УИД 13RS0001-02-2020-000067-19
Дело № 12-2-3/2020
РЕШЕНИЕ
с. Большое Игнатово 23 июля 2020 г.
Судья Ичалковского районного суда Республики Мордовия Ежова Е.В.,
при секретаре Тутуркиной А.А.,
с участием помощника прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия Андрякова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании ходатайство прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия Некаева Н.Б. о восстановлении срока опротестования постановления административной комиссии Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия о назначении административного наказания от 08 июня 2020 года № 7 и протест прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия Некаева Н.Б. на постановление административной комиссии Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия от 08 июня 2020 года № 7 о привлечении ФИО1 к административной ответственности по статье 4 Закона Республики Мордовия от 15 июня 2015 года № 38-З «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия»,
установил:
постановлением административной комиссии Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия № 7 от 08 июня 2020 г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 4 Закона Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-з «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия», и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
Прокурор Большеигнатовского района Республики Мордовия обратился с протестом, в котором просит постановление № 7 Административной комиссии Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия от 08 июня 2020 г. в отношении ФИО1 изменить, не усиливая административное наказание или иным образом не ухудшая положение лица, в отношении которого вынесено постановление. В обоснование доводов протеста прокурор района указал, что указанное постановление подлежит изменению, так как при его вынесении допущены нарушения КоАП РФ, которые могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение, а именно в нарушение п. 3 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении указано, что дело рассмотрено в отношении МАН, хотя в последующем указываются анкетные данные ФИО1, который также указан в резолютивной части, что создает правовую неопределенность при установлении лица, совершившего нарушение закона. В постановлении административной комиссии указано, что ФИО1 совершил противоправное деяние в состоянии алкогольного опьянения, однако в нарушении п. 4 ст. 26.1, п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ данное отягчающее обстоятельство в постановлении в качестве такового не указано, при назначении наказания не учтено, В то же время, факт нахождения ФИО1 в состоянии алкогольного опьянения вызывает сомнения, так как подтверждается лишь его пояснениями.
Кроме того, опечатка в номере протокола, который был указан в постановлении, исправлена не в процессуальном порядке согласно ст. 29.12.1 КоАП РФ, а с помощью механического наложения белой краски (канцелярский корректор) на текст постановления.
Выявленные нарушения создают правовую неопределенность. Однако выявленные нарушения в постановлении о назначении административного наказания возможно изменить, при этом не усиливая административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Кроме того, прокурор Большеигнатовского района Республики Мордовия просит восстановить установленный законом срок для принесения протеста, поскольку представители прокуратуры не участвовали в рассмотрении данного дела об административном правонарушении, о вынесенном незаконном постановлении стало известно 14 июля 2020 г. в ходе прокурорской проверки.
В силу ч. 1 ст.30.10, ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ протест на постановление по делу об административном правонарушении может быть принесен в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии. В соответствии с ч.2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска этого срока, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу, по ходатайству лица, подающего жалобу, или прокурора, приносящего протест.
В данном случае срок опротестования указанного постановления пропущен по уважительной причине. О вынесении постановления по делу об административном правонарушении прокурору района стало известно лишь 14 июля 2020 г. после получения административного материала из администрации Большеигнатовского муниципального района.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 25.11, 30.3, 30.7 КоАП РФ, ст. 23 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор района просит суд восстановить пропущенный срок на опротестование постановления № 7 о назначении административного наказания от 08 июня 2020 г. в отношении ФИО1 Постановление № 7 о назначении административного наказания от 08 июня 2020 г. в отношении ФИО1, вынесенное Административной комиссией Большеигнатовского муниципального района, изменить, не усиливая административное наказание или иным образом не ухудшая положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
В судебном заседании помощник прокурора района Андряков А.А. ходатайство прокурора о восстановлении срока на опротестование обжалуемого постановления и доводы протеста прокурора района на постановление административной комиссии Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия от 08 июня 2020 г. № 7 по делу об административном правонарушении о признании ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 4 Закона Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-з «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия», и назначении ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 300 рублей поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в протесте, просил суд удовлетворить.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП Российской Федерации дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Попов П,В., своевременно извещенный о времени и месте рассмотрения ходатайства прокурора района о восстановлении срока на опротестование обжалуемого постановления и протеста прокурора района, о чем свидетельствует расписка о вручении судебной повестки, в судебное заседание не явился. В своем заявлении просил рассмотреть данное дело в его отсутствие.
В соответствии с частью 3 статьи 25.2 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Потерпевшая по делу ФИО2, своевременно извещенная о времени и месте рассмотрения ходатайства прокурора района о восстановлении срока на опротестование обжалуемого постановления и протеста прокурора района, о чем свидетельствует расписка о вручении судебной повестки, в судебное заседание не явилась. В своем заявлении просила суд рассмотреть данное дело в её отсутствие.
Представитель административной комиссии Администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия - должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление от 08 июня 2020 г. № 7, ЛАМ, своевременно извещенный о времени и месте рассмотрения ходатайства прокурора района о восстановлении срока на опротестование обжалуемого постановления и протеста прокурора района, о чем свидетельствует расписка о вручении судебной повестки, в судебное заседание не явился. В заявлении просил суд рассмотреть данное дело в его отсутствие.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 30.6 КоАП Российской Федерации, при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, а также выясняются причины их неявки, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Таким образом, располагая данными о надлежащем извещении участников производства по делу: лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, потерпевшей ФИО2, представителя административной комиссии ЛАМ о месте и времени рассмотрения ходатайства о восстановлении срока на опротестование постановления и протеста прокурора района на указанное постановление, в связи с их неявкой в судебное заседание и не поступлением от них ходатайств об отложении слушания, считаю о необходимости рассмотрении ходатайства о восстановлении срока и протеста прокурора района в отсутствии вышеуказанных лиц.
Проверив законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле материалов, выслушав объяснения помощника прокурора Андрякова А.А., суд приходит к следующему.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прокурор в пределах своих полномочий вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные Федеральным законом действия.
Части 1 и 2 статьи 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают, что на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 настоящего Кодекса. Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 - 30.8 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей.
По данному делу установлено, что при проведении прокурорской проверки исполнения законодательства об административных правонарушениях за второй квартал 2020 г. о деятельности административной комиссии Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия, 14 июля 2020 г. в прокуратуру Большеигнатовского района Республики Мордовия были представлены материалы по делам об административных правонарушениях за 2 квартал 2020 г., в том числе и материал по делу об административном правонарушении, предусмотренного в отношении ФИО1 Данный факт никем не опровергнут. После получения прокуратурой района постановления о назначении административного наказания от 08 июня 2020 года № 7 о привлечении ФИО1 к административной ответственности по статье 4 Закона Республики Мордовия от 15 июня 2015 года № 38-З «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия», протест был подан в суд в течении десяти дней, а именно 17 июля 2020 г.
Таким образом, суд признает причины пропуска срока на принесение протеста на указанное постановление уважительными и приходит к выводу об удовлетворении ходатайства прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия о восстановлении пропущенного срока на принесение протеста на постановление № 7 Административной комиссии Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия от 08 июня 2020 года о назначении административного наказания ФИО1, за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 4 Закона Республики Мордовия от 15 июня 2015 года № 38-З «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия».
Согласно статье 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом, административным органом, должностным лицом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 29.10Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении протеста на постановление по делу об административном правонарушении судья проверяет дело в полном объеме.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-з «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия» административным правонарушением признается бытовое дебоширство, то есть совершение в жилом помещении (домовладении, многоквартирном доме) действий, нарушающих покой лиц, совместно проживающих (пребывающих) в жилом помещении (домовладении, многоквартирном доме), выразившихся в создании конфликтной ситуации и сопровождающихся шумом и нецензурной бранью, если нецензурная брань не направлена на оскорбление чести и достоинства конкретного лиц.
Санкция статьи предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.
Бытовое дебоширство, то есть совершение в жилом помещении (домовладении, многоквартирном доме) действий, нарушающих покой лиц, совместно проживающих (пребывающих) в жилом помещении (домовладении, многоквартирном доме), выразившихся в создании конфликтной ситуации и сопровождающихся шумом и нецензурной бранью, если нецензурная брань не направлена на оскорбление чести и достоинства конкретного лица, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.
Объект административного правонарушения - общественный порядок и общественная нравственность, а именно система отношений, связанная с нарушением прав граждан на отдых, спокойствие и благоприятную окружающую среду.
Объективная сторона состава административного правонарушения выражается в активных действиях лица, нарушающих покой совместно проживающих (пребывающих) с ним лиц и создающих конфликтную ситуацию.
Способами совершения административного правонарушения являются действия, сопровождающиеся шумом и нецензурной бранью, выразившиеся в создании конфликтной ситуации.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст. 4 Закона Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-з «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия» и его виновность подтверждены совокупностью исследованных административной комиссией администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия доказательств, достоверность и допустимость которых в соответствии со статьей 26.2 КоАП Российской Федерации сомнений не вызывает, а именно:
- протоколом об административном правонарушении № 4 от 29 мая 2020 г., составленным заместителем главы Большеигнатовского муниципального района по вопросам энергетики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства ЛАМ, откуда усматривается, что 24 мая 2020 г. около 21 час. 43 мин. гр. ФИО1, находясь в своем доме, расположенном по адресу: <адрес>, в состоянии алкогольного опьянения, создал конфликтную ситуацию, сопровождающуюся громким шумом. Своими действиями нарушал покой своей супруги - ПМВ, совместно проживающей с ним в жилом помещении, то есть ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное статьей 4 Закона Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-З «Бытовое дебоширство» (л.д. 10);
- рапортом УУП № 7 (по обслуживанию Большеигнатовского района) ММО МВД России «Ичалковский» САМ от 24 мая 2020 г., из которого следует, что участковым уполномоченным 24 мая 2020 г. был осуществлен выезд в <адрес> по сообщению гр. ПМВ, проживающей по <адрес>, в котором она сообщила, что по месту жительства ее муж ФИО1 дебоширит, в ходе проведенной проверки данный факт подтвердился, в действиях ФИО1 усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 4 «Бытовое дебоширство» Закона РМ «Об административной ответственности на территории РМ» (л.д. 3);
- рапортом оперативного дежурного дежурной части УМВД России по го Саранск КРМ от 24 мая 2020 г., из которого следует, что 24 мая 2020 г. в д/ч УМВД России по го Саранск поступило сообщение от ПМВ, проживающей по адресу: <адрес> том, что по данному адресу буянит ее муж (л.д._18).
- письменными объяснениями ФИО1 от 25 мая 2020 г.(09 час. 15 мин.), откуда следует, что после употребления спиртных напитков у него с женой ФИО2 случилась словесная ссора, так как она его постоянно упрекает в том, что он нигде не работает и жена его содержит, все эти упреки жены его раздражают, и он чтобы успокоить свою жену стал на нее ругаться, в результате чего она позвонила в полицию (л.д.4).
- письменными объяснениями ПМВ от 24 мая 2020 г. (22 час. 10 мин.), из которых следует, что она проживает со своим мужем по адресу: <адрес>. 24 мая 2020 г. ее муж ФИО1 в течение дня употреблял спиртные напитки. Она неоднократно пыталась как-то предотвратить чтобы он не пил спиртное, а также он нигде не работает и содержит она его. В этот же день у нее с мужем случилась ссора, в ходе которой муж стал дома скандалить громко кричать, лишая ее спокойно находиться дома. В результате чего она позвонила в полицию (л.д.6).
- характеристикой по месту жительства ФИО1, а также справкой о составе семьи от 28 мая 2020 г, согласно которым ФИО1 женат, проживает с женой- ПМВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочерью- ПАП, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в настоящее время нигде не работает, на имя ФИО1 в администрацию района неоднократно поступали жалобы по поводу дебоширства, по месту жительства характеризуется удовлетворительно (л.д. 8, 9).
25 мая 2020 г. начальник ПП№ 7 (по обслуживанию Большеигнатовского района ММО МВД России «Ичалковский» БИБ материал КУСП № 933 от 24.05.2020 в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по ст. 4 Закона Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-з «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия» направил в административную комиссию для принятия мер по существу.
29 мая 2020 г. заместителем главы Большеигнатовского муниципального района по вопросам энергетики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства ЛАМ на основании поступившего материала в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения был составлен протокол № 4 об административном правонарушении, где установлено, что 24 мая 2020 г. около 21 час. 43 мин. гр. ФИО1, находясь в своем доме, расположенном по адресу: <адрес>, в состоянии алкогольного опьянения, создал конфликтную ситуацию, сопровождающуюся громким шумом. Своими действиями нарушал покой своей супруги - ПМВ, совместно проживающей с ним в жилом помещении, то есть ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное статьей 4 Закона Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-З «Бытовое дебоширство». С протоколом ФИО1 был ознакомлен, ему разъяснены права, предусмотренные ст. 25.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ. Копия протокола ФИО1 была получена (л.д. 10);
Определением председателя административной комиссии от 29 мая 2020 г. дело в отношении ФИО1 было назначено к рассмотрению на 08 июня 2020 г. в 11 час. 00 мин. в помещении администрации района (<адрес>, лица участвующие в деле ФИО1, потерпевшая ПМВ надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения материала, о чем свидетельствуют уведомления о получении вышеуказанными лицами извещений (л.д.12).
В ходе рассмотрения дела в отношении ФИО1 административный орган - административная комиссия вела протокол о рассмотрении дела. Дело рассмотрено с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу ФИО1, потерпевшей ПМВ. Из показаний лица ФИО1 следует, что он вину свою в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4 Закона Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-з «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия» признал полностью, раскаивается в его совершении (л.д.21).
Административная комиссия мая 2020 г. инятия мер по существу (л.ода рождения, по ст. ж стал дома скандалить громко кричать, лишая ее спокойно находитьс администрации Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, 08 июня 2020 г. своим постановлением № 7 от 08 июня 2020 г. признала ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4 Закона Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-з «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия» и назначила ему административное наказание в виде штрафа в минимальном размере 300 рублей.
Из постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия № 7 от 08 июня 2020 г. следует, что при рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения ДД.ММ.ГГГГ, около 21 час. 43 мин., находясь в своем доме, расположенном по адресу: <адрес> состоянии алкогольного опьянения, создал конфликтную ситуацию сопровождающуюся громким шумом, тем самым своими действиями нарушал покой своей супруги - ПМВ, совместно проживающей с ним в жилом помещении, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 4 Закона Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-з «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия».
Административный орган, вынесший постановление - административная комиссия Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия при рассмотрении дела об административном правонарушении всесторонне, полно и объективно рассмотрел административное дело в отношении ФИО1
Квалификация действий ФИО1 по ст. 4 Закона Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-з «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия» является правильной.
Административное наказание ФИО1 назначено в виде штрафа в минимальном размере 300 рублей в пределах санкции ст. Закона Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-з, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств дела, данных о его личности, характера совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественный порядок и общественная нравственность, а именно система отношений, связанная с нарушением прав граждан на отдых, спокойствие и благоприятную окружающую среду, и является справедливым.
Порядок и срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности не нарушен.
Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, предусмотренных статьями 2.9 и 24.5 КоАП Российской Федерации, не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе права на защиту, влекущих отмену обжалуемого постановления по делу не имеется, принцип презумпции невиновности не нарушены.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления административной комиссии Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия № 7 от 08 июня 2020 г., уточнив в вводной части обжалуемого постановления фамилию, имя и отчество физического лица в отношении кого рассмотрено дело, поскольку при вынесении административной комиссией данного постановления ошибочно было указано, что дело рассмотрено в отношении «МАН», тогда как в дальнейшем текст обжалуемого постановления и иные доказательства (протокол об административном правонарушении № 4 от 29 мая 2020 г., определением административной комиссии от 29 мая 2020 г. о назначении дела к рассмотрению, письменные объяснения: лица, в отношении которого ведется производство по делу ФИО1 от 25.05.2020 г., его супруги ПМВ от 2.05.2020 г., характеристики по месту жительства от 28.05.2020 г.), содержащиеся в материалах по делу об административном правонарушении, которые содержат иные сведения, правильно необходимо считать о рассмотрении дела в отношении физического лица «ФИО1», а не «МАН».
Кроме того, в постановлении административной комиссии № 7 от 08 июня 2020 г. имеется опечатка в вводной части указанного постановления в номере протокола № 4 от 29 мая 2020 г., а именно номер № 4 протокола исправлен в постановлении с помощью механического наложения белой краски канцелярским корректором.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 29 мая 2020 г., составленный заместителем главы Большеигнатовского муниципального района по вопросам энергетики, строительства и жилищно-коммунального хозяйства ЛАМ в отношении ФИО1 по факту совершения им административного правонарушения, предусмотренного статьей 4 Закона Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-З «Бытовое дебоширство», имеет номер 4 (л.д. 10).
В связи с этим, в обжалуемом постановлении административной комиссии № 7 от 08 июня 2020 г. в строке, где имеется ссылка на основании протокола об административном правонарушении, следует читать правильно номер № 4 от 29 мая 2020 г.
Данные описки (ошибки) являются явными техническими (опечатками), поскольку они очевидны и не ставят под сомнение существо постановления о назначении административного наказания № 7 от 08 июня 2020 г. и имеющиеся доказательства и не свидетельствует о невиновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. Закона Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-З. Вносимые изменения не усиливают административное наказание и иным образом не ухудшает положение лица ФИО1, в отношении которого вынесено постановление № 7 от 08.06.2020 г.
Доводы протеста прокурора района об указании административной комиссией в описательно-мотивировочной части постановления о нахождении ФИО1 в момент совершения административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, являются обоснованными.
В соответствии с п. 1,4,7 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; иные обстоятельств, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В обжалуемом постановлении №7 от 08 июня 2020 г. (в описательно-мотивировочной части) административной комиссией указано, что ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 4 Закона Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-з «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия», в состоянии алкогольного опьянения, что в соответствии с п.6 ч.1 ст. 4.3 КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность, и влечет более строгое наказание.
Однако, из обжалуемого постановления № 7 от 08 июня 2020 г. следует, что данное отягчающее обстоятельство в постановлении административной комиссией не указано, при назначении наказания не учтено.
Однако факт нахождения ФИО1 в стоянии алкогольного опьянения, как указано в описательно-мотивировочной части постановления вызывает сомнения, так как оно никакими доказательствами (документами) не подтверждается, а подтверждается лишь объяснениями ФИО1 и его жены ПМВ
Суд считает, что факт нахождения ФИО1 в момент совершения административного правонарушения «в состоянии алкогольного опьянения» из описательно-мотивировочной части постановления № 7 от 08 июня 2020 г. о назначении административного наказания следует исключить, как необоснованно указанный административной комиссией, ввиду следующего.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность является совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 475 утверждены Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов (далее - Правила освидетельствования).
В силу пункта 8 Правил факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.
Согласно примечанию к статье 12.8 КоАП РФ употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Административная ответственность, предусмотренная указанной статьей и частью 3 статьи 12.27 названного Кодекса, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови, либо в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека.
Таким образом, наличие или отсутствие состояния алкогольного опьянения определяется на основании показаний используемого технического средства измерения с учетом допустимой погрешности технического средства измерения, без учета клинических признаков опьянения, а освидетельствование осуществляется путем определения концентрации этилового спирта в выдыхаемом воздухе, без забора проб биологических объектов.
По делу об административном правонарушении, надлежит учитывать, что доказательствами состояния опьянения являются акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Из материалов дела об административном правонарушении не видно, что в отношении ФИО1 проводилось освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, в соответствии с Правилами освидетельствования, соответствующий акт медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения не имеется.
Поэтому суд приходит к выводу, что не может быть признано обоснованным установление административной комиссии при рассмотрении дела о нахождении в момент совершения ФИО1 24 мая 2020 г. административного правонарушения, предусмотренного ст. 4 Закона Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-з «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия» в состоянии алкогольного опьянения., в связи с этим указание в описательно-мотивировочной части постановления № 7 от 08.06.2020 г. о нахождении ФИО1 в момент совершения административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, необходимо исключить.
Кроме того, административной комиссией Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия при вынесении постановления по делу об административном правонарушении о назначении ФИО1 административного наказания в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность ФИО1 указано повторное совершение однородного административного правонарушения, с учетом срока, предусмотренного ст. 4.6 КоАП РФ (постановление о назначении административного наказания от 04 февраля 2020 г. № 2).
Суд считает, что административной комиссией неверно учтено при вынесении постановления данное обстоятельство, в качестве отягчающего административное наказание, данное обстоятельство подлежит исключению по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ повторным совершением административного правонарушения признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 названного Кодекса за совершение однородного правонарушения.
Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления (ст. 4.6 КоАП РФ).
В соответствии с абз. 2 п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства.
В силу п. 19.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при применении ст. 4.3 КоАП РФ судам следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ. При применении указанной нормы судам следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.
В нарушение ст. 4.6 и п. 2 ч.1 ст. 4.3 КоАП РФ при указании в постановлении № 7 от 08.06.2020 г. отягчающие административную ответственность обстоятельство - повторность совершения ФИО1 однородного административного правонарушения, в Постановлении не указана дата вступления в законную силу постановления об административном правонарушении ФИО1 от 04.02.2020 г. Постановление об административном правонарушении от 04.02.2020 г. в материалах дела отсутствует. Отсутствие сведений о вступлении постановления об административном правонарушении в отношении ФИО1 от 04.02.2020 г. в законную силу ставит под сомнение факт наличия обстоятельства, отягчающего административную ответственность.
Материалами дела не подтверждается, что ФИО1 в течение года привлекался к административной ответственности по ст. 4 Закона Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-з «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия» и схожих с ним правонарушениям по мотивам и условиям.
Необоснованно вопреки требованиям ч. 2 ст. 4.3 КоАП РФ административная комиссия при назначении наказания учла повторное совершение однородного административного правонарушения, так как материалы дела не содержат документов, подтверждающих совершение ФИО1 в течение года однородного административного правонарушения.
Таким образом, указания административной комиссией в постановлении № 7 от 08.06.2020 г. на повторное совершение однородного административного правонарушения, подлежит исключению из постановления по делу, без снижения размера административного наказания, так как штраф назначен ФИО1 в минимальном размере 300 рублей, предусмотренного ст. 4 Закона Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-з «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия».
В то же время Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает назначение наказания только с учетом минимального и максимального размера наказания, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (часть 1 статьи 4.1) и не позволяет правоприменителю снизить размер штрафа ниже минимально допустимого размера наказания. В таких условиях правоприменитель лишен возможности наиболее полно учесть характер совершенного правонарушения, имущественное положение правонарушителя, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации ответственности обстоятельства и тем самым обеспечить назначение справедливого и соразмерного наказания.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. ст. 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст. 3.2 КоАП РФ.
В связи с этим правовых оснований для снижения назначенного штрафа ФИО1 ниже минимального размера предусмотренного ст. 4 Закона Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-з «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия», не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ст. 4.8 КоАП РФ течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока.
Согласно записи в постановлении административной комиссии № 7 от 08.06.2020 г. ФИО1 участвовал при рассмотрении дела в административной комиссии, копию постановления получил 08 июня 2020 г., в связи с этим исчисление срока обжалования должно в соответствии с требованиями с. 4.8 КоАП РФ начинаться с 09 июня 2020 г., а датой вступления постановления в законную силу является 19 июня 2020 г., а не 18 июня 2020 г., как в нарушение закона указано административной комиссией в постановлении.
Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену постановления административной комиссии Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия № 7 от 08 июня 2020 г., по делу не имеется.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
При изменении вышеназванного постановления административной комиссии Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия № 7 от 08 июня 2020 г, суд учитывает положение п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На момент рассмотрения дела в Ичалковском районном суде Республики Мордовия срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации для данной категории дел, не истек.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Восстановить прокурору Большеигнатовского района Республики Мордовия Некаеву Н.Б. срок опротестования постановления административной комиссии Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия № 7 от 08 июня 2020 года о назначении административного наказания ФИО1, за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 4 Закона Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-з «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия». Протест прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия Некаева Н.Б. удовлетворить.
Постановление административной комиссии Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия № 7 от 08 июня 2020 года о назначении административного наказания ФИО1, за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 4 Закона Республики Мордовия от 15 июня 2015 г. № 38-з «Об административной ответственности на территории Республики Мордовия», изменить, указав в вводной части постановления в строке о рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении физического лица «ФИО1», вместо «МАН», в строке на основании протокола об административном правонарушении, следует читать правильно номер № 4 от 29 мая 2020 г.
Исключить из вводной, описательно-мотивировочной частей постановления № 7 от 08 июня 2020 года указания на повторное совершение однородного административного правонарушения.
Исключить из описательно-мотивировочной части постановления № 7 от 08 июня 2020 года указание о нахождении ФИО1 в момент совершения административного правонарушения «в состоянии алкогольного опьянения».
Считать правильной дату вступления в законную силу постановления № 7 от 08 июня 2020 года - 19 июня 2020 г., вместо указанного 18 июня 2020 года.
В остальной части постановление административной комиссии Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия оставить без изменения.
На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ичалковский районный суд Республики Мордовия или непосредственно в Верховный Суд республики в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ичалковского районного суда
Республики Мордовия Е.В.Ежова
УИД 13RS0001-02-2020-000067-19
Дело № 12-2-3/2020