ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-21/2017 от 18.10.2017 Мотыгинского районного суда (Красноярский край)

дело № 12-21/2017

РЕШЕНИЕ

п. Мотыгино 18 октября 2017 г.

Федеральный судья Мотыгинского районного суда Василькова И.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора АО «Васильевский рудник» ФИО1 на постановления главного государственного инспектора труда ФИО2 от 18.08.2017 №8-ПП/2017-1/200/343/28/7 о привлечении АО «Васильевский рудник» к административной ответственности в виде штрафа в размере 70000 рублей по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ,

установил:

постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Красноярском крае ФИО2 от 18.08.2017 № 8-ПП/2017-1/200/343/28/7 АО «Васильевский рудник» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 70000 рублей.

Согласно постановления АО «Васильевский рудник», является юридическим лицом, действующее на основании Устава, утвержденного решением внеочередного общего собрания акционеров (протокол 5/2016 от 18.04.2016), обладающее правами работодателя согласно ст.ст. 20, 22 ТК РФ, находясь по адресу: п. Партизанск, промзона АО «Васильевский рудник». В период с 14.08.2017 по 18.08.2017 Государственной инспекцией труда в Красноярском крае в результате проверки соблюдения трудового законодательства, а также государственных нормативных требований охраны труда установлено, что АО «Васильевский рудник»

1) по окончании периода временной нетрудоспособности пострадавших при несчастных случаях на производстве ФИО3 (приступила к работе с 28.07.2017), ФИО4 (приступил к работе с 23.05.2017), ФИО5 (приступил к работе 4.07.2017), ФИО6 (приступил к работе с 28.04.2017), ФИО7 (приступил к работе 24.02.2017), ФИО8 (уволен 25.10.2016), ФИО9 (уволен 04.10.2016), не направил в Государственную инспекцию труда сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах, оформленного по установленной форме, что является нарушением ст. 230.1 ТК РФ, п. 36 «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», утвержденного Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73.

Нарушение является длящимся и выявлено Государственной инспекцией труда в Красноярском крае 15.08.2017.

2) в нарушение п. 13 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 1.06.2009 № 290н, на лицевой стороне личных карточек учета выдачи СИЗ работников не отражены: личные данные работника (пол, рост, размер одежды), наименование СИЗ, пункт типовых норм, единица измерения, количество на год, в также отсутствует подпись руководителя структурного подразделения.

Таким образом, в организации не ведется надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты.

Нарушение является длящимся и выявленным Государственной инспекцией труда в Красноярском крае 14.08.2017.

3) выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств не фиксируется под роспись в личной карточке учёта выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, образец которой предусмотрен приложением к Стандарту безопасности труда. Выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств в организации осуществляется по ведомостям. Таким образом, в АО «Васильевский рудник» не ведётся надлежащий учёт и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в установленные сроки, чем нарушен п.24 приложения №2 Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010г. №1122н.

Нарушение является длящимся и выявленным Государственной инспекцией труда в Красноярском крае 14.08.2017.

4) в трудовых договорах работников организации (машиниста крана автомобильного АТЦ ФИО10, электрогазосварщика РМЦ ФИО11, машиниста буровой установки ГРП ФИО12 и др.), не указаны нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника. Нарушение п. 9 приложения № 2 Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010г. №1122н.

Нарушение является длящимся и выявленным Государственной инспекцией труда в Красноярском крае 15.08.2017.

5) установлено, что в нарушение п. 3.6. «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденного Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003г. №1/29, результаты проверки знаний требований охраны труда работников АО «Васильевский рудник» оформляются протоколами, не установленного образца (применяется Форма А.1 приложения А «ГОСТ 12.0.004-2015»). В протоколах заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда (АТЦ; ЦТМ; ТВСиК и др.) отсутствует графа «Подпись проверяемого» и личные подписи работников прошедших проверку знаний.

Нарушение является длящимся и выявленным Государственной инспекцией труда в Красноярском крае 14.08.2017.

6) в нарушение требований п.п. 2.3.1, 2.3.2 Порядка обучения, ст. 225 ТК РФ, руководители специалисты, инженерно-технические работники структурных подразделений АО «Васильевский рудник», осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ, прошли обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в комиссии АО «Васильевский рудник», а не в аккредитованной в установленном порядке обучающей организации.

Примерами тому: горные мастера (КОГР) ФИО13, ФИО14, ФИО15; механики по выпуску (АТЦ, ЦТМ) ФИО16, ФИО17, ФИО18; мастер (ЗИФ) ФИО19 и другие работники.

Нарушение является длящимся и выявленным Государственной инспекцией труда в Красноярском крае 15.08.2017.

7) в нарушение требований ст. 22 Трудового кодекса РФ, работники структурных подразделений (ГРП, ЦТМ) АО «Васильевский рудник» не ознакомлены под роспись с действующими в организации инструкциями по охране труда непосредственно связанными с их трудовой деятельностью. Например: машинисты буровой установки (ГРП) ФИО20, ФИО21, ФИО22 не ознакомлены с инструкцией по охране труда для машиниста (помощника машиниста) буровой установки №3-1; электрогазосварщики (ЦТМ) ФИО23, ФИО24, ФИО25 не ознакомлены с инструкцией по охране труда электрогазосварщика; оператор крана манипулятора (ЦТМ) ФИО26 не ознакомлен с инструкцией по охране труда оператора (машиниста) крана манипулятора и др.

Нарушение является длящимся и выявленным Государственной инспекцией труда в Красноярском крае 15.08.2017.

8) при осмотре и обследовании зданий, строений, сооружений расположенных на территории промплощадки АО «Васильевский рудник» установлено, что над въездными воротами в стояночные боксы цеха тяжелых машин (ЦТМ) не вывешены надписи (знаки) указывающие максимально допустимый по условиям безопасности габарит автотранспортного средства по высоте, чем нарушены требования п. 3.1.4 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РМ-027-2003, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 28 от 12.05.2003.

Нарушение является длящимся и выявленным Государственной инспекцией труда в Красноярском крае 14.08.2017.

9) в ходе проверки оборудования расположенного на производственном участке ремонтномеханического цеха (РМЦ) установлено, что работниками организации допускается эксплуатация станка токарной группы (модель 1К625Д инв. №27949 2006г.в.) без ограждения зажимного патрона, при необходимости легко отводимого при установке и снятии заготовок, не ограничивающего технологических возможностей станка. Нарушены п.п. 6.1.17., 6.2.4., 6.10.1.2 «Межотраслевых правил по охране труда при холодной обработке металлов ПОТ РМ-006-97».

Нарушение является длящимся и выявленным Государственной инспекцией труда в Красноярском крае 14.08.2017.

10) при анализе документов установлено, что работодатель не организовал ознакомление работников организации (электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (ЗИФ) ФИО27, водитель автомобиля (АТЦ) ФИО28, электрослесарь (ЦСиП) ФИО29 и др.) с картами специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись. Таким образом, работники не ознакомлены с условиями труда непосредственно связанными с их трудовой деятельностью, чем нарушены требования ст.ст. 22, 212 Трудового кодекса РФ.

Нарушение является длящимся и выявленным Государственной инспекцией труда в Красноярском крае 15.08.2017.

Не согласившись с принятым решением, генеральный директор АО «Васильевский рудник» ФИО1 обжаловал указанное постановление, просит изменить в части назначенного наказания (административный штраф в размере 70000 рублей на предупреждение) постановление от 18.08.2017 № 8-ПП/2017-1/200/343/28/7 в отношении АО «Васильевский рудник».

В жалобе указал, что нарушения, указанные в пунктах 1, 7, 8 и 9 устранены в ходе проверки. Касательно нарушения, указанного в п. 2 постановления, полагает, что отсутствие в личных карточках учета выдачи СИЗ указания на пол работника и его размер/рост не нарушает прав работника на получение необходимых средств индивидуальной защиты. Если в карточке учета будет проставлен 54-й размер одежды, а работнику подойдет 56-й, то работник получит тот размер, который ему подходит в момент получения, а не который указан в карточке учета. Закупка средств индивидуальной защиты производится на руднике, также исходя из фактического использования размеров одежды. Из карточки учета явно следует, что работники периодически, а также по сезону, получают необходимые средства индивидуальной защиты. Отсутствие в карточке учета СИЗ росписи руководителя также не нарушает прав работника на получение средств индивидуальной защиты.

Что касается нарушения, указанного в п. 3 постановления, АО «Васильевский рудник» фактически осуществлялась выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств по ведомостям, согласно которым можно установить все необходимые сведения о получателе соответствующих средств, об их наименовании и количестве, а также выдача фиксировалась под роспись работника.

Касательно нарушения, указанного в п. 4 постановления, в трудовых договорах не указаны нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств. Отсутствие данной нормы в трудовых договорах не приводит к нарушению прав работников, в связи с надлежащей (в установленном количестве и сроках) выдачей средств индивидуальной защиты работникам рудника, что подтверждается ведомостями выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств. Статья 57 ТК РФ не содержит указания на обязательное включение в условия трудового договора норм выдачи работнику смывающих и (или) обезвреживающих средств.

Касательно нарушения Васильевским рудником, указанного в п. 5 постановления, о том, что в Обществе проверка знаний требований охраны труда работников оформляется протоколами, но не по установленному образцу, в протоколе отсутствует подпись проверяемого работника, указал, что образец протокола взят из межгосударственного стандарта 12.0.004-2015, который также может быть применен работодателем. При этом факт проверки знаний по охране труда работников подтверждается подписями комиссии, а также удостоверениями, которые выданы работникам. Факт отсутствия подписи работника в протоколе не нарушает права работника, так как обязательство по проверке знаний в данной области осуществлены работодателем в полном объеме и не ставятся под сомнения. Формализм при определении события административного правонарушения не отвечает принципу законности и обоснованности вынесенного инспекцией постановления.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение, указанное в п. 6 постановления, о том, что руководители, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах прошли обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в комиссии АО Васильевский рудник, а не в аккредитованной в установленном порядке обучающей организации, истек. Так, исполнение обязанности о прохождении обучения по охране труда руководителей и специалистов - месяц после поступления на работу. ФИО16 принят на работу с 31.07.2015, ФИО17 с 19.06.2013, ФИО18 с 20.12.2013, ФИО30 с 13.10.2011, соответственно, днем совершения правонарушения является день по истечению месяца с даты поступления на работу. Остальные работники, с учетом специфики осуществления работ, приняты совсем недавно и нарушение срока исполнения данной обязанности не более чем на 1 месяц не влечет серьезных нарушений прав работников, при прохождении обучения в комиссии АО «Васильевский рудник».

Нарушение, указанное в п. 10 постановления о том, что работодатель не организовал ознакомление работников с картами специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись, по мнению подателя жалобы не порождает для работников неблагоприятных последствий. Условия труда работников отражены в трудовых договорах, в которых прописаны условия труда, в том числе гарантии и компенсации за работу в соответствующих условиях. Работники ФИО27, ФИО28 были ознакомлены с картами специальной оценки условий труда на рабочем месте при проведении проверки. Указанный инспекцией сотрудник ФИО29 не состоит в трудовых отношениях с заявителем, и ошибочно был включен в постановление.

Таким образом, инспекцией не были учтены смягчающие обстоятельства по делу, а именно до вынесения постановления заявителем добровольно прекращено противоправное поведение.

В судебное заседание представители Государственной инспекции труда в Красноярском крае, АО «Васильевский рудник» не явились, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Изучив представленные материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения постановления, не имеется.

Частью 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей, за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

На основании ст. 211 ТК РФ требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе, при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Как следует из материалов дела, в период с 14.08.2017 по 18.08.2017 государственным инспектором труда Красноярского края в АО «Васильевский рудник» была проведена плановая выездная проверка.

В ходе данной проверки были выявлены нарушения государственных нормативных требования охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ. Суд считает, что факт допущенных обществом нарушений установлен в ходе проверки.

1) В части нарушения работодателем ст. 230.1 Трудового кодекса РФ, п. 36 «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», утвержденного Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73, установлено, что:

Согласно ст. 230.1 Трудового кодекса РФ по окончании периода временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель (его представитель) обязан направить в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях - в территориальный орган соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, сообщение по установленной форме о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев на производстве.

В соответствии с п. 36 «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», утвержденного Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73 по окончании временной нетрудоспособности пострадавшего (по несчастным случаям со смертельным исходом - в течение месяца по завершению расследования) работодатель (его представитель) направляет в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях - в соответствующий территориальный орган федерального надзора, сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах по форме 8, предусмотренной приложением N 1 к настоящему постановлению.

Документом, подтверждающим период временной нетрудоспособности работника (пострадавшего), является листок нетрудоспособности (больничный лист). По завершению периода временной нетрудоспособности работник (пострадавший) предоставляет работодателю больничный лист, после чего приступает к работе. Следовательно, работодатель уведомлен об окончании периода временной нетрудоспособности работника (пострадавшего) и в соблюдение вышеуказанных требований, обязан направить в соответствующую государственную инспекцию труда сообщение о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах (Форма 8 «Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях», утвержденного Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73).

В данной Форме 8 излагается информация о реализации мероприятий по устранению причин несчастного случая. В случае не устранения работодателем причин несчастного случая, данный факт влечет за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работникам организации участвующим в его производственной деятельности.

18.08.2017 в адрес Государственной инспекции труда в Красноярском крае поступили сообщения о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах (вх. 6-6371-17 ПВ от 18.09.2017) в отношении ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 Но в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении юридического лица - АО «Васильевский рудник», данные документы представлены не были.

2) В части нарушения работодателем п. 13 «Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н (далее - Правила обеспечения), установлено, что:Согласно п. 13 Правил обеспечения работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.

Сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам.

Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящим Правилам.

На основании вышеуказанных требований работодатель в ходе обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, обязан применять карточки учета выдачи СИЗ установленного образца с заполнением всех разделов (пунктов) данного документа.

В ходе проведения проверки установлено, что в личных карточка учёта выдачи СИЗ работников организации (ФИО26, ФИО31, ФИО32 и др.) не отражены: личные данные работника (пол, рост, размер одежды), наименование СИЗ, пункт типовых норм, единица измерения, количество на год, а также отсутствует подпись руководителя структурного подразделения.

На основании ст. 221 Трудового кодекса РФ работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Согласно п. 5 Правил обеспечения предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее - типовые нормы), прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.

Таким образом, отсутствие личных данных работника (пол, рост, размер одежды), наименование СИЗ, пунктов типовых норм и другой информации в личных карточка учёта выдачи СИЗ, может привести к не своевременной, не полной, а также не соответствующей типовым нормам выдаче специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, что повлечет за собой нарушения трудовых прав работников организации.

В соответствии ст. 4.5. КоАП РФ на основании постановления Пленума Верховного Суда от 24.03.2005 № 5 длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Действующим законодательством не установлено требование о внесении вышеуказанных сведений в личные карточки работников в момент выдачи СИЗ.

Данное нарушение выявлено Государственной инспекцией труда в Красноярском крае 14.08.2017 и на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не устранено. Следовательно, данное нарушение является длящимся.

3) В части нарушения работодателем п. 24 приложения №2 Стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010г. №1122н (далее - Стандарт безопасности), установлено, что:

Согласно п. 24 Стандарта безопасности выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств должна фиксироваться под роспись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, образец которой предусмотрен приложением к Стандарту.

На основании вышеуказанных требований работодатель в ходе обеспечения работников смывающих и (или) обезвреживающих средств, обязан фиксироваться выдачу работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, в личных карточках учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств установленного образца.

В ходе проверки установлено, что выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств в организации осуществляется по ведомостям. Данный факт подтверждает, лишь то, что работники обеспечены смывающими и (или) обезвреживающими средствами. Но в нарушение Стандарта безопасности работодателем не ведётся надлежащий учёт и контроль за выдачей работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств.

4) В части нарушения работодателем п. 9 Стандарта безопасности, установлено:

В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно п. 24 Стандарта безопасности нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника, указываются в трудовом договоре работника.

В ходе проверки установлено, что в трудовых договорах работников АО «Васильевский рудник» (ФИО10, ФИО11, ФИО12 и др.), не указаны нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, соответствующие условиям труда на рабочем месте работника. Следовательно, работодателем нарушены вышеуказанные нормы.

Отсутствие по необъективным и неуважительным причинам в трудовом договоре обязательных условий, предусмотренных ст. 57 Трудового кодекса РФ и другими нормативными правовыми актами (в т.ч. о нормах выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств), ущемляет права работника, гарантированные государством (ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса РФ).

5) В части нарушения работодателем п. 3.6. «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утвержденного Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003г. №1/29 (далее - Порядка обучения), установлено:

Согласно п. 3.6. Порядка обучения результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению N 1 к Порядку. Данное требование является обязательным для исполнения работодателем.

В ходе проверки установлено, что результаты проверки знаний требований охраны труда работников АО «Васильевский рудник» оформляются протоколами Формы А.1 приложения А «ГОСТ 12.0.004-2015», в которых отсутствует графа «Подпись проверяемого» и личные подписи работников прошедших проверку знаний.

Межгосударственный стандарт «ГОСТ 12.0.004-2015» не отменяет иных, не установленных в нем специальных требований национального законодательства к порядку проведения обучения, инструктажа, подготовки и проверки знаний персонала, работающего на объектах, специфика которых требует установления специальных правил безопасности в соответствующих нормативных актах (п. 1.3 Настоящего стандарта).

Таким образом, работодатель обязан соблюдать требования Порядка обучения и в дополнение к нему может применять правила и рекомендации Межгосударственного стандарта «ГОСТ 12.0.004-2015».

Факт отсутствия в протоколе проверки знаний требований охраны труда личной подписи работников АО «Васильевский рудник», ставит под сомнение прохождения ими проверки знаний требований охраны труда.

В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

Следовательно, не соблюдение работодателем вышеуказанных требований, влечет за собой нарушение трудовых прав, а также возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работникам организации участвующим в его производственной деятельности.

6) В части нарушения работодателем п.п. 2.З.1., 2.3.2 Порядка обучения, ст. 225 Трудового кодекса РФ, установлено:

В ходе проверки выявлено, что руководители специалисты, инженерно-технические работники структурных подразделений АО «Васильевский рудник» (ФИО13, ФИО14, ФИО15; ФИО16, ФИО17, ФИО18; ФИО19 и др.), осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ, прошли обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в комиссии АО «Васильевский рудник», а не в аккредитованной в установленном порядке обучающей организации.

В своей Жалобе генеральный директор АО «Васильевский рудник» ФИО1 указывает на то, что днем совершения правонарушения является день по истечению месяца с даты поступления на работу.

Согласно п. 2.3.1. Порядка обучения руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

В соответствии с п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" было указано следующее: "...судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением".

В данном случае конкретный срок проведения работникам обучения по охране труда действующим законодательством не установлен.

Длящимся правонарушением следует признавать то, при котором противоправное деяние совершается непрерывно в течение продолжительного периода времени. Длящееся правонарушение начинается с момента совершения противоправного действия или противоправного бездействия, сопряжено с длительным невыполнением лицом возложенной на него законодательством обязанности и прекращается вследствие действий самого лица, направленных к прекращению правонарушения, или (что случается более часто) вмешательства уполномоченного государственного органа.

С момента трудоустройства, вышеуказанные должностные лица организации не проходили обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в аккредитованной в установленном порядке обучающей организации. Данное нарушение выявлено ходе проведения надзорных мероприятий Государственной инспекцией труда в Красноярском крае 15.08.2017.

Из вышеизложенного следует, что данное нарушение является длящимся.

7) В части нарушения работодателем ст. 22 Трудового кодекса РФ, установлено:

В ходе проверки установлено, что работники структурных подразделений АО «Васильевский рудник» (ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26) не ознакомлены под роспись с действующими в организации инструкциями по охране труда непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

В своей Жалобе генеральный директор АО «Васильевский рудник» ФИО1 указывает на то, что вышеуказанные работники 14.08.2017 и 17.08.2017 были ознакомлены под роспись с инструкциями.

В адрес Государственной инспекцией труда в Красноярском крае листы ознакомления работников с инструкциями по охране труда на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и в ходе проведения проверки не поступали.

Также в силу ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.

Следовательно, в случае не ознакомления работников организации с инструкциями по охране труда непосредственно связанными с их трудовой деятельностью и допуску к производству работ, работодатель не обеспечивает безопасность работников при эксплуатации оборудования, что влечет к возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью работника.

8) В части нарушения работодателем п. 3.1.4 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ РМ-027-2003, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 28 от 12.05.2003, установлено:

Данное нарушение было устранено в ходе проведения надзорных мероприятий (подтверждается записью в Акте проверки №8-ПП/2017-1 /200/343/28/2 от 18.08.2017). Данный факт учитывался в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении АО «Васильевский рудник».

9) В части нарушения работодателем п.п. 6.1.17., 6.2.4., 6.10.1.2 «Межотраслевых правил по охране труда при холодной обработке металлов ПОТ РМ-006-97», установлено:

Данное нарушение было устранено в ходе проведения надзорных мероприятий (подтверждается записью в Акте проверки №8-ПП/2017-1/200/343/28/2 от 18.08.2017). Данный факт учитывался в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении АО «Васильевский рудник».

10) В части нарушения работодателем ст.ст. 22, 212 Трудового кодекса РФ, установлено:

В ходе проверки, при анализе документов выявлено, что работодатель не организовал ознакомление работников организации (ФИО27, ФИО28, ФИО29 и др.) с картами специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись. Таким образом, работники не ознакомлены с условиями труда непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью;

На основании ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

В карте специальной оценки условий труда содержатся сведения об установленном классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах; гарантии и компенсации, предоставляемые работнику (работникам) и другая необходимая информация, связанная с его трудовой деятельностью.

Таким образом, не ознакомление работников с картами специальной оценки условий труда является прямым нарушением действующего законодательства, а также трудовых прав работников.

В своей Жалобе генеральный директор АО «Васильевский рудник» ФИО1 указывает на то, что вышеуказанные работники были ознакомлены с картами специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в ходе проверки.

В адрес Государственной инспекцией труда в Красноярском крае информация об устранении данного нарушения на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и в ходе проведения проверки не поступала.

В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Из вышеизложенного следует, что часть правонарушений допущенных юридическим лицом - АО «Васильевский рудник» влекут за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работникам организации участвующим в его производственной деятельности.

Следовательно, применить санкцию ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривающую вид наказание - предупреждение, которая является мерой административного наказания, выраженная в официальном порицании юридического лица, не допустимо.

По совокупности и характеру совершенных административных правонарушений юридическим лицом - АО «Васильевский рудник», при вынесении постановления №8-ПП/2017- 1/200/343/28/7, был назначен административный штраф в рамках санкции ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Факт совершения АО «Васильевский рудник» указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами:

- протоколом главного государственного инспектора труда от 18.08.2017 №8-ПП/2017-1/200/343/10 об административном правонарушении;

- актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 8-ПП/2017-1/200/343/28/6 от 18.08.2017 и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

АО «Васильевский рудник» обоснованно был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Постановление о привлечении виновного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено виновному лицу с учетом требований ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах, установленных законом.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену или изменение состоявшегося по делу акта, в ходе производства по настоящему делу не допущено.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

решил:

постановление государственного инспектора труда Красноярского края ФИО2 по делу об административном правонарушении от 18.08.2017 № 8-ПП/2017-1/200/343/28/7 о признании АО «Васильевский рудник» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу генерального директора АО «Васильевский рудник» ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Мотыгинский районный суд Красноярского края.

Федеральный судья И.М. Василькова