Дело № 12-20/2016
РЕШЕНИЕ
12 апреля 2016 года город Колпашево Томской области
Судья Колпашевского городского суда Томской области Дайнеко А.М.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Строительные товары «Колпашевский ЛПХ» на решение председателя Комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства С.И. от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановление заместителя председателя Комитета государственного лесного контроля и пожарного надзора департамента лесного хозяйства С.А. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ООО «Строительные товары «Колпашевский ЛПХ» о назначении административного наказания по ч. 1 и ч. 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере , оставлено без изменения, жалоба ООО «Строительные товары «Колпашевский ЛПХ» - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя председателя Комитета государственного лесного контроля и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства С.А. , юридическое лицо ООО «Строительные товары «Колпашевский ЛПХ» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (дате – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере .
Указанное постановление должностного лица было обжаловано директором ООО «Строительные товары «Колпашевский ЛПХ» вышестоящему должностному лицу Департамента лесного хозяйства .
Председателем Комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства С.И. принято приведённое выше решение от ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с указанным решением, директор ООО «Строительные товары «Колпашевский ЛПХ» обратился в Ленинский районный суд с жалобой, в которой просит состоявшееся решение от ДД.ММ.ГГГГ отменить, как незаконное, указав в обоснование о нарушении положений Федерального закона Российской Федерации № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при осуществлении проверки Общества должностным лицом; об отсутствии указания в акте проверки времени, даты уничтожения жизнеспособного подроста и точной схемы слома на указанном участке и отсутствии в материалах дела доказательств, однозначно свидетельствующих о совершении вменённого правонарушения ДД.ММ.ГГГГ, так должностным лицом неверно истолкованы объяснения законного представителя юридического лица – директора ООО «СТ «Колпашевский ЛПХ», который допущенное нарушение не признавал; полагает, что неуведомление законного представителя Общества о проведении рейдовых мероприятий и составлении схемы нарушения – приложения к акту – указывает на допущенные процессуальные нарушения. Обобщая изложенное, делает вывод об отсутствии оснований для привлечения Общества к административной ответственности в виду отсутствия состава административного правонарушения и недоказанности наличия обстоятельств, на основании которых были вынесены оспариваемые акты.
Определением Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ жалоба ООО «Строительные товары «Колпашевский ЛПХ» на решение по жалобе на постановление заместителя председателя Комитета государственного лесного контроля и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства С.А. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями 1 и 4 ст. 8.25 КоАП РФ, с приложенными материалами передана на рассмотрение по подведомственности в Колпашевский городской суд .
В судебное заседание представитель ООО «Строительные товары «Колпашевский ЛПХ», извещённый о времени и месте рассмотрения дела (телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ), не прибыл, об отложении рассмотрения дела не просил, доказательств уважительности неявки в судебное заседание не представил. Доводы, изложенные в ранее поданном ходатайстве от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что отсутствует транспортное сообщение между и , необоснованы и не соответствуют действительности. Так, согласно сведениям перевозка пассажиров по маршруту (и обратно) осуществляется железнодорожным и автомобильным транспортом, в том числе регулярными рейсами. Намерение представителя ответчика воспользоваться личным транспортом после восстановления паромной переправы и/или нежелание воспользоваться альтернативным маршрутом не могут служить объективным основанием для отложения судебного заседания на неопределённый срок.
Считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ООО «Строительные товары «Колпашевский ЛПХ».
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, о времени и месте судебного заседания извещён, возражений по жалобе не представил, ходатайств не заявлял.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, оснований к отмене или изменению решения должностного лица, не усматриваю.
В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Из почтового уведомления о вручении (л.д. 9) следует, что копию решения председателем Комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ представитель Общества получил ДД.ММ.ГГГГ, жалоба заявителем сдана в отделение почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного срока обжалования, в связи чем, она подлежит рассмотрению.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом лесного хозяйства в лице начальника Департамента З.В. и ООО «Строительные товары «Колпашевский ЛПХ» заключён договор аренды части лесного участка №, по условиям которого арендатору во временное пользование сроком на 49 лет передан лесной участок площадью , расположенный на территории , в целях заготовки древесины с ведением лесного хозяйства. Схемы расположения части лесного участка и его количественные и качественные характеристики приводятся в приложениях 1-3 к договору, являющихся неотъемлемой частью договора.
В соответствии с подпунктом Б пункта 2.9 Договора, арендодатель имеет право осуществлять осмотр арендованной части лесного участка для оценки соблюдения арендатором выполнения условий договора аренды в части использования лесного участка по назначению в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации и условиями использования части лесного участка, установленными настоящим договором, проектом освоения лесов и лесной декларацией.
В силу подпункта «З» пункта 3.4 Договора арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия), лесовосстановление и уход за лесами, а также иные лесохозяйственные работы на арендованной части лесного участка.
Лесной декларацией с дополнениями от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ от ООО «СТ «Колпашевский ЛПХ» заявлено о заготовке древесины с ведением лесного хозяйства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на предоставленном в аренду лесном участке, в том числе, в Колпашевском участковом лесничестве, в квартале №, выделе №, лесосеке (выделе) №, на площади
На основании акта проверки лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ в составе помощника участкового лесничего Колпашевского участкового лесничества Колпашевского лесничества – филиала ОГКУ «Томсклес» Р.А. , помощника главного лесничего Колпашевского лесничества – филиала ОГКУ «Томсклес» Б.Н. , в присутствии директора ООО «СТ «Колпашевский ЛПХ» З.В. , проведена проверка соблюдения договорных обязательств по договору аренды лесных насаждений № от ДД.ММ.ГГГГ на территории Колпашевского участкового лесничества, урочище , квартал №, выдел №, деляна № в ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой зафиксировано, что ООО «СТ «Колпашевский ЛПХ», произведя работы по заготовке древесины в вышеуказанной лесосеке допустило уничтожение жизнеспособного подроста подлежащего сохранению, на площади
Комиссией установлено, что при проведении работ по трелёвке спиленной древесины с волока к погрузочной площадке был произведён съезд трелёвочного трактора с волока в пасеку, где был произведён разворот. В результате этого в пасеке, на месте разворота, под воздействием гусениц трактора произошёл слом с последующим отделением верхушечной части от комлевой, что привело к уничтожению жизнеспособного подроста хвойных пород подлежащего сохранению на площади По результатам проверки сделан вывод о нарушении п.п. «Г» п. 13 Правил заготовки древесины, утвержденных Федеральным агентством лесного хозяйства от 01.08.2011 № 337, п.п. «Ж» п. 4.3 главы 4 Договора аренды лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ помощником участкового лесничего Колпашевского участкового лесничего ОГКУ «Томсклес» – филиала Колпашевского лесничества Р.А. в отношении ООО «Строительные товары «Колпашевский ЛПХ» составлен протокол № об административном правонарушении за совершение правонарушения, предусмотренного частями 1 и 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из протокола следует, что в ДД.ММ.ГГГГ при проведении проверки договорных обязательств в деляне № выдела № квартала № урочища », установлено, что ООО «СТ «Колпашевский ЛПХ» (действующее на основании договора аренды части лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и лесной декларации от ДД.ММ.ГГГГ с дополнением от ДД.ММ.ГГГГ), производя работы по заготовке древесины в вышеуказанной лесосеке, а именно трелёвку спиленной древесины с волока к погрузочной площадке, допустило съезд трелёвочного трактора с волока в пасеку, где был произведён разворот, вследствие чего в пасеке на месте разворота под воздействием гусениц трактора произошёл слом с последующим отделением верхушечной части от комлевой, что привело к уничтожению жизнеспособного подроста хвойных пород, подлежащего сохранению на площади чем нарушены п.п. «Г» п. 13 Правил заготовки древесины и п.п. «Ж» п. 4.3 части 4 Договора аренды части лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Помощником участкового лесничего Колпашевского участкового лесничества Р.А. от директора ООО «СТ «Колпашевский ЛПХ» З.В. получены объяснения, согласно которым Общество производило заготовку древесины на арендованном участке лесного фонда, расположенном в Колпашевском участковом лесничестве в урочище квартале №, выделе №, деляне № по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ во время работ по заготовке древесины, при трелёвке допустил съезд трелёвочного трактора с волока в пасеку по причине временной неисправности трактора, а именно, из-за поломки башмачного пальца произошёл разрыв гусеничной ленты. Это привело к неуправляемости трактора в снегу. Трактор сошёл с волока, где в последствии его пришлось разворачивать для высвобождения разорванной гусеницы и дальнейшего ремонта.
Часть 1 статьи 8.25 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил заготовки древесины для юридических лиц в виде наложения административного штрафа – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Согласно частям 8 и 9 статьи 29 ЛК РФ граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации. Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из содержания статьи 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелёвкой, частичной переработкой, хранением и вывозом древесины из леса. Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Такие правила утверждены Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 01.08.2011 № 337 (далее – Правила заготовки древесины).
В соответствии с пунктами 5 и 12 и подпунктами «б» и «г» пункта 13 Правил заготовки древесины заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений). При заготовке древесины не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление лесов промышленными и иными отходами за пределами лесосеки. Запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев, повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению.
Установив по делу указанные обстоятельства, председатель Комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства пришёл к правильному выводу о наличии в действиях ООО «СТ «Колпашевский ЛПХ» состава административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 4 статьи 8.25 КоАП РФ и законности вынесенного должностным лицом постановления о назначении ООО «СТ «Колпашевский ЛПХ» административного наказания.
Заместителем председателя Комитета государственного лесного контроля и пожарного надзора Департамента Лесного хозяйства С.А. наказание назначено по правилам ч. 2 и п. 2 ч. 3 ст. 4.4. КоАП РФ в пределах санкции части 4 статьи 8.25 КоАП РФ, с учётом характера совершённого административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица. Выводы основаны на имеющихся в деле доказательствах, которые оценены по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Согласно акту проверки лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ ответственными за патрулирование территории лесного фонда Колпашевского участкового лесничества являются помощник участкового лесничего Колпашевского участкового лесничества – филиала ОГКУ «Томсклес» Р.А. , помощник главного лесничего Колпашевского участкового лесничества – филиала ОГКУ «Томсклес», которые являются лицами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на территории .
Анализ законодательства в сфере лесных отношений, в частности положений части 2 статьи 96 ЛК РФ, позволяет прийти к выводу, что к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора, применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
При этом часть 2 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» включает в государственный экологический надзор федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).
Таким образом, при осуществлении патрулирования лесов применяется законодательство Российской Федерации об охране окружающей среды, так как при проведении патрулирования не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора).
Указанное полностью согласуется с положениями пункта 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» устанавливающими, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Таким образом, действия помощника участкового лесничего Колпашевского участкового лесничества – филиала ОГКУ «Томсклес» Р.А. , помощника главного лесничего Колпашевского участкового лесничества – филиала ОГКУ «Томсклес», по проведению мероприятий проверки участка лесного фонда, переданного в аренду, расположенного на территории Колпашевского участкового лесничества, урочище квартал №, выдел №, лесосека №, являются законными и обоснованными, мероприятие проведено уполномоченными лицами в соответствии с действующим лесным законодательством.
Постановление по делу вынесено уполномоченным должностным лицом.
Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
При рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении должностным лицом исследовались представленные ОГКУ «Томское управление лесами» материалы дела об административном правонарушении № в отношении ООО «СТ «Колпашевской ЛПХ» по факту уничтожения подроста в лесосеке № выдела № квартала № урочища Колпашевского участкового лесничества Колпашевского лесничества, в которых находились письменные объяснения З.В. , плановое рейдовое задание от ДД.ММ.ГГГГ, план ежемесячных рейдовых осмотров по Колпашевскому лесничеству-филиалу ОГКУ «Томсклес» на ДД.ММ.ГГГГ, доверенность Б.Н. № от ДД.ММ.ГГГГ, телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ, акт проверки лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, план-схема расположения места лесонарушения, лесная декларация от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды части лесного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, оценены им в совокупности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, и, исходя из оценки доказательств, пришел к мотивированным и обоснованным выводам по делу.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершённого административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, юридическое лицо, допустившее нарушение условий договора аренды лесного участка, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Председателем Комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства С.И. доводы жалобы на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ проверены в полном объёме. Вывод об оставлении постановления без изменения обоснован, мотивирован и соответствует положениям статей 30.4-37.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы директора ООО «СТ «Колпашевский ЛПХ» о невозможности внести замечания в акт проверки лесного участка и отсутствии плана рейдовых осмотров, со ссылкой на неуведомление представителя Общества о проведении рейдовых мероприятий, несостоятельны, опровергаются представленными материалами и не исключают факт правонарушения.
Иные доводы жалобы на решение от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе на постановление о назначении административного наказания аналогичны доводам, приведённым при рассмотрении жалобы на указанное постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, председателем Комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства тщательно проверены и мотивированно опровергнуты. Кроме того, эти доводы противоречат представленным и изложенным выше доказательствам, а потому не могут быть приняты во внимание.
Имеющиеся по делу доказательства в совокупности оценены должностными лицами по правилам статьи 26.11 КоАП РФ с учётом их относимости, допустимости и достаточности.
Нарушений порядка и сроков привлечения к административной ответственности и порядка рассмотрения жалобы на по постановление о назначении административного наказания не установлено. Административное наказание назначено с учётом положений ст. 4.2- 4.3 КоАП РФ, по правилам ч. 2 и п. 2 ч. 3 ст. 4.4 КоАП РФ, в пределах минимальной суммы, предусмотренной санкцией части 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального законодательства в ходе производства по делу об административном правонарушении и при рассмотрении жалобы на постановление о назначении административного наказания, позволяющих рассматривать решение должностного лица как незаконное и необоснованное, не установлено. В связи с чем, оснований для отмены или изменения как самого решения от ДД.ММ.ГГГГ Председателя комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства , так и постановления № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Решение Председателя Комитета государственного лесного и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ и постановление № от ДД.ММ.ГГГГ заместителя председателя Комитета государственного лесного контроля и пожарного надзора Департамента лесного хозяйства о признании ООО «Строительные товары «Колпашевский ЛПХ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 4 ст. 8.25 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере оставить без изменения, а жалобу директора ООО «Строительные товары «Колпашевский ЛПХ» З.В. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья: А.М. Дайнеко