ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-19/2021 от 16.02.2021 Чебаркульского городского суда (Челябинская область)

Дело № 12-19/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

г. Чебаркуль, Челябинской области 16 февраля 2021 года

Судья Чебаркульского городского суда Челябинской области Устьянцев Н.С., при секретаре Куликовой Е.А., рассмотрев жалобу генерального директора ООО «Чебаркульское ПРСД» на постановление по делу об административном правонарушении от 22 декабря 2020 года, которым ООО «Чебаркульское ПРСД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто к наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением главного государственного санитарного врача по городу Миассу, городу Чебаркулю, Чебаркульскому и <адрес>м ФИО1 от 22 декабря 2020 года ООО «Чебаркульское ПРСД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей, а именно за то, что ООО «Чебаркульское ПРСД» осуществляет добычу строительного камня на <адрес> на основании лицензии . В нарушение требований законодательства, обществом мер для разработки проекта санитарно-защитной зоны, установления санитарной зоны указанного объекта добычи полезных ископаемых не принято. В бездействии общества усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не согласившись с данным постановлением генеральный директор ООО «Чебаркульское ПРСД» подал жалобу, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения по следующим основаниям. ООО «Чебаркльское ПРСД» выдана лицензия на право пользования недрами от 25 мая 2017 года с целевым назначением и видами работ - добыча строительного камня на <адрес>. В настоящее время карьер эксплуатируется, добываемый строительный камень перерабатывается с целью получения щебня разных фракций. Неглубокое залегание полезного ископаемого предопределяет открытый способ добычи полезного ископаемого. Строительство капитальных зданий и сооружений Техническим проектом не предусматривается. Таким образом, после получения лицензии и утверждения Технического проекта на разработку месторождения проектирование, строительство и размещение новых промышленных объектов, а так же реконструкция каких-либо объектов на карьере либо самого карьера, предприятием не осуществлялась. Деятельность ООО «Чебаркульское ПРСД» при осуществлении вновь возведенных и реконструируемых промышленных объектов не подпадает под действие указанных СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03. ООО «Чебаркульское ПРСД» не нарушает законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В судебное заседание представитель ООО «Чебаркульское ПРСД» не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, в судебное заседание не явилось, извещено о времени и месте рассмотрения жалобы.

Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив жалобу, проверив и исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, судья считает, что обжалуемое постановление следует оставить без изменения, а жалобу ООО «Чебаркульское ПРСД» - без удовлетворения, по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела ООО «Чебаркульское ПРСД» выдана лицензия на право пользования недрами от 25 мая 2017 года с целевым назначением и видами работ - добыча строительного камня на <адрес> Срок окончания действия лицензии 31 декабря 2021 год. Полезным ископаемым месторождения является строительный камень. В настоящее время карьер эксплуатируется, добываемый строительный камень перерабатывается на дробильно-сортировочной установке с целью получения щебня различных фракций. Добыча полезного ископаемого происходит открытым способом. На предприятии используется транспортная система разработки с внешним отвалообразованием. Перемещение вскрышных пород в отвал и транспортировка полезного ископаемого к месту переработки на дробильно-сортировочную установку (ДСУ) осуществляется автотранспортом. Вместе с тем, в нарушение действующего законодательства ООО «Чебаркульское ПРСД» не приняло мер для разработки проекта санитарно-защитной зоны для указанного объекта добычи полезных ископаемых.

Выявленные нарушения образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Данные обстоятельства, послужили основанием для привлечения ООО «Чебаркульское ПРСД» к административной ответственности главным государственным санитарным врачом по <адрес>, Чебаркульскому и <адрес>м и подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 27 ноября 2020 года, письменными объяснениями директора ООО «Чебаркульское ПРСД», лицензией на пользование недрами сери ТЭ от 25 мая 2017 года, схемой расположения разработки месторождения, выкопировкой из проекта разработки месторождения, договором аренды земельного участка от 17 января 2008 года.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

На основании ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ при решении вопросов размещения объектов промышленного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, должны соблюдаться санитарные правила. адрес устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 и п. 3 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 года № 222 «Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», вступившего в законную силу 15 марта 2018 года, правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных п. 14 Правил, утвержденных настоящим Постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

На основании п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков (п. 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

В силу ст. 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух.

Из ст. 105 Земельного кодекса РФ следует, что к зонам с особым условием использования территории относятся, в том числе и санитарно-защитные зоны.

С учетом изложенного, действия ООО «Чебаркульское ПРСД» правильно квалифицированы по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Принимая во внимание фактические обстоятельства, установленные по данному делу об административном правонарушении, должностное лицо обоснованно пришло к выводу, что ООО «Чебаркульское ПРСД» не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Довод жалобы ООО «Чебаркульское ПРСД» о том, что в данном случае отсутствует состав административного правонарушения, поскольку требования СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 распространяются только на проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, подлежит отклонению, поскольку согласно п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

При этом в п. 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 указано, что ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Вместе с тем, натурные наблюдения и измерения невозможны до начала фактической разработки месторождения.

Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой не имеется.

Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно, доказательства оценены в соответствии с правилами ст. ст. 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.

Постановление о назначении ООО «Чебаркульское ПРСД» административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При рассмотрении жалобы ООО «Чебаркульское ПРСД» на постановление по делу об административном правонарушении, дело проверено в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованы все представленные в материалы дела доказательства.

Нарушений требований ст. ст. 29.10, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену постановления должностного лица, допущено не было.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного санитарного врача по городу Миассу, городу Карабашу, городу Чебаркулю, Чебаркульскому и <адрес>м ФИО1 от 22 декабря 2020 года, которым юридическое лицо ООО «Чебаркульское ПРСД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 рублей, оставить без изменения, а жалобу генерального директора ООО «Чебаркульское ПРСД» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в Челябинский областной суд через Чебаркульский городской суд.

Судья: