К делу № 12-229/2020
УИД: 23RS0003-01-2020-005077-09
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
29 сентября 2020 года город-курорт Анапа
Судья Анапского городского суда Краснодарского края Карпенко О.Н.,
при секретаре Мосоян М.М.,
с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности - ФИО1 – ФИО2, действующего на основании доверенности от 17.09.2020г., представителя административной комиссии муниципального образования город-курорт Анапа ФИО3, действующей на основании доверенности № от 24.08.2020г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании незаконным постановленияадминистративной комиссии муниципального образования город-курорт Анапа № от 05.08.2020г. по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением административной комиссии муниципального образования город-курорт Анапа № от 05.08.2020г. по делу об административном правонарушении ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.3.8 Закона Краснодарского края «Об административных правонарушениях» и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 руб.
ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит признать незаконным постановление административной комиссии муниципального образования город-курорт Анапа № от 05.08.2020г. по делу об административном правонарушении, производство по делу об административном правонарушении №851 от 23.07.2020г. в отношении ФИО1 прекратить по основаниям п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы указал, что 23.07.2020г. главным специалистом управления торговли и потребительского рынка администрации МО город-курорт Анапа ФИО4 составлен протокол № об административном правонарушении, из которого следует, что ФИО1 23.07.2020г. в 19.00 час. по адресу: <...> осуществлял мелкорозничную торговлю мороженным в непредусмотренном месте, чем нарушил требования ч.1 ст.3.8 Закона Краснодарского края от 23.07.2003г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях».
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №851 от 23.07.2020г., Административная комиссия МО город-курорт Анапа вынесла постановление от 05.08.2020г. №, которым ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.3.8 Закона Краснодарского края от 23.07.2003г. № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» с назначением административного наказания в виде 4 000 рублей штрафа. Указанное постановление 11.08.2020г. выслано по почте в адрес заявителя и получено им 15.08.2020г., что подтверждается почтовым конвертом.
С указанным постановлением ФИО1 не согласен в связи с тем, что из протокола об административном правонарушении № и постановления № № следует, что спорный киоск по торговле мороженным расположен по адресу: <...>. Однако указанное обстоятельство не соответствует действительности и опровергается фотоматериалами, поскольку в действительности нестационарное торговое место расположено и располагается на территории земельного участка по адресу: <...>, а киоск с мороженым примыкает к зданию отеля «Роял». Земельный участок по адресу: <...> имеет кадастровый номер № и принадлежит ФИО1 на праве собственности.
Из материалов дела следует, что ФИО1 на земельном участке по адресу: <...>, осуществлял мелкорозничную торговлю (мороженное) в непредусмотренном месте, торговля им осуществлялась с некапитального нестационарного объекта, однако указанный объект в силу положений ст.130 ГК РФ не относятся к недвижимому имуществу.
Требования к размещению собственником земельного участка некапитальных объектов на принадлежащем ему земельном участке нормы земельного законодательства не содержат.
Кроме того, ФИО1 считает, что в постановлении административного органа сведения, касающиеся объективной стороны вменяемого ему правонарушения, не конкретизированы: не приведена норма федерального закона или иного нормативного акта, устанавливающая места для торговли и требования по их размещению, не отражены акты органа местного самоуправления, содержащие требования по размещению нестационарных торговых мест, на приведены нормы права, запрещающие осуществление торговли на земельных участках, находящихся в частной собственности.
При таких обстоятельствах заявитель полагает, что постановление по делу об административном правонарушении №1221 от 05.08.2020г. подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению.
В судебном заседании представитель лица, привлекаемого к административной ответственности - ФИО1 – ФИО2, действующий на основании доверенности, доводы, изложенные в жалобе, поддержал, просил жалобу удовлетворить.
Представителя административной комиссии муниципального образования город-курорт Анапа ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила постановление административной комиссии МО город-курорт Анапа №1221 от 05.08.2020г. по делу об административном правонарушении ФИО1 о привлечении его к административной ответственности по ч.1 ст.3.8. Закона Краснодарского края «Об административных правонарушениях» и назначении наказания - оставить без изменения, производство по делу об административном правонарушении № 851 от 23.07.2020г. в отношении ФИО1– оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Выслушав участников процесса, огласив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ судья проверяет дело в полном объеме. Принимая решение по делу об административном правонарушении, судья должен выяснить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Выяснение таких обстоятельств является обязанностью судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении.
Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии со ст.24.1. КоАП задачами производству по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч.1 ст.1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч.1 ст.1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится в том числе установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об-административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или настоящим Законом установлена административная ответственность (ст.1.2 Закона Краснодарского края «Об административных правонарушениях» от 23.07.2003г. №608-КЗ).
Частью 1 ст.3.8 Закона Краснодарского края «Об административных правонарушениях» от 23.07.2003г. №608-КЗ предусмотрена административная ответственность граждан в виде административного штрафа в размере четырех тысяч рублей за мелкорозничную торговлю в местах, не предусмотренных для размещения и функционирования объектов мелкорозничной торговли.
Судом установлено, что административной комиссией МО г.-к.Анапа выявлено правонарушение, совершенное ФИО1 23.07.2020г. в 19.00 час. в г.Анапа, которое предусмотрено ч.1 ст.3.8 Закона Краснодарского края «Об административных правонарушениях» от 23.07.2003г. №608-КЗ, то есть осуществление мелкорозничной торговли мороженым в месте, не предусмотренном для размещения и функционирования мелкорозничной торговли, а именно на земельном участке, расположенном вблизи д.3б по ул.Гребенская, отель «Роял», что специалистом управления торговли и потребительского рынка администрации МО город-курорт Анапа ФИО4 отражено в протоколе №00851 об административном правонарушении от 23.07.2020г.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №851 от 23.07.2020г., административная комиссия МО город-курорт Анапа вынесла постановление от 05.08.2020г. №1221, которым ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.3.8 Закона Краснодарского края от 23.07.2003г. №608-КЗ «Об административных правонарушениях» с назначением административного наказания в виде 4 000 рублей штрафа.
Указанное постановление в адрес ФИО1 выслано по почте 11.08.2020г. и получено им 15.08.2020г., что подтверждается почтовым конвертом.
Как видно из материалов дела, на основании свидетельства о государственной регистрации права от 22.11.2013г. № ФИО5 на праве собственности принадлежит земельный участок – категория земель: земли населенных пунктов - для размещения гостиницы, площадь 372 кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу: <...>, о чем 18.09.2009г. в ЕГРН сделана запись регистрации № №.
На вышеуказанном земельном участке по данному адресу расположено нежилое здание - отель «Роял», общей площадью 1 192,3 кв.м., этажностью 4, которое согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22.11.2013г. серии 23№ также принадлежит на праве собственности ФИО5, о чем 21.11.2013г. в ЕГРН сделана запись регистрации № №.
К зданию отеля «Роял», расположенному по адресу: <...>, примыкает киоск с мороженым.
Таким образом, судом установлено, что земельный участок, на котором осуществлялась торговля, находится в частной собственности заявителя. При этом торговля ФИО1 осуществлялась с некапитального нестационарного объекта, однако указанный объект в силу положений ст.130 ГК РФ не относятся к недвижимому имуществу.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 28.12.2009г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».Согласно частям 1, 3 статьи 10 указанного Федерального закона размещение нестационарныхторговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Законом Краснодарского края от 31.05.2005г. № 879-КЗ «О государственной политике Краснодарского края в сфере торговой деятельности» разработан «Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов - на территории Краснодарского края», утвержденный постановлением Главы администрации (губернатором) Краснодарского края от 11.11.2014г. № 1249.
Постановлением администрации МО город-курорт Анапа от 24.04.2017г. № 1360 «О внесении изменения в постановление администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 04.02.2015г. № 392 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город-курорт Анапа»утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории МО город-курорт Анапа.Из преамбулы указанного Постановления № 1360 следует, что оно издано в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской федерации», Законом Краснодарского края от 31.05.2005г. № 879-КЗ «О государственной политике Краснодарского края в сфере торговой деятельности» и постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.11.2014г. №1249 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Краснодарского края».
В соответствии с ч.7 ст.10 Федерального закона от 28.12.2009г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.
Согласно абз.1 п.1.4. Порядка № 1249 требования, установленные Порядком, не распространяются на отношения, связанные с размещением и использованием нестационарных торговых объектов в стационарных торговых объектах, в иных зданиях, строениях, сооружениях или на земельных участках, находящихся в частной собственности.
При этом органом местного самоуправления не была утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в частной собственности, по согласованию с собственником соответствующего имущества.
В соответствии с п.1 ст.260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залогили сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст.209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.
В силу п.2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст.129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (п.3 ст.209 ГК РФ).
Согласно ч.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (п.2), осуществлять другие права на использование земельного, участка, предусмотренные законодательством (п.4).
В силу ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Вместе с тем, нормы земельного законодательства не содержат требований к размещению собственником земельного участка некапитальных объектов на принадлежащем ФИО1 земельном участке.
В соответствии со ст.1 ГрК РФ некапитальные нестационарные объекты мелкорозничной торговли не являются объектами капитального строительства, возведение которых регламентируется градостроительным законодательством.
ФИО1 на земельном участке, расположенном по адресу: <...>, осуществлял мелкорозничную торговлю (мороженное) в непредусмотренном месте, и торговля им осуществлялась с некапитального нестационарного объекта, однако указанный объект в силу положений ст.130 ГК РФ не относятся к недвижимому имуществу.
Согласно выписки из протокола №17 от 06.06.2016г. заседания комиссии по вопросам соблюдения организациями потребительской сферы требований законодательства Российской Федерации на территории МО город-курорт Анапа торговый объект - киоск для реализации мороженного, расположенный по адресу <...>, отель «Роял» на основании заявления ФИО5 был включен в дислокацию нестационарных торговых объектов, объектов по предоставлению услуг расположенных на территории МО город-курорт Анапа.
Доказательств, подтверждающих размещение нестационарного объекта торговли и осуществление мелкорозничной торговли заявителем ФИО1 на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности на территории Краснодарского края, а не на в частной собственности, суду не представлено.
Таким образом, наличие в деянии ФИО1 состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 3.8 Закона Краснодарского края №608-КЗ, в судебном заседании не доказано.
В силу ст.29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным, в нем должны быть указаны все обстоятельства, установленные при его рассмотрении. Тем самым данные нормы гарантируют права участников производства по делам об административных правонарушениях и выполнение задач данного производства (ст.24.1 названного Кодекса).
Диспозиция ч.1 ст.3.8 Закона Краснодарского края от 23.07.2003г. №608-КЗ «Об административных правонарушениях» является отсылочной (бланкетной) к иным нормам действующего законодательства РФ, нормативных актов Краснодарского края и администрации МО город-курорт Анапа, в случае выявления фактов нарушения которых данные нормы должны быть приведены в постановлении о привлечении к административной ответственности, в противном случае описание события вменяемого административного правонарушения нельзя признать полностью соответствующим требованиям названного Кодекса.
Вместе с тем судом установлено, что в постановлении административной комиссии МО город-курорт Анапасведения, касающиеся объективной стороны вменяемого заявителю административного правонарушения, не конкретизированы: не приведена норма федерального закона или иного нормативного акта, устанавливающая места для торговли и требования по их размещению, не отражены акты органа местного самоуправления, содержащие требования по размещения нестационарных торговых мест, на приведены нормы права, запрещающие осуществление торговли на земельных участках, находящихся в частной собственности.
В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения. Виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, а также иными документами и показаниями специальных технических средств.
В соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, событие административного правонарушения, статья названного Кодекса или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Исходя из положений КоАП РФ протоколоб административном правонарушении является процессуальным документом, в котором фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, выходить за пределы которого недопустимо.
Вместе с тем, в протоколе № об административном правонарушении, составленном 23.07.2020г. главным специалистом управления торговли и потребительского рынка администрации МО город-курорт Анапа ФИО4, указано, что ФИО1 23.07.2020г. в 19.00 час. по адресу: <...> осуществлял мелкорозничную торговлю мороженным в непредусмотренном месте, чем нарушил требования ч. 1 ст. 3.8 Закона Краснодарского края от 23.07.2003г. №608-КЗ «Об административных правонарушениях», однако норма федеральногозакона или иного нормативного акта,устанавливающая места для торговли и требования по их размещению, не указана, акты органа местного самоуправления, содержащие требования по размещения нестационарных торговых мест, не отражены, нормы права, запрещающие осуществление торговли на земельных участках, находящихся в частной собственности, не приведены.
В соответствии с ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Анализируя приведенные факты, суд полагает, что при таких обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении № от 05.08.2020г., вынесенное административной комиссией МО город-курорт Анапа в отношении ФИО1 по ч.1 ст.3.8 Закона Краснодарского края от 23.07.2003г. №608-КЗ «Об административных правонарушениях», подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению.
Пунктом 1 ст.30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В связи с этим постановление административной комиссии МО город-курорт Анапа № от 05.08.2020г. по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 – подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении № от 23.07.2020г. - прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.1-ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении административной комиссии муниципального образования город-курорт Анапа – удовлетворить.
Постановление по делу об административном правонарушении административной комиссии муниципального образования город-курорт Анапа № от 05.08.2020г. в отношении ФИО1 по ч.1 ст.3.8 Закона Краснодарского края «Об административных правонарушениях» – отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения (п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ).
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Анапский городской суд Краснодарского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения суда.
Председательствующий: