ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2-183/18 от 18.09.2018 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело № 12-2-183/2018

РЕШЕНИЕ

Судья Балаковского районного суда Саратовской области Евдокименкова Е.Ю.,

при секретаре судебного заседания Бучарском И.А.,

с участием защитников юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» - Вахнер С.В., Кшникаткиной Е.В., действующих на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе генерального директора открытого акционерного общества «Пивкомбинат «Балаковский» на постановление, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Юсуповым Р.А. от 03.08.2018 о назначении административного наказания открытого акционерного общества «Пивкомбинат «Балаковский», признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ,

установил:

03.08.2018 государственным инспектором РФ области охраны окружающей среды по Саратовской области Юсуповым Р.А. вынесено постановление № 3-173/2018 о назначении административного наказания в отношении открытого акционерного общества «Пивкомбинат «Балаковский», которое признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8. 5 КоАП РФ, и в соответствии с которым ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** руб.

Согласно указанному постановлению открытое акционерное общество «Пивкомбинат «Балаковский» (далее – ОАО «Пивкомбинат «Балаковский») не представило документов, послуживших основанием для заполнения декларации, равно как и документы, подтверждающие выполнение норматив утилизации, что указывает на наличие в действиях (бездействиях) ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» признаков административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5. КоАП РФ – сокрытие и искажение экологической информации.

В жалобе, поданной в Балаковский районный суд Саратовской области, директор ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» просил отменить постановление, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Юсуповым Р.А. от 03.08.2018 о назначении административного наказания открытого акционерного общества «Пивкомбинат «Балаковский», признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и административного штрафа в размере *** руб., производство по делу прекратить.

В качестве обоснования жалобы указано, что 31.03.2018 ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» согласно описи вложения, чеку об отправке и почтовому конверту отправлена почтой следующая отчетность: декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, за 2017 год; отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2017 год; форма расчета суммы экологического сбора. Вместе с тем, отчетность не была получена Росприроднадзором, после истечения срока хранения на почтовом отделении корреспонденция возвратилась адресату. В соответствии с положениями закона отчетность считается доставленной в Росприроднадзор. Однако, 17.05.2018 повторно ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» в адрес Росприроднадзор была направлена вышеуказанная отчетность согласно описи вложения, которая была получена Росприроднадзором 14.06.2018. ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» также платежным поручением № *** от 11.04.2018 в установленный законом срок был уплачен экологический сбор. 19.06.2018 в адрес ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» поступил запрос от 18.06.2018 о предоставлении подтверждающих документов. 03.07.2018 Обществом посредством почты России заказным письмом были направлены следующие документы: реестр продаж товаров в упаковке за 2017 год на 4 листах, расчет количества упаковки: ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона на 4 листах, расчет количества упаковки: бутыли, бутылки, флаконы и аналогичные изделия из пластмасс, расчет количества упаковки: бутылки стеклянные для алкогольной и безалкогольной пищевой продукции на 2 листах, расчет количества упаковки: изделия упаковочные пластмассовые прочие на 1 листе, копия договора от 15.11.2013 на 3 листах, реестр продаж отходов упаковочного гофрокартона, лома изделий из стекла за 2017 год на 2 листах. 23.07.2018 в адрес ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» поступили: определение № 3-173/2018 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 06.07.2018, определение № 3-173/2018 об истребовании сведения, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 06.07.2018. ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» были подготовлены и направлены истребованные сведения, а также объяснения по вопросам расследования от 12.07.2018. Объяснения Общества не были приняты во внимание. 01.08.2018 в адрес Общества посредством электронной почты было направлено и получено Обществом уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении № 3-173/2018 от 31.07.2018. 01.08.2018 ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» в адрес Росприроднадзор также посредством электронной почты на адрес: rpn64@rpn.gov.ru, а затем почтой России было направлено ходатайство об отложении рассмотрения дела с возражениями. Вместе с тем, 01.08.2018 государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Юсуповым Р.А. в отношении ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» был вынесен протокол № 3-173/2018 об административном правонарушении по ст. 8.5 КоАП РФ, а также определение № 3-173/2018 об отказе в удовлетворении ходатайства. 02.08.2018 ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» по электронной почте были получены определение № 3-173/2018 об отказе в удовлетворении ходатайства от 01.08.2018 и определение № 3-173/2018 о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 01.08.2018. 02.08.2018 ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» по электронной почте снова было направлено ходатайство о приобщении к материалам дела доказательств и о прекращении производства по делу, возражения с подтверждающими невиновность доказательствами, в том числе описью вложения ранее отправляемой отчетности, чека об отправке и почтовым конвертом, платежным поручением об уплате экологического сбора. Доводы Общества не приняты во внимание, не дана правовая оценка представленным доказательствам. Росприроднадзором ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» было отказано в удовлетворении ходатайства и вынесено постановление о назначении административного наказания. 06.08.2018 указанное постановление было получено Обществом. В оспариваемом постановлении указано, что согласно служебной записке отдела экономики, финансов, информационно-аналитического и административно-хозяйственного обеспечения Управления Росприроднадзора по Саратовской области № 26 от 31.01.2018 ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» не представило документы, послужившие основанием для заполнения декларации, а также документы, подтверждающие выполнение норматив, необходимых при расчете суммы экологического сбора за 2017 год. Датой выявления (совершения) административного правонарушения указана 31.01.2018 (дата составления служебной записки). Данный вывод административного органа необоснован, поскольку действующим законодательством предусмотрено, что отчетность о выполнении норматив утилизации за истекший календарный год направляется в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным. Таким образом, на момент подачи вышеуказанной служебной записки от 31.01.2018 обязанность предоставить документы, послужившие основанием для заполнения декларации, а также документы, подтверждающие выполнение норматив утилизации, необходимых при расчете суммы экологического сбора за 2017 год, ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» не нарушена, что свидетельствует об отсутствии события преступления. В связи с указанными обстоятельствами постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Юсупова Р.А. от 03.08.2018 о назначении административного наказания открытого акционерного общества «Пивкомбинат «Балаковский», признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с отсутствием в действиях ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» состава административного правонарушения.

В судебном заседании защитники юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» - Вахнер С.В., Кшникаткина Е.В. поддержали доводы жалобы в полном объёме, дали аналогичные изложенным в жалобе объяснения.

Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Юсупов Р.А., представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области, надлежащим образом извещенные о времени, дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Саратовской области представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Юсупов Р.А. о причинах неявки суду не сообщил, возражений по жалобе не представил.

Заслушав объяснения защитников юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» - Вахнер С.В., Кшникаткиной Е.В., изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы заявителя жалобы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 8.5. КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу ч.ч. 1-4 ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В качестве доводов жалобы указано, что 31.03.2018 ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» отправляло в Росприроднадзор по Саратовской области предусмотренную законом отчетность (декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, за 2017 год; отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2017 год; форму расчета суммы экологического сбора), однако отчетность не была получена Росприроднадзором, и после истечения срока хранения на почтовом отделении корреспонденция возвратилась адресату. 17.05.2018 повторно ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» в адрес Росприроднадзор была направлена вышеуказанная отчетность, которая была получена Росприроднадзором 14.06.2018. Несмотря на вышеуказанные обстоятельства и неоднократную подачу ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» ходатайств о принятии доказательств невиновности, было вынесено постановление о привлечении ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» к административной ответственности и назначении административного наказания в виде штрафа в размере *** руб.

Судом установлено следующее.

Согласно штемпелям на конверте, копия которого приобщена к делу (л.д. 38), 31.03.2018 ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» направило в адрес Управления Росприроднадзора по Саратовской области (г. Саратов, ул. Московская, д. 70) заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, за 2017 год; отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2017 год; форму расчета суммы экологического сбора (л.д. 26-37, 39). 17.05.2018 указанное письмо возвращено адресату ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» в связи с истечением срока хранения.

17.05.2018 ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» повторно направило в адрес Управления Росприроднадзора по Саратовской области (г. Саратов, ул. Московская, д. 70) заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, за 2017 год; отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за 2017 год; форму расчета суммы экологического сбора (л.д. 40).

Согласно отметке на почтовом уведомлении о вручении заказного письма (л.д. 41) Управление Росприроднадзора по Саратовской области получило его 14.06.2018.

11.04.2018 ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» уплатило экологический сбор за 2017 в размере *** руб., что подтверждается платежным поручением № *** от 11.04.2018 (л.д. 25).

18.06.2018 Управлением Росприроднадзора по Саратовской области в адрес ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» направлен запрос о предоставлении документов: первичных документов, послуживших основанием заполнения декларации о количестве выпущенных в обращение на территории РФ готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, а также расчет количества упаковки в кг; договора на утилизацию, актов утилизации упаковки (л.д. 16).

19.06.2018 указанный запрос поступил в адрес ОАО «Пивкомбинат «Балаковский».

03.07.2018 ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» посредством почты России заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения были направлены следующие документы: реестр продаж товаров в упаковке за 2017 год на 4 листах, расчет количества упаковки: ящики и коробки из гофрированной бумаги или гофрированного картона на 4 листах, расчет количества упаковки: бутыли, бутылки, флаконы и аналогичные изделия из пластмасс, расчет количества упаковки: бутылки стеклянные для алкогольной и безалкогольной пищевой продукции на 2 листах, расчет количества упаковки: изделия упаковочные пластмассовые прочие на 1 листе, копия договора от 15.11.2013 на 3 листах, реестр продаж отходов упаковочного гофрокартона, лома изделий из стекла за 2017 год на 2 листах (л.д. 17-18).

06.07.2018 Управлением Росприроднадзора по Саратовской области в адрес ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» направлено определение № 3-173/2018 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 06.07.2018, определение № 3-173/2018 об истребовании сведения, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 06.07.2018, которые были получены Обществом 23.07.2018 (л.д. 14, 15).

ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» были подготовлены и направлены истребованные сведения, а также объяснения по вопросам расследования от 12.07.2018.

31.07.2018 Управлением Росприроднадзора по Саратовской области в адрес ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» посредством электронной почты было направлено и получено Обществом уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении № 3-173/2018 от 31.07.2018, которое получено Обществом 01.08.2018 (л.д. 12-13).

01.08.2018 ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» в адрес Росприроднадзора посредством электронной почты на адрес: rpn64@rpn.gov.ru, а затем почтой России было направлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки представителя Общества, к ходатайству приложены возражения (л.д. 19, 20, 21).

Вместе с тем, 01.08.2018 государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Юсуповым Р.А. в отношении ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» был вынесен протокол № 3-173/2018 об административном правонарушении по ст. 8.5 КоАП РФ, а также определение № 3-173/2018 об отказе в удовлетворении вышеуказанного ходатайства ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» (л.д. 8-9, 10, 11).

02.08.2018 ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» по электронной почте были получены определение № 3-173/2018 об отказе в удовлетворении ходатайства от 01.08.2018 и определение № 3-173/2018 о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 01.08.2018.

В определении Росприроднадзора об отказе в удовлетворении ходатайства от 01.08.2018 (л.д. 11) изложен мотив отказа: оснований для переноса времени составления протокола в вышеуказанном ходатайстве не установлено.

Вместе с тем, ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» к ходатайству об отложении рассмотрения дела был приложен приказ № 213 от 27.07.2018 (л.д. 20) о возложении обязанностей генерального директора Общества Соловьева В.А. на Куркина Ю.В. на период с 27.07.2018.

01.08.2018 государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Юсуповым Р.А. вынесен протокол № 3-173/2018 об административном правонарушении в отношении ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ (л.д. 8-9), и определение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 10).

02.08.2018 ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» по электронной почте было направлены ходатайство о приобщении к материалам дела доказательств и о прекращении производства по делу, а также возражения с подтверждающими невиновность доказательствами, в том числе описью вложения ранее отправляемой отчетности, чека об отправке и почтовым конвертом, платежным поручением об уплате экологического сбора (л.д. 22, 23-24, 25).

03.08.2018 государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Юсуповым Р.А. вынесено определение об отказе в удовлетворении вышеуказанного ходатайства ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» от 02.08.2018 (л.д. 7).

03.08.2018 государственным инспектором РФ области охраны окружающей среды по Саратовской области Юсуповым Р.А. вынесено постановление № 3-173/2018 о назначении административного наказания в отношении открытого акционерного общества «Пивкомбинат «Балаковский», которое признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8. 5 КоАП РФ, и в соответствии с которым ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** руб. (л.д. 5).

Указанное постановление получено ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» 06.08.2018, что подтвердили в жалобе и объяснениях защитники юридического лица.

Анализируя представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что Управлением Роспприроднадзора необоснованно и неправомерно не приняты во внимание доводы ОАО «Пивкомбинат «Балаковский», 31.03.2018 Обществом в установленный законом срок (до 1 апреля) представлялись документы в Управление Роспприроднадзора, однако им не была дана правовая оценка.

Согласно ч.ч. 1, 1.1. ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.

Обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на производителей товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении:

товаров, произведенных на территории Российской Федерации;

упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации.

Обязанность обеспечивать выполнение нормативов утилизации распространяется на импортеров товаров с момента их первичной реализации на территории Российской Федерации в отношении:

товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции;

товаров, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза;

упаковки товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции;

упаковки товаров, ввезенных из государств - членов Евразийского экономического союза.

В соответствии с ч.ч. 2, 3, 4, 4.1. ст. ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами.

Производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно.

Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).

Норматив утилизации отходов от использования товаров может быть выполнен за счет утилизации любых отходов от использования товаров, входящих в одну или несколько групп товаров, групп упаковки товаров в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, при условии аналогичного назначения таких товаров, такой упаковки товаров и (или) аналогичного способа обработки отходов от их использования.

В силу ч.ч. 7,8 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона.

Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации может быть исполнена на территории Российской Федерации вне зависимости от того, в каком субъекте Российской Федерации осуществляется деятельность данных производителя, импортера товаров.

Согласно ч. 9, 9.1., 9.2. ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной:

со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации;

со дня уплаты экологического сбора.

Выполнение нормативов утилизации подтверждается:

договорами, предусмотренными пунктами 4 и 5 настоящей статьи, - в случае, если выполнение нормативов утилизации обеспечивается путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов), или в случае создания ассоциации;

актами утилизации отходов от использования товаров, утвержденными в порядке, установленном пунктом 16 настоящей статьи.

Сведения о договорах и актах, указанных в абзацах втором и третьем пункта 9.1 настоящей статьи, включаются в отчетность о выполнении нормативов утилизации.

Согласно ч. 10 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.

Согласно ч. 16 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.ч. 18, 19 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" учет и контроль выполнения установленных нормативов утилизации в отношении отходов от использования товаров, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных в Российскую Федерацию, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, определенном пунктом 16 настоящей статьи.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области таможенного дела направляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти:

информацию о товарах, об упаковке товаров, которые ввозятся из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, и включены в перечень, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи, информацию о товарах, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза и включенных в перечень товаров, упаковки товаров, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи, в соответствии с правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1417 реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности ее работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на руководство и управление в сфере установленных функций.

Форма отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов утверждена постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342.

Постановлением Правительства РФ от 09.04.2016 N 284 "Об установлении ставок экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров" утверждены ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.

Экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты их потребительских свойств по каждой группе товаров в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что доводы ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» не приняты во внимание, неправомерно не дана правовая оценка представленным доказательствам.

Применяя аналогию закона, в соответствии с п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Таким образом, отчетность, направленная ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» в адрес Управления Росприроднадзора по Саратовской области 31.03.2018, не была получена последним по независящим от Общества причинам, и не может являться основанием для привлечения ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» к административной ответственности.

Кроме того, в оспариваемом постановлении указано, что согласно служебной записке отдела экономики, финансов, информационно-аналитического и административно-хозяйственного обеспечения Управления Росприроднадзора по Саратовской области № 26 от 31.01.2018 ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» не представило документы, послужившие основанием для заполнения декларации, а также документы, подтверждающие выполнение норматив, необходимых при расчете суммы экологического сбора за 2017 год.

Вместе с тем, датой выявления (совершения) административного правонарушения в постановлении от 03.08.2018 указана 31.01.2018 - дата составления служебной записки.

В силу ч. 17 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Согласно п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит помимо прочих наличие события административного правонарушения.

В силу ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В силу ч. 1 ст. 2.2. КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, на момент подачи вышеуказанной служебной записки от 31.01.2018 обязанность предоставить документы, послужившие основанием для заполнения декларации, а также документов, подтверждающих выполнение норматив утилизации, необходимых при расчете суммы экологического сбора за 2017 год, ОАО «Пивкомбинат «Балаковский» не нарушена, что свидетельствует об отсутствии события преступления.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения.

Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Юсупова Р.А. от 03.08.2018 о назначении административного наказания открытого акционерного общества «Пивкомбинат «Балаковский», признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере *** рублей подлежит отмене с прекращением производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

жалобу генерального директора открытого акционерного общества «Пивкомбинат «Балаковский» на постановление, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Юсуповым Р.А. от 03.08.2018 о назначении административного наказания открытого акционерного общества «Пивкомбинат «Балаковский», признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ удовлетворить.

Постановление, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Юсуповым Р.А. от 03.08.2018 о назначении административного наказания открытого акционерного общества «Пивкомбинат «Балаковский», признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ отменить.

Дело об административном правонарушении в отношении открытого акционерного общества «Пивкомбинат «Балаковский» по ст. 8.5 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд Саратовской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Е.Ю. Евдокименкова

Согласовано: