ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-216/20 от 03.06.2020 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело №12-216/2020

УИД:77RS0021-01-2020-004628-22

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

г. Воронеж 03 июня 2020 года

Судья Центрального районного суда г. Воронежа Багрянская В.Ю. рассмотрев жалобу Минина Дениса Александровича на постановление заместителя начальника Управления контроля государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы №28/04/7.30-211/2020 от 04 марта 2020 года за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника Управления контроля государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы №28/04/7.30-211/2020 от 04 марта 2020 года Минин Д.А. признан виновным в том, что, являясь должностным лицом, председателем аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе, принял решение об отказе участникам закупок с порядковыми номерами 5,8,10,11,12,13,14 и 15 в допуске к участию в аукционе в нарушение требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 КоАП РФ. Минин Д.А. привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 30000 руб.

В жалобе Минин Д.А. ставит вопрос об отмене постановления, полагая, что оно является незаконным и необоснованным, поскольку в его действиях отсутствует состав правонарушения, так как заявки были отклонены в точном соответствии с требованиями закона, кроме того, полагает, что данное правонарушение является малозначительным, и не нанесло большого вреда общественным интересам.

В судебном заседании Минин Д.А. и его защитник, допущенный к участию в деле по ходатайству Минина Д.А., Заборских Д.В., жалобу поддержали, пояснил изложенные в ней доводы.

ФАС России не направила в суд своего представителя, суду представлены письменные возражения на жалобу Минина Д.А.

Изучив представленные материалы, доводы жалобы, полагаю, что оснований к отмене постановления не имеется.

Согласно ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.

Протоколом об административном правонарушении от 18.02.20 установлено, что 14.05.19 ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Воронежской области» (далее Заказчик) в единой информационной системе в сфере закупок (далее ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку моторного и трансмиссионного масла для служебных транспортных средств (далее Аукцион), номер извещения 0831100000319000072. В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 03.06.19 участникам закупки с порядковыми номерами заявок 8,11,14 и 15 отказано в допуске к участию в аукционе в связи с не указанием в составе заявок товарного знака.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Подпунктом «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при его наличии).

Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации.

Пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.

В соответствии с пунктом 6 раздела 3 «Подготовка заявки на участие в электронном аукционе» документации об Аукционе первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об Аукционе и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии).

Таким образом, как непосредственно Законом о контрактной системе, так и документацией об Аукционе установлено, что товарный знак должен указываться только при его наличии.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 03.06.2019 (далее - Протокол) участникам закупки с порядковыми номерами заявок 8, 11, 14, 15 аукционной комиссией Заказчика отказано в допуске к участию в Аукционе ввиду несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе: отсутствие товарного знака.

Решением комиссии ФАС России по делу № ПГОЗ-107/19 установлено, что предложенное участником закупки с порядковым номером заявки 14 масло трансмиссионное ТАД-17И (ТМ-5-18) не имеет товарный знак, в связи с чем, им не указан товарный знак в составе первой части заявки на участие Аукционе. Кроме того, установлено, что участники закупки с порядковыми номерами заявок 8, 11, 15 при описании масла также не указали товарный знак в составе первой части заявки на участие Аукционе.

В жалобе Минин Д.А. в качестве подтверждения правильности своей позиции об обязательном наличии товарного знака ссылается на положения ГОСТ 1510-84. Суд полагает, что доводы Минина Д.А. основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

В «Техническом задании» документации об Аукционе установлено требование о соответствии трансмиссионного масла ТАД-17И (ТМ-5-18) ГОСТ 23652-79. ГОСТ 23652-79 «Масла трансмиссионные. Технические условия» не содержит требования о наличии товарного знака.

Согласно пункту 6.1 ГОСТ 23652-79 упаковка, маркировка, транспортирование и хранение – осуществляется по ГОСТ-1510-84.

В соответствии с пунктом 1.1 ГОСТ-1510-84 на потребительскую тару наклеивают бумажную этикетку либо делают надпись, содержащую: наименование нефтепродукта, его марку; обозначение стандарта; товарный знак предприятия-изготовителя (при упаковывании нефтепродуктов на нефтебазе указывают ее наименование); массу нетто или объем; дату - месяц и год изготовления нефтепродукта; номер партии; надписи: "Огнеопасно" для легковоспламеняющихся нефтепродуктов, "Яд" - для ядовитых; цену, если нефтепродукт предназначен для розничной торговли.

Пунктом 1.2 ГОСТ-1510-84 установлено, что на каждой единице транспортной тары с нефтепродуктом должна быть сделана с помощью трафарета или штампа несмываемая водой и нефтепродуктами надпись, содержащая: наименование нефтепродукта, марку (допускается для пластичных смазок указывать их сокращенные наименования); товарный знак предприятия- изготовителя; массу брутто и нетто; дату - месяц и год изготовления нефтепродукта; номер партии; обозначение стандарта.

Если на транспортной таре с нефтепродуктами не может быть сделана указанная надпись, то к таре прикрепляют ярлык или наклеивают этикетку с этой надписью.

Таким образом, в соответствии с пунктами 1.1, 1.2 ГОСТ 1510-84 товарный знак предприятия - изготовителя наносится на единицу тары(потребительскую/транспортную), а не на масло.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии пунктом 1 статьи 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Согласно статьи 1479 ГК РФ на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1481 ГК РФ на товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак. Свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

При этом в силу пункта 1 статьи 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

Из изложенного следует, что обозначение, которое служит для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, является товарным знаком только в случае его государственной регистрации федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности и выдачи соответствующего свидетельства.

Кроме этого, согласно пункту 2 статьи 1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, путем размещения товарного знака способами, перечисленными в 1484 ГК РФ.

Исходя из вышеизложенного, использование товарного знака является правом лица, обладающего исключительным правом на такой товарный знак.

Однако доказательств того, что товары - масла трансмиссионные, которые участники закупки с порядковыми номерами заявок 8, 11, 14, 15 намеревались предложить к поставке Заказчику, имеют товарный знак, зарегистрированный в установленном порядке, Заказчиком или Мининым Д.А. представлены не были.

На основании установленных обстоятельств, указанный в Постановлении вывод об отсутствии оснований для отказа участникам в допуске к участию в Аукционе является законным и обоснованным, поскольку, положения Закона о контрактной системе и документации об Аукционе не требуют от участников Аукциона при описании в заявках товара обязательно указывать его товарный знак, а содержат оговорку, что товарный знак предоставляется только «при наличии»; ГОСТ 23652-79 не предусмотрено требование о наличии товарного знака на масло; ГОСТ 1510 - 84 устанавливает лишь требование о нанесении товарного знака на тару, а не на сам товар.

Довод заявителя о том, что аукционная комиссия Заказчика правомерно отказала в допуске к участию в Аукционе участникам закупки с порядковыми номерами заявок 5, 10, 12, 13, суд также полагает безосновательным, по следующим основаниям.

В соответствии с Протоколом участнику с порядковым номером заявки 14 аукционной комиссией Заказчика отказано в допуске к участию в Аукционе в том числе ввиду несоответствия позиции № 3 требованиям документации об Аукционе (плотность при 15 гр. С., вязкость кинематическая при 40 гр. С., температура вспышки).

В соответствии с частью 3 «Техническая часть» документации об Аукционе масло полусинтетическое для турбированных дизельных двигателей «Texaco Havoline Extra» бочка 208 л. (позиция № 3) имеет следующие показатели: плотность при 15 гр. С. - не менее 873. вязкость кинематическая при 40 гр. С. - не более 96.8. температура вспышки - не менее 231.

При этом, содержащиеся в первой части заявки участника под номером

14 конкретные показатели масла полусинтетического для турбированных дизельных двигателей «Texaco Havoline Extra» бочка 208 л. (позиция № 3) соответствуют части 3 «Техническая часть» документации об Аукционе, а именно: плотность при 15 гр. С. - 873. вязкость кинематическая при 40 гр. С. - 96,8. температура вспышки - не менее 231.

В соответствии с Протоколом первая часть заявки с порядковым номером 5 отклонена Аукционной комиссией в связи с несоответствием позиции № 3 требованиям документации об Аукционе (плотность при 15 гр. С., индекс вязкости, температура вспышки)», не соответствие позиции № 6 требованиям документации об Аукционе (вязкость кинематическая при 100 гр. С, индекс вязкости, температура вспышки, температура застывания, щелочное число).

Частью 3 «Техническая часть» документации об Аукционе установлены следующие требования к закупаемым маслам по позиции № 3: плотность при

15 гр. С. - не менее 873. индекс вязкости - не более 160. температура вспышки - не менее 231. По позиции № 6: вязкость кинематическая при 100 гр. С - не менее 14.8. индекс вязкости - не более 171. температура вспышки - не ниже 233. температура застывания — не выше – 50, щелочное число - не менее 9.5.

Конкретные показатели, указанные в составе первой части заявки участника Аукциона с порядковым номером 5, соответствуют требованиям, установленным в части 3 «Техническая часть» документации об Аукционе, а именно: по позиции № 3 плотность при 15 гр. С. - 873. индекс вязкости - 160. температура вспышки - 231. По позиции № 6 вязкость кинематическая при 100 гр. С - 14.8. индекс вязкости -171. температура вспышки - 233. температура застывания - 50, щелочное число — 9.5.

Согласно Протоколу первая часть заявка с порядковым номером 10 отклонена Аукционной комиссией в связи с несоответствием позиции № I требованиям документации об Аукционе (температура вспышки), несоответствие позиции № 3 требованиям документации об Аукционе (температура вспышки).

В соответствии с частью 3 «Техническая часть» документации об Аукционе установлены следующие требования к закупаемым маслам по позиции №1: температура вспышки - не менее 253. По позиции № 3: температура вспышки - не менее 231.

Конкретные показатели, указанные в составе первой части заявки участника Аукциона с порядковым номером 10, соответствуют требованиям, установленным в части 3 «Техническая часть» документации об Аукционе, а именно: по позиции № 1 температура вспышки - 253. По позиции № 3 температура вспышки — 231.

Участником под номером 10 по позиции № 3 предложено масло полусинтетическое для турбированных дизельных двигателей «Тех-Oil» SAE 10 W-40API SN/SF, которое по своим характеристикам также соответствовало требованиям документации об аукционе.

В соответствии с Протоколом первая часть заявка с порядковым номером 12 отклонена Аукционной комиссией ввиду несоответствия позиции № 3 требованиям документации об Аукционе (температура вспышки), несоответствия позиции № 6 требованиям документации об Аукционе (температура вспышки, вязкость кинематическая при 100 гр. С, индекс вязкости, температура застывания).

Согласно части 3 «Техническая часть» документации об Аукционе установлены следующие требования к закупаемым маслам по позиции №3: температура вспышки - не менее 231. По позиции № 6: температура вспышки не ниже 233. вязкость кинематическая при 100 гр. С - не менее 14.8. индекс вязкости - не более 171. температура застывания С - не выше - 50.

Конкретные показатели, указанные в составе первой части заявки участника Аукциона с порядковым номером 12, соответствуют требованиям, установленным в части 3 «Техническая часть» документации об Аукционе, а именно: по позиции № 3 температура вспышки - 231. По позиции № 6 температура вспышки - 233. вязкость кинематическая при 100 гр. С - 14.8. индекс вязкости - 171. температура застывания С — 50.

Согласно Протоколу первая часть заявки с порядковым номером 13 отклонена Аукционной комиссией ввиду несоответствия позиции № 6 требованиям документации об Аукционе (температура вспышки, вязкость кинематическая при 100 гр. С, индекс вязкости, температура застывания, щелочное число).

В соответствии с частью 3 «Техническая часть» документации об Аукционе установлены следующие требования к закупаемым маслам по позиции № 6: температура вспышки - не ниже 233. вязкость кинематическая при 100 гр. С - не менее 14.8. индекс вязкости - не более 171. температура застывания -не выше - 50. щелочное число - не менее 9.5.

Конкретные показатели, указанные в составе первой части заявки участника Аукциона с порядковым номером 13, соответствуют требованиям, установленным в части 3 «Техническая часть» документации об Аукционе, а именно: по позиции № 6 температура вспышки - 233. вязкость кинематическая при 100 гр. С - 14.8. индекс вязкости -171. температура застывания С - 50, щелочное число — 9.5.

Таким образом, все предложенные к участию заявки, которые были отклонены председателем аукционной комиссии, порядковые номера 5,8,10,11,12,13,14 и 15 соответствовали требованиям документации об аукционе и оснований для их отклонения не имелось. Ссылки Минина Д.А. на технические паспорта на предлагаемые товары, суд полагает безосновательными, поскольку, указанные паспорта (л.д.123-129) содержат типовые характеристики товара, которые представляют собой усредненные значения и не являются спецификацией производителя. Приводимые в типовых характеристиках данные могут изменяться производителем в пределах допустимых норм, что указывает на отсутствие у заказчика доказательств предоставления участниками закупки с порядковыми номерами 5,10,12,13 и 14 недостоверной информации для участия в аукционе.

На основании вышеизложенного, в действиях Минина Д.А., допустившего нарушение требований части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, содержится состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Дело об административном правонарушении № 28/04/7.30-211/2020 возбуждено по результатам рассмотрения должностным лицом ФАС России материалов дела № ПТОЗ-107/19. Правомерность выводов о нарушении аукционной комиссией Заказчика требований законодательства о контрактной системе, указанных в решении комиссии ФАС России по контролю в сфере государственного заказа № ПТОЗ-107/19 от 19.06.2019, подтверждена вступившим в законную силу судебным актом (решение Арбитражного суда города Москвы от 30.12.2019 по делу № А40-245136/19-93-2007).

Суд не может согласиться с доводами Минина Д.А. о малозначительности вмененного ему административного правонарушения.

В силу ст. 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в данном случае не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица, уполномоченного от имени государственного заказчика, к исполнению публично-правовых обязанностей по приему заявок для участия в аукционе в сфере закупок для государственных нужд. Произвольное отклонение заявок участников аукциона по надуманным основаниям, которые не предусмотрены нормами действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных нужд, приводит к нарушению прав участников аукциона, а также к умалению авторитета государственной власти.

При указанных обстоятельствах, отсутствуют основания к отмене постановления, вынесенного с соблюдением требований КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции статьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника Управления контроля государственного оборонного заказа Федеральной антимонопольной службы №28/04/7.30-211/2020 от 04 марта 2020 года о привлечении к административной ответственности Минина Дениса Александровича по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ оставить без изменений, а жалобу Минина Д.А. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти дней со дня его получения.

Судья Багрянская В.Ю.