РЕШЕНИЕ (№ 12-203/2018)
02 июля 2018 г. г. Хабаровск
Судья Хабаровского районного суда Хабаровского края Добржанская Ю.С.,
рассмотрев единолично жалобу МУП «Новатор» на постановление № А№ от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора Хабаровского края в области охраны окружающей среды Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, которым МУП «Новатор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей,
установил:
Постановлением № А№ от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора Хабаровского края в области охраны окружающей среды Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края МУП «Новатор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Хабаровский районный суд Хабаровского края представитель МУП «Новатор» выражает несогласие с постановлением, вынесенным в отношении учреждения по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая его незаконным в части назначенного наказания.
В жалобе, в частности, указано, что в отношении МУП «Новатор» возможно было применить наказание в виде предупреждения. Так, согласно ч. 2 ст. 3.4. КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. Как видно из обжалуемого постановления и протокола об административном правонарушении, МУП «Новатор» ранее за правонарушение, предусмотренное ст. 8.1 КоАП РФ не привлекалось. Отсутствие у МУП документов в области охраны атмосферного воздуха: инвентаризации источников выбросов вредных веществ и нормативов выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, не влечет причинение вреда или угрозу его причинения жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия… Ущерб правонарушением, совершенным МУП «Новатор» причинен не был. Санкцией ст. 8.1 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде предупреждения. Таким образом в соответствии со ст. 3.5, 4.1 КоАП РФ имеются основания для изменения обжалуемого постановления. Просит заменить наказание на предупреждение.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Как усматривается из постановления должностного лица административного органа, основанием для привлечения учреждения к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 указанного Кодекса, послужили выводы о том, что МУП «Новатор» эксплуатируется котельное оборудование, при этом отсутствует разработанная инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух.
В силу 1 ст. 22 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон об охране атмосферного воздуха) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 30 данного Федерального закона юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Факт совершения описанного нарушения учреждение не оспаривает, фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, получившими оценку должностным лицом административного органа с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проанализировав положения названных выше правовых норм, исследовав и оценив имеющиеся по делу доказательства, прихожу к выводу о том, что МУП «Новатор» осуществляется выброс вредных веществ в атмосферный воздух и при этом отсутствует разработанная инвентаризация источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также проект нормативов предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух, то есть не соблюдаются экологические требования при эксплуатации котельного оборудования, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вопреки утверждению заявителя, оснований для назначения МУП «Новатор» административного наказания в виде предупреждения не имеется.
Разрешительный порядок негативного воздействия на окружающую природную среду установлен в целях обеспечения рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, восстановления природной среды, обеспечения поддержания экологического благополучия. Нарушение порядка осуществления негативного воздействия на окружающую природную среду создает угрозу общественным отношениям в сфере экологической безопасности.
Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе принципов соблюдения гарантированного Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Совершенное учреждением административное правонарушение посягает на порядок охраны атмосферного воздуха, являющегося жизненно важным компонентом окружающей природной среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Административное наказание назначено в пределах, предусмотренных санкцией ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, с учетом требований ст.ст. 4.2, 4.3, 2.9 КоАП РФ.
В связи с чем соглашаюсь с выводами должностного лица о невозможности применения в отношении МУП «Новатор» ст. 4.1, 4.1.1, 3.4 КоАП РФ.
Оснований для изменения постановления по делу об административном правонарушении не имеется.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление № А№ от ДД.ММ.ГГГГ старшего государственного инспектора Хабаровского края в области охраны окружающей среды Комитета регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, которым МУП «Новатор» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, оставить без изменения.
Жалобу МУП «Новатор» на данное постановление – без удовлетворения.
Судья Добржанская Ю.С.