ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-203/2021 от 13.07.2021 Соликамского городского суда (Пермский край)

Дело № 12-203/2021

УИД 59MS0073-01-2019-002367-95

Р Е Ш Е Н И Е

г. Соликамск 13 июля 2021 года

Судья Соликамского городского суда Пермского края Игнатова М.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малтабар И.Н., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка Соликамского судебного района Пермского края от 12 августа 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

у с т а н о в и л:

постановлением мирового судьи судебного участка Соликамского судебного района Пермского края от 12 августа 2020 года <данные изъяты> Акционерного общества «<данные изъяты>» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 (трехсот) рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратилась в Соликамский городской суд Пермского края с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения мирового судьи и прекращении производства по делу ввиду отсутствия события административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает, что акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24 апреля 2020 года административным органом был признан недействительным, поскольку согласно Указа Президента РФ от 28 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой инфекции (COVID-19)» срок предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ за отчетный период март 2020 года – не позднее 12 мая 2020 года. Таким образом, ею, как сотрудником Акционерного общества «<данные изъяты>», ответственным за сдачу отчетности в ПФР, сроки подачи отчетности по СЗВ-М также не нарушены. Наряду с этим, ею самостоятельно было выявлено, что данные в отчете СЗВ-М за март 2020 года не полные и предоставлены исправленные сведения до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда РФ, в связи с чем, на основании ч. 2 ст. 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, штрафные санкции не подлежат применению. Обращает внимание на то, что предоставление неточных сведений не повлекло финансовых и материальных потерь как со стороны Пенсионного фонда РФ, так и со стороны застрахованного лица, однако мировым судьей возможность применения положений ст. 2.9 КоАП РФ при вынесении решения не рассмотрена.

ФИО1 в судебном заседании на доводах жалобы настаивала в полном объеме.

Заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела, дополнительно представленные документы, прихожу к следующему.

В силу п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

Согласно п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Статьей 15.33.2 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент совершения административного правонарушения) предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности на основании указанной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемом постановлении выводы о том, что названным лицом, являющимся <данные изъяты> Акционерного общества «<данные изъяты>», не обеспечено представление в установленный срок, а именно до 15 апреля 2020 года, в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамск Пермского края (межрайонное) полных, достоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования о застрахованных лицах, за отчетный период - март 2020 года. Указанные сведения были представлены 21 апреля 2020 года, чем нарушен п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об обязательном индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Установленные должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, и мировым судьей обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении (л.д. 3-4), уведомлением о составлении протокола об административном правонарушении (л.д. 5), реестром поступления сведений учреждения о застрахованных лицах за отчетный период март 2020 года по дополняющей форме (л.д. 12), должностной инструкцией специалиста отдела кадром Акционерного общества «<данные изъяты>» (л.д. 15-18), копией выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 21-26), получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Указывая на доказанность вины ФИО1 в совершении вмененного ей административного правонарушения мировой судья также сослался на акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24 апреля 2020 года, тогда как согласно уведомлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске Пермского края (межрайонное) от 19 мая 2020 года, адресованному Акционерному обществу «<данные изъяты>», административным органом данный акт признан недействительным.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы в порядке ст. 30.12 КоАП РФ выносится постановление об изменении постановления по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалобы на это постановление, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление и решение.

Допущенное нарушение подлежит устранению путем внесения изменения в постановление мирового судьи и исключения из его описательно-мотивировочной части ссылки на акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24 апреля 2020 года как на одно из доказательств по делу.

Вместе с тем, обстоятельства признания акта от 24 апреля 2020 года (законность или незаконность которого не является предметом рассмотрения настоящего дела) о привлечении Акционерного общества «<данные изъяты>» к ответственности по ст. 17 Федерального закона № 27-ФЗ недопустимым доказательством, не влекут отмену судебного постановления и не свидетельствуют о необоснованности привлечения к административной ответственности на основании ст. 15.33.2 КоАП РФ специалиста по кадрам ФИО1, своевременно не исполнившей предусмотренную п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязанность, с учетом совокупности иных, приведенных выше доказательств.

Мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для привлечения ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что представление дополняющей формы направлено до обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда, также не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения.

Действительно, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 01 апреля 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, а в силу пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах финансовые санкции к такому страхователю не применяются при выявлении страхователем ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и самостоятельном представлении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются.

В то же время, к рассматриваемому случаю привлечения ФИО1 к административной ответственности данные нормативные положения не применимы, поскольку касаются возможности освобождения страхователя (которым применительно к рассматриваемой ситуации является учреждение) от финансовой ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде финансовой санкции в отношении каждого застрахованного лица, а не от административной ответственности должностного лица.

Самостоятельное устранение страхователем ошибки и неполноты ранее представленных сведений по истечении срока, предусмотренного п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», не исключает установленную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях административную ответственность должностного лица, не выполнившего надлежащим образом предусмотренную указанной нормой обязанность по представлению сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в установленный срок.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 04.02.2019 № 8-П наряду с закрепленными в Федеральном законе от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» мерами государственного принуждения в отношении страхователей, нацеленными на обеспечение исполнения обязанностей, связанных с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета, ст. 15.33.2 КоАП РФ предусматривает также административную ответственность должностных лиц за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации о таком учете срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в надлежащем порядке сведений (документов), необходимых для такого учета, а равно их представление в неполном объеме или в искаженном виде.

Указанное правовое регулирование, предусматривающее меры ответственности за нарушение требований законодательства в сфере организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, как для страхователей, так и для должностных лиц, призванных непосредственно осуществлять ведение такого учета на предприятии, своевременно представлять необходимую информацию органам Пенсионного фонда Российской Федерации, само по себе не может расцениваться как отступление от вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социально-страховых отношений, на основе которых реализуется право на социальное обеспечение и осуществляется социальное обеспечение в целом.

В силу изложенного, приведенные заявителем доводы об отсутствии состава административного правонарушения в связи с самостоятельным исправлением ошибок, несостоятельны, не являются основанием для освобождения должностного лица, не выполнившего надлежащим образом предусмотренную указанной нормой обязанность по представлению сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в установленный срок.

Утверждение ФИО1 о том, что сроки сдачи отчетности в силу положений Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19)» перенесены, судья городского суда также находит несостоятельным, поскольку в связи с введением нерабочих дней в Российской Федерации перенесены сроки сдачи налоговой отчетности и отчетности, представляемой в ФСС, при этом сроки представления отчетности в Пенсионный фонд Российской Федерации не продлены.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом при надлежащем извещении в отсутствие ФИО1 Копия протокола направлена в ее адрес.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении мировым судьей требования ст.ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.

Административное наказание в виде штрафа назначено в пределах санкции ст. 15.33.2 КоАП РФ, в минимальном размере, с учетом требований ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.

Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, равно как и для прекращения производства по делу на основании ст. 2.9 КоАП РФ не имеется. Само по себе отсутствие вреда, равно как и фактическое исполнение требований закона к моменту рассмотрения дела мировым судьей, не является основанием для отнесения данного деяния к малозначительным.

Каких-либо существенных нарушений процедуры привлечения ФИО1 к административной ответственности, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу постановления, при рассмотрении жалобы не установлено.

Учитывая изложенное, жалоба ФИО1 удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

постановление мирового судьи судебного участка Соликамского судебного района Пермского края от 12 августа 2020 года изменить, исключить из него ссылку на акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 24 апреля 2020 года.

В остальном постановление мирового судьи судебного участка Соликамского судебного района Пермского края от 12 августа 2020 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.33.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.

Судья М.С. Игнатова