ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-19/2021 от 28.05.2021 Алтайского районного суда (Республика Хакасия)

Дело 12-19/2021

РЕШЕНИЕ

28 мая 2021 года с. Белый Яр

Алтайский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Шатковой Е.А.,

при секретаре Токмашовой Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 ФИО5 на постановление от 25 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

25 февраля 2021 года вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – ФИО1 по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Должностному лицу – ФИО1 назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит суд постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить.

Жалоба мотивирована тем, что 27 октября 2020 года в адрес ООО Бирюса, поступило письмо Государственной инспекции труда в Республике Хакасия с требованием предоставить письменное пояснение и документы по нарушениям указанным в обращении ФИО3, которые были направлены в электронном виде. По результатам проверки направлено уведомление о необходимости явиться для составления протокола об административной ответственности по выявленным нарушениям трудового законодательства в соответствии с ч.4 ст.5.27 и ч.1 с. 5.27.1 КоАП РФ. По причине коронавирусной пандемии рассмотрение результатов проверки неоднократно переносилось, и в конечном итоге было назначено на 19 февраля 2021 года. При вынесении постановления он дополнительно повторил изложенную ранее позицию. В протоколе и постановлении отражено, что ответственное лицо ранее привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, при этом не указан номер и дата вынесения и вступления в силу постановления или судебного акта. В соответствии со ст. 4.3 п.2. КоАП РФ отягчающих вину обстоятельств не установлено, при этом назначено максимально строгое наказание, предусмотренное санкцией данной статьи.

С жалобой ФИО1 подано ходатайство о восстановлении процессуального срока. Ходатайство мотивировано тем, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении была подана мировому судье, который её вернул без рассмотрения.

В судебном заседании ФИО1 поддержал доводы, изложенные в жалобе.

Представитель Государственной инспекции труда в Республике Хакасия в суд не явился, предоставив письменный отзыв на жалобу.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ ФИО1 подана мировому судье 09 марта 2021 года, то есть с соблюдением процессуального срока.

Жалоба ФИО1 мировым судьей возвращена без рассмотрения 11 марта 2021 года.

В Алтайский районный суд жалоба ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении поступила 24 марта 2021 года.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что срок для подачи жалобы ФИО1 пропущен по уважительной причине, имеются основания для его восстановления.

Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В силу ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей, обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В ст. 212 ТК РФ указано, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить, в том числе: применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

На основании ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что Государственной инспекцией труда в Республике Хакасия на основании обращения ФИО3 о нарушении трудового законодательства в ООО «Бирюса» проведена проверка.

ФИО3 состоял в трудовых отношениях с ООО «Бирюса» в должности пчеловода на основании срочного трудового договора от 07 июля 2016 года. Договор был заключен на срок 8 месяцев, для подготовки пасеки к сезону. В связи с тем, что ФИО3 продолжил работать в качестве пчеловода по истечению срока установленным срочным договором, договор считается бессрочным.

16 сентября 2020 года ФИО3 уволен по ст. 77 ТК РФ (по собственному желанию).В ходе проверки были выявлены нарушения трудового законодательства.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Согласно Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сельского и водного хозяйств, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением пчеловоду положено: халат хлопчатобумажный или костюм хлопчатобумажный для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, или костюм из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий-1 на 2 года; предохранительная сетка или накомарник-до износа; Ботинки кожаные -1 пара; перчатки трикотажные - 6 пар. В районах Сибири и Дальнего Востока дополнительно: костюм противоэнцефалитный - 1 на 2 года; на наружных работах зимой дополнительно куртка на утепляющей прокладке - по поясам.

Личная карточка учета выдачи СИЗ - это утвержденный документ, используемый для учета и регистрации факта установки норм, факта выдачи и возврата спецодежды. Форма личной карточки учета выдачи СИЗ утверждена «Приказом Минздравсоцразвития РФ» № 290н и является единой, обязательной для всех.

Личная карточка заполняется на каждого сотрудника организации, которому необходимо выдать спецодежду и СИЗ, в соответствии с установленными типовым отраслевым нормами.

Лицевая сторона карточки хранит информацию о данных сотрудника (Ф.И.О., табельный номер, дата поступления на работу, данные о размерах), информацию о наименовании пункта типовых отраслевых норм, информацию об установленных нормах выдачи спецодежды и СИЗ, информацию о количестве и периодичности выдачи. Оборотная сторона личной карточки отражает информацию о наименовании СИЗ, о дате и количестве выданной и возращенной СИЗ, отражает номера сертификатов или деклараций соответствия, и подписи получившего и принявшего СИЗ.

В п. 13 Приказа Минздравсоцразвития России № 290н установлено, что вести учет личных карточек выдачи спецодежды и сиз можно в электронном виде. При ведении личной карточки учета выдачи СИЗ в электронном виде вместо подписи сотрудника, информирующей о получении, регистрируется информация о документе выдачи, содержащем подпись сотрудника. Данный документ может быть оформлен в виде ведомости учета выдачи спецодежды, обобщающей информацию о выдаче для нескольких сотрудников.

В представленной ООО «Бирюса» карте СИЗ отсутствует информация о документе выдачи, содержащем подпись сотрудника, отсутствует информация о выдачи перчаток трикотажных, ботинок кожаных, также согласно представленной карте костюм, маска, фартук, выдача костюма пчеловода производилась в 2017 году.

Согласно Типовым нормам бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств утвержденных приказом Минздравсоцразвития России № 1122н норма выдачи на одного работника выполняющего наружные работы в период активности кровососущих и жалящих насекомых в месяц равна 200мл.

ООО «Бирюса» не представлено документов, подтверждающих выдачу смывающих и (или) обезвреживающих средств.

В соответствии со ст. 362 ТК РФ руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

В соответствии с положениями ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

ФИО1 является директором ООО «Бирюса», т.е. должностным лицом.

Оценив доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу, что должностным лицом – директором ООО «Бирюса» ФИО1 допущены нарушения норм трудового законодательства в части нарушения государственных нормативных требований охраны труда.

Административный орган имел достаточные доказательства для установления вины ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Сроки и порядок привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, не нарушены.

Приведенные в жалобе доводы ФИО1 о том, что в протоколе и постановлении не отражены существенные для дела обстоятельства: не указано место рождения, в пункте дата обнаружения указано: <адрес><адрес>, не заслуживают внимания, поскольку и в протоколе и в постановлении по делу об административном правонарушении указана дата выявления правонарушения - 20 ноября 2020 года, место совершения правонарушения: <адрес>.

Постановление и протокол по делу об административном правонарушении составлены в отношении должностного лица – директора ООО «Бирюса» ФИО1

Санкция ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает наказание предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

Судом проверен довод жалобы ФИО1 о том, что при назначении наказания административный орган назначил максимальное наказание не обосновано, что он ранее не привлекался к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

08 августа 2019 года в отношении директора ООО «Бирюса» вынесено постановление по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.

08 августа 2019 года в отношении директора ООО «Бирюса» вынесено постановление по делу об административном правонарушении по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в отношении ФИО1 административным органом не было выявлено оснований для назначения в размере менее минимального размера административного штрафа в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ. Согласно ст.ст. 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность не установлено.

Назначенное наказание ФИО1 отвечает принципам соразмерности и справедливости, применено с учетом задач законодательства об административных правонарушениях, связанных, в том числе с предупреждением совершения административных правонарушений.

Оснований для освобождения ФИО1 от административной ответственности не имеется.

С учетом вышеизложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – директора ООО «Бирюса» ФИО1 ФИО6 по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО1 ФИО7 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия через Алтайский районный суд в течение десяти суток с даты направления или получения копии решения.

Судья Е.А. Шаткова