ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-228/20 от 23.07.2020 Индустриального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело №12-228/2020

РЕШЕНИЕ

23 июля 2020 года город Барнаул

Судья Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края Жидких Н.А., рассмотрев жалобу директора ООО «АзияТрейд» - ФИО1 на постановление должностного лица - начальника Алтайской таможни ФИО2 от 19.12.2019 №10605000-2755/2019, которым директор ООО «АзияТрейд» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением должностного лица - начальника Алтайской таможни ФИО2 от 19.12.2019 №10605000-2755/2019 должностное лицо - директор ООО «АзияТрейд» - ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Директором ООО «АзияТрейд» ФИО1 подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанного постановления должностного лица в связи с отсутствиям в действиях директора общества состава административного правонарушения.

В обоснование доводов жалобы указано, что ООО «Азия Трейд» в октябре 2019 года во исполнение договора поставки от 08.02.2019 №1/19, заключенного с ИП ФИО3, осуществило поставку товара с территории Российской Федерации на территорию Республики Казахстан. 13.11.2019 в последний день срока общество заполнило статистическую форму учета перемещения товаров с системным номером 1300191113-13100091 и направило ее в Алтайскую таможню 13.11.2019 путем отправления формы на бумажном носителе в соответствующий ящик, расположенный в здании Алтайской таможни. 18.11.2019 ООО «Азия Трейд» было получено уведомление о том, что указанная статистическая форма была зарегистрирована 18.11.2019 в 00:00:00 под регистрационным номером: 10605000/181119/С326584. В ходе проведения проверки статистической формы таможней установлено нарушение пункта 7 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, выразившееся в том, что статистическая форма за отчетный период - октябрь 2019 года с системным номером 1300191113-13100091 была направлена обществом с нарушением срока представления на 3 рабочих дня, а именно 18.11.2019. Данные обстоятельства послужили основанием для составления 06.12.2019 в отношении директора общества ФИО1 протокола об административном правонарушении по ч.2 ст.19.7.13 КоАП РФ.

19.12.2019 Алтайской таможней вынесено постановление о назначении административного наказания ФИО1 за совершение административного правонарушения по ч.2 ст.19.7.13 КоАП РФ.

При рассмотрении факта совершения административного правонарушения и составлении протокола от 06.12.2019 №10505000-2755/2019 ФИО1 представила пояснения, согласно которым статистическая форма с системным номером 1300191113-13100091 была составлена и представлена именно 13.11.2019 на бумажных носителях, которые были доставлены водителем в Алтайскую таможню <адрес>) в ящик на проходной. При попытке заполнить формы 11.11.2019 и 12.11.2019 руководитель ООО «АзияТрейд» не смогла зайти на сайт ФТС России, сайт не был доступен. Также при рассмотрении дела об административном правонарушении 19.12.2019 ФИО1 были поданы соответствующие возражения.

Кроме того, податель жалобы ссылается на то, что факт заполнения статистической формы именно 13.11.2019 подтверждается имеющейся в нем отметкой, которая проставляется программным обеспечением автоматически и не может быть изменена вручную заинтересованным лицом.

Регистрация статистической формы в реестрах таможенного органа не входит в компетенцию ООО «АзияТрейд», а дата соответствующей регистрации не зависит от воли лица, предоставляющего статистическую форму. Согласно полученному уведомлению регистрация статистической формы была осуществлена только 18.11.2019 (понедельник) в 0:00:00 часов, то есть в ночь с воскресенья на понедельник.

Податель жалобы полагает, что фактически регистрация статистической формы не могла быть осуществлена сотрудниками Алтайской таможни в указанное время, так как оно являлось нерабочим. Считает, что статистическая форма была зарегистрирована только 18.11.2019 в связи с наличием системной ошибки программного обеспечения. Между тем, такие ошибки не могут вменяться в вину лицу, предоставляющему статистическую форму.

Кроме того, считает, что, исходя из представленных доказательств, имеющих значение для дела, невозможно установить, когда именно была представлена спорная статистическая форма.

В связи с несовершенством процедуры приема документов на представленной статистической форме отсутствует отметка о приеме и регистрации формы в день ее сдачи - 13.11.2019. При этом довод таможенного органа о том, что статистическая форма фактически была представлена только 18.11.2019, не может быть принят во внимание, так как время регистрации статистической формы 0:00:00 часов вызывает неустранимые сомнения в действительности регистрации указанной формы 18.11.2019.

Податель жалобы полагает, что в связи с недоказанностью представления ООО «АзияТрейд» статистической формы именно 18.11.2019, то есть с нарушением срока, в действиях директора ФИО1 отсутствует объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.7.13 КоАП РФ.

В связи с имеющимися неустранимыми сомнениями в дате представления спорной статистической формы в таможенный орган ФИО1 считает, что ее вина в нарушении обязанности по представлению статистической формы и объективная сторона правонарушения не являются доказанными, следовательно, отсутствует состав вмененного административного правонарушения.

Кроме того, заявитель ссылается на малозначительность совершенного правонарушения (ст.2.9 КоАП РФ), поскольку вмененное ему правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подана в срок, предусмотренный ст.30.3 КоАП РФ.

Директор ООО «АзияТрейд» ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще. В предыдущем судебном заседании от 18.06.2020 поддержала доводы жалобы.

Защитник ФИО1 - Караваева Е.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, просила рассмотреть жалобу в ее отсутствие. В предыдущем судебном заседании от 18.06.2020 поддержала доводы жалобы.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, начальник Алтайской таможни ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Представитель Алтайской таможни ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, представила письменный отзыв и возражения с ходатайством, в которых просила оставить обжалуемое постановление без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, рассмотреть жалобу в ее отсутствие.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО5 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в предыдущем судебном заседании от 18.06.2020 оставил на усмотрение суда наличие оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ в рамках настоящего дела, впоследствии представил заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие, письменно пояснил, что совершенное директором ООО «АзияТрейд» - ФИО1 административное правонарушение представляет общественную опасность для охраняемых законом общественных интересов, посягает на установленный государством порядок правоотношений в сфере представления статистической отчетности,при этом, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторонаправонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

В силу положений ч.1 ст.19.7.13 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей (ч.2 ст.19.7.13 КоАП РФ).

При рассмотрении жалобы установлено, что директором ООО «АзияТрейд» является ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, приказом от 09.07.2014 №1.

08.02.2019 между ООО АзияТрейд», в лице директора ФИО1, и ИП ФИО3 заключен договор поставки товара №1/19.

В силу указанного договора ООО «АзияТрейд» в октябре 2019 года осуществляло вывоз товаров в Республику Казахстан.

Указанные обстоятельства подтверждается копиями документов, свидетельствующих о поставке товара с территории Российской Федерации в Республику Казахстан: договором поставки от 08.02.2019 №1/19, счет-фактурами от 04.10.2019 №№ 193,194, от 25.10.2019 №№207,208 товарно-транспортными накладными от 04.10.2019 №№ 611,614, от 25.10.2019 №662, международными товарно-транспортными накладными от 04.10.2019, от 25.10.2019 и не оспаривается участниками по делу.

Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон №311- ФЗ) российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или грузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения указанными товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров.

Аналогичное требование установлено Правилами ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2015 №1329 (далее - Правила).

Так, согласно пункту 5 Правил российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, использования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременнои безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения.

При этом в силу пункта 5 Правил таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.

В соответствии с пунктом 10 Правил непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 7 Правил статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.

Таким образом, статистическая форма за отчетный период (октябрь 2019 года) в таможенный орган должна была быть представлена обществом до 13.11.2019 включительно.

Между тем, статистическая форма с системным номером 10605000/181119/С326584 представлена в Алтайскую таможню нарочно 18.11.2019, то есть с нарушением срока, установленного п.7 вышеприведенных Правил.

Статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Совершение заявителем вмененного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении 06.12.2019, копией статистической формы и иными материалами дела в совокупности.

Административным органом установлено, что ранее директор общества привлекался к административной ответственности за совершение однородных правонарушений по ч.1 ст.19.7.13 КоАП РФ, по которым не истек один год со дня окончания исполнения данных постановлений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (дела об административном правонарушении №10605000-1347/2019, №10605000-1348/2019, №10605000-1349/2019, №10605000-1350/2019,10605000-1351/2019, №10605000-1352/2019, №10605000-1353/2019, №1060500-1354/2019, №10605000-1355/2019, №10605000-1356/2019, №10605000-1357/2019, №10605000-1358/2019, №10605000-1359/2019, постановления о назначении наказания по ним вынесены 20.06.2019, вступили в законную силу 09.07.2019), то есть в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3, статьи 4.6 КоАП РФ директор общества совершил административное правонарушение повторно.

Учитывая изложенное и принимая во внимание вышеприведенные данные,содержащиеся в представленных в материалы дела доказательствах, суд считает обоснованным вывод административного органа о доказанности наличия в действиях директора общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.7.13 КоАП РФ.

Довод жалобы относительно того, что данная статистическая форма в установленный законодательство срок (13.11.2019) опущена в соответствующий ящик судом не принимается, поскольку не подтвержден документально, и опровергнут реестрами выемки корреспонденции от 13.11.2019, 14.11.2019, 18.11.2019, представленными таможенным органом.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Доказательств, свидетельствующих о том, что директор общества принял все зависящие от него меры по соблюдению Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза в материалы дела не представлено. Доказательств невозможности соблюдения директором общества приведенных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Таким образом, поскольку из материалов дела достоверно следует, что диретор общества допустил несвоевременное предоставление статистической формы учета перемещения товаров, принимая во внимание представленные в материалы дела доказательства суд приходит к выводу о наличии в действиях директора общества состава административного правонарушения, предусмотренного о ч.2 ст.19.7.13 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении от 06.12.2019 в отношении директораобщества составлен уполномоченным лицом таможенного органа в пределах предоставленных законом полномочий; его содержание соответствует требованиям, предусмотренным статьей 28.2 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении от 19.12.2019 №10605000-2755/2019 вынесено административным органом в рамках предоставленных полномочий, размер административного штрафа определен с учетом степени вины, в пределах санкции, установленной ч.2 ст.19.7.13 КоАП РФ.

Обо всех процессуальных действиях в ходе дела об административном правонарушении лицо, привлекаемое к ответственности, было надлежащим образом извещено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.

Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, судом не установлено.

Вместе с тем, исходя из конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что данное правонарушение может быть квалифицировано в качестве малозначительного в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ.

Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Оценив характер совершенного директором общества административного правонарушения, принимая во внимание то, что несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров не причинило экономического ущерба интересам государства, правам и интересам граждан, а также то, что пропуск срока представления статистической формы является незначительным (3 рабочих дня), суд приходит к выводу об отсутствии в действиях привлекаемого лица признаков пренебрежительного отношения к исполнению возложенных на него действующим законодательством обязанностей и каких-либо негативных и общественно опасных последствий совершенного административного правонарушения.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным применить к данным отношениям положения ст.2.9 КоАП РФ, в связи с чем производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление должностного лица - начальника Алтайской таможни ФИО2 от 19.12.2019 №10605000-2755/2019 по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «АзияТрейд» - ФИО1 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, жалобу директора ООО «АзияТрейд» ФИО1 - удовлетворить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение десяти дней со дня получения его копии через Индустриальный районный суд г.Барнаула Алтайского края.

Судья Н.А. Жидких

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>

<адрес>а