ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-19/2022 от 04.02.2022 Пуровского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Копия

Дело №12-19/2022

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении

г. Тарко-Сале 04 февраля 2022 года

Судья Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Пономарев А.В., с участием Керетивчин Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «РН-Пурнефтегаз» Матюшенко А.В. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалист-эксперта отдела государственного экологического надзора в г. Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 № 03/4-500/2021 от 23.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «РН-Пурнефтегаз» (далее – ООО «РН-Пурнефтегаз»),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № 03/4-500/2021 от 23.09.2021 ООО «РН-Пурнефтегаз», признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 350 000 рублей.

Не согласившись с указанным с постановлением, защитник Матюшенко А.В. обратился в Пуровский районный суд ЯНАО с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, указав, что подтоварные воды не удаляются и не подлежат удалению из производственных процессов по извлечению и подготовке углеводородного сырья, отнесение их к отходам неправомерно. Подтоварная вода образуется в результате пользования недрами. Субъектом пользования недрами Заявитель не является, право пользования недрами предоставлено ПАО «НК «Роснефть». Пользователем недр Тарасовского нефтегазоконденсатного месторождения является ПАО «НК «Роснефть», которое обладает соответствующей лицензией. Согласно пункту 1.1. Операторского договора Заявитель как Оператор принял на себя обязательства оказывать Владельцу лицензий услуги по разработке и эксплуатации нефтяных, газовых, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных и газоконденсатных месторождений, в т.ч. осуществлять добычу нефти, газового конденсата, природного газа, сбор попутного нефтяного газа, осуществлять подготовку и сдачу углеводородного сырья Владельца лицензий, транспортирующим организациям.

В силу Федерального классификационного кадастра отходов вменяемый Административным органом отход относится к группе отходов «Отходы обслуживания оборудования для транспортирования, хранения и обработки нефти и нефтепродуктов», однако в результате осуществления такого вида деятельности как добыча углеводородного сырья такой вид отхода в принципе образоваться не может, в связи с отсутствием резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов.

Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение на отход - тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) (код по ФККО 4 68 112 02 51 4) имеются в наличии, были утверждены приказом Административного органа от 13.04.2020.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, извещённое надлежащим образом о времени и месте судебного заседания не явилось, не заявляло ходатайств об отложении судебного заседании, что не является препятствием к рассмотрению дела.

Юридическое лицо, его законный представитель, извещённые о времени и месте рассмотрения дела не явились, не просили об отложении судебного заседания, что не является препятствием к рассмотрению дела в соответствии с ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ.

Защитник Керетивчин Г.М. доводы жалобы поддержала.

В соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии с ч. 3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и должен проверить дело в полном объёме.

Изучив письменные материалы дела, и оценив в совокупности доказательства, исследованные в судебном заседании, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены: наличие события административного правонарушения (пункт 1); виновность лица в совершении правонарушения (пункт 3) и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (пункт 7).

Согласно ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что на основании приказов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 31.05.2021 № 303, от 07.06.2021 № 323, по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко от 24.07.2020 № ВА П11-8315 проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «РН-Пурнефтегаз».

Согласно акта проверки ООО «РН-Пурнефтегаз» № 032-2021-в/А в ходе внеплановой выездной проверки установлено, что ООО «РН-Пурнефтегаз» не обеспечивается соблюдение обязательных требований в области обращения с отходами, а именно:

Отсутствуют нормативы образования отходов и лимитов на их размещение на отход — подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15% (код по ФККО 9 11 201 11 31 4) (п. 123 таблицы нарушений, отраженной в Акте проверки).

Отсутствуют нормативы образования отходов и лимитов на их размещение на отход — тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) (код по ФККО 4 68 112 02 51 4) (п. 125 таблицы нарушений, отраженной в Акте проверки).

ООО «РН-Пурнефтегаз» не является субъектом малого и среднего предпринимательства. В реестре Федеральной налоговой службы субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенном на сайте https://rmsp.nalog.ru, отсутствует.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В соответствии с ч. 7 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

Согласно п. 1 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 N 1029 "Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (далее - Приказ Минприроды России от 08.12.2020 N 1029) порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Порядок) предназначен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, а также на объектах II категории в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", и в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический надзор.

Согласно п. 10 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 N 1029 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Согласно п. 11 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 N 1029 индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту размещения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду I категории: заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - заявление) с указанием следующих сведений: наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя; код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара); нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, разработанные индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 3 настоящего Порядка.

Согласно п. 15 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 N 1029 датой утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является дата принятия территориальным органом Росприроднадзора решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи. Разрешениями устанавливаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых выбросов), нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ (далее - нормативы допустимых сбросов) для стационарных источников загрязнения окружающей среды, при соблюдении которых обеспечиваются требования в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов устанавливаются лимиты на выбросы загрязняющих веществ и лимиты на сбросы загрязняющих веществ (далее - лимиты на выбросы и сбросы), действующие в период реализации планов снижения выбросов загрязняющих веществ и планов снижения сбросов загрязняющих веществ (далее - планы снижения выбросов и сбросов), с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и нормативов допустимых сбросов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно договора на оказание операторских услуг от 01.01.2021 № 100020/07335Д (далее - договор) - срок действия с 01.01.2021 по 31.12.2022 ООО «РН-Пурнефтегаз» является Оператором по оказанию услуг юридическому лицу - ПАО «НК «Роснефть» по разработке и эксплуатации нефтяных, газовых, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных и газоконденсатных месторождений, в том числе осуществление добычи нефти, газового конденсата, природного газа, осуществление подготовки и сдачи углеводородного сырья Владельца лицензии (ПАО «НК «Роснефть»), транспортирующим организациям: в систему магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть», единую систему газоснабжения ПАО «Газпром», ОАО «РЖД» и другим перевозчикам, а также конечным потребителям (покупателям по соответствующим договорам реализации углеводородного сырья Владельца лицензий), осуществлению услуг своими силами и средствами, на взаимосогласованных между сторонами договора условиях.

Согласно п. 3.7 Оператор обязан выполнять обязанности по настоящему Договору в части соблюдения природоохранного законодательства: производить расчеты нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, нормативов образования отходов и лимитов их размещения, и получать соответствующие разрешения.

Ссылка автора жалобы на Письмо Минприроды России от 11.05.2011 N 02-11-47/7129 "О квалификации попутно добываемых пластовых вод" является необоснованной.

Согласно этого письма Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786 в целях реализации Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" утвержден федеральный классификационный каталог отходов, который является перечнем образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков. Указанный каталог не относит попутно добываемую минерализованную воду к отходам производства.

Утилизация попутно добываемой из недр пластовой воды возможна в 2-х вариантах:

- закачка в продуктивный пласт (из которого вода была добыта) через систему нагнетательных скважин для поддержания пластового давления и вытеснения нефти из порового пространства пластов-коллекторов, что является необходимым условием выполнения лицензионных соглашений в части достижения проектной нефтеотдачи;

- закачка в горизонты, не имеющие промышленного значения, что можно рассматривать как возврат временно поднятой из недр на поверхность пластовой воды в естественные природные условия залегания.

Таким образом, используемые для закачки подтоварной воды продуктивные и непродуктивные с точки зрения нефтегазоносности пласты нельзя квалифицировать как объекты размещения отходов и, следовательно, к ним не применима норма статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в части необходимости получения разрешений федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами на создание объектов размещения отходов.

Вместе с тем, согласно Приказа Минприроды РФ от 30.09.2011 N 792, признан утратившим силу Приказ МПР России от 2 декабря 2002 г. N 786, по которому давались разъяснения в письме Минприроды России от 11.05.2011 N 02-11-47/7129.

Согласно приказа Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (ред. от 04.10.2021) "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 N 47008) подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15% код по ФККО 9 11 201 11 31 4 относится к категории отходы.

В жалобе указано, что подтоварные воды не удаляются и не подлежат удалению из производственных процессов по извлечению и подготовке углеводородного сырья, не являются отходами.

Также в жалобе указано, что ФККО 9 11 201 11 31 4 относится к группе отходов: «Отходы обслуживания оборудования для транспортирования, хранения и обработки нефти и нефтепродуктов». Однако в результате такого вида деятельности как добыча углеводородного сырья такой вид отхода образоваться не может в связи с отсутствием резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно акта проверки (л.д. 20, 21) технологический процесс представляет собой получение пластовой воды после добычи углеводородного сырья, ее очисткой, и последующей закачкой в скважины глубокого бурения (недра), в данном случае пластовая вода является отходом.

В рамках произведения проверки произведен отбор отхода с КНС-11 и КНС-14 (подтоварная вода).

В соответствии с представленным экспертным заключением по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора « 67 от 19.07.2021 указанный отход можно отнести к ФККО 9 11 201 11 31 4.

Согласно представленным материалам дела, надзорный орган пришел к правильному выводу о том, что подтоварная вода, является смесью воды с нефтью и другими примесями, и образуется при разделении нефтяной эмульсии. Поскольку данная подтоварная вода накапливается и через промысловые трубопроводы поступает в систему поддержания пластового давления, Управлением Росприроднадзора был правильно определен вид данного отхода, как подтоварная вода резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов с содержанием нефти и нефтепродуктов менее 15%.

Вместе с тем, в материалах дела имеется копия документа об утверждении нормативов отходов и лимитов на из размещение утвержденная генеральным директором ООО «РН-Пурнефтегаз». В п. 23 указанного документа указана тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) (код по ФККО 4 68 112 02 51 4).

Указанный документ был представлен надзорному органу до рассмотрения дела об административном правонарушении, но какой-либо оценки в оспариваемом постановлении не получил.

При таких данных оспариваемое постановление подлежит изменению с исключением выводов о виновности ООО «РН-Пурнефтегаз» об отсутствии нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на отход — тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) (код по ФККО 4 68 112 02 51 4).

В силу положений чч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении № 03/4-500/2021 от 23.09.2021, актом проверки № 032-2021-в/А от 21.07.2021 и иными материалами дела.

Оснований полагать, что данные доказательства получены с нарушением закона, не имеется. Достоверность и допустимость данных доказательств сомнений не вызывает.

Таким образом, в действиях ООО «РН-Пурнефтегаз», усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 8.2 КоАП РФ.

Виновность юридического лица в совершении административного правонарушения полностью подтверждается совокупностью достаточных доказательств, исследованных судом, оснований для признания каких-либо доказательств недопустимыми, не усмотрено.

Действия юридического лица правильно квалифицированы по ч. 7 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административных правонарушениях, не имеется.

Обжалованное постановление вынесено с соблюдением сроков давности.

Событие и состав административного правонарушения нашли свое подтверждение.

В обжалуемом постановлении указано, что установлены обстоятельства, отягчающие наказание, указано, что Общество на момент совершения административного правонарушения являлось подвергнутым административному наказанию.

Вместе с тем, согласно п. 2 ч.1 ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

Указаний на такое обстоятельство, отягчающее административную ответственность, обжалуемое постановление не содержит.

Копий постановлений № 03/4-33/2021 - № 03/4-39/2021 от 18.01.2021, 03/4-40/2021- №03/4-42/2021 с отметками о их вступлении в законную силу представленные суду материалы не содержат, суду не представлены.

Соответственно, в т.ч. с учетом исключения выводов о виновности ООО «РН-Пурнефтегаз» в отсутствии нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на отход — тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) (код по ФККО 4 68 112 02 51 4), наказание подлежит изменению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, главного специалист-эксперта отдела государственного экологического надзора в г. Ноябрьске Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 № 03/4-500/2021 от 23.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «РН-Пурнефтегаз» - изменить.

Исключить из описательно-мотивировочной части оспариваемого постановления выводы об отсутствии у ООО «РН-Пурнефтегаз» нормативов образования отходов и лимитов на их размещение на отход — тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%) (код по ФККО 4 68 112 02 51 4), а также на наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

ООО «РН-Пурнефтегаз» назначить наказание по ч.7 ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в сумме двухсот тысяч рублей.

В остальной части оставить постановление без изменения, жалобу без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти суток.

Судья А.В. Пономарев