ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-21/20 от 21.01.2020 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 12-21/2020

Р Е Ш Е Н И Е

21 января 2020 года г. Калининград

Судья Центрального районного суда г.Калининграда Сагий Л.А.,

при секретаре Грибовой П.С.,

с участием привлекаемого лица Гусевой Н.С., представителей УФУ по Калининградской области Петрушко Е.А. и Черниченко К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Гусевой Натальи Сергеевны на не вступившее в законную силу постановление начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Калининградской области Шиганова А.Ю. от 23 октября 2020 года № 35-24-28/19-2019П, вынесенное в отношении должностного лица – начальника отдела – главного бухгалтера отдела финансово-экономической работы и обеспечения деятельности Западно-Балтийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Гусевой Н.С., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.6 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Протоколом заместителя начальника контрольно-ревизионного отдела в социально-экономической сфере Управлении Федерального казначейства по Калининградской области Черниченко К.О. от 08 октября 2019 года в отношении Гусевой Н.С., главного бухгалтера отдела финансово-экономической работы и обеспечения деятельности Западно-Балтийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.6 КоАП РФ.

Постановлением начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Калининградской области Шигановым А.Ю. от 23 октября 2019 года Гусева Н.С. привлечена к административной ответственности по ст.15.15.6 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Гусева Н.С. обратилась с жалобой, в которой просит постановление отменить в связи с нарушением процессуальных требований, обусловленных нарушением сроков составления протокола об административном правонарушении, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, указав, что вина в совершении административного правонарушения не доказана.

В судебном заседании Гусева Н.С. доводы жалобы поддержала, настаивала на том, что ее вина в совершении правонарушения подтверждения не нашла. Подтвердила, что в период с 16 января 2017 года по 31 августа 2018 года в силу занимаемой должности ей было предоставлено право первой подписи. Настаивала на том, что отчетность представлена достоверная, без искажения показателей.

Представители УФК по Калининградской области Петрушко Е.А., Черниченко К.О., действующие на основании доверенности, возражали против удовлетворения жалобы, полагали постановление от 23 октября 2019 года законным и обоснованным. В ходе проверки было выявлено, что показатели бюджетной отчетности искажены более чем на 10%, допущены нарушения Инструкции №157н, ст.264.1 Бюджетного кодекса РФ.

Изучив доводы жалобы, заслушав Гусеву Н.С., представителей органа, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 15.15.6 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 252-ФЗ) за представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Федеральным законом от 29.05.2019 № ПЗ-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 15.15.6 КоАП РФ изложена в новой редакции (пункт 2 Федерального закона).

Федеральный закон от 29.05.2019 № ПЗ-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» вступил в законную силу 09.06.2019 года.

Частью 4 статьи 15.15.6 (в редакции Федерального закона от 29.05.2013 № ПЗ-ФЗ) установлено, что грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

При этом в пункте 4 Примечаний к указанной статье под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов.

В соответствии с ч. 1 ст.1.7 КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет, то есть не распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено (часть 2 статьи 1.7 КоАП РФ).

Санкция ч. 4 ст.15.15.6 КоАП РФ предусматривает в качестве минимальной административного наказания административный штраф в размере 15 000 рублей, тогда как санкция ст. 15.15.16 КоАП РФ за совершение того же деяния предусматривала минимальный размер административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Согласно ст.264.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Бюджетная отчетность включает: 1) отчет об исполнении бюджета; 2) баланс исполнения бюджета; 3) отчет о финансовых результатах деятельности; 4) отчет о движении денежных средств; 5) пояснительную записку.

В соответствии со ст.162 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ) получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета); формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также же информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года N 191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Приказом Минфина России от 01 декабря 2010 года N 157н утверждена Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений.

Содержание вышеуказанных Инструкций соответствует вышеназванным нормам федеральных законов.

Из материалов дела следует, что в результате ревизии финансово-хозяйственной деятельности Западно-Балтийского ТУ Росрыболовства за 2017-2018 годы, проведенной Управлением в период с 29 мая 2019 года по 26 июня 2019 года, выявлены искажения отчетности.

По данным бюджетного учета Западно-Балтийского ТУ Росрыболовства, а именно Главной книги (форма 0504072) на 01.01.2018, оборотно-сальдовой ведомости за 2017 год по счету 1.502.99 «Отложенные обязательства» по состоянию а 01.01.2018 имеется остаток резерва на оплату отпусков за фактически отработанное время, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудников и по исполнительному листу, в сумме 151 854,45 рублей.

Согласно пункту 72.1 Инструкции № 191н в графе 7 по строке 911 Отчета о бюджетных обязательствах (ф.0503128) отражается сумма показателей (остатков)соответствующих счетов аналитического учета счета 150299000 «Отложенные, обязательства» на конец отчетного периода.

В отчете о бюджетных обязательствах (ф.0503128) на 01.01.2018 показатели раздела «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом» строки 911 графы 7 отсутствуют.

В нарушение ч.2 ст.264.1 Бюджетного кодекса РФ, п.1 ст.13 Федерального закона № 402-ФЗ, п.18 Федерального стандарта № 256н и пункта 72.1 № 191н Западно-Балтийским ТУ Росрыболовства в Отчете о бюджетных обязательствах (ф.0503128) на 01.01.2018 по строке 911 «Обязательства финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом по отложенным обязательствам» в графе 7 «Всего» не отражены принятые и не исполненные отложенные обязательства на сумму 151 854,45 рублей.

Установлено, что в 2017 году между Управлением и ООО «Торговый дом «Вельбот» заключен государственный контракт от 10 октября 2017 г. № 0135100004817000046-0077914- 02 на поставку моторных лодок в количестве 2 штук с оборудованием для нужд Управления на сумму 2513 191,37 рубль.

Согласно Приложению № 1 к государственному контракту от 10 октября 2017 г. № 0135100004817000046-0077914-02 стоимость 2 алюминиевых лодок «Вельбот - 53» составляет 373 262,35 рубля и 373 262,36 рубля соответственно, стоимость монтажных работ составляет 65 000,00 рублей.

Алюминиевые лодки «Вельбот - 53» в количестве 2 штук получены Управлением от ООО «Торговый дом «Вельбот» по товарной накладной от 20 ноября 2017 г. № 66, приняты к бухгалтерскому учету в составе основных средств в количестве 2 штук на сумму 746 524,71 рубля и оприходованы по счету 1.101.15 «Транспортные средства - недвижимое имущество учреждения» на сумму 746 524,71 рубля.

Управление оплатило ООО «Торговый дом «Вельбот» за поставленные алюминиевые лодки «Вельбот - 53» в количестве 2 штук за счет средств федерального бюджета в сумме 746 524,71 рубля по платежному поручению от 1 декабря 2017 г. № 265831.

В рамках государственного контракта от 10 октября 2017 г. № 0135100004817000046-0077914-02 по акту от 20.11.2017 № 66 Управлением были оплачены за счет средств федерального бюджета ООО «Торговый дом «Вельбот» работы по монтажу алюминиевых лодок «Вельбот - 53» в количестве 2 штук в сумме 130 000,00 рублей по платежному поручению от 12 декабря 2017 г. № 371679.

По данным бюджетного учета вышеуказанные расходы на работы по монтажу алюминиевых лодок «Вельбот - 53» в количестве 2 штук в сумме 130 000,00 рублей Управлением были списаны на счет 1.401.20 «Финансовый результат экономического субъекта - расходы текущего финансового года».

В соответствии с представленной Учетной политикой в Управлении объекты недвижимости, находящиеся до регистрации права, учитывались на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Согласно представленным судовым билетам от 11.01.2018 №№ АА 104653, АА 104653 права на алюминиевые лодки «Вельбот - 53» зарегистрированы Управлением в реестре маломерных судов в 2018 году.

В нарушение частей 1, 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса РФ, ч.1 ст. 13 Федерального закона № 402-ФЗ, пунктов 4,23, 36, 47, 3 32 Инструкции № 157н, пункта 7 Инструкции № 191н Управлением в 2017 году алюминиевые лодки «Вельбот - 53» в количестве 2 штук, приобретенные за счет средств федерального бюджета, оприходованы по счету 1.101.15 «Транспортные средства - недвижимое имущество учреждения» на сумму 746 524,71 рубля, без учета стоимости работ по их монтажу в сумме 130 000,00 рублей, тогда как следовало учитывать на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» на сумму 876 524,71 рубля, а после государственной регистрации права в реестре маломерных судов оприходовать в 2018 году по счету 1,101.15 «Транспортные средства - недвижимое имущество учреждения» на сумму 76 524,71 рублей, то есть допущено нарушение порядка ведения бюджетного учета, что повлекло искажение Управлением форм отчетности.

В соответствии с товарной накладной от 20.06.2017 № 38, актом о приеме- передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) от 30.06.2017 № 0000-000001, приходным ордером на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207) от 30.06.2017 № 0000-000002, инвентарной карточкой учета нефинансовых активов (ф. 0504031) от 30.06.2017 № С001110640 Западно-Балтийское ТУ Росрыболовства приняло к учету в состав основных средств, транспортное средство (лодку моторную Quintex390 Dart) в количестве 1 объекта балансовой стоимостью 221 933,33 рублей, права на которые подлежат государственной регистрации, и отразило его в учете по счету 1.101.35 «Транспортные средства - иное движимое имущество учреждения» в сумме 221 933,33 рублей.

Группировка основных средств осуществляется по группам имущества (недвижимое имущество учреждения, особо ценное движимое имущество учреждения, иное движимое имущество учреждения, имущество - предметы лизинга) и видам имущества, соответствующим подразделам классификации, установленными приказом Госстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2018-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008)».

Объекты основных средств учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета (10, 20, 30, 40), и соответствующий аналитический код вида синтетического счета объекта учета.

Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания.

В нарушение частей 1 и 2 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ, части 1 статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ, пунктов 4, 44, 53 Инструкции № 157н, пункта 7 Инструкции № 191н Западно-Балтийское ТУ Росрыболовства оприходовало маломерное судно (лодка моторная Quintex390 Dart) по счету 1.101.35 «Транспортные средства - иное движимое имущество учреждения», тогда как вышеуказанное основное средство должно быть оприходовано по счету 1.101.15 «Транспортные средства - недвижимое имущество учреждения» на сумму 221 933,33 рублей, то есть допущено нарушение порядка ведения бюджетного учета, что повлекло искажение Управлением форм отчетности.

В 2017 году между Западно-Балтийским ТУ Росрыболовства и ООО «Софт» заключен государственный контракт от 25 июля 2017 г. № 0135100004817000037-0077914-01 на оказание услуг на продление неисключительных прав (лицензий) на антивирусное программное обеспечение (далее - ГК № 0135100004817000037-0077914-01) на сумму 51 799,47 рублей.

В соответствии с Приложением № 1 к ГК № 0135100004817000037-0077914- 01 срок действия продления права на использование программного обеспечения на приобретенные ранее лицензии, установлен на 1 год.

В рамках ГК № 0135100004817000037-0077914-01 по акту на передачу прав от 27.07.2017 № 1169 Западно-Балтийским ТУ Росрыболовства оплачены за счет средств федерального бюджета ООО «Софт» услуги на продление неисключительных прав (лицензий) на антивирусное программное обеспечение в сумме 51 799,47 рублей по платежному поручению от 17 ноября 2017 г. № 176885.

По данным бюджетного учета принятые услуги на продление неисключительных прав (лицензий) на антивирусное программное обеспечение в сумме 51 799,47 рублей Западно-Балтийским ТУ Росрыболовства списаны на счет 1.401.20 «Финансовый результат экономического субъекта - расходы текущего финансового года».

В нарушение частей 1 и 2 ст.264.1 Бюджетного кодекса РФ, части 1 статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ, пунктов 4, 66 Инструкции № 157н, пункта 7 Инструкции № 191н Западно-Балтийское ТУ Росрыболовства отнесло расходы по оплате услуг на продление неисключительных прав (лицензий) на антивирусное программное обеспечение на финансовый результат текущего финансового года в сумме 51 799,47 рублей без отражения на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» до окончания срока действия продления права на использование программного обеспечения на приобретенные ранее лицензии, то есть допущено нарушение порядка ведения бюджетного учета, что повлекло искажение Западно-Балтийским ТУ Росрыболовства форм отчетности.

Установленные административным органом обстоятельства подтверждаются собранными по делу и приведенными в постановлении доказательствами, которые при вынесении постановления получили оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам ст.26.11 КоАП РФ, подвергать которую сомнению нет никаких оснований.

Дело об административном правонарушении рассмотрено всесторонне, полно, объективно.

Вопреки доводам жалобы существенных нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого постановления, не допущено, нормы материального права применены правильно.

Само по себе составление протокола об административном правонарушении по истечении срока, предусмотренного ст. 28.5 КоАП РФ, не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, если он составлен в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

Содержание протокола об административном правонарушении и обжалуемого постановления соответствует друг другу, в том числе в части статьи, по которой заявитель привлечен к административной ответственности.

Вывод о том, что Гусева Н.С. являлась должностным лицом, является субъектом правонарушения, обоснован и привлекаемым лицом не оспаривался.

Действиям Гусевой Н.С. дана правильная юридическая оценка. Административное наказание назначено в минимальном размере, установленном санкцией ст. 15.15.6 КоАП РФ, и с соблюдением общих правил назначения наказания, установленных ст.ст.4.1 - 4.3 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным содеянному.

Оснований для прекращения дела в связи с отсутствием состава административного правонарушения не имеется.

Нарушений требований КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

Постановление вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ.

Оснований для применения положений о малозначительности правонарушения суд не усматривает.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" дано разъяснение о том, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав рассматриваемого административного правонарушения является формальным, не предусматривает в качестве основания наступления ответственности в случае наступления какого-либо вреда и неблагоприятных последствий.

Признаков крайней необходимости не имеется.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление начальника юридического отдела Управления Федерального казначейства по Калининградской области Шиганова А.Ю. от 23 октября 2020 года № 35-24-28/19-2019П, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица – начальника отдела – главного бухгалтера отдела финансово-экономической работы и обеспечения деятельности Западно-Балтийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Гусевой Натальи Сергеевны, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения лицами, указанными в ст.ст.25.1-25.5 КоАП РФ, в соответствии со ст.30.3 КоАП РФ.

Судья