ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-211/2021 от 30.08.2021 Заводской районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело (УИД) 57RS0022-01-2021-003558-09

Производство № 12-211/2021

Р Е Ш Е Н И Е

30 августа 2021 года город Орёл

Судья Заводского районного суда города Орла Сандуляк С.В., рассмотрев в судебном заседании в помещении Заводского районного суда г. Орла жалобу представителя ФИО1, действующей в интересах ФИО2, на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Орловской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в Орловской области Приокского межрайонного управления Росприроднадзора от 25.06.2021 № 57-02-204/2021, вынесенное в отношении заместителя генерального директора акционерного общества «Орелмасло» ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Орловской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в Орловской области Приокского межрайонного управления Росприроднадзора от 25.06.2021 № 57-02-204/2021 заместитель генерального директора акционерного общества «Орелмасло» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 11 000 рублей.

Представитель ФИО1, действующая в интересах заместителя генерального директора акционерного общества «Орелмасло» ФИО2, обратилась в Заводской районный суд г. Орла с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене вынесенного в отношении ФИО2 постановления от 25.06.2021 № 57-02-204/2021 и прекращении производства по делу вследствие отсутствия события административного правонарушения. В обоснование жалобы указано, что в результате производственной деятельности АО «Орелмасло» не образуется отход – шрот рапсовый, он является готовой продукцией, который продается потребителям на основании договорных отношений. Шиберная отсечка предназначена для аварийного просыпа шрота, который собирается в контейнер и вывозится на склад. Цех экстракции введен в эксплуатацию 10.03.2021. Для расчета нормативов образования отходов необходимо время, чтобы иметь четкое представление об объемах перерабатываемого сырья и периодичности зачистки оборудования, из чего рассчитывается норматив образования пыли шрота при производстве растительных масел и жиров.

В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, заместитель генерального директора АО «Орелмасло» ФИО2, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явился, обеспечил участие представителей ФИО3, ФИО1, которые доводы жалобы поддержали, просили суд ее удовлетворить, отменить постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Орловской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в Орловской области Приокского межрайонного управления Росприроднадзора ФИО4 от 25.06.2021 № 57-02-204/2021 и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения. Одновременно с этим ссылались на то, что заместитель генерального директора АО «Орелмасло» ФИО2 и акционерное общество «Орелмасло» привлечены к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение, что является недопустимым.

Должностное лицо, вынесшее в отношении АО«Орелмасло» обжалуемое постановление – государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Орловской области, ведущий специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора в Орловской области Приокского межрайонного управления Росприроднадзора ФИО4 в судебном заседании возражала против доводов жалобы, полагала её необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Исследовав материалы дела, доводы жалобы, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона № 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду.

В силу части 2 этой же статьи Федерального закона № 7-ФЗ нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Частью 1 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон об отходах производства и потребления).

В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона отходами производства и потребления (далее – отходы) признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами, распространяющиеся как на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, так и на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы.

Из пункта 2 статьи 11 Федерального закона об отходах производства и потребления следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Согласно положениям части 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (часть 2 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ).

Как усматривается из материалов дела, в связи с поступлением ответственному дежурному по Орловской области Приокского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обращений граждан по факту выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу (в период с 14.03.2021 по 15.03.2021), а также наличием налета и запаха от указанных выбросов на территории пер. Шпагатного <...> и в районе пер. Карачевского г. Орла, специалистами Управления был проведен плановый рейдовый осмотр, обследование.

На обследуемой территории по адресу: <...> Шпагатный <...>, осмотром установлено, что на снежном покрове и иных поверхностях (автомобили, подоконники, крыши гаражей) имеется мелкодисперсный мусор с признаками (маслянистая основа и запах) производства растительных масел. Кроме того, на момент осмотра чувствовался характерный запах для производства растительных масел.

Деятельность АО «Орелмасло» по производству растительного масла на объекте I категории – производственная территория №1, по адресу: <...>, сопровождается образованием отходов производства и потребления, в том числе выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников. В атмосферный воздух поступают вещества I-IV классов опасности.

По вышеуказанным фактам в период с 17 марта 2021 года по 14 мая 2021года Управлением было проведено административное расследование в отношении АО «Орелмасло».

В рамках административного расследования были произведены выезды и обследования производственной территории № 1 АО «Орелмасло» по адресу: <...>.

В ходе осмотра в присутствии представителя по доверенности АО«Орелмасло» ФИО5 инженера-эколога АО «Орелмасло» установлено что деятельность предприятия по производству масла осуществляется, для производства масла на момент осмотра используются семена рапса. На территории предприятия расположен цех экстракции. Со слов представителя АО «Орелмасло» цех экстракции введен в эксплуатацию. В настоящее время цех осуществляет деятельность по отжиму жмыха. В результате указанной деятельности образуется шрот и масло. Шрот из цеха экстракции поступает на конвейер через ПГУ - Циклоны сушки охладителя (ист. 0091, ист.0092). В соответствии с проектом ПДВ в результате работы указанных циклонов в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества – пыль комбикормовая.

Далее шрот посредством конвейера транспортируется на склад. На складе шрот накапливается для дальнейшей продажи по договорам сторонним организациям. Также осмотром установлено, что из цеха экстракции образуется шрот в результате работы цеха экстракции, который накапливается в емкость с уличным сметом.

В ходе проведения осмотра 24.03.2021 произведен отбор проб отхода, отход шрот рапсовый от пылегазоочистного оборудования, собираемый на предприятии с отходами уличного смета (от производства цеха экстракции). Отходы отобраны специалистами филиала ЦЛАТИ по Орловской области на предмет определения класса опасности.

В соответствии с протоколом результатов исследований, измерений от 30.03.2021 № 52-ВД и заключением по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний к протоколу № 52-ВД от 30.03.2021 установлено, что отход проба № 152 шрот рапсовый (отход от пылегазоочистного оборудования, собираемый на предприятии с уличным сметом) относятся к четвертому классу опасности.

В ходе осмотра 29.04.2021 установлено, что на момент осмотра цех экстракции осуществляет деятельность по производству масла в процессе доотжима жмыха. В результате указанной деятельности образуется шрот и масло. В десольвентайзере-тостере-сушилке-охладителя цеха экстракции шрот высушивается и охлаждается. Благодаря воздушному вентилятору сушилки используется воздух, который охлаждает сырье. Воздух выходит из сушилки по системе воздуховодов через циклоны-сушилки (ист. 0091, ист. 0092). Согласно нормативам ПДВ в атмосферный воздух от ист. 0091, 0092 выбрасывается вредное (загрязняющее) вещество: пыль комбикормовая. Осмотром установлено, что в результате деятельности циклонов образуется отход пыль шрота при производстве растительных масел и жиров (ФККО 3 01 141 49 42 4, IV класс опасности), данный отход так же установлен на улитке циклона. Отход пыль шрота при производстве растительных масел и жиров накапливается в контейнер, расположенный на участке цеха экстракции. На момент осмотра со слов представителя АО «Орелмасло» данный отход накапливается, договоры на передачу отхода не заключены. Кроме того, на момент осмотра разгрузочного транспортера цеха экстракции открыта шиберная отсечка, шрот просыпается из данной отсечки на бетонированную площадку. Также установлено, что отход от чистки циклонов (ист. 0091, ист. 0092) и просыпанный шрот от транспортера накапливается в вышеуказанном контейнере.

В рамках вышеуказанного расследования в адрес АО «Орелмасло» были направлены определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от 23.03.2021 № 57-02-080/202, от 16 04 2021 № 57-02- 080/2021.

АО «Орелмасло» представлен журнал образования и движения отходов АО«Орелмасло» за I квартал 2021 года, а также паспорта отходов I-IV классов опасности (исх. от 27.04.2021 № 152).

Согласно приложению № 2 к журналу учета за 1 квартал 2021 года в результате деятельности АО «Орелмасло» количество образованного отхода пыль шрот от производства растительных масел и жиров 4 класса опасности составило 0,5 тонн.

Тем самым, в ходе административного расследования в период с 17.03.2021 по 14.05.2021 должностными лицами Приокского межрегионального управления Росприроднадзора установлено, что при осуществлении хозяйственной и иной деятельности АО «Орелмасло» по производству растительного масла на объекте I категории - производственная территория №1, по адресу: <...>, образуются отходы пыль шрота при производстве растительных масел и жиров (код ФККО 4 43 134 11 52 4, IV класс опасности), отход шрот рапсовый (IV класс опасности), образование которого зафиксировано на момент обследований 24.03.2021 (длящегося с 10 час. 45 мин. по 11 час. 30 мин.), 29.04.2021 (длящегося с 11 час. 33 мин. по 13 час. 30 мин). На момент осмотра 29.04.2021 (длящегося с 11 час. 33 мин. по 13 час. 30 мин) разгрузочного транспортера цеха экстракции открыта шиберная отсечка, шрот просыпается из данной отсечки на бетонированную площадку. Также установлено, что отход от чистки циклонов (ист. 0091, ист. 0092) пыль шрота при производстве растительных масел и жиров (код ФККО 4 43 134 11 52 4, IV класс опасности) и просыпанный шрот от транспортера накапливается в контейнер, расположенный на участке цеха экстракции.

При этом, на момент проводимого административного расследования у АО«Орелмасло» отсутствовал (не установлен, не разработан) норматив образования на отход пыль шрота при производстве растительных масел и жиров (код ФККО 4 43134 11 52 4, IV класс опасности), а также норматив образования на отход шрот рапсовый (IV класс опасности).

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения заместителя генерального директора АО«Орелмасло» Б.О.ИБ., допустившего нарушение требований ч. 1 ст. 34, ч.ч. 1, 2 ст. 19, ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст.39 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.ч. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверяя дело об административном правонарушении по жалобе представителя заместителя генерального директора АО«Орелмасло» Б.О.ИБ., поданной в порядке, предусмотренном статьями 30.1 - 30.2, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд соглашается с выводами должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, о наличии в действиях заместителя генерального директора АО«Орелмасло» Б.О.ИБ. состава вмененного административного правонарушения.

Фактические обстоятельства совершения должностным лицом административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами:

- протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 24.03.2021 № 1Ат-Р и фототаблицей к протоколу осмотра № 1Ат-Р от 24.03.2021;

- протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 29 апреля 2021 года и фототаблицей к указанному протоколу осмотра № 1Ат-Р от 29 апреля 2021 года,;

- протоколом взятия проб и образцов № 1 АтОт-Ш от 24.03.2021 и фототаблицей к протоколу взятия проб и образцов от 24.03.2021 № 1АтОТ-Ш;

- заключением Филиала «ЦЛАТИ по Орловской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ЦФО» по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний к протоколу № 52-ВД от 30.03.2021;

- актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № 1Ат-Р от 15.03.2021 и фототаблицей к акту обследования № 1Ат-Р от 15.03.2021;

- протоколом об административном правонарушении № 57-02-204/2021 от 11 июня 2021 года, составленным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Орловской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в Орловской области Приокского межрайонного управления Росприроднадзора ФИО4 в отношении заместителя генерального директора АО«Орелмасло» Б.О.ИБ. по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

В соответствии с приказом генерального директора АО«Орелмасло» от 01.09.2020 № 38/3-П ФИО2 – заместитель генерального директора назначен ответственным лицом в общем по организации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности назначен.

Согласно должностной инструкции заместителя генерального директора ОАО «Орелмасло» ФИО2 обязан: контролировать соблюдение требований природоохранных, санитарных органов, а также органов, осуществляющих технический надзор; руководить деятельностью по обеспечению экологии в целом по предприятию.

Проверяя доводы жалобы, суд учитывает, что АО«Орелмасло» относится к числу субъектов, на которых Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» возложены обязанности, невыполнение которых вменено заместителю генерального директора АО«Орелмасло» ФИО2 по настоящему делу об административном правонарушении.

При разрешении данного дела об административном правонарушении государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Орловской области правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновности заместителя генерального директора АО«Орелмасло» ФИО2 в его совершении.

Довод жалобы об отсутствии события административного правонарушения, а также ссылка на то, что заместитель генерального директора АО «Орелмасло» ФИО2 и акционерное общество «Орелмасло» привлечены к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение, что является недопустимым, суд признает несостоятельными.

Принимая во внимание положения части 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечение юридического лица к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не исключает привлечение за аналогичное правонарушение должностного лица заместителя генерального директора АО «Орелмасло» ФИО2, ненадлежащее исполнение которым должностных обязанностей привело к допущенному нарушению.

Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении заместителя генерального директора АО «Орелмасло» ФИО2, влекущих отмену вынесенного государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Орловской области постановления, судом не установлено.

Срок давности и порядок привлечения заместителя генерального директора АО «Орелмасло» ФИО2 к административной ответственности соблюден.

Административное наказание назначено заместителю генерального директора АО «Орелмасло» ФИО2 в размере, установленном санкцией части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод о том, что назначенное административное наказание в виде административного штрафа может быть снижено на основании части 2.2 статьи4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отклонению, поскольку минимальный размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ для должностных лиц составляет менее пятидесяти тысяч рублей, в связи с чем часть 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае не может быть применена.

При таких обстоятельствах оснований для отмены либо изменения оспариваемого постановления не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Орловской области, ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора в Орловской области Приокского межрайонного управления Росприроднадзора ФИО4 от 25.06.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя генерального директора акционерного общества «Орелмасло» ФИО2 оставить без изменения, жалобу представителя заместителя генерального директора АО «Орелмасло» ФИО2 – ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья С.В. Сандуляк