ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-1997/18 от 07.11.2018 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 12-1997/2018

РЕШЕНИЕ

7 ноября 2018 года г. Пермь

Судья Ленинского районного суда г. Перми Полевщиков А.В. при секретарях Анферовой О.А., Фединой А.А., с участием заявителя Мухина В.А., представителя административного органа Чудиновой Ж.Ю., рассмотрев жалобу Мухина В.А. на постановление от 5.10.2018 г. мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района г. Перми (далее – мировой судья) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, в отношении Мухина В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи от 5.10.2018 г. Мухин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб.

Мухин В.А. признан виновным в том, что являясь должностным лицом – председателем правления ТСН <данные изъяты>, воспрепятствовал законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), т.е. не направил в течение 10 рабочих дней в срок до 18.07.2018г. документы и информацию, необходимые для проведения проверки (Устав ТСН <данные изъяты>, протокол общего собрания собственников о выборе способа управления и председателя ТСН, акт ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии (либо акт об отсутствии технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии), запрос о предоставлении которых от 29.05.2018 г. № 2128 был направлен по юридическому адресу ТСН <данные изъяты> и считается полученным 9.07.2018 г., тем самым нарушил требования ч. 5 ст. 11, ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, Мухин В.А. обжаловал его в Ленинский районный суд г. Перми и просит отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В жалобе заявитель указал, что в его действиях отсутствует вина, мировой судья неправильно применил ст. 19.4.1 КоАП РФ; внеплановая проверка была назначена в отсутствие оснований, предусмотренных ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; мировой судья не выяснил обстоятельства, в связи с которыми не было вручено извещение о проведении внеплановой проверки; истребуемые ГЖИ документы согласно распоряжения от 29.05.2018 г. он предоставил 10.08.2018 г. после получения запроса об их предоставлении в отделении почтовой связи.

В судебном заседании заявитель Мухин В.А. поддержал жалобу по изложенным в ней доводам и дополнительно пояснил, что выводы мирового судьи о его надлежащем уведомлении не основаны на законодательстве, а ссылка на ст. 54 ГК РФ необоснованна, поскольку к административной ответственности привлечено не юридическое лицо; в нарушение правил оказания услуг почтовой связи в почтовом отправлении не был указан полный адрес, в связи с чем он не получил извещение не по своей вине; обращает внимание на то, что обе внеплановые проверки, проведенные в отношении ТСН <данные изъяты>, имели один и тот же предмет.

В судебном заседании представитель административного органа Чудинова Ж.Ю. возражала против удовлетворения жалобы, полагая постановление мирового судьи от 5.10.2018 г. законным и обоснованным, а также пояснила, что внеплановая документарная проверка в отношении ТСН <данные изъяты> была организована на основании обращения ОАО <данные изъяты> по вопросу несоблюдения требований законодательства об энергоэффективности, по указанному в ЕГРЮЛ адресу ТСН <данные изъяты> было направлено требование о предоставлении в ГЖИ документов, которое на основании ст. 54, 165.1 ГК РФ считается полученным, и ТСН <данные изъяты> было обязано его исполнить; повторная внеплановая документарная проверка была проведена, т.к. в установленный срок запрошенные документы представлены не были.

Оценив доводы жалобы, заслушав заявителя Мухина В.А., представителя административного органа Чудинову Ж.Ю., исследовав обжалуемое постановление, материалы дела об административном правонарушении, а также представленные заявителем копии заявления о внесении изменений в ЕГРЮЛ в отношении ТСН <данные изъяты> и решения налогового органа от 13.02.2018 г. № о государственной регистрации, судья районного суда приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлен принцип презумпции невиновности, предусматривающий отсутствие у лица, привлекаемого к административной ответственности, обязанности доказывать свою невиновность.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению как наличие события административного правонарушения, так и виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. К доказательствам отнесены протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные КоАП РФ, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства.

В силу требований ст. 26.11 КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении доказательства подлежат оценке в их совокупности в целях всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела.

В соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление, в котором, помимо прочего, должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также мотивированное решение по делу.

В соответствии с частью 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), их должностных лиц при проведении проверок, а также права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и меры по защите их прав и законных интересов определены Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

На основании п. 26 ч. 4 ст. 1, ст. 10, 11, 14 указанного Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ, ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ, ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Положения об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 01.09.2014 N 913-п, должностные лица Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края уполномочены проводить внеплановые документарные проверки в отношении юридических лиц на основании поступивших, в том числе, от юридических лиц обращений, заявлений, содержащих информацию о фактах нарушения требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в МКД, в том числе, приборов учета.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ проверка в отношении юридического лица проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) (часть 1), заверенная копия которого подлежит вручению под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица (часть 3).

На основании ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ при проведении документарной проверки орган государственного контроля (надзора) вправе направить в адрес проверяемого юридического лица мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы, приложив к запросу заверенную копию распоряжения или приказа о проведении проверки. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса направить в орган государственного контроля (надзора) указанные в запросе документы (ч. 5 ст. 11).

В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ в случае, если при документарной проверке не представляется возможным оценить соответствие деятельности юридического лица обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю, проводится выездная проверка.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ срок проверки по общему правилу не может превышать 20 рабочих дней.

Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе превышать установленные сроки проведения проверки.

В соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ превышение установленного срока проведения проверки расценивается как грубое нарушение требований указанного Федерального закона.

В соответствии с ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок либо уклоняющиеся от проведения проверок, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Из обжалуемого постановления мирового судьи от 5.10.2018 г., а также материалов дела об административном правонарушении следует, что 29.05.2018 г. и.о. начальника Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края было вынесено распоряжение № 2128 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ТСН <данные изъяты> в период с 29.05.2018 г. по 26.06.2018 г. в целях рассмотрения обращения ОАО <данные изъяты> от 27.04.2018 г. по вопросам несоблюдения Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части эксплуатации общедомовых приборов учета управляющими компаниями, в т.ч., ТСН <данные изъяты>.

29.05.2018 г. консультантом отдела надзора за использованием, сохранностью жилищного фонда и предоставлением коммунальных услуг № 3 – государственным жилищным инспектором Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края ВЕС был составлен запрос в адрес руководителя ТСН <данные изъяты> о предоставлении в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса заверенных копий Устава ТСН <данные изъяты>, протокола общего собрания собственников о выборе способа управления и председателя ТСН, акта ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии (либо акта об отсутствии технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии) на МКД по адресу <Адрес>.

1.06.2018 г. указанные запрос и копия распоряжения о проведении внеплановой документарной проверки были направлены в адрес ТСН <данные изъяты>, однако не получены адресатом и 9.07.2018 г. возвращены отправителю в связи с истечением срока хранения почтового отправления.

Согласно отчета об отслеживании почтового отправления, имеющего почтовый идентификатор , данное почтовое отправление 3.06.2018 г. прибыло в место вручения, 6.06.2018 г. в 8 час. 00 мин. имела место попытка его вручения адресату, с 9 час. 54 мин. 6.06.2018 г. почтовое отправление находилось у почтальона, 4.07.2018 г. истек срок хранения почтового отправления, и оно было выслано обратно отправителю.

20.07.2018 г. государственным жилищным инспектором ВЕС был составлен акт о не предоставлении ТСН <данные изъяты> документов, необходимых для проведения внеплановой документарной проверки, что влечет невозможность проведения проверки на основании распоряжения от 29.05.2018 г. № 2128.

Указанные обстоятельства послужили основанием к составлению в отношении председателя правления ТСН <данные изъяты> Мухина В.А. 4.09.2018 г. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, и в дальнейшем вынесения мировым судьей обжалуемого постановления от 5.10.2018 г.

Обстоятельства административного правонарушения и вина Мухина В.А. в его совершении установлены мировым судьей на основании протокола об административном правонарушении № 2128 от 4.09.2018 г., выписки из ЕГРЮЛ в отношении ТСН <данные изъяты> от 25.07.2018 г., сведений из ГИС ЖКХ, акта о не предоставлении документов от 20.07.2018 г., копий распоряжения № 2128 от 29.05.2018 г. и запроса № 2128 от 29.05.2018 г., обращения ОАО <данные изъяты>, почтового конверта с отметкой о возврате его по истечении срока хранения 9.07.2018 г.

На основании совокупности указанных доказательств мировой судья пришел к выводу о том, что Мухин В.А. воспрепятствовал законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверки, что выразилось в ненаправлении им в течение 10 рабочих дней с 9.07.2018 г., т.е. до 18.07.2018 г. истребованных документов и информации, чем нарушил требования ч. 5 ст. 11, ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ и ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса РФ.

Между тем указанные выводы сделаны без учета приведенных положений Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Так, мировой судья не принял во внимание, что согласно взаимосвязанным положениям ч. 5 ст. 11, ст.ст. 13, 14, п. 6 ст. 15, п.п. 3, 10 ст. 18, п. 5 ст. 20 указанного Федерального закона обязанность предоставить документы, истребованные в рамках внеплановой документарной проверки, возникает у юридического лица и его законного представителя после получения соответствующего требования (запроса), но в пределах установленного срока проведения проверки, поскольку проведение проверки с нарушением установленного срока является недопустимым и влечет недействительность ее результатов.

При этом ответственность за невыполнение указанного требования наступает после истечения установленного срока для выполнения такого требования.

Вывод мирового судьи о том, что обязанность предоставить истребуемые документы возникла у ТСН <данные изъяты> 9.07.2018 г., т.е. в день получения запроса инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края, не имеет правового основания и сделан без учета того обстоятельства, что на указанную дату истек установленный распоряжением № 2128 от 29.05.2018 г. срок для проведения внеплановой документарной проверки в отношении ТСН <данные изъяты>, в связи с чем у соответствующего должностного лица отсутствовали правовые основания требовать предоставления документов в рамках указанной проверки.

При указанных обстоятельствах выводы мирового судьи о том, что Мухин В.А. воспрепятствовал законной деятельности уполномоченного должностного лица по проведению проверки, и соответственно о совершении им административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, являются несостоятельными, в связи с чем обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении от 5.10.2018 г. не может быть признано законным и обоснованным.

Иные доводы заявителя, изложенные в жалобе и в ходе судебного заседания, не влияют на выводы судьи районного суда, в связи с чем оценка им не дается.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В связи с изложенным судья районного суда приходит к выводу о том, что жалоба Мухина В.А. подлежит удовлетворению, а обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении – отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Жалобу Мухина В.А. удовлетворить.

Постановление от 5.10.2018 г. мирового судьи судебного участка № 4 Ленинского судебного района г. Перми по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, в отношении Мухина В.А. отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Мухина В.А. состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.

Судья (подпись) А.В. Полевщиков

Копия верна. Судья -