сдвинуты на элементы озеленения и к внешнему фасаду МКД, что является нарушением п. 10.ДД.ММ.ГГГГ, 10.ДД.ММ.ГГГГ, 10.3.4.5 Правил благоустройства.
Управление указанными МКД, осуществляет ТСЖ «Стратегия» (ИНН 5190925025).
Результаты проверки зафиксированы в акте № от ДД.ММ.ГГГГ, фотоматериалом.
По факту выявленных нарушений в отношении юридического лица - ТСЖ «Стратегия» 31.01.2022 должностным лицом Управления Октябрьского административного округа г.Мурманска составлен протокол № 26-11-03/36 об административном правонарушении по п.3 ст.2 Закона Мурманской области «Об административных правонарушениях».
Юридическое лицо надлежащим образом извещалось о дате, времени и месте составления протокола, путем направления соответствующего уведомления посредством заказного почтового отправления, по месту нахождения юридического лица.
Протокол составлен в отсутствии законного представителя юридического лица.
Копия протокола направлена юридическому лицу посредством почтовой связи, что подтверждается копией списка почтовых отправлений и получено адресатом.
Протокол составлен в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ уполномоченным лицом, существенные недостатки не установлены.
ДД.ММ.ГГГГ административной комиссией Октябрьского административного округа муниципального образования г.Мурманск вынесено оспариваемое постановление.
Дело рассмотрено в присутствии защитника, который пояснил, что выявленные ДД.ММ.ГГГГ недостатки устранены.
Копия постановления направлена юридическому лицу заказным почтовым отправлением и было получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой в получении документа.
Пунктом 1.1 Правил благоустройства определено, что правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск устанавливают требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования город Мурманск (далее - город Мурманск, город), перечень мероприятий по благоустройству территории города, порядок и периодичность их проведения для формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды.
Пунктами 10.1.3, 10.2.1, 10.2.3.10, 10.2.5.12, 10.2.5.18, 10.3.1 Правил благоустройства установлена обязанность правообладателей, лиц, ответственных за содержание земельных участков, объектов и элементов благоустройства, к числу которых отнесены юридические лица осуществляющие содержание объектов и элементов благоустройства, включая работы по их восстановлению и ремонту на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником, обеспечивать своевременную и качественную уборку земельных участков и прилегающей территории в зависимости от времени года в соответствии с требованиями настоящих Правил, других муниципальных правовых актов города Мурманска, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, и Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
В частности, в осенне-зимний период следует:
- вывозить снег в специальные места (п.10.2.5.12),
- для предотвращения образования и схода сосулек и наледи с крыш, выступающих конструктивных элементов зданий, сооружений должна незамедлительно выполняться их очистка от снега, наледи и сосулек с обеспечением мер безопасности, а также незамедлительная очистка территорий от сброшенного снега и наледи (п. 10.2.5.15),
- все тротуары, дворы, лотки проезжей части улиц, площадей, набережных, рыночные площади и другие участки с асфальтовым покрытием должны быть очищены от снега и обледенелого наката под скребок и посыпаны песком (п.10.2.5.17),
- складирование снега на дворовых территориях производится с учетом обеспечения проезда транспорта, доступа к инженерным коммуникациям и сооружениям на них, прохода пешеходов и сохранности зеленых насаждений.
По мере накопления снега, но не позднее чем при достижении снежного вала высоты и ширины более 1 м, обеспечивается его вывоз (п.10.2.5.18).
При производстве уборки в осенне-зимний период запрещается:
- складирование сколотого льда и уплотненного снега на тротуарах, площадках, газонах и других элементах озеленения, в незамерзающих водоемах и на ледяном покрове акваторий водных объектов, а также в смотровых колодцах;
- складирование снега на территории зеленых насаждений, если это наносит ущерб зеленым насаждениям;
- сдвигание снега к стенам зданий, сооружений;
- перемещение снега на проезжую часть и тротуары;
- складирование снега вне специально отведенных мест;
- складирование снега на территориях площадок, в том числе детских, спортивных, хозяйственных, а также у трансформаторных подстанций, газо-распределительных установок (п.10.2.5.19).
Согласно п. 10.3.4.5 Правил благоустройства запрещается:
- устраивать на озелененных территориях свалки мусора, снега и льда, за исключением отвалов чистого снега, полученных при расчистке садовых и парковых дорожек;
- сбрасывать снег, сосульки, наледь с крыш и выступающих конструктивных элементов зданий на зеленые насаждения без принятия мер, обеспечивающих их сохранность.
Физические и юридические лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляют уборку территорий (п. 10.2.6.2),
Границами участков уборки территорий являются границы земельных участков, принадлежащих физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на праве собственности или на ином законном основании, в соответствии с границами, определенными земельными участками, сведения о которых содержатся в едином государственном реестре недвижимости (п. 10.2.2.1).
Пунктом 2.2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Управление многоквартирным домом № по <адрес> осуществляет ТСЖ «Стратегия».
Согласно выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ТСЖ «Стратегия» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, является действующим, основным видом деятельности является Управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе (68.32.1 по ОКВЭД ОК 029-2014).
Следовательно, ТСЖ «Стратегия» по смыслу п. 10.1.3 Правил благоустройства является правообладателем земельного участка, то есть лицом, ответственным за его содержание и содержание иных входящих в состав такого дома объектов недвижимого имущества и в силу п. 10.2.1 Правил благоустройства обязан выполнять требования Правил благоустройства по уборке территории.
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Установление виновности предполагает доказывание не только вины субъекта, но и его непосредственной причастности к совершению действия, то есть объективной стороны деяния (необходимо доказать, что именно данное лицо совершило административное правонарушение).
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами, в том числе: актом № от ДД.ММ.ГГГГ, схемой земельного участка, фотоматериалом; выпиской из ЕГРЮЛ; данными ресурса по управлению многоквартирными домами; постановлением о привлечении к административной ответственности; протоколом об административном правонарушении.
В данном случае со стороны ТСЖ «Стратегия» 23.12.2021 допущено прямое нарушение п. 10.2.5.19 Правил благоустройства, выразившееся в сдвигании снега к фасаду многоквартирного дома и складировании сколотого льда и уплотненного снега на элементах озеленения, при производстве работ по очистке кровли от снежно-ледяных образований, а также п.10.3.4.5 Правил благоустройства в части нарушения запрета устраивать на озелененных территориях свалки снега и льда, за исключением отвалов чистого снега, полученных при расчистке садовых и парковых дорожек.
Данное обстоятельство подтверждается фотоматериалом к акту № 3773 от 23.12.2021 в 13:43 час.
Доводы жалобы, поддержанные защитником в судебном заседании со ссылками на п.3.6.20 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, которым допускается складировать снег, собираемый во дворах, на внутриквартальных проездах и с учетом местных условий на отдельных улицах на газонах и на свободных территориях при обеспечении сохранения зеленых насаждений, не исключают нарушение п.10.2.5.19 и 10.3.4.5 Правил благоустройства.
Согласно пункту 3.9.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда на озелененных территориях запрещается устраивать свалки мусора, снега и льда, за исключением чистого снега, полученного от расчистки садово-парковых дорожек.
Аналогичный запрет содержится в п.10.3.4.5 Правил благоустройства (абзац 4).
Предписания п.10.2.5.19, п.10.3.4.5 Правил благоустройства о запрете складирования (свалки) сколотого льда и уплотненного снега на элементах озеленения при производстве уборки в осенне-зимний период не противоречит Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда.
В рассматриваемом случае на элементы озеленения складированы (свалены) сколотый лед и уплотненный снег, полученный в результате работ по расчистке кровли, а не садовых и парковых дорожек.
Вместе с тем, из объективной стороны вмененного состава административного правонарушения подлежат исключению п.10.2.5.12, 10.2.5.17, 10.2.5.18, 10.2.6.2 Правил благоустройства, поскольку нарушение данных пунктов Правил благоустройства в ходе осмотра территории в акте не установлено и не зафиксировано и при составлении протокола об административном правонарушении нарушения данных пунктов правил благоустройства не вменялись.
Также из объективной стороны вмененного состава административного правонарушения подлежит исключению п. 10.2.5.15 Правил благоустройства, выразившийся в не применении мер по незамедлительной очистке территорий от сброшенного снега и наледи при выполнении работ по расчистке кровли дома от снежно-ледяных образований, проводимых 23.12.2021 поскольку, в материалах дела отсутствуют данные о периоде выполнения работ по расчистке кровли и их окончании, при проведении которых одновременная очистка территории от сбрасываемого снега, не обеспечивает меры безопасности для лиц и техники, осуществляющих очистку территории.
Фиксация сброшенного с кровли снега и наледи на территории пешеходной зоны в момент осмотра территории не может являться достаточным основанием для утверждения не принятия ТСЖ «Стратегия» мер к незамедлительной очистки территории от сброшенного снега и наледи.
Отсутствие данных о периоде работ по расчистке кровли не позволяет утверждать о нарушении п.10.2.5.15 Правил благоустройства на момент проверки (23.12.2021 в 11:57 часов). В ходе производства по делу данное обстоятельство не проверено.
Между тем, согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ и фотоматериалам к нему в 13:43 часа ДД.ММ.ГГГГ уборка территории МКД № по <адрес> в г.Мурманске от сброшенных с кровли снежно-ледяных образований произведена, пешеходная зона очищена.
В рассматриваемом случае подлежит применению п.1 ст.1.5 КоАП РФ.
Таким образом, при производстве по делу установлено, что юридическим лицом ТСЖ «Стратегия» 23.12.2021 допущены нарушения Правил благоустройства, то есть действия юридического лица образуют состав административного правонарушения, предусмотренного п.1 ст. 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях».
Материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что ТСЖ «Стратегия» были предприняты все необходимые и достаточные меры для соблюдения Правил благоустройства при проведении работ по уборке кровли 23.12.2021.
Административная комиссия пришла к обоснованному выводу, ТСЖ «Стратегия» не приняло всех зависящих от него мер для соблюдения Правил благоустройства в данной части.
Действия юридического лица. верно квалифицированы административным органом по пункту 3 статьи 2 ЗМО «Об административных правонарушениях».
Материалами дела подтверждается привлечение ТСЖ «Стратегия» как генерального директора ТСЖ «Стратегия» повторно в течение года со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 ЗМО «Об административных правонарушениях».
Устранение выявленных нарушений, послуживших основанием к привлечению к административной ответственности, не освобождает от ответственности в силу части 4 статьи 4.1 КоАП РФ и учитывается как обстоятельство смягчающее ответственность.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
При назначении наказания административным органом были учтены положения статей 4.2, 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Наказание назначено в виде штрафа в пределах санкции пункта 3 статьи 2 ЗМО «Об административных правонарушениях».
В рассматриваемом случае отсутствует совокупность обстоятельств, установленных взаимосвязанными положениями части 2 статьи 3.4 и статьи 4.1.1 КоАП РФ, позволяющих заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Добровольное устранение последствий правонарушения не является обстоятельством, характеризующими правонарушение как малозначительное.
Применение в данном конкретном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ, позволяющей прекратить производство по делу об административном правонарушении и освободить виновное лицо от административной ответственности, ограничившись вынесением устного замечания, нахожу невозможным.
Доводы жалобы на законность постановления не влияют и не влекут его отмены.
Вместе с тем, назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей, не соответствует тяжести совершенного административного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных ч.1 ст.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
С учетом установленных по делу обстоятельств, прихожу к выводу, что обжалуемое постановление подлежит изменению в части размера назначенного административного наказания.
Полагаю возможным уменьшить размер административного штрафа до минимального, установленного санкцией статьи за совершение указанного административного правонарушения, до 35 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу законного представителя ТСЖ «Стратегия» председателя правления Каспарова В.А. – удовлетворить частично.
Постановление административной комиссии Октябрьского административного округа муниципального образования г. Мурманск № 58/07-05 от 16 февраля 2022 года о привлечении ТСЖ «Стратегия» к административной ответственности по пункту 3 статьи 2 Закона Мурманской области от 06 июня 2003 года № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» изменить.
Исключить из описательно-мотивировочной части постановления выводы о виновности ТСЖ «Стратегия» в нарушении п.10.2.5.12, 10.2.5.17, 10.2.5.18, 10.2.6.2 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утверждены решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 № 40-712.
Уменьшить размер административного штрафа, назначенного юридическому лицу – ТСЖ «Стратегия, до 35 000 (тридцати пяти тысяч) рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения.
Судья И.В. Хуторцева