ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-21/2022 от 22.04.2022 Асбестовского городского суда (Свердловская область)

УИД 66RS0015-01-2022-000118-15 Дело № 12-21/2022

РЕШЕНИЕ

22 апреля 2022 года город Асбест

Судья Асбестовского городского суда Свердловской области Филимонов А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица Государственного автономного учреждения социального обслуживания Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения поселка Рефтинский» Калугиной Л. М. на постановление по делу об административном правонарушении главного Государственного санитарного врача по городу Асбест и Белоярскому району Брагиной Е.А. от 13.01.2022 о привлечении Государственного автономного учреждения социального обслуживания Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения поселка Рефтинский» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Согласно постановлению главного Государственного санитарного врача по городу Асбест и Белоярскому району от 13.01.2022, в 15:00 часов 25.10.2021 по результатам проведения плановой выездной проверки Государственного автономного учреждения социального обслуживания Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения поселка Рефтинский» (далее по тексту – ГАУСО СО «КЦСОН п. Рефтинский»), зарегистрированного по адресу: Свердловская область, п. Рефтинский, ул. Гагарина, 26, в действии (бездействии) юридического лица выявлено несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

В действиях юридического лица ГАУСО СО «КЦСОН п. Рефтинский», согласно постановлению, усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и за совершение данного правонарушения юридическому лицу назначено наказание в виде штрафа в размере 250 000 рублей.

Законный представитель юридического лица Калугина Л.М. обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы указала, что результаты проверки получены с нарушением закона, являются недопустимым доказательством, как и сам протокол об административном правонарушении. Кроме того, нарушен порядок привлечения юридического лица к административной ответственности, поскольку постановление по делу об административном правонарушении вынесено только 13.01.2022, то есть на 22 день после получения протокола об административном правонарушении (получен 22.12.2021) в нарушение требований ст. 29.6 КоАП РФ, предусматривающей рассмотрение дела в пятидневный срок со дня получения органом, должностным лицом протокола об административном правонарушении и других материалов. В дополнении к жалобе заявитель указала, что юридическому лицу необоснованно вменено нарушение п. 165 СанПин 2.1.3684-21 в части обращения с медицинскими отходами.

В судебном заседании защитник юридического лица Лоскутов И.В. жалобу поддержал, просил ее удовлетворить. Дополнительно пояснил, что на момент проверки площадка для установки мусоросборников фактически имелась

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Устюжанина Е.А. с жалобой не согласилась, указав, что постановление вынесено на основании результатов проведенной проверки, результаты которой юридическим лицом не оспаривались. Все данные указаны на основании представленных документов. На момент проведения проверки площадка для установки мусоросборников отсутствовала. Представленные фотографии с изображением баков для сборки мусора не свидетельствуют о соблюдении юридическим лицом требований санитарных правил об обустройстве такой площадки.

Судья, изучив доводы жалобы, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Частью 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федерального закона №52-ФЗ) закреплено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Статьей 11 Федерального закона №52-ФЗ предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно уставу ГАУСО СО «КЦСОН п. Рефтинский» является юридическим лицом (п. 5), которое предоставляет социальное обслуживание в полустационарной форме, в форме социального обслуживания на дому, в стационарной форме, включая оказание социально-бытовых услуг, социально-медицинских услуг, социально-психологических услуг, социально-педагогических услуг, социально-трудовых услуг, социально-правовых услуг, услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, срочных социальных услуг (п. 12).

Из представленных суду материалов следует, что уполномоченным должностным лицом в отношении юридического лица ГАУСО СО «КЦСОН п. Рефтинский» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также вынесено постановление по делу об административном правонарушении (о назначении административного наказания) 13.01.2022 № 03-01/3.

Основанием для составления протокола и вынесения постановления послужили письменные результаты плановой выездной проверки, проведенной на основании решения Главного государственного санитарного врача по городу Асбест и Белоярскому району Свердловской области Брагиной Е.А. от 08.10.2021 № 66-03-06/06-16873-2021. С указанным решением ознакомлена законный представитель юридического лица ГАУСО СО «КЦСОН п. Рефтинский» Калугина Л.М. 08.10.2021.

В ходе проведения проверки был составлен протокол осмотра от 13.10.2021, а по результатам проверки акт плановой выездной проверки от 25.10.2021, согласно которому выявлены следующие нарушения:

в отделении временного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов (ОВП) по адресу: Свердловская область, п. Рефтинский, ул. Гагарина, 26, в том числе, установлено, что на территории организации не оборудована (отсутствует) площадка с твердым покрытием и устройством ограждения для установки мусоросборника, что является нарушением п. 9.6 СП 2.1.3678-20;

в отделении временного приюта по адресу: Свердловская область, п.Рефтинский, ул. Гагарина, 29А, в том числе, установлено, что согласно представленной Схеме обращения с медицинскими отходами, в учреждении образуются медицинские отходы класса Б – использованный перевязочный материал, различные виды перчаток, использованные средства индивидуальной защиты (в т.ч. одноразовые халаты, маски, шапочки, фартуки) – около 5 кг. в месяц, длительность временного хранения – не более 24 часов. Согласно представленным актам выполненных работ вывоз медицинских отходов класса Б в 2020 году и в период с января по сентябрь 2021 года осуществлялся 1 раз в месяц. Поскольку указанные виды отходов образуются ежедневно, хранение (накопление) необеззараженных медицинских отходов класса Б осуществляется в холодильнике более 7 суток, а не 24 часа как предусмотрено в Схеме обращения с медицинским отходами. Сбор и хранение необеззараженных отходов класса Б выполняется юридическим лицом не в соответствии с разработанной Схемой обращения с отходами, что является нарушением п. п. 201, 165 СанПиН 2.1.3684-21.

Выявленные нарушения подтверждаются решением о проведении плановой выездной проверки от 11.10.2021, протоколом осмотра территории, помещения от 13.10.2021 с фототаблицей, экспертным заключением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» №66-20-003/15-1533-2021 от 25.10.2021, схемой обращения с отходами ГАУСО СО «КЦСОН п. Рефтинский», публичным договором №355076 от 01.01.2021, заключенным между ЕМУП «Спецавтобаза» и ГАУСО СО «КЦСОН п.Рефтинский» на оказание услуг по обращению с ТКО, актами выполненных работ между ГАУСО СО «КЦСОН п. Рефтинский» и ЕМУП «Спецавтобаза», договором №220/20 от 01.01.2020, заключенным между ООО «Энерго» и ГАУСО СО «КЦСОН п.Рефтинский» по сбору, транспорттировке, термическому уничтожению опасных медицинских отходов класса «Б», «В», актами выполненных работ между ГАУСО СО «КЦСОН п. Рефтинский» и ООО «ЭНЕРГО».

В соответствии с п. 3 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

В соответствии с п. 165 СанПиН 2.1.3684-21 сбор, хранение, перемещение отходов на территории организации, обеззараживание (обезвреживание) и вывоз отходов следует выполнять в соответствии с утвержденной Схемой.

Согласно п. 201 СанПиН 2.1.3684-21 хранение (накопление) более 24 часов необеззараженных медицинских отходов класса Б и В осуществляется в холодильных шкафах не более 7 суток или в морозильных камерах - до одного месяца с начала момента накопления отходов.

Указанные санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (п. 1 СанПиН 2.1.3684-21).

Поскольку ГАУСО СО «КЦСОН п. Рефтинский» осуществляет деятельность по предоставлению социального обслуживания населения по месту своей регистрации по адресу: Свердловская область, п. Рефтинский, ул. Гагарина, д. 26, а также по месту нахождения своих объектов: Отделения временного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов (ОВП) по адресу: Свердловская область, п. Рефтинский, ул. Гагарина, д. 26; Отделения профилактики безназдорности несовершеннолетних (ОПБН) по адресу: Свердловская область, п. Рефтинский, ул. Гагарина, д. 29А; Отделения временного приюта по адресу: Свердловская область, п. Рефтинский, ул. Гагарина, д. 29А, то именно на указанное юридическое лицо возложена обязанность по соблюдению санитарных правил и норм.

Должностное лицо обоснованно пришло к выводу о виновности ГАУСО СО «КЦСОН п. Рефтинский» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы о том, что результаты проверки получены с нарушением закона, в частности в нарушением п.п. 68, 90 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1100 «О федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре)», опровергаются представленными материалами, в частности, протоколом осмотра от 13.10.2021, в котором зафиксированы сведения о совершении фотосъемки, о технических средствах, используемых для проведения фотосъемки, на фотографиях отражены дата, времена и место их проведения; акт плановой выездной проверки имеет ссылки на протокол осмотра и фотоматериалы.

Судом учитывается, что при осмотре территории и помещений юридического лица участвовал представитель юридического лица, участвующий в суде в качестве защитника. При этом каких-либо замечаний, заявлений в ходе, либо по окончании осмотра от указанного лица не поступало, сведения о наличии площадки для установки мусоросборников не предоставлялись. С актом плановой выездной проверки законный представитель юридического лица была ознакомлены в день его составления, замечаний к нему также не имела.

Представленные в судебном заседании защитником юридического лица в подтверждение наличия на территории учреждения площадки для установки мусоросборников фотографии судом не признаются допустимым доказательством. Во-первых, указанная площадка не соответствует требованиям СанПиН 2.1.3684-21, так как имеющееся ограждение явно не обеспечивает предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Во-вторых, юридическим лицом на запрос суда не были предоставлены никакие документы, касающиеся оборудования площадки для установки мусоросборников, также как и документы о приобретении мусоросборников. В-третьих, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, опровергла в судебном заседании пояснения защитника юридического лица, указав о том, что на момент проверки не было установлено, что какой-либо участок территории организации использовался в качестве площадки для установки мусоросборников, контейнеры для сбора мусора отсутствовали. Кроме того, в судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, предоставила документы, в соответствии с которыми участок территории, где согласно фотографиям установлены мусоросборники, не соответствует тому участку, который согласовывался для установки площадки.

Пояснения защитника юридического лица о выполнении юридическим лицом требований п.201 СанПиН 2.1.3684-21, ничем не подтверждаются, соответствующих доказательств этому в деле не имеется.

Доводы жалобы о составлении протокола об административном правонарушении с нарушением срока, предусмотренного ч. 1 ст. 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не влияет на обоснованность привлечения к административной ответственности. Сроки, установленные данной нормой, не являются пресекательными, их нарушение не является существенным процессуальным нарушением.

Назначенное административное наказание соответствует санкции статьи, требованиям ст. ст. 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является минимальным.

Оснований для признания правонарушения малозначительным или назначения наказания ниже низшего предела должностное лицо не усмотрело, что также учитывается судьей, поскольку данное правонарушение создало риск возникновения и распространения опасных для жизни и здоровья человека заболеваний.

На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление главного Государственного санитарного врача по городу Асбест и Белоярскому району Брагиной Е.А. от 13.01.2022 о привлечении Государственного автономного учреждения социального обслуживания Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения поселка Рефтинский» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу законного представителя юридического лица Государственного автономного учреждения социального обслуживания Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения поселка Рефтинский» Калугиной Л.М. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в Свердловский областной суд через Асбестовский городской суд.

Судья А.С. Филимонов