ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-207/20 от 05.11.2020 Борского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 12-207/2020

РЕШЕНИЕ

г. Бор 05 ноября 2020 года

Судья Борского городского суда Нижегородской области Калынова Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шавлак К.К. на постановление ВрИО начальника УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора №16-10/20 от 30.07.2020 года о привлечении Шавлак К.К. к административной ответственности по ч.2 ст. 11.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением ВрИО начальника УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора №16-10/20 от 30.07.2020 года Шавлак К.К. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.11.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

В жалобе, поступившей в Борский городской суд Нижегородской области, Шавлак К.К. просит отменить постановление должностного лица и производство по делу прекратить, указывая, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку в соответствии с п.52 (1) Правил использования воздушного пространства Российской Федерации разрешения для полета летательного аппарата Xiaomi Mi Drone 4K, максимальная высота полета которого составляет 120 м, не требуется.

Шавлак К.К. в настоящее судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, воспользовался своим правом на ведение дела через представителя.

Защитнику Шавлак К.К. – К.А.А. разъяснены процессуальные права, предусмотренные ст.25.5 КоАП РФ и ст.51 Конституции РФ.

В судебном заседании К.А.А. жалобу поддержал в полном объеме по доводам, в ней изложенным.

Проверив материалы дела в полном объеме в соответствии с положениями ч.3ст.30.6 КоАП РФ, изучив доводы жалобы, заслушав К.А.А., судья приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 11 Воздушного кодекса Российской Федерации использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Под воздушным судном понимается летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (п. 1 ст. 32 Воздушного кодекса РФ).

Беспилотное воздушное судно (БВС) - воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот) (п. 5 ст. 32 Воздушного кодекса РФ).

В силу ст. 14 Воздушного кодекса Российской Федерации организация использования воздушного пространства предусматривает обеспечение безопасного, экономичного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного пространства.

В соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства. В случаях, предусмотренных пп. 1 - 4 п. 2 ст. 13 настоящего Кодекса, об использовании воздушного пространства уведомляется соответствующий орган единой системы организации воздушного движения (ст. 16 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138 утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации (далее - Правила), которые устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.

Согласно ст. 17 Воздушного кодекса Российской Федерации использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу п.10 Правил воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, классифицируется следующим образом:

а) класс A - разрешаются полеты, выполняемые только по правилам полетов по приборам. Все полеты над территорией Российской Федерации выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Федеральных правил;

б) класс C - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием. Для воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов, на высотах ниже 3050 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязательно. Все полеты над территорией Российской Федерации выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Федеральных правил;

в) класс G - разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Все полеты по запросу обеспечиваются полетно-информационным обслуживанием. При полетах воздушных судов по правилам визуальных полетов наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) не требуется. При выполнении всех полетов воздушных судов наличие разрешения на использование воздушного пространства не требуется.

Разрешение на использование воздушного пространства в классах A и C не требуется в случае: а) отражения воздушного нападения или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации; б) предотвращения и пресечения нарушений государственной границы Российской Федерации, защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной полосы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; в) пресечения и раскрытия преступлений; г) оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; д) поиска и спасания пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, поиска и эвакуации с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов; е) предотвращения и пресечения нарушений порядка использования воздушного пространства; ж) выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов (в случае, предусмотренном пунктом 52(1) настоящих Правил) (п.114 Правил).

Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства. Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотным летательным аппаратом (п. 52 Правил).

Положения пункта 52 настоящих Правил не применяются в случае выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности: а) вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом "О государственной охране"; б) на удалении не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок (п.52(1) Правил, введен Постановлением Правительства РФ от 03.02.2020 N 74).

В соответствии с частью 2 статьи 11.4 КоАП РФ нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Основанием для привлечения Шавлак К.К. к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужило выявленное нарушение правил пользования воздушного пространства, а именно: 30 июня 2020 года Шавлак К.К. осуществлено использование воздушного пространства при отсутствии заявки и разрешения на ИВП, при использовании воздушного пространства, относящегося к классу «С».

Факт совершения Шавлак К.К. административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.11.33 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении№10/20.14 от 17.07.2020 г., копией письма врио начальника отдела инспектирования и контроля качества АНО от 16.07.2020 г. №МЦ1601.03-5739, копией материала проверки КУСП за №11268 от 01.07.2020 г., письменными объяснениями Шавлак К.К. и другими.

Факт совершения административного правонарушения и виновность Шавлак К.К. подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

В соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Утверждение в жалобе о том, что в соответствии с п.52(1) Правил использования воздушного пространства получение разрешения не требуется при выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности, основанием для отмены или изменения постановления должностного лица не является.

Так, согласно п.52(1) положения пункта 52 настоящих Правил не применяются в случае выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности: а) вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом "О государственной охране"; б) на удалении не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

Пунктом 2 Правил установлено, что "визуальный полет беспилотного воздушного судна" - полет беспилотного воздушного судна, в ходе которого его внешний пилот поддерживает непосредственный бесприборный визуальный контакт с этим воздушным судном.

Таким образом, использование воздушного пространства при отсутствии заявки и разрешения на ИВП, при использовании воздушного пространства, относящегося к классу «С», беспилотным воздушным судном при отсутствии непосредственного бесприборного визуального контакт внешнего пилота с этим воздушным судном, не свидетельствует о соблюдении Шавлак К.К. требований Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены не усматривается.

Порядок и срок привлечения Шавлак К.К. к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено Шавлак К.К. в пределах санкции ч.2 ст.11.4 КоАП РФ с учетом положений ст.4.3 КоАП РФ.

Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, при изучении материалов дела не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление ВрИО начальника УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора №16-10/20 от 30.07.2020 года о привлечении Шавлак К.К. к административной ответственности по ч.2 ст. 11.4 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Шавлак К.К. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Е.М.Калынова