ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-199/2017 от 02.02.2018 Промышленного районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

РЕШЕНИЕ

г. Оренбург 02 февраля 2018 года

Судья Промышленного районного суда г. Оренбурга Кавунник О.С., при секретарях Шелдаковой А.В., Ивайловой В.П., с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу ФИО1 – ФИО2, помощника Оренбургского транспортного прокурора Павликовой Ю.В., заместителя Оренбургского транспортного прокурора Уральской транспортной прокуратуры Калашникова Р.В., государственного инспектора Государственной инспекции труда в Оренбургской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу ФИО1 на постановление государственного инспектора Государственной инспекции труда в Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении начальника Оренбургской дистанции электроснабжения Южно-Уральской железной дороги –филиала ОАО «РЖД» ФИО1,

установил:

постановлением государственного инспектора Государственной инспекции труда в Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ начальник Оренбургской дистанции электроснабжения Южно-Уральской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

В жалобе, поданной в Промышленный районный суд г. Оренбурга, заявитель просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, учитывая, что при привлечении его к административной ответственности было допущено нарушение требований ст. ст. 2.1, 1.5 КоАП РФ. Полагает, что отсутствует событие административного правонарушения. Ссылается на то, что хотя ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов РФ, содержащих нормы трудового права, в постановлении о назначении административного наказания указаны следующие нарушения: - невыплата в полном объеме премии начальнику района контактной сети ФИО5, электромеханику ФИО6, ФИО7, ФИО8, электромонтеру по ремонту и обслуживанию электрооборудования ФИО9 (лишение премии работников на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ); невыплата в полном объеме премии ДД.ММ.ГГГГ старшему электромеханику ФИО10, электромонтерам по ремонту воздушных линий электропередачи ФИО11, ФИО12, ФИО31 (лишение премии работников на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ); невыплата в полном объеме премии ДД.ММ.ГГГГ электромонтерам по ремонту воздушных линий электропередачи ФИО13, ФИО14, ФИО15 (лишение премии работников на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ); невыплата в полном объеме премии ДД.ММ.ГГГГ и.о. техника 2 категории ФИО16. электромеханику ФИО17, и.о. электромеханика ФИО18 (лишение премии работников на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ); невыплата вознаграждения наставникам ФИО19, ФИО20, ФИО21 за осуществление наставничества над молодыми специалистами.

Полагает, что нарушения, изложенные в постановлении отсутствуют в связи со следующим.

Статья 22 ТК РФ определяет основные права и обязанности работодателя в трудовых отношениях с работниками. Работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности., принимать локальные нормативные акты и т.д. Одной из обязанностей работодателя, определенной ст. 22 ТК РФ, является обязанность выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в установленные сроки. В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Во исполнение данной нормы размеры, порядок и сроки начисления премии в дистанции регламентированы Положением о премировании работников за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности, утвержденным распоряжением Южно-Уральской дирекций по энергообеспечению - сп Трансэнерго - ф. ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ №Ю-УР НТЭ-61/р (с учетом мотивированного мнения первичного профсоюзного органа Южно-Уральской дирекции по энергообеспечению от 19.01. 2017 года), (далее Положение о премирование).

Статья 129 ТК РФ определяет премию как стимулирующую выплату. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о снижении размера премиальной оплаты на 25% начальнику района контактной сети ФИО5, электромеханику ФИО6, ФИО7, ФИО8, электромонтеру по ремонту и обслуживанию электрооборудования ФИО9 за допущенные нарушения при исполнении работниками трудовых обязанностей.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о снижении размера премиальной оплаты на 25% старшему электромеханику ФИО10, электромонтерам по ремонту воздушных линий электропередачи ФИО11, ФИО12, ФИО31 за допущенные нарушения при исполнении работниками трудовых обязанностей.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о снижении размера премиальной оплаты на 25% электромонтерам по ремонту воздушных линий электропередачи ФИО13, ФИО14, ФИО15 за допущенные нарушения при исполнении работниками трудовых обязанностей.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о снижении размера премиальной оплаты на 25% и.о. техника 2 категории ФИО16. электромеханику ФИО17, и.о. электромеханика ФИО18 за допущенные нарушения при исполнении работниками трудовых обязанностей.

Решение о снижении премии было принято в соответствии с Положением о премировании, действующим в дистанции.

Частью 4 статьи 8 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдение установленного статьей 372 Трудового кодекса РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случая: применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Полагает, что действующим Положением о премировании не ухудшаются права работников дистанции.

Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения (порядке применения предупредительных талонов по охране труда в ОАС «Российские железные дороги» (далее - Положение о порядке применении предупредительных талонов) определяет порядок применения предупредительны талонов по охране труда в ОАО «РЖД», а не порядок начисления или снижении премии.

Положение о порядке применения предупредительных талонов имеет статус локального нормативного акта и в соответствии с ч.1 ст. 8 ТК РФ принято Работодателем в пределах своей компетенции. Оба документа - Положение о премировании и Положение о порядке применения предупредительных талонов регулируют определенную сферу деятельности предприятия и противоречий между их содержанием нет.

Пунктом 13 Приложения 8 к Положению о премировании предусмотрено снижение премии на 25% за лишение талона предупреждения по охране труда безопасности движения поездов зеленого цвета, а п. 3.2 Положения о порядке применения предупредительных талонов не запрещает Работодателю снизить премию за лишение талона предупреждения по охране труда и безопасности движения поездов зеленого цвета.

Таким образом ФИО1, считает, что ОАО «РЖД», в лице Оренбургской дистанции электроснабжения при снижении размера премиальной оплаты на 25% ДД.ММ.ГГГГ начальнику района контактной сети ФИО5, электромеханику ФИО6, ФИО7, ФИО8, электромонтеру по ремонту и обслуживанию электрооборудования ФИО9, на 25% за ДД.ММ.ГГГГ старшему электромеханику ФИО10, электромонтерам по ремонту воздушных линий электропередачи ФИО11, ФИО12, ФИО31, на 25% за ДД.ММ.ГГГГ электромонтерам по ремонту воздушных линий электропередачи ФИО13, ФИО14, ФИО15, на 25% за ДД.ММ.ГГГГ и.о. техника 2 категории ФИО16, электромеханику ФИО17, и.о. электромеханика ФИО18 нарушений действующего трудового законодательства допущено не было. В качестве доказательства имеется акт по результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.27 «Положения об адаптации работников ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГр, в соответствии с п.7.7 Положения о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», утвержденного правлением ОАО «РЖД» (протокол от 18-ДД.ММ.ГГГГ), выплата единовременного денежного вознаграждения наставникам производится по результатам утверждения отчетов наставника и стажера о выполнении плана стажировки.

Учитывая, что отчеты наставников ФИО19, ФИО20, ФИО21, и стажеров о выполнении планов стажировки утверждены, принято решение о выплате денежного вознаграждения в размере 0,5 должностного оклада работникам ФИО19, ФИО20, ФИО21, осуществившим наставничество.

Выплата заработной платы на основании приказа «О выплате единовременного вознаграждения наставникам» от 02.08.2017г. произведена с учетом выплаты денежной компенсации за нарушение срока расчета при выплате заработной платы (ст. 132,136 ТК РФ) в размере, не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ст.236 ТК РФ).

Ссылается, что государственной инспекцией труда в Оренбургской области нарушены ст. ст. 24.1 КоАП РФ, ст. 26.1 КоАП РФ.

Полагает, что обжалуемое постановление о назначении ему административного наказания содержит лишь описание выявленных нарушений, однако, не содержит конкретного указания на то, в чем именно заключается его вина в совершении административного правонарушения, что является нарушением пункта 6 части 1 ст. 29.10 КоАП РФ. Оценки его письменным пояснениям органом при вынесении постановления не дано, по каким мотивам не приняты его доводы не известно. Вопрос о малозначительности не рассматривался. Копия обжалуемого постановления была им получена по почте ДД.ММ.ГГГГ.

Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу ФИО1 – ФИО2 жалобу поддержала. Пояснила, что считает, что отсутствовали основания привлечения его к административной ответственности, так как отсутствовало событие правонарушения вменяемого ФИО1 Все нарушения, которые были изложены в постановлении сводились к невыплате в полном объеме премий за февраль, март, апрель, май, определенным работникам фамилии которых были перечислены и невыплата наставникам вознаграждений. Что касается невыплаты вознаграждения наставникам, здесь не правильно применено положение о корпоративной системе оплаты труда, в связи с чем и возникла эта невыплата, как только выяснилось, что не правильно применено это положение, выплата была осуществлена. ДД.ММ.ГГГГ год все средства работникам были перечислены. Что касается в этой части привлечения к административной ответственности, она полагает, что административным органом не было принято во внимание, то что относительно невыплаты денежных средств за осуществления наставничества в отношении ФИО20 вины ФИО1 не было. Поскольку вопрос о выплате вознаграждения ФИО20 рассматривался исполняющим обязанности начальника дистанции электроснабжения – ФИО23 Это обстоятельство не было принято инспектором, и они сами об этом не говорили. ФИО1 в этот момент был в отпуске. Протокол об утверждении наставничества подписывал и.о. ФИО23, а не начальник дистанции. Они не согласно относительно в полном объеме невыплаты премий, поскольку вина ФИО1 отсутствует. На предприятии существует положение о премировании работников дистанции электроснабжения. Это положение регулирует порядок выплаты премий всем работникам дистанции. Материалы дела содержат положения о дистанции электроснабжения, начальником дистанции является ФИО1 В соответствии с действующим трудовым законодательством непосредственно вопросы оплаты труда, вопросы премирования входят в компетенцию руководителя дистанции -ФИО1 В дистанции действует положение о премирование работников Оренбургской дистанции электроснабжения –структурного подразделения Южно-Уральской дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго-филиала ОАО «РЖД» за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности, утвержденное распоряжением Южно-Уралской дирекции по энергообеспечению от ДД.ММ.ГГГГ. Это положение принято с учетом мотивированного мнения профсоюзного органа. В соответствии с положением о премировании работников – это материальное поощрение работников за достижение конкретных результатов в личном коллективном труде, выплачиваемое работнику в денежной форме сверх постоянной части заработной платы в порядке, установленном настоящим Положением за счет средств фонда за работной платы. Согласно п. 8 положения, премирование работников дистанции энергоснабжения за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности производится в зависимости от выполнения условий и показателей премирования, за индивидуальные показатели премирования, характеризующие результативность индивидуальной деятельности работника или группы работников, позволяющие оценить конечные результаты труда конкретного работника или группы работников, исходя из задач, поставленных перед дистанцией электроснабжения, и их функциональных обязанностей (индивидуальные показатели). Согласно п. 22 данного положения, в случае выявления у работника производственных упущений в работе, неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей, неудовлетворительного содержания рабочего места, нарушений трудовой и производственной дисциплин, требований нормативных правовых актов РФ, регулирующих деятельность работников, требований нормативных документов ОАО «РЖД», наличия дисциплинированного взыскания размер премии снижается или премия не начисляется независимо от выполнения им показателей премирования. Перечень производственных упущений в работе и нарушений трудовой и производственной дисциплин, при наличии которых премия работникам снижается или не начисляется, приведен в приложении . Не допускается снижение (неначисление) текущей премии работнику по основаниям, не предусмотренным в настоящем Положении. В этом приложение в п. 13 предусмотрено возможность снижения премии за изъятие талона предцупреждения по охране труда и безопасности движения поездов. Так за изъятие талонов зеленого цвета, предусмотрено лишение премий 25%. Это предусмотрено положением о премировании. То есть лишение работников премий по перечисленным приказам, оно происходило в соответстывии с положением о премировании и действующим на предприятии. Это локальный нормативный акт, которые регулирует выплату премий на предприятии. С данным документом все работники дистанции ознакомлены. На предприятии в целом существуют различные положения о премировании, для каждого структурного подразделения. Дирекция по энергообеспечению они посчитали для себя о принятии именно такого положения о премировании. Труд энергетиков отличается от труда работников иных предприятий и любое нарушение, в том числе по охране труда может привести к гибели человека. Именно поэтому дирекция принимала положение с учетом характера их профессии.

Просит обратить внимание на то, что работодатель поощряет работников добросовестно исполняющих обязанности, объявляет благодарности, выдает премии, награждает почетными подарками, грамотами. По смыслу норм ТК РФ заработная плата зависит о квалификации, сложности работы и.т.д. При этом система оплаты труда, системы премирования устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству или актам, содержащие нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного оплаты труда, доплат и надбавок компенсационного характера, к числу которых относится премия. Премия является мерой поощрения работников за добросовестный и ответвленный труд, компетенция которого относится к работодателю. Материалы дела содержат документы наличие вины перечисленных работников, они допустили нарушения охраны труда. Они не могут их поощрять за допущенные нарушения. Тогда бы это противоречило самой системе премирования. Выплату премий этим работникам они делать не могли. Перечень нарушений четко изложен в положении о премировании. За что работники были лишены премий с учетом того что имело место быть нарушение. Если работники лишаются премий, то издаются об этом приказы , а также на основании протоколов разбор нарушений, которых в материале нет. Работники не оспаривали вопросы лишения премий, что они были лишены талона предупреждений. Почему было возбуждено дело об административном правонарушении транспортным прокурором? По мнению прокурора не должны лишать премий, потому что существует положение о порядке применения о порядке предупредительных талонов. В положении не предусмотрены вопросы о лишении премий за нарушение талонов по охране труда в РЖД. В этом положении не предусмотрен вопрос о снижении премий за лишении талонов о предупреждении Положение о порядке применения предупредительных талонов разное от положения о премировании это разные локальные нормативные акты. Положение о порядке применения предупредительных талонов оно не регулирует вопрос премий, это положение не запрещает лишать премий. П. 3.2. на который ссылается прокурор и гос. инспектор по труду, при лишении работника предупредительного талона руководитель среднего звена лично проводит собеседование с работником о недопустимости работником нарушений, это распоряжение 2351 от ДД.ММ.ГГГГ. Данный пункт не запрещает лишение премий. Они полагают, что лишение премий было произведено законно, на основании действующего положения о премировании дистанции энергоснабжения и никаких разногласий между документами не имеет место быть. Никакой административный орган, ни прокурор не могут определить какой из локальных нормативных актов на предприятии имеет наивысшую юридическую силу. Когда прошла проверка, на акт проверки были поданы возражения, в возражениях все эти пояснения были отражены. По возражению какого-либо ответа с прокуратуры не поступало в адрес дистанции энергоснабжения. Кроме того, когда рассматривалось дело об административном правонарушении оценка этим возражениям точно также не была дана, также не была дана пояснениям ФИО1 в рамках административного дела. Полагает, что отсутствует событие административного правонарушения в части лишении премий работников в феврале марте, апреле, мае 2017 года, производство по делу в этой части следовало бы прекратить. Полагают, что имели место и другие нарушения при рассмотрении дела об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении возбуждено ДД.ММ.ГГГГ исполняющего обязанности Оренбургского транспортного прокурора ФИО26 возбуждено дело об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Они понимают, что в соответствии с действующим законодательством возможна переквалификация действий. Они знакомились с материалами дела об административном правонарушении, но ни о какой переквалификации не было указано. Определение о переквалификации на ст. 5.27 КоАП РФ в материалах дела отсутствует. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 приглашался на рассмотрение дела об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГ, была указана ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. В итоге вынесено постановление о привлечении ФИО1 по ст. 5.27 ч. 1 Ко АП РФ, на рассмотрение дела по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ ФИО1 не извещался, но присутствовал при составлении постановления.

Полагают, что в постановлении не указаны и не приняты его доводы, относительно того что отсутствует событие административного правонарушения, не рассматривался вопрос по малозначительности. Основное при рассмотрении дела об административном правонарушении в соответствии со т. 29.7 КоАП РФ должны разъясниться права и обязанности, они не были разъяснены. В постановлении о привлечении к административной ответственности не содержит ссылки на разъяснение прав и обязанностей лицу, привлекаемому к административной ответственности, в определениях также не имеется разъяснений прав и обязанностей. В материалах дела также отсутствует разъяснение ст. 51 Конституции РФ ФИО1 Постановление является незаконным и необоснованным. Постановление отменить. При составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ она не присутствовала.

Распоряжение 2194р не отменено. Документ применяется и используется. Если исходить из того, что указанные распоряжения являются локальными нормативными актами, необходимо учитывать, что на положение о премировании получено мотивированное мнение профсоюза дистанции электроснабжении и дирекции. На указанные выше распоряжения мотивированного мнения профсоюза нет. Данное обстоятельство свидетельствует о том, какой документ обладает более высокой юридической силой.

В ст. 8 ТК РФ указано, что локальные акты, на которые не получено мотивированное согласие профсоюза, не применяются.

Работники были лишены премии на законных основаниях, в соответствии с Положением о премировании. Полагает, что премировать работников, допустивших нарушение, недопустимо, поскольку это будет противоречить ст. 191 ТК РФ и непосредственно самому процессу стимулирования работников. Работники не оспаривают допущенные нарушения. Все талоны изъяты на законных основаниях.

Имеет место нарушение процессуальных норм при привлечении ФИО1 к административной ответственности. Материалы дела не содержат сведений о том, каким образом ФИО1 приглашался на решение вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. При этом доказательств того, что сам ФИО1 присутствовал при вынесении постановления не имеется. Не имеется доказательств вручения ФИО1 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Дело об административном правонарушении возбуждено по ст. 5.27.1 КоАП РФ, то есть за нарушение охраны труда. Между тем, по факту ФИО1 был привлечен по другой статье по ст. 5.27 ч. 1. Приглашался на рассмотрение дела по ст. 5.27 ч. 6 КоАП РФ.

Помощник Оренбургского транспортного прокурора Павликова Ю.В. пояснила, что проверка была проведена в соответствии с планом работы Оренбургской транспортной прокуратурой на первое полугодие, привлекался специалист-эксперт. Руководитель предприятия был ознакомлен с актом и приглашен на рассмотрение вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 и для вручения ему иных актов прокурорского реагирования. Она готовила проект постановления. Постановление подписывал и выносил Калашников. На составление постановления о возбуждении дела об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ извещался ФИО1 Он присутствовал в прокуратуре, постановление вручала она ему, но почему он не расписался, пояснить не может. В постановлении от ДД.ММ.ГГГГ, в резолютивной части, паспортные данные внесены самим ФИО1

Доказательств извещения ФИО1 на составление постановления о возбуждении дела, а также его личного участия его при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении суду представить не могут. ФИО1 направлялось извещение не по месту жительства, а как начальнику Оренбургской дистанции электроснабжения, по месту работы. По применению распоряжения «Об утверждении Положения о порядке применения предупредительных талонов по охране труда в ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГр, утвержденного старшим вице-президентом ОАО «РЖД» ФИО25 и распоряжения ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Положения о порядке применения талонов-предупреждений по охране труда в хозяйстве электрофикации и электроснабжения Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД», она может пояснить, что это два равнозначных документа, которые являются действующими. В распоряжении от 2013 года указано, что работник может лишаться премии за лишение талона , в распоряжении от 2015 года указано, что лишении премии не предусмотрено при изъятии талона .

Статьей 12 ТК РФ предусмотрено, что локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. В отношениях, возникших до введения в действие локального нормативного акта, указанный акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. В распоряжении 2194р не указано когда оно прекращает свое действие. Документов, подтверждающих что распоряжение 2194 прекратило свое действие, ОАО «РЖД» не вынесено. В соответствии со ст. 12 ТК РФ локальный нормативный акт либо отдельные его положения прекращают свое действие в связи со вступлением в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения (в случае, когда указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом). Считает, что распоряжение, вынесенное в 2013 году, в связи с принятием распоряжения от 2015 года, в данной части свое действие прекращает. Считает, что обжалуемое постановление инспекцией вынесено законно и обоснованно, просила в удовлетворении жалобы отказать.

Заместитель Оренбургского транспортного прокурора Уральской транспортной прокуратуры Калашников Р.В. приобщил к материалам дела об административном правонарушении план работы Оренбургской транспортной прокуратуры на второе полугодие 2017 года, решение о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании государственный инспектор Государственной инспекции труда в Оренбургской области ФИО3 пояснила, что при вынесении обжалуемого постановления ФИО1 присутствовал, затем постановление было вручено представителю. В ходе рассмотрения административного дела была объявлена резолютивная часть постановления, которая в письменном виде не составлялась, объявлено какое наказание было назначено ФИО1 Текст постановления составлен позже. ДД.ММ.ГГГГ постановление не было составлено, оно было составлено через три дня. Полагает, что в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ в разделе, где указана подпись должностного лица, рассмотревшего дело об административном правонарушении, имеется опечатка в дате вместо ДД.ММ.ГГГГ указано ДД.ММ.ГГГГ. В графе «Дата выдачи постановления» указана дата вынесения постановления – ДД.ММ.ГГГГ, хотя в этот день оно не выносилось. Резолютивной части постановления отдельно не выносилось. При рассмотрении административного дела было оговорено, что ФИО1 пригласили на рассмотрение дела по ч. 6, а постановление составили по ч. 1. В определении об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении имеется опечатка, указано ДД.ММ.ГГГГ, должно быть указано ДД.ММ.ГГГГ.

Свидетель ФИО28 в судебном заседании пояснила, что в июле 2017 года проведена совместная проверка по запросу Оренбургской транспортной прокуратуры в Оренбургской дистанции энергоснабжения по вопросу соблюдения трудового законодательства. По результатам проверки было установлено, что установлено нарушение распоряжения в части того, что не выплачивалось материальное поощрение в отношении наставников при проведении адаптации. С данным нарушением работодатель согласился, согласился устранить нарушения и выплатить сумму работникам. Так же установлено, что ежемесячно ДД.ММ.ГГГГ работникам дистанции снижается размер оплаты на 25 % при изъятии предупредительного талона за нарушение правил охраны труда. Считает, что в соответствии с требованиями ст. 8 ТК РФ положения о премировании работников Оренбургской дистанции энергоснабжения не подлежит применению в части лишения талонов на 25 %. В силу ст. 8 ТК РФ работодатель принимает локальные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции. В приказах ОАО РЖД утверждено, что управленческая деятельность компании подлежит документированию, издаваемые документы должны соответствовать трудовому законодательству. Документы подписываются президентом РЖД или вице-президентом. Документы подразделения, которым является дистанция, распоряжения издаются руководителем в пределах своей компетенции и другим нормативным документам общества. подписано старшим вице-призедентом компании. Данным распоряжением вводится система распорядительных талонов в целях повышения профессиональной ответственности работников компании ОАО РЖД. При нарушении правил охраны труда, данным распоряжением вводится порядок и ответственность за нарушение правил охраны труда. При лишении первого талона, согласно распоряжения, проводится собеседование. Если работник в течение 6 месяцев не допустил нарушений, то возвращается этот талон. Если он допустил нарушение в течении 6 месяцев, проводится внеплановый инструктаж. Талоны выдаются работнику при поступлении на службу. С ним проводится инструктаж по охране труда, и он допускается для работы. Если работник не допустил нарушение правил охраны труда, у него имеется предупредительный талон . Если установлено нарушение, оно зафиксировано, он приглашается на собеседование к руководителю среднего звена, и изымается талон и выдается талон . Распоряжение ОАО РЖД предусматривает не только выдачу талонов, но и ответственность за нарушение правил охраны труда. В п. 3.3 определен порядок и снижение размера премиальной оплаты, которое устанавливается положением конкретного структурного подразделения. ОАО РЖД состоит из структурных подразделений. Каждое подразделение имеет свое положение о премировании, которые издаются на основании нормативных документов компании. Распоряжение не допускает лишение премий при изъятии предупредительного талона . При проведении проверки в данном случае они обнаружили, что был нарушен нормативный документ – распоряжение, подписанный вице-президентом, в котором говориться, что нельзя лишать за изъятие предупредительного талона премиальной оплаты. Дирекция энергообеспечения ухудшила данное положение своим положением. Сейчас это положение продолжает действовать. Дирекция территориально находится в Челябинске. Это положение противоречит распоряжению, которое принято руководством компании. Сотрудники организации для защиты прав к ним не обращались.

Свидетель ФИО29 в судебном заседании пояснила, что она является специалистом по организации охраны труда. Согласно ее должностной инструкции, она формирует приказ на выплату премий. При выплате премий, ФИО1 руководствовался положением о премировании, утвержденном начальником ЮУ дирекции по энергообеспечению. В приложении положения 8 прописаны упущения, по которым работодатель имеет право лишить работника премии, имеется пункт - изъятие талона зеленого цвета и лишение премии на 25%. У всех работников в ходе проверки по охране труда был изъят талон, после изъятия талона был проведено разбирательство, у работников взяты объяснения, они не оспаривали допущенные ими нарушения. Споров по лишению талонов не было. Работники признавали свою вину. Приказ о размере премий подписывает ФИО1. Основным документом, который определяет порядок начисления премий, является положение о премировании. Имеется одно положение о премировании для их подразделения. В ОАО РЖД существует порядок выплаты заработной платы - это положение о корпоративной коллективной системе оплаты. В приложении к положению о премировании прописаны критерии и показатель, как лишается премии работник. Распоряжение 2351р не регламентирует порядок выплаты премий на предприятии. Работник должен выполнить показатели о премировании, не должен допускать нарушения, предусмотренные в положении .

Свидетель ФИО30 в судебном заседании пояснила, что о порядке лишения талонов на предприятии ОАО РЖД может пояснить следующее. В ОАО РЖД имеется положение о предупредительных талонах по охране труда, для повышения персональной ответственности каждого работника за соблюдением требований по охране труда и, существует 3 вида талона по охране труда- 1,2,3. Существует порядок изъятия при проведении проверок. Решение об изъятии талонов в случае нарушения работником нормативных документов, принимает ответственное должностное лицо. На талоне указывается причина нарушения, дата, должностное лицо. Разъясняется нарушение, которое допущено и возможные последствия данных нарушений. Руководитель подразделения в недельный срок проводит разбирательство по данному поводу, с работника отбираются объяснения и составляется протокол за подписью руководителя, направляется протокол в отдел нормирования труда для дальнейших действий. Такая система предусмотрена в целях персональной ответственности. Существует распоряжение по ОАО РЖД 2351р и распоряжение 2194, которое регламентирует выдачу и изъятие талонов. распространяется на работников сферы электрофикации и энергоснабжения, увеличивает требования в работе, поскольку она представляет большую опасность. Лишение работников талона зеленого цвета при нарушении ими требований нормативных документов по охране труда и безопасности, в данном случае было установлено проверкой. Бригада производила работы по ремонту освещения, главным инженером было выявлено, что отсутствует указатель высокого напряжения, переносное заземление, это нарушение подготовки рабочего места. При отсутствии данных предметов, работник мог попасть под действие электрического тока, соответственно получить повреждение и гибель.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, возражений, дополнений, заслушав объяснение участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны с доводами и проверяют дело в полном объеме.

Из материалов дела установлено, что на основании плана работы Оренбургской транспортной прокуратуры на второе полугодие 2017 года с привлечением представителей Оренбургского филиала ДОРПРОФЖЕЛ ЮУЖД проведена проверка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ соблюдения требований трудового законодательства в Оренбургской дистанции электроснабжения – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД», ДД.ММ.ГГГГ составлен акт по результатам проверки, в ходе которого выявлены нарушения, заключающиеся в следующем: в нарушение положений ст.ст. 22, 129, 130, 132, 136, ч. 4 ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 3.2 распоряжения ОАО «Российские железные дороги» «Об утверждении положения о порядке применения предупредительных талонов по охране труда в ОАО «Российские железные дороги» от ДД.ММ.ГГГГ, приказом начальника Оренбургской дистанции электроснабжения - структурного подразделения Южно - Уральской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО «РЖД» «О премировании работников за основные результаты производственно- ­хозяйственной деятельности за февраль 2017 года» от ДД.ММ.ГГГГ начальнику района контактной сети ФИО5, электромеханику ФИО6, ФИО7, ФИО8, электромонтеру по ремонту и обслуживанию электрооборудования ФИО9 снижен размер премиальной выплаты на 25%.

Аналогичные нарушения законодательства выявлены при проверке приказов о премировании работников за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности ДД.ММ.ГГГГ года, работникам ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО31, ДД.ММ.ГГГГ -ФИО13, ФИО14, ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ -ФИО16, ФИО17, ФИО32

Также проверкой установлено, что Распоряжением Президента ОАО «Российские железные дороги» утверждено «Положение об адаптации работников в ОАО «Российские железные дороги» от ДД.ММ.ГГГГТак, согласно п. 27 Положения об адаптации работников, для поощрения наставников могут применяться материальные и нематериальные меры мотивации. В соответствии с п. 7.7 «Положения о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденного протоколом правлением ОАО «Российские железные дороги» от 18- ДД.ММ.ГГГГ, наставникам производится выплата единовременного денежного вознаграждения в размере от 0,5 должностного оклада (месячной тарифной ставки) при осуществлении наставничества в отношении 1-2 стажеров общей продолжительностью до 6 месяцев и до 1 должностного оклада при наставничестве в отношении 1-2 стажеров общей продолжительностью более 6 месяцев. Выплата производится по результатам утверждения отчетов наставника и стажера о выполнении плана стажировки. Таким образом, материальная мотивация работникам предприятия, осуществляющим наставничество, основывается на Положении о корпоративной оплате труда. В нарушение указанных норм и требований трудового законодательства, ФИО20, ФИО21, ФИО19 оплата за осуществление наставничества над молодыми специалистами не произведена.

ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности Оренбургского транспортного прокурора ФИО26 по выявленным фактам допущенных нарушений вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5. 27.1 КоАП РФ в отношении ФИО1, поскольку проверкой установлено, что действующее Распоряжение о премировании в части лишения премиальной оплаты на 25 % при изъятии талона предупреждения по охране труда и безопасности движения поездов зеленого цвета, ухудшает положение работников по сравнению с нормативными правовыми актами компании ОАО «РЖД», содержащими нормы трудового права, в указанной части применению не подлежит.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ старшего вице-президента ОАО «РЖД» ФИО25 в целях повышения персональной ответственности работников хозяйства электрофикации и энергоснабжения за выполнение требований нормативных документов по охране труда, совершенствования системы управления охраной труда для обеспечения безопасности производственных процессов утверждено положение о порядке применения талонов-предупреждений по охране труда в хозяйстве электрофикации и энергоснабжения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД». Согласно п. 3.12 данного положения, работнику, у которого изъят талон-предупреждение, полностью или частично не выплачивается премия за текущий месяц. Процент снижения премии определяется приказом начальника структурного подразделения или положением о премировании.

Положение о премировании работников Оренбургской дистанции электроснабжения – структурного подразделения ЮУ дирекции по энергообеспечению – структурного подразделения Трансэнерго – филиала ОАО «РЖД» за основные результаты производственно-хозяйственной деятельности, утвержденное распоряжением ЮУ дирекции по энергообеспечению от ДД.ММ.ГГГГ является для дистанции энергоснабжения локальным нормативным актом, регулирующим условия, порядок начисления и размеры текущего премирования. Приложением к положению о премировании установлен перечень производственных упущений и нарушений трудовой и производственной дисциплины, при наличии которых работники дистанции электроснабжения могут быть лишены премии полностью или частично.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ р старшего вице-президента ОАО «РЖД» ФИО25 в целях установления порядка применения предупредительных талонов по охране труда в ОАО «РЖД» и совершенствования системы управления охраной труда для обеспечения безопасности производственных процессов утверждено положение о порядке применения предупредительных талонов по охране труд ОАО «РЖД». Согласно п. 3.2 при лишение работника предупредительного талона руководитель среднего звена лично проводит собеседование с данным работником о недопустимости нарушений требований безопасности труда в дальнейшем.

Виды и размеры надбавок и доплат стимулирующего и компенсационного характера работникам филиалов и структурных подразделяй ОАО «РЖД» определяет руководитель филиала, структурного подразделения ОАО «РЖД» или уполномоченное им лицо на основе положения о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД», утвержденное решением правления ОАО «РЖД» протокол от ДД.ММ.ГГГГ года .

На основании постановленияот ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде предупреждения.

Согласно ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет назначение административного наказания.

Исходя из положений ч. 1ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхобеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Соблюдение процессуального порядка производства по делу об административном правонарушении является одной из гарантий обеспечения прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, в том числе права на защиту.

Пунктом 2статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхпредусмотрена возможность рассматривать дела об административном правонарушении и в отсутствие привлекаемого лица дело в случае, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно ч. 1ст. 29.11 КоАП РФпостановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3 - 5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

Как следует из материалов дела, рассмотрение дела государственным инспектором состоялось ДД.ММ.ГГГГ. Сведений об объявлении резолютивной части постановления сразу после окончания рассмотрения делаДД.ММ.ГГГГ, самой резолютивной части постановления, в материалах дела не имеется.

Между тем, само оспариваемое постановление о назначении наказания вынесено государственным инспектором согласно пояснениям самого должностного лица через спустя три дня после окончания рассмотрения дела. Копию данного постановления получил представитель по доверенности ФИО2 – ДД.ММ.ГГГГ, помощник прокурора Павликова Ю.В. - ДД.ММ.ГГГГ, хотя в графе «дата выдачи постановления» указана дата – ДД.ММ.ГГГГ. Указание на то, что в графе «подпись должностного лица, рассматривавшего дело об административном правонарушении» стоит подпись ФИО3, а число «ДД.ММ.ГГГГ года» инспектор в судебном заседании просил признать опиской.

Изложенное не позволяет сделать вывод о соблюдении государственным инспектором порядка вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, не усматривается, что оно составлялось в присутствии лица привлекаемого к административной ответственности ФИО1 Также, в вышеуказанном постановлении отсутствуют данные о разъяснении ФИО1 его прав и обязанностей, не разъяснена ст. 51 Конституции РФ. В графе «с постановлением ознакомлен» отсутствует подпись ФИО1 в графе «копию постановления получил», так же отсутствует подпись ФИО1 об этом. Помощник Оренбургского транспортного прокурора Павликова Ю.В. в судебном заседании пояснила, что доказательств извещения ФИО1 о времени и месте составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в судебное заседание представить не может. Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО2 сослалась на то, что отсутствие однозначных сведений об извещении ФИО1 о времени и месте составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении постановления, а также данных, подтверждающих то, что при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении ФИО1 лично присутствовал, свидетельствует о допущенном существенном процессуальном нарушении.

Кроме того, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в отношении ФИО1 по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Данных о переквалификации действий ФИО1 материалы дела об административном правонарушении не содержат.

Данные нарушения являются существенными нарушениями, допущенными органами при составлении процессуальных документов, в том числе и постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

Возможность устранения этих недостатков отсутствует. Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ подлежит отмене, производство по делу - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного и в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу ФИО1 удовлетворить.

Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФИО1 виновным по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ отменить,

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении ФИО1 - прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 дней с момента вручения или получения копии решения через Промышленный районный суд г. Оренбурга.

Судья: Кавунник О.С.