ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-20/2023 от 09.11.2023 Увельского районного суда (Челябинская область)

Дело №12-20/2023

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

п. Увельский Челябинской области 09 ноября 2023 года

Судья Увельского районного суда Челябинской области Фомина Н.В.,

при секретаре Пислигиной Н.В,,

представителей Главного контрольного управления Челябинской области Нечепоренко А.Л., Кульчитской М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Юшиной А.В. на постановление первого заместителя начальника Главного контрольного управления Челябинской области Перебатова П.А. №17-2023/б от 09 августа 2023 года, которым директор МУБ «Комитет по физической культуре и спорту Увельского муниципального района» Юшина А.В., родившаяся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, привлечена к административной ответственности по ст. 15.14 КоАП РФ,

установил:

постановлением первого заместителя начальника Главного контрольного управления Челябинской области Перебатова П.А. №17-2023/б от 09 августа 2023 года, директор МУБ «Комитет по физической культуре и спорту Увельского муниципального района» Юшина А.В. привлечена к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 33 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, Юшина А.В. направила в суд жалобу, в которой просит освободить её от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения или назначить ниже установленного постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении. В обоснование жалобы указано, что под её руководством кардинально, в лучшую сторону, изменилась ситуация со спортом, в том числе на областном уровне. Поскольку такой вид спорта как «самбо» является одним из самых развитых видов на территории Увельского района, ею было принято решение об использовании субсидии, предоставленной Министерством по физической культуре и спорту Челябинской области, на приобретение борцовок, курток и шорт, в связи с чем 08 декабря 2021 года с ФИО1 был заключен договор на поставку указанных товаров.

Юшина А.В. надлежаще извещена о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явилась.

Представитель Юшиной А.В. – Ремизова О.А., действующая на основании доверенности от 21 августа 2023 года в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, доводы изложенные в жалобе поддерживает в полном объеме.

Представитель Главного контрольного управления Челябинской области Кульчитская М.В. действующая на основании доверенности от 09 января 2023 года в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, пояснив, что вынесенное постановление первым заместителем начальника Главного контрольного управления Челябинской области Перебатовым П.А. № 17-2023/б от 09 августа 2023 года о привлечении директора МУБ «Комитет по физической культуре и спорту Увельского муниципального района» Юшиной А.В. к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ является законным и обоснованным. Юшина А.В. денежные средства областного бюджета, представленные в виде субсидии на приобретение спортивного инвентаря и оборудования для физкультурно-спортивных организаций в 2021 году направила на оплату контрактов на приобретение спортивной экипировки, что является нецелевым использованием средств субсидии на сумму 333 122 руб. 74 коп. Данное правонарушение характеризуется ненадлежащим использованием участником бюджетных отношений обязанностей, предусмотренных нормами бюджетного законодательства, следовательно, представляет существенную угрозу для охраняемых социально-общественных отношений в сфере бюджетных правоотношений и не может признаваться малозначительным. Доводы изложенные в отзыве на жалобу поддерживает в полном объеме.

Представитель Главного контрольного управления Челябинской области Нечепоренко А.Л. действующий на основании доверенности от 09 января 2023 года в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, пояснив, один из вопросов проверки был - правильность соблюдения порядка и условий выделения субсидий, соответственно, было несколько проверок, в том числе проверяли Муниципальное образование – Увельский муниципальный район и МБУ «Комитет по физической культуре и спорту Увельского муниципального района», которое непосредственно получило денежные средства и использовало их по нецелевому использованию. Проверка проводилась в соответствии с бюджетным кодексом и федеральным стандартом № 1235. В соответствии с данным федеральным стандартом, объектом проверки является Министерство образования и спорта. Для выяснения вопросов целевого использования субсидии, стандарт предусматривает проведение встречной проверки. Данное учреждение является объектом встречной проверки. Есть особенность проведения встречных проверок, составляется акт встречной проверки, и по результатам встречной проверки не выставляется предписание, представление и меры принуждения. На каждом этапе встречной проверки были исследованы свои вопросы, это правомерность предоставления субсидии и целевое использование. При проверки первичных документов, было обнаружено, что учреждение направило денежные средства областного бюджета не на те цели, которые указаны в соглашении. Приобретенные материалы - спортивная обувь, одежда является спортивной экипировкой, а не спортивным инвентарем и оборудованием. Денежные средства были возвращены по требованию Министерства спорта. Доводы изложенные в отзыве на жалобу поддерживает в полном объеме.

Проверив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств, помимо прочего, обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

Пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Согласно статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Основанием для привлечения директора МБУ «Комитет по физической культуре и спорту Увельского муниципального района» Юшиной А.В. к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ послужили изложенные должностным лицом административного органа в постановлении №17-2023/б от 09 августа 2023 года выводы о нецелевом использовании в 2021 году денежных средств областного бюджета, предоставленных в виде субсидии на приобретение спортивного инвентаря и оборудования для физкультурно-спортивных организаций, на сумму 333 122 руб.74 коп.

Из материалов дела следует, что по результатам проведения встречной проверки, оформленной актом от 08 апреля 2022 года, выявлен факт нецелевого использования бюджетных средств в размере 333 122 руб. 74 коп. по договору № 2611 от 08 декабря 2021 года, заключенному директором МБУ «Комитет по физической культуре и спорту Увельского муниципального района» Юшиной А.В. с ФИО1 на приобретение спортивных товаров: борцовок, курток для борьбы, курток без подкладки, а также шортов.

В связи с указанными обстоятельствами в отношении директора МБУ «Комитет по физической культуре и спорту Увельского муниципального района» Юшиной А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела должностное лицо Юшина А.В. привлечена к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства совершения Юшиной А.В. административного правонарушения подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, оценив которые в соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо, вынесшее постановление, пришло к обоснованному выводу о виновности директора МБУ «Комитет по физической культуре и спорту Увельского муниципального района» Юшиной А.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом доводы жалобы, сводящиеся к утверждению о необоснованности квалификации имевшей место оплаты приобретенной спортивной экипировки в качестве нецелевого использования бюджетных средств, вызваны неправильным толкованием подателем жалобы положений закона применительно к спорным правоотношениям.

В постановлении о привлечении к административной ответственности от 09 августа 2023 года должностным лицом подробно дана оценка действиям Юшиной А.В., с которыми соглашается суд апелляционной инстанции.

Выводы должностного лица о виновности Юшиной А.В. в совершении данного административного правонарушения подтверждаются совокупностью собранных и исследованных в судебном заседании доказательств: протоколом об административном правонарушении от 25 мая 2023 года; актом встречной проверки от 8 апреля 2022 года; актом плановой выездной проверки от 10 июня 2022 года; постановлением Правительства Челябинской области от 25 декабря 2020 года с приложением; соглашениями о предоставлении субсидий от 19 февраля 2021 года, 21 июля 2021 года, 08 ноября 2021 года с приложением; распоряжением Главы администрации Увельского муниципального района от 22 января 2010 года о назначении Юшиной А.Ю. на должность директора МУ «Комитета по физической культуре и спорту»; должностной инструкцией директора МБУ «Комитет по физической культуре и спорту Увельского муниципального района»; приказом №41 от 07 июня 2021 года о наделении должностного лица правом ЭЦП; договором купли-продажи от 08 декабря 2021 года с приложениями к нему; счетом на оплату от 08 декабря 2021 года; товарной накладной от 08 декабря 2021 года; платежными поручениями от 22 декабря 2021 года; уставом МБУ «Комитет по физической культуре и спорту Увельского муниципального района».

Доводы жалобы о том, что приобретенные должностным лицом Юшиной А.В. товары относятся к спортивной экипировке не свидетельствуют о неправильном установлении факта допущенного в рамках оплаты товаров (борцовок, курток для борьбы и шортов) по договору с ФИО1 нецелевого использования бюджетных средств, поскольку указанные товары не соответствуют утвержденным приказом Министерства спорта России от 12 октября 2015 г. №932 Федеральному стандарту «Спортивная подготовка по виду спорта самбо».

С учетом статуса Юшиной А.В. занимаемой ею должности, в её действиях имеются признаки объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопрос о наличии в действиях Юшиной А.В. умысла каких-либо сомнений не вызывает. Вопрос целевого использования выделенных бюджетных средств входит в должностные обязанности директора учреждения, при выполнении своих должностных обязанностей Юшина А.В. не могла не осознавать, что допущение ею оплаты таких товаров не соответствует цели их выделения на приобретение спортивного инвентаря. Доказательств, что при исполнении своих обязанностей Юшиной А.В. предпринимались какие-либо меры по недопущению нецелевого расходования выделенных бюджетных средств, не имеется.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основани обстоятельствами, и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего бюджетного законодательства к спорным правоотношениям не свидетельствует о том, что были нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения к административной ответственности.

Протокол об административных правонарушениях составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уполномоченным должностным лицом в присутствии представителя Юшиной А.В. Права разъяснены, копия протокола вручена.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.

В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При вынесении постановления о назначении наказания Юшиной А.В. обоснованно учтены смягчающие наказание обстоятельства – факт возврата в областной бюджет денежных средств нецелевого использования, а также отсутствие отягчающих наказание обстоятельств.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено. Оснований к отмене постановления должностного лица суд не усматривает.

Вопреки доводам жалобы, оснований, позволяющих признать совершенное должностным лицом Юшиной А.В. административное правонарушение малозначительным и освободить её от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.

Устранение последствий нецелевого использования бюджетных средств директором МБУ «Комитет по физической культуре и спорту Увельского муниципального района» путем их возврата, с учетом характера совершенного правонарушения, также не является основанием для прекращения производства по делу.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Вместе с тем, с учетом смягчающих наказание обстоятельств, привлечение директора МБУ «Комитет по физической культуре и спорту Увельского муниципального района» Юшиной А.В. к административной ответственности впервые, суд апелляционной инстанции полагает возможным снизить административное наказание в виде административного штрафа, назначенное должностным лицом, до минимального размера, предусмотренного санкцией – до 20 000 рублей

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление по делу об административном правонарушении от 09 августа 2023 года, вынесенное первым заместителем начальника Главного контрольного управления Челябинской области Перебатовым П.А. о привлечении директора МБУ «Комитет по физической культуре и спорту Увельского муниципального района» Юшиной А.В., к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ изменить.

Снизить размер административного наказания, назначенного директору МБУ «Комитет по физической культуре и спорту Увельского муниципального района» Юшиной А.В. до 20 000 рублей.

В остальной части постановление первого заместителя начальника Главного контрольного управления Челябинской области Перебатова П.А. о привлечении директора МБУ «Комитет по физической культуре и спорту Увельского муниципального района» Юшиной Алеси Валентиновны, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Юшиной А.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в административную коллегию Челябинского областного суд через Увельский районный суд Челябинской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Н.В. Фомина

Копия верна. Судья: